О продовольственной безопасности Кувейта

По оценкам различных экспертных организаций, Кувейт является лидером арабского мира с точки зрения обеспечения национальной продовольственной безопасности. На первый взгляд, такая оценка кажется достаточно противоречивой и абсурдной, с учетом того, что экономика Кувейта всецело зависит от доходов от экспорта углеводородов, в первую очередь нефти, а роль аграрного сектора сведена к минимуму. Особенно с учетом климатических и природных особенностей страны, в первую очередь, высокого уровня дефицита воды. Попробуем разобраться.

Даже такие авторитетные международные институты как Economist (Economist Intelligence Unit) дают очень высокую оценку потенциалу Кувейта в области продовольственной безопасности. Согласно проведенному Economist в 2017 году аналитическому исследованию, по глобальной шкале продовольственной безопасности в мире Кувейт занял почетное 26 место среди 117 стран, что говорит о многом. Главные факторы, которые способствуют успеху кувейтских властей на продовольственном направлении – умелая стратегия по обеспечению устойчивых поставок качественной продукции в сочетании с высокими требованиями санитарных и фитосанитарных стандартов и стремлением насыщения рынков здоровой и свежей продукцией по стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО).

При этом, с падением цен на углеводороды и общей волатильностью на мировых финансовых рынках в последние годы устойчивость системы продовольственной безопасности Кувейта несколько пошатнулась. Правительство реагировало спокойно, однако тенденция стимулирования аграрного производства и особенно расширения потенциала рыбной промышленности в последние годы отчетливо прослеживается. Принятый на 2016-2020 гг. пятилетний план социально-экономического развития, хотя и зиждется на развитии нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, но также предполагает диверсификацию и развитие ненефтяных отраслей, включая продовольственный сектор. Однако пока что доля аграрного сектора и его значение для национальной экономики весьма скромное. Сегодня население, занятое в сельском хозяйстве Кувейта, составляет 2% от 1.9 млн всех граждан страны. При этом официальная статистика доли аграрного сектора в ВВП страны и доли занятого трудоспособного населения в сельском хозяйстве отсутствует. Ясно однако, что это очень низкие показатели. По итогам 2018 года Кувейт импортировал 1.3 млн тонн злаков, преимущественно пшеницу (из Австралии) и рис (из Индии). В большом количестве Кувейт закупает кормовое (куражное) зерно для животноводческого сектора.

Более перспективным является развитие рыбной промышленности Кувейта, которая до обнаружения нефти в стране была главным источником дохода для населения, и даже сегодня является второй после нефти экспортной отраслью страны. Она специализируется на производстве креветок и различных сортов рыбы. Наблюдается поступательный рост производства с 4-4.6 млн тонн в 2011 г. до 5.5-6 млн тонн в 2016-2017 гг. Потенциал для дальнейшего наращивания производства рыбной промышленности имеется.

В целом, однако, приходится констатировать, что по преобладающему большинству видов продовольственной продукции зависимость Кувейта от внешних рынков крайне высокая. В то же время, несмотря на это обстоятельство, внутренняя система продовольственной обеспеченности достаточно устойчива и стабильная, невзирая на внешние вызовы и глобальные катаклизмы. Создана и успешно функционирует разветвленная система торговых соглашений с различными партнерами и имеется открытый доступ Кувейта на международные продовольственные рынки. Главные торговые партнеры Кувейта в области продовольствия сегодня – Австралия, Индия, Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ. Система контроля качества и мониторинга продовольствия гарантирует поступление на местные рынки пищевой продукции высокого качества, безопасной и здоровой для потребления. Этот элемент является краеугольным камнем национальной продовольственной политики. Кроме того, наличие прочной и эффективно функционирующей системы государственных субсидий фактически блокирует рост продовольственных цен. В последние годы уровень продовольственной инфляции в Кувейте был близок к нулю. В то же время, падение цен на углеводороды привели к угрозе сокращения субсидий на воду и электричество, а также на топливо – что может иметь аккумулирующий эффект и для роста цен на продовольствие с учетом удорожания сопутствующих расходов, cвязанных с транспортировкой и хранением импортируемого продовольствия.

Благодаря разумной государственной политике и наличию устойчивых финансовых ресурсов, поступающих от продажи углеводородов, Кувейту удалось добиться значительного прогресса в ликвидации голода и недоедания с 1990-х гг. В частности, доля населения, страдающего недоеданием была сокращена с 39.4% в 1992 г. (800 тысяч человек) до менее 5% в 2016 г. Также сократилась доля детей в возрасте младше пяти лет, испытывающих задержку роста (stunting) как следствие плохого питания сократилась с 15% в 1992 г. до 5.6% в 2016 году. В то же время, проблема ожирения как новый феномен, характерный для развитых стран как результат плохого, некачественного и наполненного консервантами продовольствия, затронул в последние годы и Кувейт.  Уровень ожирения стремительно растет: если в 2014 году он достиг 36%, то в 2016 г. уже превысил 45%. Что касается местного производства продовольствия, то и здесь удалось совершить качественный скачок за последние 15-20 лет. Весьма наглядным показателем прогресса в обеспечении продовольственной безопасности стало увеличение индекса производства продовольствия на душу населения с 22.8 до 118.9, то есть фактически в пять раз. Этот прогресс был достигнут благодаря успехам в наращивании производства животноводческой продукции (овцы, птицеводство).

В целом, национальная система продовольственной безопасности Кувейта выглядит весьма сбалансированной и готовой к внешним вызовам. При этом, власти не стоят на месте, несмотря на устойчивый канал поступления доходов от нефтяной промышленности (более 50% ВВП страны) и ищут новые пути для дальнейшей диверсификации и модернизации аграрно-продовольственного сектора.

42.41MB | MySQL:92 | 1,098sec