Турция расширяет военное присутствие в арабских водах

4 февраля 2019 г. указ президент Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о продлении мандата на присутствие турецких ВМС в Аденском заливе, территориальных водах и на побережье Сомали, а также в Аравийском море и смежных областях внесен на рассмотрение парламента. Указ предусматривает продление мандата на один год с 10 февраля 2019 г. В соответствии с указом, ВМС Турции сохранят присутствие в указанном регионе в целях обеспечения безопасности торговых судов под турецким флагом или судов, связанных с Турцией, активного участия в противодействии пиратам и попыткам вооруженных грабежей в контексте усилий международного сообщества. Действия турецких ВМС будут способствовать усилению Турции в системе ООН и регионе в целом. В тексте указа говорится, что в последний раз срок действия соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, которые разрешают международному сообществу бороться с пиратством в указанном регионе, был продлен на 13 месяцев 6 ноября 2018 г.[i].

5 февраля Великое национальное собрание (парламент) Турции утвердило Указ президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана о продлении мандата на присутствие турецких ВМС в Аденском заливе, территориальных водах и на побережье Сомали, а также в Аравийском море и смежных областях. В соответствии с решением правительства суда ВМС Турции продолжат находиться в данном регионе с целью обеспечения безопасности торговых судов под флагом Турции либо судов, связанных с Турцией, с целью активного участия в противодействии пиратам/морским разбойникам и попыткам вооруженных грабежей в контексте усилий международного сообщества. В задачи турецких военных кораблей, усиленных подразделениями спецназа, входят охрана торговых судов, оказание помощи при нападении на них пиратов или совершении попытки вооруженного грабежа, применение при необходимости силы [ii].

Напомним, что парламент Турции впервые принял такое решение в феврале 2009 г., после чего турецкие военные корабли отправились в Аденский залив для борьбы пиратами региона. Поэтому решение турецких властей о продление на год миссии ВМС Турции в Аденском заливе, было вполне ожидаемым. Таким образом, действия пиратов создали хорошие предпосылки, чтобы не только прибрежные страны утвердили свое военное присутствие в регионе. Почему этот регион так важен для Турции, которая уже 10 лет сохраняет военно-морское присутствие там?

  1. В регионе находится Баб-эль-Мандебский пролив, который соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря и является одним из важнейших и наиболее загруженных водных артерий мира (по проливу ежегодно транзитом проходит до 22 000 торговых судов, осуществляется 14 процентов 1.8 трлн долларов) мировой торговли). Аденский залив, который близок к четвёртой по величине в мире узкой точке транзита нефти, Баб-эль-Мандебскому проливу, является стратегическим маршрутом для ближневосточной сырой нефти и  играет важную роль в глобальном энергетическом транспортном коридоре.

2.Ежегодно 20% от объема внешнеторговых сделок (80 млрд долларов) Турции проходит по этому маршруту. Заметим, что в последнее время война в Сирии и нестабильность в Ираке значительно осложнили сухопутную торговлю Турции с странами Ближнего Востока и увеличивали важность Суэцкого канала, Красного моря и Аденского залива для Турции.

3.Баб-эль-Мандебский пролив также является важным каналом поставок оружия на Ближний Восток. Не надо забывать, что Турция сама поставляет вооружения в зоны конфликта на Ближнем Востоке (например, в Йемен). Кроме того, в апреле 2018 г. стало известно, что Россия и Турция будут осуществлять контроль поставок оружия из Восточной Европы и Украины. Турция может попытаться получить контроль поставок вооружений в зоны конфликта на Ближнем Востоке. В этом контексте отметим, что в будущем турецкие БПЛА смогут стартовать с палубы корабля. Специалисты оборонных предприятий Турции разрабатывают технологии посадки и взлета БПЛА с палубы кораблей, что повысить мощь ВМС страны. На вооружение ВМС Турции поступили БПЛА Anka и Bayraktar TB2 собственного производства, которые могут взлетать и садиться, используя только взлетно-посадочные полосы на наземных базах. На сегодняшний день БПЛА на палубу корабля могут сажать лишь американцы. Это достигается при помощи стартовой катапульты — устройства для запуска летательных аппаратов с небольшой площадки судна. Над аналогичной технологией работают и китайские инженеры. Обе страны отдают предпочтение системах электромагнитной стартовой катапульты, которая проста в использовании и экономична. Турецкие инженеры же некоторое время назад приступили к разработке электромагнитных пушек.  Поскольку принцип работы электромагнитных пушек и электромагнитных стартовых катапульт очень схож, так же как и их характеристики (источники питания, системы переключения и управления высоким током / напряжением), результаты, достигнутые турецкими инженерами, позволят им разработать и отечественную стартовую катапульту. Система электромагнитного пуска может внести существенный вклад в эффективность ВМС Турции, оснащенных БПЛА. К примеру, БПЛА Bayraktar TB2 сможет пролететь расстояние в 100-150 км после пуска с военного корабля с помощью электромагнитной стартовой катапульты. В свою очередь, это позволит укрепить безопасность в Эгейском и Средиземном морях и усилить сдерживающую силу ВМС Турции. Кроме того, за счет производства отечественной электромагнитной стартовой катапульты турецким инженерам не придется тратить долгие годы на разработку нового типа БПЛА. На данный момент турецкая компания Yeteknoloji AŞ- первый разработчик турецких электромагнитных пушек, наладила эффективное производство запчастей электромагнитных стартовых катапульт. С поступлением на вооружение ВМС Турции турецких БПЛА инженеры Yeteknoloji AŞ приступили к разработке и отечественных стартовых катапульт. Компания планирует в случае наличия спроса в течение 2-3 лет произвести электромагнитную стартовую катапульту для БПЛА весом 750 кг. Гендиректор Yeteknoloji AŞ Фазыл Хызал сказал агентству «Анадолу», что электромагнитные стартовые катапульты изменили принцип работ многих систем во всем мире[iii].

4.Турция в последние годы проводит неоосманскую политику, одним из компонентов, которой стало установление военного присутствия на тех территориях, которые ранее входили в состав Османской Империи. Турция в рамках этой политики уже установила свое военное присутствие в Сомали и в Катаре, а также в Сирии и в Ираке. По нашему мнению, Турция намерена расширить своё присутствие в арабских водах и будет активно пытаться стать «одной из стран Красного моря и Аденского залива». Поэтому Турция построит военно-морскую базу на острове Суакин (Судан), который ранее более 300 лет (1517-1882 гг.) входил в состав Османской Империи. В этом случае, будет создан «треугольник» турецких военных объектов в Сомали, Катаре и Судане (в регионе Аденского залива), что увеличит влияние Турции в регионе и не только.

5.«Турецкий треугольник» также может стать дополнительным рычагом воздействия  на Саудовскую Аравию, которая в последнее время превратилась в основного соперника Турции в борьбе за лидерство в исламском (суннитском) мире. Отметим, что  Баб-эль-Мандебский пролив является одной из целей Саудовской Аравии, которая в декабре 2018 г. предложила создание блока стран Красного моря и Аденского залива, и семь государств, расположенных на побережье Красного моря, одобрили создание нового объединения. По имеющейся информации, на совещании в Эр-Рияде представители Саудовской Аравии, Египта, Джибути, Сомали, Судана, Йемена и Иордании «договорились о создании общей структуры». На указанной встрече страны были представлены министрами иностранных дел или их заместителями. Отмечается, что с идеей формирования нового межгосударственного альянса выступила Саудовская Аравия. Основными целями объединения государств, расположенных на берегах Красного моря и Аденского залива, являются укрепление безопасности в регионе, развитие взаимных инвестиций и выполнение совместных экономических проектов. «Благодаря созданию такого блока мы сможем сотрудничать для решения экономических, экологических и вопросов безопасности. Это объединение усилит стабильность, безопасность и торговлю в регионе, будет способствовать созданию гармонии в этом чувствительном регионе и предотвратит влияние на регион любых внешних сил», — сказал министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр. Союзники Саудовской Аравии в Персидском заливе обвиняют Иран в создании угрозы судоходству в Красном море, Тегеран отвергает эти обвинения. Коалиция под руководством Саудовской Аравии, которая начала масштабную военною операцию против повстанцев в Йемене, также обвиняет проиранских хоуситов в создании угрозы для движения нефтяных танкеров в Красном море. Ранее Египет организовал подобную встречу для стран Красного моря и Аденского залива, в которой приняли участие Саудовская Аравия, Иордания, Джибути, Йемен, Судан и Эритрея. На днях издание Middle East Eye, чей офис расположен в Лондоне, сообщило, что представители военных разведок Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Израиля провели секретные переговоры, итогом которых стало решение о дипломатической реабилитации президента Сирии Башара Асада. Именно растущие амбиции Анкары в регионе вызывают все большее беспокойство[iv]. Все это означает, что Саудовская Аравия начала сформировать региональные антитурецкие (а также антииранские) союзы, и что в будущем все больше усилиться борьба между Турцией и Саудовская Аравией за доминирующее положение в регионе и в исламском мире. По нашему мнению, присутствие ВМС Турции в регионе станет некоторым сдерживающим фактором для региональных амбиций Саудовской Аравии, а также для Египта и других региональных стран.

[i] Türk askerinin Aden Körfezi’ndeki görev süresi uzatılacak, Deniz Haber, 04.02.2019.

[ii] Aden Körfezi tezkeresi kabul edildi, Anadolu Ajansı, 05.02.2019.

[iii] Milli İHA’lar gemiden uçmaya hazırlanıyor!, Haber7, 24.01.2019.

[iv] REVEALED: How Gulf states hatched plan with Israel to rehabilitate Assad, Middle East Eye, 09.01.2019.

62.85MB | MySQL:102 | 0,488sec