О программе формирования подразделений базовой патрульной авиации ВМС Турецкой Республики

Обеспечение национальной безопасности в территориальных водах и исключительной экономической зоне страны является одной из ключевых задач современных ВМС, которые используют для этого самолеты базовой патрульной авиации (БПА), позволяющие на высокой скорости осматривать морские районы значительной площади. Второй основной задачей подобных летательных аппаратов является ведение разведки и обнаружение подводных лодок вероятного противника при помощи различных штатных средств, а также борьба с ними при помощи легких авиационных торпед и глубинных бомб.

Как известно Турецкая Республика является ключевым приморским государством на Ближнем Востоке, поскольку обладает несколькими достаточно современными портами на побережье Средиземного, Эгейского, Черного и Мраморного морей, которые позволяют обрабатывать значительные объемы грузов. Обеспечение неприкосновенности территориальных вод Турции является одной из ключевых задач подразделений базовой патрульной авиации национальных ВМС, на вооружении которых приняты турбовинтовые двухдвигательные самолеты CN-235МРА и  ATR-72-600. Первые самолеты выпускает испано-индонезийское совместное предприятие CASA, а вторые франко-итальянское ATR.

Патрульные самолеты CN-235МРА  были приобретены в рамках национальной программы повышения боевых возможностей ВМС Турции под обозначением Meltem II, а второй тип летательных аппаратов в количестве шести единиц был приобретен у компании Alenia Aermacchi (в настоящее время компания выкуплена Leonardo Defense) за 219 млн долл. США в рамках программы Meltem III, которую санкционировал Подсекретариат по оборонной промышленности Турции. Как известно, средняя стоимость нового пассажирского самолета ATR-72-600 варьируется от 21,9 до 25,4 млн долл. США за единицу.

Следует отметить, что за указанную сумму турецкие военные получили не только шесть противолодочных патрульных самолетов (Turkish Maritime Patrol Aircraft), но и два многофункциональных транспортных самолета (Turkish Maritime Utility Aircraft). Рассматриваемые самолеты дислоцированы на АвБ ВМС Турции «Топель».

В таблице ниже представлены сравнительные тактико-технические характеристики  упомянутых самолетов.

Характеристика/модель CN-235 ATR-72
Длина (м) 21,4 27,17
Размах крыла (м) 25,8 27,05
Ширина (м) Н.д. 2,57
Высота (м) 8,18 7,65
Масса самолета (кг) 9800 13 311
Максимальная взлетная масса (кг) 16100 23000
Вместительность топливного бака (л) Н.д 5000
Максимальная масса полезной нагрузки (кг) 6000 7500
Максимальная скорость (км/ч) 450 510
Крейсерская скорость (км/ч) 400 460
Скороподъемность (м/с) 7,8 6,88
Максимальная дальность полета (км) 4355 3289
Максимальная продолжительность полета (час) Н.д 9-10
Практический потолок 7620 7600
Модель двигателя СТ7-9С3 PW127
Производитель силовой установки, страна General Electric, США Pratt&Whitney, Канада
Мощность (кВт) 1305 1846

Анализ представленных данных позволяет утверждать, что самолеты, поставленные на вооружение подразделений БПА ВМС ТР обладают схожими летными характеристиками, однако меньшая вместительность фюзеляжа CN-235 повлияла на выбор бортового радиоэлектронного оборудования, которое обладает достаточно скромными возможностями по обнаружению малоразмерных надводных и подводных целей. Единственным плюсом CN-235 является наличие внутреннего ракетного отсека, который позволяет разместить 6 противокорабельных ракет типа АМ-39 Exocet или легких авиационных торпед типа Мк.54.

Очевидно, что турецкие военные понимали необходимость постоянного повышения боевых возможностей национальных ВМС и базовой патрульной авиации, в частности, и с этой целью еще в 2005 г. начали переговоры с итальянскими самолетостроителями с целью приобретения шести патрульных самолетов типа ATR-72-600, которые отличаются удлиненным фюзеляжем. Корпус самолетов данной модификации позволяет разместить достаточное количество радиоэлектронных систем, а также оборудовать отсек для авиационных торпед и противокорабельных ракет.

По данным открытых источников, сборку патрульных самолетов на авиационных заводах в Неаполе и Турине осуществляли специалисты итальянской компании Alenia Aermacchi и турецкой Turkish Aerospace Industries, которые получили необходимый опыт на случай ремонта самолетов, а также выполнили установку аппаратуры шифрованной цифровой (стандарт Link 16) и тактической связи, которая предназначена для передачи данных на командные пункты.

Известно, что итальянские и турецкие специалисты согласовали регламенты наземного обслуживания самолетов, модификацию системы электропитания, а также утвердили состав тестового оборудования и инструментов, необходимых в процессе обслуживания и ремонта разных узлов самолета.  Окончательную проверку оборудования перед сдачей ВМС Турции проводят на авиазаводе Акинчи в районе столицы Турции.

Следует отметить, что бортовая аппаратура связи самолетов ATR-72-600 разработана специалистами турецкой компании Aselsan при содействии французской компании Thales. Кроме того, в изготовлении оборудования пилотской кабины принимали участие такие предприятия оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики как Havelsan и Milsoft.

Известно, что патрульные самолеты ATR-72 600 ВМС Турции укомплектованы:

– радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой модели Ocean Master-400 (пр-во компании Thales, Франция)

– системой радиотехнической разведки;

– магнитометром;

– пусковым устройством для сброса гидроакустических буев;

– пусковым устройством для отстрела тепловых ловушек;

– системой предупреждения о радиолокационном, лазерном облучении или ракетном обстреле;

– системой опознавания «свой-чужой».

Бортовая система AMASCOS (англ.аббревиатура Airborne Maritime Situation& Control System) обрабатывать данные поступающие от всех указанных систем, определяет типы и принадлежность надводных и воздушных целей, вычисляет их скорость, направление движения и уровень опасности. На борту самолета предусмотрено пять боевых постов для офицеров-операторов.

Кроме обнаружения надводных и подводных целей патрульные самолеты ATR-72-600 могут выполнять и ударные задачи, поскольку именно в интересах ВМС Турции сотрудники американской компании Raytheon (стоимость контракта 5,7 млн долл. США) разработали специальные внешние точки крепления и выносные пилоны для размещения легких авиационных торпед типа Мк.46 и Мк.54.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что самолеты ATR-72-600 могут быть использованы для ведения разведки над сухопутной частью, а также при поиске и спасении экипажей судов/кораблей потерпевших бедствие. Для сброса спасательных плотов и продуктов питания в хвостовой части самолета оборудован укрепленный грузовой люк, использование которого безопасно в ходе полета на крейсерской скорости и на высотах до 4000 м.

Следует отметить, что повышение прочности корпуса достигается за счет установки дополнительных жесткостей в проемы иллюминаторов, которые изымают в процессе трансформации пассажирской модификации в патрульную. Конечно, итальянские специалисты сохраняют несколько иллюминаторов, которые экипаж самолета использует для ведения визуального наблюдения за морской поверхностью.

44.09MB | MySQL:87 | 0,735sec