Ожидаемые итоги третьей Брюссельской международной конференции по Сирии

В конце марта текущего года в Брюсселе будет проведена третья по счету ежегодная международная донорская конференция в поддержку Сирии и сирийских беженцев в регионе. Евросоюз, являясь главным на сегодняшний день донором гуманитарных усилий в рамках сирийского конфликта, вновь демонстрирует свои лидирующие амбиции. стремясь мобилизовать усилия своих стран-членов, равно как и других заинтересованных доноров. На сегодняшний день ЕС с момента начала сирийского конфликта мобилизовал более 10.8 млрд евро в качестве гуманитарной, экономической и стабилизационной помощи сирийцам, прежде всего в странах региона, но и в самой Сирии. Созывая под своей эгидой на ежегодной основе такого рода международные форумы, Брюссель стремится разделить финансовую ответственность по преодолению кризиса с другими ведущими игроками. В частности, именно под воздействием давления со стороны Евросоюза, ведущие страны Персидского залива, прежде всего Саудовская Аравия и ОАЭ, стали наращивать свои донорские ассигнования на сирийский кризис.

Вместе с тем, Брюссель видит задачу созываемой им донорской конференции несколько более стратегически и шире, а не только исключительно в качестве инструмента для мобилизации финансовых ресурсов. Брюссельская конференция, по мысли ее организаторов, должна стать очагом консолидации идей и усилий для создания важнейшей политической платформы и для возобновления переговорного процесса между различными силами внутри Сирии. Начало такого процесса по поиску решений и инициатив, как представляют в Брюсселе, может заложить прочную основу для структурного реформирования политической системы страны в целом.

В то же время, с учетом сохраняющейся сложности целого ряда гуманитарных вопросов, в том числе под воздействием экстремальных зимних условий в этом году (рекордно низкие температуры, снегопады и наводнения), гуманитарная проблематика будет, разумеется, в эпицентре дискуссий на предстоящей конференции. Следует ожидать, что основная дискуссия развернется по наиболее сложным и чувствительным векторам, и здесь даже ООН во главе с гуманитарным координатором и заместителем генерального секретаря по гуманитарным вопросам М.Лоукоком бьет тревогу.

Во-первых, неизбежным на донорской конференции в Брюсселе станет обсуждение проблемы Идлиба, причем как с гуманитарной, так и военно-политической точки зрения. Несмотря на некоторую стабилизацию ситуации там после подписания в сентябре 2018 года соглашения между Россией и Турцией, ситуация с начала этого года вновь деградирует. Начавшаяся в январе активизация вооруженных действий в этой провинции грозит свести на нет мирные усилия и привести к новой гуманитарной катастрофе в этом анклаве, где сегодня проживает 3 млн человек, в том числе большая доля гражданского населения. В повестке брюссельской конференции тема будет широко звучать, в том числе в контексте обеспечения устойчивости пограничной гуманитарной операции (из Турции) по обеспечению жителей Идлиба продовольствием и медикаментами. На начало 2019 года несколько сотен тысяч человек в Идлибе получают на постоянной основе гуманитарное содействие благодаря именно пограничной гуманитарной операции.

Во-вторых, в фокусе дискуссии в Брюсселе в конце марта будет долгоиграющая тема лагеря Рукбан на сирийско-иорданской границе. Тема уже стала предметом различных политических спекуляций и неоднократно использовалась различными противоборствующими силами в своих интересах. Тем не менее, если отталкиваться от фактов, — 42 тысячи человек, преимущественно женщин и детей, будучи заложниками этой непростой ситуации, продолжают оставаться в лагере, фактически на грани выживания. Контролирующие их неформальные вооруженные группировки, лояльные противникам официального Дамаска, блокируют гуманитарное решение проблемы. Иордания не открывает границу для размещения этих беженцев на своей территории, их эвакуация в другие регионы Сирии пока не представляется реалистичным сценарием. Последний по времени гуманитарный конвой из контролируемой правительством территории Сирии смог доставить продовольствие и медикаменты в лагерь Рукбан в начале ноября 2018 года. Следующий гуманитарный конвой уже сформирован и должен быть направлен в Рукбан в начале февраля. Однако комплексному решению гуманитарной проблемы Рукбана это не поможет. Для поиска приемлемой развязки потребуется политическое решение, поэтому брюссельская конференция как раз смогла бы сыграть такую роль и содействовать выходу из тупика.

В-третьих, помимо гуманитарных очагов внутри Сирии, центральной в Брюсселе станет тема интеграции сирийских беженцев в социально-экономическую систему приютивших их соседних стран. В этом контексте наиболее остро будет звучать проблема Ливана, где тема интеграции сирийских беженцев представляется самой чувствительной, с учетом спектра внутриполитических и внутренних социально-экономических проблем, и взят четкий курс на репатриацию беженцев обратно в Сирию. Официальный Брюссель будет стремиться несколько смягчить позицию ливанских властей, в том числе используя финансовый фактор. Не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что обещанные странами Евросоюза многомиллионные гранты и донорские вливания в экономику Ливана были обусловлены поддержкой процесса интеграции сотен тысяч сирийских беженцев (многие из которых в противном случае могут устремиться в Европу).

В-четвертых, намечаемый в Брюсселе диалог не обойдет стороной и тему террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), которые несмотря на стратегическое поражение вновь периодически напоминают о себе, продолжая контролировать существенные пустынные территории на границе Сирии и Ирака. В частности, только с декабря 2018 года в провинции Дейр эз-Зор – в результате активизации боевых действий со стороны террористических групп – зафиксировано не менее 20 тысяч внутренне перемещенных лиц, преимущественно женщин и детей, которых экстренно разместили во временных лагерях в провинции Хасеке.

Резюмируя, политическая повестка будет преобладать на брюссельской конференции. Однако о ее реальных результатах и конкретных решениях можно будет судить по финансовой составляющей, а именно, по объему заявленных донорских обязательств на восстановление Сирии и гуманитарную поддержку сирийских беженцев в странах региона.

52.18MB | MySQL:103 | 0,462sec