О политической ситуации в Судане на фоне народных протестов и наличия вооруженных повстанческих организаций

Президент Судана Омар аль-Башир обвинил средства массовой информации и социальные сети в существенном преувеличении происходящих в стране событий. «»СМИ и соцсети используются определенными силами, которые пытаются создать пугающую картину происходящего в Судане», — заявил он в Каире на пресс-конференции с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси по итогам совместных переговоров 27 января. «Предпринимаются попытки распространить «арабскую весну» на Судан и дестабилизировать обстановку в регионе, — сказал он. — Однако суданский народ проявляет бдительность и не дает шансов тем, кто пытается расшатать стабильность страны». По словам аль-Башира, «в Судане есть проблемы, но не настолько масштабные, как об этом сообщается». Аль-Башир прибыл в Египет с рабочим визитом. В ходе переговоров глав двух государств обсуждались вопросы двусторонних отношений, реализации совместных экономических проектов, а также ситуацию вокруг возведения Эфиопией плотины «Возрождение» на Ниле. Массовые волнения начались в Судане в середине декабря и за несколько дней охватили около 30 городов, включая столицу. Они перманентно продолжаются и сейчас, но их накал безусловно  спал. Поводом для них послужило недовольство жителей страны значительным повышением цен на топливо, хлеб и муку, а также острым дефицитом основных продуктов питания. В охваченных волнениями городах люди поджигали офисы Партии национальный конгресс, требовали отставки президента и правительства. Суданские журналисты неоднократно заявляли о запрете властей на обнародование любой информации о протестах в стране и блокировании выпусков газет на тему волнений и беспорядков. В этой связи надо отметить, что визит суданского президента в Каир в настоящее время не случаен. Египет традиционно имеет серьезные позиции в среде структурированной суданской оппозиции и ряде вооруженных группировок, и  сейчас суданский президент приехал в Каир именно для того, чтобы выторговать нейтралитет Каира в отношении поддержки тех или иных групп. Прежде всего, конечно махдистов, чей лидер С.аль-Махди долгое время находился в Египте в эмиграции и безусловно имеет с местными властями и спецслужбами тесный рабочий контакт. И в данном случае О.аль-Башир приехал в Каир ровно для того, чтобы услышать от египтян заверения в отношении не только продолжения соблюдения такого нейтралитета, но и усилий  в рамках убеждения того же С.аль-Махди пойти на компромисс с властями. Именно поэтому надо рассматривать ссылки О.аль-Башира в его речи в Каире на «арабскую весну» и некие партиии и страны, которые хотят дестабилизировать ситуацию в Судане. В этой связи отметим несколько моментов. Это прежде всего то, что Каир, несмотря на традиционно сложные отношения с Суданом практически в период всей новейшей истории, на открытую поддержку оппозиции не пойдет.  И дело в данном случае не в призраке «арабской весны», которой О.аль-Башир решил еще раз попугать Каир, а  перспективой автоматического периода политического хаоса в Судане в случае свержения нынешнего режима. Это для египтян неприемлемо по главной причине — у них большой дефицит времени в рамках урегулирования темы строительства в Эфиопии плотины «Возрождение», и позиция Хартума по этому вопросу в данном случае одна из ключевых. Ждать, когда в Хартуме будет сформировано новое дееспособное правительство (а оно в любом случае будет коалиционным, а значит политически неустойчивым), которое сформулирует какую-то внятную позицию по эфиопской плотине, в Каире не могут. Вот собственно этот момент О.аль-Башир уловил и привез сейчас в Каир именно этот компромисс: Каир отказывается от поддержки суданских оппозиционеров и начинает работать с ними в рамках достижения договоренностей с властями, а Хартум трансформирует  свою позицию по разделу вод Нила ближе к интересам Каира.  Кроме того,  есть еще тема автоматического усиления повстанческого движения и полугосударственного обособления в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле в  случае ухода  О.аль-Башира, что Каир в принципе не устраивает. К тому же с уходом О.аль-Башира подвешиваются на неопределенный срок все договоренности с Хартумом в отношении отвода лагерей египетских «Братьев-мусульман» вглубь суданской территории, создания совместных мониторинговых пограничных миссий и т.п. Если брать в общем, то  позиция Египта и его главного партера и союзника в регионе ОАЭ в отношении ситуации в Судане солидарна: они выступают за сохранение нынешних реалий и выдвижению О.аль-Башира на новый президентский срок, что не исключает необходимости убедить  суданского лидера поделиться частично своей властью путем инкорпорации представителей структурированной оппозиции в органы исполнительной власти. По большому счету,  природа этих волнений, если не брать чисто продовольственный и экономический кризис, которые явились лишь толчком, это вопрос именно о требовании дележа власти. Оппозиционность тех же махдистов, например, росла прямо пропорционально с нивелированием уровня представителей этой партии во власти, и прежде всего увольнения сына С.аль-Махди с поста советника О.аль-Башира два года назад. И в Каире и Абу-Даби (а для последнего О.аль-Башир еще и союзник в рамках аравийской коалиции в Йемене) такую «принципиальность» оппозиционеров прекрасно осознают. Они не верят в потенциал оппозиционных лидеров с точки зрения их способности удержать стабильность в стране, быстро прийти к компромиссу с точки зрения формирования устойчивого коалиционного правительства, а также преемственности нового режима в рамках выполнения прежних международных обязательств. Для АРЕ — это плотина «Возрождение» и отказ от поддержки египетских исламистов, для ОАЭ — обязательства по йеменскому досье и общий курс на улучшение отношений с той же Эритреей.

Собственно в этой связи видимо есть смысл дать краткий анализ суданской оппозиции, которая сейчас с разной степенью успеха пытается оседлать протестное движение. Отметим сразу, что она включает в себя официально структурированную политическую оппозицию и вооруженные группировки, которые в политическую жизнь страны не инкорпорированы.

1.Структурированная оппозиция.

Оппозиционные партии включают:

  • Национальная партия Умма;
  • Национальные силы консенсуса;
  • Партия суданского конгресса;
  • Партия народный конгресс;
  • Суданская коммунистическая партия;
  • Юнионистская демократическая партия (в которую входят две фракции: одна во главе с Мухаммедом Османом аль-Миргани, а другая во главе с Джалалом аль-Дигаиром);
  • Партия Реформ;
  • Партия юнионистского движения;
  • «Братья-Мусульмане».

Кроме того, существуют две коалиции, в состав которых входят некоторые из партий, указанных выше:

  • Форум национального консенсуса (ФНК). Сформирован из ряда политических партий, включая Национальную партию Умма, Партию народный конгресс и Суданскую коммунистическую партию, в 2010 году для противостояния правящей Партии национальный конгресс и создания переходной политической системы.
  • Будущие силы перемен (БСП). Коалиция была создана в феврале / марте 2016 года и состояла из более чем 40 партий, в том числе Партии реформ и Форума справедливости для мира (ФСМ). В 2016 году в этом блоке произошел раскол.

В этой связи международные эксперты к основным оппозиционным политическим силам по уровню их влияния относят  Партию народного конгресса, Национальную партию Умма, ФНК,  Суданскую коммунистическую партию, Юнионистскую демократическую партию (в правящей коалиции).  Невооруженная оппозиция занимает несколько мест в Национальном собрании. Крыло ФСМ имеет 8 мест, Партия народного конгресса и ЮДП — по 4 места. При этом отметим, что партии, входящие в коалицию ФНК, бойкотировали последние по времени выборы в парламент и фактически  присоединились к вооруженной оппозиции в Аддис-Абебе в декабре 2014 года, подписав декларацию «Суданский призыв», который призывал к мирным и демократическим преобразованиям. После подписания этой декларации  председатель ФСМ Фарук Абу Исса был арестован по возвращении в Судан и заключен в тюрьму до апреля 2015 года. Общая оценка западных экспертов  оценивают политическую оппозицию как «слабую» с ограниченными различиями в политических целях. Эффективность оппозиции была значительно ослаблена смертью бывшего лидера Партии народный конгресс  Хасана аль-Тураби в марте 2016 года. Х.ат-Тураби координировал деятельность различных оппозиционных групп и сумел убедить несколько оппозиционных партий принять участие в ведущемся правительством процессе национального диалога. После его смерти  Али аль-Хадж был избран 25 марта 2017 года генеральным секретарем Партии народный конгресс. Ибрагим аль-Санусси был назначен временным генеральным секретарем до проведения генеральной конференции партии в марте 2017 года, на которой генсеком был избран А.аль-Хадж. Х.ат-Тураби был главным посредником на переговорах между правительством и оппозиционными группами, входящими в «Суданский призыв». Будучи членом Руководящего комитета национального диалога, Тураби доказал свою решающую роль в получении уступок от оппозиционных групп, таких как Национальная партия Умма  и добавил доверия к переговорам с О.аль-Баширом в отношении инкорпорации  оппозиции во власть. Собственно нынешнее обострение ситуации некоторые эксперты связывают именно с тем фактом, что преемники Х.ат-Тураби в партии не смогли или не захотели в полной мере реализовать их потенциал посредников в этом вопросе. Почему — вопрос отдельный: рискнем предположить, что в данном случае часть исламистов в правящей партии и партии Х.ат-Тураби имеют единое неприятие политики самого О.аль-Башира и против его переизбрания на новый срок. При этом взаимоотношения Х.ат-Тураби с О.аль-Баширом переживали разные этапы своего развития: от полной поддержки переворота в 1989 году, который и привел О.аль-Башира к власти, к периодам резкой критики Хасаном ат-Тураби правительства (он собственно еще пять лет назад предсказывал народный социальный взрыв) и его перманентных заключений под арест. При этом Партия народный конгресс участвовала в общенациональных выборах в апреле 2010 года, однако ее кандидат в президенты Абдулла Дэн Ньял набрал лишь 3,92% голосов. Эта партия получила 4 места на выборах в Национальное собрание в апреле 2010 года, но бойкотировала всеобщие выборы 2015 года, которые она объявила несвободными и несправедливыми. С момента смерти Х.ат-Тураби бывший премьер-министр и лидер Национальной партии Умма С.аль-Махди представляет наиболее влиятельную оппозиционную фигуру. Однако его попытка в марте 2018 года организовать более тесное взаимодействие с суданскими антиправительственными группировками была пресечена властями, которое 3 апреля прошло года предъявило С.аль-Махди обвинение в якобы попытке свержения правительства. Его вхождение в коалицию «Суданский призыв» ознаменовал новый этап попыток формирования единой платформы суданской структурированной и вооруженной оппозиции. Новая коалиция «Суданский призыв» отвергает попытки правительства содействовать формированию нового правительства национального согласия, которое было официально объявлено премьер-министром Бакри Хасаном Салихом 12 мая. Лишь некоторым оппозиционным партиям, участвовавшим в национальном диалоге, были предоставлены незначительные министерские портфели, что означает, что «Суданский призыв» будет по-прежнему преисполнен решимости бросить вызов правительству, в том числе и  неполитическими средствами. Однако контроль правительства над национальными спецслужбами  снижает вероятность гражданского восстания, в результате которого правительство будет свергнуто. Агентура спецслужб глубоко проникла в ряды оппозиционных партий, что в сочетании с репрессиями  значительно подрывает способность оппозиции к оседланию публичных митингов, протестов и критики правительства через сильно контролируемые государством СМИ.

 

1.Оппозиционные политические партии

 

Умеренная исламская центристская Национальная партия Умма, во главе с Садиком аль-Махди, который дважды занимал пост премьер-министра в Судане и оба раза был смещен в ходе военных переворотов.  Ее еще называют партией крупных и средних торговцев. Национальная партия Умма была образована в 1945 году на платформе, выступающей за национальную независимость Судана. После обретения Суданом независимости в 1956 году платформа  партия выступала за предоставление населению  равных демократических прав,  с равными правами участия всех суданских граждан в управлении страной независимо от пола, религии или этнической принадлежности и равным распределением богатства и власти. Большинство дарфурцев традиционно связаны с Национальной партией Умма, что отчасти объясняется корнями движения в Дарфуре (предшественники С.аль-Махди в руководстве партии были уроженцами  Дарфура) и глубокой приверженностью большинства дарфурцев умеренному исламу. К тому же надо учитывать тот факт, что С.аль-Махди является представителем клана национального героя Судана, который собственно движение организовал и сумел на короткий срок выбить из Судана британцев в период эпохи колониализма в 1885 году. При этом значительная часть его сторонников тогда были из Дарфура и Кордофана.

 

Суданская коммунистическая партия является политической оппозиционной партией, зарегистрированной в Судане, которая в последние годы активизировалась в рамках призывов к мобилизации для проведения народных демонстраций и публичной критикой правящей Партии национального конгресса. Партия была основана в 1946 году. Его бывший лидер Абдель-Халек Маджуб был казнен экс-президентом Джафаром Нимейри  вместе с большим числом партийных лидеров. Это вынудило членов партии уйти в подполье вместе с новым лидером Мухаммедом Ибрагимом Нугудом. После возвращения на политическую сцену в 1985 году Нугуд вновь ушел  в подполье в 1989 году из-за запрета политических партий суданским президентом Омаром аль-Баширом. В 2005 году он был арестован, но вскоре выпущен, а партия  стала частью легальной оппозицией в рамках   всеобъемлющего мирного соглашения. В рамках этого соглашения Судан перешел к системе правления, которая была более терпимой к оппозиции. Нугуд был переизбран в 2009 году в качестве лидера, его сменил Мухаммед Мухтара аль-Хатиб в 2012 году, который остается нынешним лидером. В этой связи отметим, что Нугуд в отличие от своего преемника состоял на регулярных денежных дотациях со стороны суданских властей. В этой простой вещи состоит суть нынешней оппозиционной активности коммунистов.

Юнионистская демократическая партия (ЮДП) является старейшей политической партией в Судане и считается основной оппозицией правящей партии. ЮДП является единственной суданской партией, которая управляла страной в ходе демократических выборов после получения 58 мест в 1953 году. Она также считается единственной крупной суданской партией, которая не участвовала в переворотах в Судане со времени обретения независимости. На выборах 1984 года партия заняла второе место по количеству мест в парламенте. Партия имеет давние отношения с южносуданским СНОД, с которым она подписала мирное соглашение в ноябре 1988 года в Эфиопии. ЮДП оценивается западными экспертами, как «правоцентристская» партия, которая «черпает свою основную электоральную  силу из мусульман учения Хатамии Северного и Восточного Судана». В этой связи  ЮДП традиционно выступает за «справедливое исламское государство». Мухаммед Осман аль-Миргани является председателем ЮДП, в связи с чем отметим, что по ряду сведений, его роль оценивается, как чисто символическая. Добавим, что речь скорее всего надо вести об утери им ряда позиций в партийном аппарате, что и привело потом к расколу. М.О.аль-Миргани возглавляет партию с 1968 года и одновременно является главой суфийского ордена Хатамия. При этом он всегда выступал за сохранение мирной кооперации с режимом. Его сын Мухаммед аль-Хасан Мухаммед Осман аль-Миргани является первым помощником президента О.аль-Башира с того 2015 г. В своих идеологических воззрениях партия традиционно подчеркивает свою «приверженность принципам толерантного ислама, который основан на справедливости, равенстве и общественной солидарности… при полном уважении всех религий и верований и обычаев, что способствует обеспечению единства земли и народа страны». Во внешней политике партия нацелена на поддержание тесных отношений с соседним Египтом. В этой связи надо отметить, что на сегодня партия фактически расколота на две фракции: одна во главе с М.О.аль-Миргани выстукает за кооперацию с О.аль-Баширом, вторая во главе с Джалалом аль-Дигаиром выступает за уход суданского президента.

 

  1. Вооруженные группы

 

Существуют два основных внутренних конфликта, в которых правительство борется с вооруженными группами:

  • Дарфур, против коалиции вооруженных оппозиционных групп;
  • Штаты Южный Кордофан и Голубой Нил (также известные как «два района») против местных мятежников, которые тесно связаны со СНОД в Южном Судане.

Основными повстанческими группами в Дарфуре являются:

  • Группировки Суданского освободительного движения/армии Судана (СОД), которые делятся на СОД – Минни Миннави (основа племя загава) и СОД-Нура (основа племя фур). С 2006 года наблюдается значительная фрагментация повстанческих движений. Каждая повстанческая группа базируется на этнической группе, что является основной причиной частых расколов с первых дней восстания. Минни Миннави, этнический загава, в 2005 году отделился от общего повстанческого движения в Дарфуре вместе с большинством племенной милиции загава. Фракция Миннави была единственной, кто подписал мирное соглашение с правительством по Дарфуру от 5 мая 2006 года. До своего соглашения с Хартумом Миннави, бывший учитель начальных классов, преуспел в управлении основными вооруженными силами СОД, несмотря на отсутствие военного опыта. После этого Миннави стал помощником президента О.аль-Башира и председателем Переходной региональной администрации Дарфура. В тот период времени Миннави не имел доступа в районы Дарфура, контролируемые повстанцами, но имел возможность свободно передвигаться в районах, контролируемых правительством. Большая часть его сил была разделена на роты (примерно по 100 человек) и дислоцирована на родине загава в Северном Дарфуре—вокруг столицы штата Эль-Фашира и города Ум-Берро—и в районе к юго-востоку от Ньялы, столицы штата Южный Дарфур. На апрельских выборах 2010 года его фракция получила места в парламентах Северного Дарфура (Кутума) и Южного Дарфура (Гереиды). Но сразу же после проведения всеобщих выборов в апреле 2010 года фракция Миннави вновь подняла мятеж в конце этого года. Причина опять же прозаична: Хартум резко сократил в силу нефтяного кризиса свои первоначальные финансовые транши этой группе. К тому же посты Миннави были номинальными, а его власть ничтожной. Должность старшего помощника президента Судана, которую занимал Минави не была возобновлена после всеобщих выборов в апреле 2010 года, и в конце 2010 года он переехал из Хартума в Джубу, где вновь объявил себя оппозиционером. В этой связи надо отметить, что на фоне кризиса с финансами в Хартуме, Миннави стал получать достаточные деньги от Уганды и Южного Судана.  3 декабря 2010 года после переезда Миннави в Джубу представитель суданской армии заявил, что его силы стали «законной мишенью», в силу чего его отряды немедленно подверглись массированному нападению в Северном и Южном Дарфуре. Некоторые из людей Миннави после этого перебрались на север Южного Судана и частично примкнули к еще одной оппозиционной группе в Дарфуре Движение за справедливость и равенство (ДСР). После разрыва с Хартумом фракция Миннави раскололась на три группы. Первая продолжает оставаться в Хартуме и ведет с правительством переговоры о мирном урегулировании; вторая базируется в Северном Дарфуре (примерно 70-75 боевиков и 12 автомобилей), которая фактически объединилась с ДСР;  третья по прежнему управляется Миннави, его  начальником штаба Джумой Мухаммедом Агаром, и полевым командиром Мухамеддином Османом Огаджо.  В настоящее время эти силы разбросаны по Вади Товар на  границе между Северным Дарфуром и Чадом, а также в районе Восточная Джебель. Силы Миннави также воюют в Ливии на стороне ЛНА Х.Хафтара, что  стало предметом переговоров между Хартумом и Каиром, который является главным спонсором ЛНА.  В Джубе и Кампале имеются группы политической связи фракции Миннави.

 

СОД-Нура.

Возникло в феврале 2003 года, когда оно ненадолго захватило город Гулу в районе Джебель-Марра в северной части штата Дарфур. В этой группе доминирует племя фур, одна из крупнейших неарабских групп в Дарфуре. Фракцию возглавляет Абдель Вахид Мухаммед Ахмед аль-Нур, который уже много лет живет за пределами Судана, сначала в Париже, а затем в Кампале. Родился в 1968 году в Залингее (Западный Дарфур), и основал СОД, изучая право в Хартумском университете. По мере эскалации конфликта в Дарфуре в 2001 году СОД создало военное крыло — Суданскую освободительную армию (СОА), силы которой сосредоточены вокруг Джебель-Марры. СОД-Нура отказалось подписать мирное соглашение по Дарфуру в 2006 году и с тех пор остается за рамками различных мирных процессов. В последние годы СОД-Нура раскололась, и многие из ее старших руководителей либо сформировали свои собственные повстанческие группировки, либо перешли на сторону других повстанческих групп. Из-за пребывании в изгнании в Париже, влияние Абдель Вахида аль-Нура ослабло, но, как говорят, он остается популярным в лагерях беженцев в Дарфуре и Чаде.

 

Движение за справедливость и равенство (ДСР).

Первый раз эта  группа официально заявила о себе, когда она сотрудничала с СОД в ходе крупного нападения на аэропорт Эль-Фашир в апреле 2003 года. ДСР в основном состоит из подгруппы народа загава в Кобе и первоначально действовало главным образом в штате Западный Дарфур, имея прочные, но противоречивые связи через границу с могущественными кланами загава в Чаде. Если проще, что чадский президент И.Деби (сам из загава) с одной стороны поддерживал ДСР как средство противостояния с Хартумом, с которым он тогда враждовал, а с другой — боялся усиления влияния лидера ДСР Халиля Ибрагима в племенной верхушке загава.  ДСР отказалось подписать мирное соглашение по Дарфуру в мае 2006 года и являлось тогда одной из крупнейших и наиболее боеспособных повстанческих групп в Дарфуре. Например, в мае 2008 года, когда бойцы ДСР приблизились к столице Хартуму, а в Омдурмане произошли столкновения. ДСР продемонстрировало свою способность и готовность расширить  боевой потенциал. С тех пор после потепления отношений между Хартумом и Нджаменой в рамках отказа суданских властей поддерживать внутричадскую оппозицию и гибелью Х.Ибрагима в засаде правительственных сил (как утверждают,  при наводке со стороны того же И.Деби) ДСР самым серьезным образом фрагментировалось,  большая часть его сторонников перешла на сторону суданских властей. Оставшаяся в оппозиции фракция под командованием брата Халиля Ибрагима  Джебриля  фактически используется Джубой и Кампалой как наемники в рамках гражданской войны в Южном Судане.

 

Вооруженные группы в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил  («две области»).

На сегодня существуют две основные группы, действующие в «двух областях»:

  • Суданское народно-освободительное движение / Армия Судана – Север (СНОД-Север);
  • Суданский революционный фронт (СРФ; коалиция Дарфура и две вооруженные группы в районах).

Суданское народно-освободительное движение-Север (СНОД-Север) берет свое начало в политическом движении СНОД Южного Судана, которое было сформировано  Джоном Гарангом в 1983 году, когда он возглавил мятеж против Хартума. После подписания мирного соглашения в январе 2005 года было сформировано ядро правительства национального единства. В июле того же года Гаранг был назначен первым вице-президентом Судана в соответствии с мирным соглашением, однако вскоре после этого погиб в результате крушения вертолета в июле 2005 года. Его сменил Сальва Киир Маярдит, который впервые возглавил полуавтономное правительство Южного Судана, в котором доминировало СНОД,  а затем он стал президентом независимого Южного Судана в июле 2011 года. СНОД-Север был создан при непосредственной поддержке Джубы и Кампалы в рамках резкого обострения отношений между Хартумом и Джубой по вопросам транзита нефти в Порт-Судан, как прежде всего инструмент дестабилизации ситуации в двух проблемных штатах Судана: Южном Кордофане и Голубом Ниле. Его возглавил  бывший губернатор Голубого Нила Малик Агар и влиятельный генеральный секретарь СНОД Ясир Арман. Хартум запретил СНОД-Север в сентябре 2011 года после вспышки боевых действий в Южном Кордофане в июне того же года. Впоследствии конфликт распространился на штат Голубой Нил, и Хартум обвинил новый независимый Южный Судан в разжигании нестабильности путем оказания трансграничной поддержки, что было отвергнуто Джубой. 7 июня 2017 года Аль-Хилу, который ранее был заместителем председателя СНОД-Север Малика Агара отделился от него в рамках сепаратного государственного обособления  этнических нуба в штате Южный Кордофан. Агар, напротив, отвергает эту цель и вместо этого поддерживает создание Национальной коалиции антиправительственных групп под эгидой  СРФ, который нацелен на более широкие конституционные и демократические реформы в рамках всего Судана. В настоящее время Аль-Хилу командует большинством наиболее боеспособных сил СНОД-Север, базирующихся в Южном Кордофане, в то время как Агар командует только силами, базирующимися в штате Голубой Нил. СНОД-Север в Южном Кордофане состоит главным образом из представителей многих нубийских этнических групп, проживающих в Нубийских горах. Его лидером здесь является Абдельазиз Аль-Хилу Масалит, выросший в Нубийских горах и пользующийся большим авторитетом среди местного населения.  В штате Голубой Нил под командованием его конкурента  Малика Агара находилось с момента восстания примерно две полные дивизии, которые хорошо оснащены танками, ракетными установками, минометами. Отметим, что речь в данном случае идет о двух кадровых дивизиях  Южного Судана, которые на сегодня фактически вышли с территории Судана. В отличие от дарфурских повстанческих групп, обе эти фракции предпочитают удерживать территорию и создавать административные органы в контролируемых ими районах. СНОД-Север  описывает себя как «Суданское национальное движение, которое стремится изменить политику центра в Хартуме и построить новый центр на благо всего суданского народа, независимо от его религии, пола или этнического происхождения»

 

Суданский революционный фронт (СРФ).

В ноябре 2011 года ДСР, а также фракции Миннави и Нура объединилась со СНОД-Север под эгидой СРФ в качестве общей платформы для борьбы против режима О.аль-Башира.  В 2012 году в него вошли две небольшие оппозиционные группы, возглавляемые Насреддином аль-Хади аль-Махди и Томом Хаджо. В следующем году к СРФ присоединился Объединенный народный фронт освобождения и справедливости Восточного Судана (UPFLJ), возглавляемый Зейнабом Каббаши. С созданием объединенной структуры военного командования Абдельазиз Нодсорта был назначен постоянным начальником штаба СРФ, поскольку под его контролем находился самый большой район и большинство войск. По словам лидера ДСР Джибриля Ибрагима, выбор был «консенсусным», поскольку Абдельазиз Нодсорта  был «очень опытным генералом, который мог легко выполнять эту работу». Абдельазиз Нодсорта   происходит из дарфурского этноса масалу, хотя он вырос в Южном Кордофане. Это помогает ему налаживать отношения с разными фракциями движения.  В октябре 2017 года Минни Минави был избран лидером СРФ. В потенциале степень сотрудничества между дарфурскими и недарфурскими боевиками, а также между соперничающими группировками СОД представляет собой новую и значительную угрозу для Хартума. В марте 2013 года нападение на город Абу-Каршола, которое повстанцы удерживали в течение месяца, укрепило позиции СРФ как самой грозной повстанческой силы Судана, причем, по оценкам британских экспертов, напряженность в ближайшем будущем будет оставаться высокой. В этой связи отметим, что на боеготовность фракций СРФ будет оказывать оправляющее влияния прежде всего динамика развитии отношений между Хартумом и Джубой (и стоящей за ней Кампалой), которая является основным спонсором этой группы. В последнее время с учетом общей заинтересованности сторон в возобновлении нефтяного экспортного транзита общий уровень такой поддержки СРФ резко ограничился, что собственно сразу же сказалось на уровне  боеготовности и военной активности.

В этой связи отметим, что уход О.аль-Башира может сразу же спровоцировать длительный период политического хаоса и нестабильности в стране, которая, по большому счету, не устраивает ни одно из соседних государств с точки зрения нынешнего уровня их отношений с Хартумом и уже подписанных важных соглашений. Поэтому  какой-то массированной материально-технической поддержки повстанческих группам в Судане с точки зрения стимулирования обвала режима в Хартуме ожидать маловероятно.

62.95MB | MySQL:102 | 0,642sec