Защита Турцией своих нефте- и газопроводов (по материалам турецкого журнала ОПК M5 ). Часть 4

27 ноября 2018 г. на сайте ИБВ был опубликован обзор ноябрьского номера нового турецкого журнала ОПК М5.

Продолжаем обзор статьи авторства доктора наук Таджеттина Кёпрюлю под заголовком «Меры по обеспечению безопасности энергетического предложения. Защита нефте- и газопроводов» (ссылка на Ч.3 статьи: http://www.iimes.ru/?p=52329).

Напомним, что мы остановились на классификации типов угроз, который могут возникать для нефтегазовой инфраструктуры страны. Их предотвращение имеет критичное значение для Турции, позиционирующей себя в качестве надежной территории нефтяного и газового транзита, своего рода pipelinestan, на мировые рынки сбыта. Прорывом в этом смысле для Турции, к примеру, является замыкание на себя российских газовых поставок, после того как будет реализован проект «Турецкий поток» и Украина окажется выключена из «системы уравнений» «Газпрома».

Перейдем к более предметному рассмотрению угроз, уже не для ТЭКа в целом, а для конкретных объектов турецкой инфраструктуры, которые могут подвергнуться террористической атаке или же стихийному бедствию высокой разрушающей силы.

Первым в перечне, предложенном Т.Кёпрюлю, значатся морские терминалы. Уровень критичности этого типа инфраструктуры им обозначен как «очень высокий». Профиль тех, кто может осуществить атаку на морские терминалы страны, автором обрисован следующим образом: большие террористические группы, специальные подразделения смертников или саботажа, организованные преступные группировки.

Перечислим непосредственно виды потенциальных угроз, которые могут возникать для морских терминалов страны, и их последствия:

  1. Несанкционированное проникновение на объект с суши или с моря.
  2. Размещение взрывных устройств в непосредственной близости к объекту, особенно, недалеко от топливных хранилищ.
  3. Различные террористические акции, включая саботаж и взрыв, которые могут осуществляться в отношении танкеров, причалов и терминала с применением надводных средств – катеров, канонерок, гидроциклов и прочих транспортных средств, развивающих большую скорость. Различные террористические акции, включая саботаж и взрыв, под водой со стороны беспилотных подводных аппаратов, подводных лодок и дайверов. К примеру, они могут осуществляться путем закладки дистанционно  управляемого взрывного устройства под днища танкеров.
  4. Применительно к природным катаклизмам: плохие погодные условия создают вероятность аварии с учетом того, что причаливающие танкеры не используют систему управления морским движением. Эта вероятность повышается в условиях прибрежного интенсивного трафика.
  5. В результате аварии, возможность утечки нефти в море.

Следующими в перечне Т.Кёпрюлю, значатся насосные станции, компрессорные станции или станции понижения давления. Уровень критичности этого типа инфраструктуры здесь также обозначен как «очень высокий». Профиль тех, кто может осуществить атаку на различные объекты, работающие под давлением, очерчен следующим образом: вооруженные террористы, а также специальные подразделения смертников.

Касательно видов потенциальных угроз и их последствий для упомянутых выше видов объектов:

  1. Несанкционированное проникновение на объект, которое может завершаться саботажем и прекращением энергетического «потока».
  2. Прямая вооруженная атака на объект.
  3. Применительно к «естественным» угрозам технического свойства: выход объекта из строя в результате прерывания энергетического «потока» или аварии.

За объектами под давлением следуют запорные станции, чей уровень критичности для ТЭК страны оценивается автором как «высокий». Атаки по ним могут наноситься как со стороны вооруженных террористов, так и различными частными (в том числе, специальным образом не подготовленными) активистами. В результате остановки или вывода из строя задвижек, клапанов и/или систем управления, энергетические поставки останавливаются.

И, наконец, список объектов инфраструктуры ТЭК замыкают, непосредственно, нефте- и газопроводы. Их уровень критичности оценивается турецким автором как «средний». Атаки по ним могут осуществляться со стороны нефтяных воров, а также террористов со взрывными устройствами. Также урон этой инфраструктуре может возникать в результате непредумышленных действий, включая несанкционированную застройку, неразрешенные раскопки или экскавационные работы, сельскохозяйственные работы и проч. Также фактором риска являются различные стихийные бедствия и природные катаклизмы.

  1. Воровство нефти или спуск газа из трубопровода в результате нанесения ущерба его целостности.
  2. Нанесение урона трубопроводу через размещение и приведение в действие в непосредственной близости от него взрывного устройства.
  3. Говоря о непреднамеренном нанесении ущерба трубопроводной системе – он может возникать в результате халатности и несанкционированных экскавационных работ по трассе прохождения трубопровода, неразрешенной застройки и при глубоких сельскохозяйственных посадках.
  4. Говоря о стихийных бедствиях и природных катаклизмах, которые могут наносить ущерб трубопроводной системе, сюда относятся такие явления, как оползни, землетрясения, морозы и так далее.
  5. В результате умышленного или непреднамеренного нанесения ущерба, к примеру нефтепроводу, возникают нефтяные протечки, наносящие ущерб окружающей среде.

Итак, как мы видим из перечисленного выше, перечень критичных объектов инфраструктуры ТЭК – достаточно широк, равно как широк и перечень угроз и тех лиц, которые могут эти угрозы приводить в действие – от активистов-одиночек до специальных подразделений. Не говоря уже о природных катаклизмах и случайных авариях. Что требует системного и комплексного подхода со стороны государства и частного бизнеса к обеспечению системы безопасности и надежного функционирования объектов инфраструктуры ТЭК.

От типов и видов угроз, которые могут возникать перед турецкой нефте- и газопроводной системой, переходим непосредственно к предложениям автора, которые озаглавлены как «Системы безопасности для трубопроводов, основанные на использовании беспилотных летательных аппаратов».

Перед тем как приступить, отметим, что не является секретом, что Турция добилась заметных успехов в производстве собственных БПЛА и даже приступила к их экспорту в такие страны, как Катар и Украина. Более чем разумным с турецкой стороны является использование БПЛА для защиты трубопроводной системы, особенно, в труднодоступных районах страны на востоке и юго-востоке, которые, одновременно, являются и самыми опасными с точки зрения террористической угрозы.

Как отмечается автором, со стороны персонала, отвечающего за безопасность объекта, а также лиц, его эксплуатирующего, с целью успешного осуществления своих обязанностей, требуется эффективно осуществлять несколько базовых видов деятельности. Автор их перечисляет следующим образом:

  1. Сдерживание: Уменьшение вероятности атаки за счет проведения профилактических мероприятий, которые направлены на то, чтобы заставить потенциальных агрессоров отказаться от своих намерений в отношении данной цели.
  2. Диагностика и обнаружение: Обнаружение на этапе подготовки действий по атаке на трубопроводы и терминалы и по нарушению целостности трубопровода.
  3. Принятие решения: После того, как выявлено возникновение угрозы, требуется обеспечить быстрое принятие решения, а также выбрать наиболее приемлемый путь её устранения и разработать, с учетом имеющихся ресурсов, план миссии.
  4. Устранение: Осуществление силами безопасности и / или эксплуатационным персоналом мероприятий по устранению возникшей ситуации, управлению процессом, его отслеживанию и подготовке соответствующего рапорта.

Далее автор говорит о том, что постоянное обеспечение безопасности трубопровода, по всей его протяженности, не представляется оптимальным, как с точки зрения использования ресурсов, так и с точки зрения потери эффективности мероприятий по сдерживанию. Поскольку если обеспечивать на равном уровне безопасность всей системы, то атакующий нанесет удар по самой легкодоступной точке. И, как показали научные исследования по обеспечению безопасности трубопроводных систем, на которые ссылается автор, вне зависимости от мотивации агрессора, определяющими факторами для успешной защиты критичной инфраструктуры, от «падения» которой может возникать эффект «домино», является следующее:

  1. Атакующий должен владеть минимальной или неполной информацией о своей цели и о мерах по обеспечению её безопасности.
  2. Должны быть заранее известны возможные профиль атакующего, вариант нападения, то в каких точках, какова вероятность атаки.

Стоит учитывать также исходные цели возможных агрессоров, которые могут быть, как минимум, следующими: а) максимизация вероятности успеха, б) максимизация ожидаемого ущерба, в) максимизация извлекаемой выгоды. И каждая из этих ситуаций, в свою очередь, разбивается на уровень знания атакующим своей цели. В свою очередь, для каждой из этих ситуаций, со стороны обороняющегося, есть своя «ресурсная вилка». То есть, то каким бюджетом на оборону, от той или иной ситуации, он располагает: ограниченным или неограниченным (впрочем, неограниченных ресурсов не бывает в принципе).

На основании этих предпосылок, автор делает вывод о том, что при установке системы безопасности, которая бы отвечала критерию наивысшей эффективности и минимизации возможных рисков, вместо размещения стационарных датчиков, чье местоположение в долгосрочной перспективе, со всей неизбежностью, становится известным потенциальным агрессорам, требуется использование мобильных пунктов наблюдения, включая беспилотные летательные аппараты с тем, чтобы с их помощью и вести наблюдение, диагностику, борьбу и сдерживание.

При разработке концепции обеспечения безопасности трубопроводной системы, автор предлагает исходить из следующих этапов.

  1. На первом этапе требуется установить постоянное наблюдение, с воздуха и с земли, за точками с высокими рисками, которым атакующие могут отдать предпочтение, и атака по которым может представляться им наиболее легкой.
  2. На втором этапе обеспечивается установка контроля над точками, риск атак на которые представляется средним. Для этого используется рутинное патрулирование и регулярные облеты беспилотных летательных аппаратов.

На последнем этапе осуществляется анализ имеющихся разведданных и оценка возможных угроз. На этом основании принимается решение о тех регионах, где будут размещаться засады и над которыми будет вестись мобильное наблюдение. Для последнего будут использоваться беспилотные летательные аппараты, осуществляющие облеты с определенной периодичностью. Напомним, что мы остановились на этапах разработки концепции безопасности трубопроводной инфраструктуры, с учетом накопленного Турцией, в том числе и негативного, опыта и развития современных технологий. Если предельно кратко, то турецкие специалисты пришли к мысли о необходимости сочетания стационарных и мобильных схем и систем обороны критичных объектов инфраструктуры. При этом заметную опору предлагается делать на беспилотные летательные аппараты (собственного производства).

С целью успешного и эффективного проведения соответствующих мероприятий, Т.Кёпрюлю предлагает добиваться решения следующих задач в плане обеспечения безопасности трубопроводов:

  1. При использовании систем постоянного наблюдения, основанных на применении БПЛА, обеспечивается раннее обнаружение агрессивных действий. В свою очередь, при этом силам безопасности предоставляется люфт во времени, позволяющий организовать необходимое вмешательство. В итоге, численность персонала безопасности и число патрулирований оказываются на минимальном разумном уровне, что позволяет снизить финансовые издержки.
  2. Используемые для периодического облета трубопроводов беспилотные летательные аппараты должны оснащаться электрооптическими дневными камерами высокого разрешения, инфракрасными камерами ночного видения, датчиками LIDAR, мультиспектральными датчиками и т.д. Это должно обеспечивать разрешение на получаемых изображениях с точностью до 2 сантиметров. Такая оснащенность и такая точность наблюдения позволяют устанавливать широкий спектр возникающих угроз, включая саботаж, попытки хищений, несанкционированные экскавационные работы. Равно как и угрозы природного характера, включая, в частности, оползни. После обнаружения дожно обеспечиваться отслеживание развития ситуации и целей.
  3. Наряду с использованием различных типов датчиков, необходимо осуществлять их постоянную калибровку и поверку.
  4. Необходима разработка и постоянное развитие специального программного обеспечения, которое обеспечивало бы решение целого комплекса задач. Включая отслеживание обязанностей и приказов, их исполнение, а также подготовку рапортов. Система должна быть интегрирована с географической информационной системой, обеспечивать вывод на экран тактической картинки и предоставлять иерархичный доступ и управление.
  5. Разработанная система обеспечения безопасности должна быть достаточно мобильной с тем, чтобы отвечать тем изменяющимся рискам и угрозам, которые могут и непременно будут возникать на протяжении жизненного цикла трубопроводной системы. Помимо мобильности должна обеспечиваться возможность расширения системы и контроля её эффективности. При этом она должна легко управляться и легко обслуживаться.

Каким же образом автор подводит черту под своим анализом?  Т.Кёпрюлю указывает на то, что безопасность трубопроводов, включая нефте- и газопроводы, находящиеся в ведении государственной трубопроводной компании БОТАШ (является турецким монополистом в сфере передачи энергетических ресурсов по трубопроводам), вдобавок к традиционным методам защиты, должна обеспечиваться и современными методами. Включая системы раннего оповещения, позволяющие силам безопасности немедленно вмешиваться. В основе этих систем – беспилотные летательные аппараты, использующие умные сенсоры, системы разведки, наблюдения и обнаружения. Поступающие данные с этих систем подвергаются быстрому анализу и позволяют заметно облегчать силам безопасности выполнение своих обязанностей. Иными словами, как подчеркивает автор, очевидным становится необходимость использования должным образом оснащенных беспилотных летательных аппаратов в качестве инструмента системы наблюдения, управления, контроля, связи и информации.

Всего же в Турции находится около 18 тыс. километров магистральных нефте- и газопроводов, которые охватывают всю территорию страны. Использование самых современных технологичных систем, обеспечивающих наблюдение с земли и с воздуха, а также профилактику, обнаружение и предотвращение атак на инфраструктуру, должно, по словам автора, внести свою значительную лепту в то, что Турция займет лидирующее положение  энергетике региона.

Со своей стороны отметим, что Турция достигла заметного прогресса в двух вопросах. Первое, в вопросе заключения соглашений на транспортировку по своей территории энергоносителей добывающих стран, представляющих значительный по своему географическому охвату регион, включая теперь и Россию. Тем самым, заметим, Турция не только получает экономические дивиденды, но и сталкивается с возрастающими угрозами и ответственностью надежного транспортного коридора. Второе, Турция сильно продвинулась в технологиях создания собственных беспилотных летательных аппаратов, тем самым нарастив свои возможности при борьбе с террористическими угрозами, которые географически, прежде всего, сконцентрированы на востоке и юго-востоке страны. Как мы видим, страна находится в активном поиске путей укрепления безопасности своего ТЭК с использованием самых передовых методов и технологий.

53.34MB | MySQL:103 | 0,430sec