К вопросу о новых заявлениях министра иностранных дел Турции М.Чавушоглу по Сирии и актуальным вопросам международной повестки

В последние дни заметно активизировалась риторика турецких официальных лиц в отношении ситуации в Сирии и вопроса зоны безопасности. Это происходит на фоне недавно состоявшихся переговоров между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, открывшегося (на момент написания статьи) очередного раунда турецко-американских переговоров в Вашингтоне по нормализации двусторонних отношений, визита в Анкару главы Американо-Турецкого совета Джеймса Джонса (которого принял лично президент Р.Т.Эрдоган), а также анонсированной ориентировочно на середину февраля (предварительно, 14 февраля) месяца встречи астанинской «тройки» – Россия, Турция и Иран.

Как мы видим, параллельно диалогу с Россией, Турция ведет активные переговоры с американской стороной – как в формате официальной, так и публичной дипломатии. Важность нынешнего момента понятна: прохождение этого перекрестка Турцией – когда президент Д.Трамп объявил о выходе американских военнослужащих из Сирии и появилась пусть призрачная, но, все же, надежда на то, чтобы заместить сирийских курдов из ПДС / СНС – определит, ни много ни мало, её перспективы в регионе в целом. Отсюда и те многочисленные заявления, с которыми все последние дни выступают турецкие официальные лица.

В частности, 31 января с.г. министр иностранных дел М.Чавушоглу посетил медиа-холдинг «Демирорен» (приобрел в начале прошлого года известную медиа-группу «Доган» медиа, включая флагман – самую тиражную газету Турции «Хюрриет» — В.К.) и встретился с представителями и внешнеполитическими обозревателями издания. В ходе встречи, главой внешнеполитического ведомства Турции был затронут целый ряд вопросов из сирийской повестки дня. Обратимся к основным тезисам М.Чавушоглу. Цитируем:

  1. (Касательно турецко-сирийского Аданского соглашения от 1998 года). «Невзирая на то, что наши отношения с режимом (то есть, с официальным Дамаском – В.К.) прерваны, ни одна из сторон с 2011 года и вплоть по настоящее время не заявила «Мы хотим расторжения Аданского соглашения». Однако, нет и его практического применения. (У Сирии – в.К.) есть четкие обязательства по тому, чтобы не укрывать террористов. (Она- В.К.) их выполнила, многие террористы РПК были переданы. Может ли (Аданское соглашение – В.К.) быть полезным? Когда будет в полном смысле нормальное политическое решение, когда перед нами будет руководство сирийского государства, для нас оно (Соглашение – В.К.) окажется очень полезным. Он будет полезным в том случае, если будет хорошо исполняться».
  2. (О политике, проводимой сирийскими Силами народной самообороны, СНС). «Террористическая организация СНС, предвидя американский уход (из Сирии), начала искать себе новых союзников. Путин в тот день (в день встречи с президентом Р.Т.Эрдоганом – В.К.) сказал: «Мы придаем важное значение диалогу курдов с сирийским режимом». Имел ли он в виду курдов, или же он имел в виду СНС? СНС (сказали режиму – В.К.): «Давайте вместе войдем в Идлиб, за это мы хотим то и это». Состоялся продолжительный торг, однако режим (эти предложения со стороны СНС – В.К.) не принял. СНС готовы входить в сотрудничество со всеми, включая режим (т.е. официальный Дамаск – В.К.)».
  3. (Опасения в связи со входом сил официального Дамаска на освобождаемые американцами территории). «После того, как американцы выйдут, есть два момента по вхождению режима сюда или в Манбидж. Первый: США говорят «Режим (в Дамаске – В.К.) эквивалентен Ирану» и не хотят входа (режима – В.К.). Они сказали это открыто. С нашей же точки зрения, вхождение режима не снимает с повестки дня нашу обеспокоенность в связи с вопросами безопасности. Они совершенно спокойно могут сотрудничать с членами СНС. Другим вопросом является то, будет ли, в полном смысле, реализовываться Аданское соглашение или же не будет? Потому что СНС могут объединиться с режимом против Турции. По этой причине, зона безопасности для нас является важной».
  4. (Относительно позиции России в связи с выходом США и созданием в северной Сирии зоны безопасности) «Русские – не против создания зоны безопасности. Они говорят о необходимости снятия обеспокоенностей Турции. Будут ли американцы действовать вместе с русскими или же нет? США, в прямом смысле, что они понимают? Какова будет роль России? В этих вопросах нет ясности. Мы пытаемся координировать выход США не только с американцами, но и с русскими, иранцами и остальными (странами – В.К.). Ирак также включился (в процесс). Во-вторых, после того, как Трамп заявил про зону безопасности, мы работаем со всеми игроками непосредственно на месте (то есть, изнутри Сирии – В.К.). Однако, пока нет ясности во взглядах и в политике».
  5. (Относительно входа турецких ВС в Сирию). «Нет конкретной даты, которая бы подразумевала «Если выход (американцев – В.К.) состоится до этой даты или же если (регион будет -В.К.) очищен от РПК, то – хорошо, если нет, то мы войдем». Наш президент говорит об этом с самого начала: наше терпение – не безгранично. Почему мы не начали (свою – В.К.) операцию? Потому что США заявили: «Мы выходим, давайте это сделаем вместе (с Турцией _ В.К.) и скоординированно»».
  6. (О Силах народной самообороны, как об источнике расхождения взглядов и о том, кто заполнит пустоту, образующуюся после выхода американских ВС из Сирии) «В отношении обеспечения поддержки с воздуха борьбы с «Исламским государством» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) расхождений (у главных участников процесса – В.К.) нет. Главное различие заключается в СНС. США говорят: «Сюда режим (то есть, официальный Дамаск – В.К.) не должен войти». Аргумент, постоянно используемый русскими и иранцами «Там – сирийская земля». Это и раньше была сирийская земля, только контролировалась она со стороны ИГ. Это и сейчас сирийская земля, только контролируется она со стороны СНС. (Касательно того, кто заполнит вакуум силы _В.К.) – эта ситуация до сих пор не ясна. Эти вопросы обсуждаются на переговорах».

Для справки: 6 февраля 2019 года в турецких СМИ появилась информация о том, что США осуществили очередную поставку оружия и боеприпасов курдским «Силам народной самообороны». Объем поставки, по информации турецкой прессы, исчисляется 150 грузовиками.

  1. (Об ускорении динамики процесса в г. Манбидж или затягивают ли США процесс, предусмотренный американо – турецкой дорожной картой по Манбиджу?) «В настоящее время, мы не можем сказать, что есть затягивание. В реализации дорожной карты по Манбиджу есть ускорение. На месте, вместе с нашими солдатами, с нашей разведкой, продолжается работа относительно того, кто займет место в местном управлении, кто будет представлен в силах безопасности».
  2. (О возвращении сирийских курдов; в контексте того, что ПДС и СНС не являются представителями курдского народа – В.К.) «После того, как появится зона безопасности от Евфрата до границы с Ираком, очень много людей вернется. Больше всего вернется сирийских курдов, находящихся в Турции. Поскольку СНС не хочет их возвращения. Они не исповедуют ту же самую идеологию, что и СНС. В последнее время начали бунтовать ассирийцы. (СНС – В.К.) отбирает у них собственность и имущество, закрывает их школы. Езидская активистка Надиа Мурад в Катаре сказала «Мой уважаемый министр (иностранных дел Мевлют Чавушоглу – В.К.), пожалуйста, разбомбите Синджар». Я ответил: «Мы бомбим террористов». Члены РПК пришли под лозунгом освобождения от ИГ. Теперь же они, по крайней мере, в той же степени, что и ИГ третируют (местное население – В.К.). Когда мы наносим бомбовые удары, они скрываются. Под удар попадают езиды, умирают именно они. Сами езиды говорят: «Сейчас сформировано правительство, давайте мы будем интегрироваться в иракские силы. Работайте (Турция – В.К.) вместе с Ираком».».

По оценкам главы турецкого внешнеполитического ведомства, прозвучавшим в ходе его интервью, на территории Турции находится около 400 тыс. сирийских курдов, являющихся оппозицией ПДС и СНС.

  1. (Относительно принятия Турции в Лигу арабских государств) «Некоторые арабские страны (этого) хотят, некоторые ожесточенно сопротивляются. Они говорят о том, что Асад, даже в этой ситуации, ведет себя крайне высокомерно. Заметная часть арабских государств хочет перетянуть Асада на свою сторону, избавить его от иранского влияния и использовать против самого Ирана. Кроме того, мы знаем намерения ещё нескольких арабских стран. Они хотят использовать Асада против Турции».
  2. (Относительно тех, кто пытается сорвать исполнение российско-турецкого соглашения по Идлибу) «Хайят Тахрир аль-Шам» (ХТШ, запрещена в России -В.К.) для поддержания сил нужны люди извне, нужно получить ещё больше оружия. К настоящему времени, приток людей закончен. Сколько там есть оружия – известно нашей разведке. Однако, я знаю ещё одну правду. Внутри (международной) коалиции, есть некоторые западные страны, которые для срыва соглашения по Идлибу пытаются использовать «Хайят Тахрир аль-Шам». Они предоставляют им деньги и поддержку. Во-первых, для срыва соглашения по Идлибу. Во-вторых, для того, чтобы не допустить создания конституционной комиссии. Только ради того, чтобы сказать, что мы это делаем».

«После того, как они (ХТШ – В.К.) уйдут из Идлиба, куда они пойдут? Самый большой вопрос заключается в этом. Русские предлагают совместную операцию. Они говорят: «Давайте очистим (Идлиб -В.К.) от них (ХТШ – В.К. Пусть к нам не обращаются страны, обеспечивающие поддержку (ХТШ -В.К.) и будь что будет».

 

Помимо сирийского досье, есть ещё несколько вопросов, которые актуальны и позиция Турции, как региональной державы, по которым имеет значение.

Вопрос первый – это дело о жестоком убийстве в Стамбуле, в местном Генеральном консульстве Саудовской Аравии, оппозиционного саудовского журналиста Д.Хашогги. Понятно, что Турецкая Республика, будучи страной, на территории которой совершено преступление (в данном случае совершения тяжкого предумышленного преступления, принцип экстерриториальности Генерального консульства КСА не работает) имеет полное право и веские основания к тому, чтобы ставить этот вопрос на международную повестку дня и добиваться справедливого и прозрачного следствия. Однако, помимо чисто правового и морального аспектов, разумеется, в действиях Турции просматривается и свой политический интерес – оказание давления на правящее в КСА семейство и, в частности, на наследного принца Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда. Впрочем, до сих пор руководство КСА удавалось гасить этот конфликт где деньгами, а где оружейными сделками, как случилось в отношениях с теми же США.

Второй вопрос – это события, разворачивающиеся вокруг Венесуэлы. Понятно, что геополитические интересы Турции не достигают, в сколь-нибудь, заметной мере Южной Америки, однако, страна ощущает потребность в том, чтобы четко артикулировать свою принципиальную позицию по поводу вопроса смещения законной власти страны извне, с широким давлением из-за рубежа – из западных столиц и, прежде всего, из Вашингтона. Разумеется, в свете многочисленных военных переворотов, совершенных в Турецкой Республике в прошлом и с учётом неудачной попытки военного переворота 15 июля 2016 года, нынешнее турецкое руководство не собирается молчать и в данном случае стоит на схожих с Российской Федерацией позициях, выбиваясь из западного «строя». На взгляд Турции, в Венесуэле может возникнуть ещё один опасный прецедент.

Обратимся к высказываниям на этот счет, прозвучавшим со стороны министра иностранных дел М.Чавушоглу.

  1. (Относительно международного расследования по делу Д.Хашогги) «После того, как будут завершены специальные рапорты, мы, вместе с ООН, примем решение относительно последующих действий. Первая опция – это решение со стороны Совета Безопасности ООН. Вероятность её – невелика. Вторая опция – это формирование комиссии при участии генерального секретаря и комиссара по правам человека. Генеральный секретарь заявил: «После поступления ко мне официального обращения, я его рассмотрю». В настоящее время, мы можем обратиться, мы к этому готовы. Однако, в Нью-Йорке мы провели работу с другими постоянными представителями. Какие страны к нам могут присоединиться? У нас было следующее единство мнений: «Обратимся вместе с Канадой, но другие страны также пусть присоединяются (к нам – В.К.)». Этот вариант обсуждался нами на министерской встрече НАТО между министрами иностранных дел. Однако, не каждая страна хочет участвовать в этом вопросе. Они говорят: «Давайте вы сами это сделаете». Правда заключается в том, что даже если рядом с нами никого не будет, то мы сделаем это обращение в одиночку».
  2. (Относительно заявлений о том, что Турция готовится к вероятному сценарию отстранения от власти в Венесуэле Николаса Мадуро) «Такой или похожей подготовительной работы мы не ведем. Это все – досужие разговоры. Наши возражения заключаются в том, что надо не допустить того, чтобы легитимация (власти в стране – В.К.) шла извне. Мы ранее выполняли посреднические функции. Я говорил с министрами иностранных дел некоторых стран региона, говорил и с Помпео. Мы передали то, что Венесуэла готова к диалогу без предварительных условий. В настоящее время, если возникнет соответствующая необходимость, то мы готовы (к посредничеству) и будем действовать объективно».
  3. (Относительно решения США об эмбарго в отношении экспорта за рубеж венесуэльской нефти) «Это – решение, которое наказывает народ Венесуэлы. (США – В.К.) демонстрируют подход, который стал привычкой. (Говорить _ В.К.) военным других стран сделай то, сделай это, соверши переворот там, здесь перейди на эту сторону. Насколько это правильно? Разве Болтон сам не говорил, что венесуэльские солдаты – не его, чтобы они стояли рядом с ним. Или это решение принимать Болтону? Есть множество совсем не демократичных, жестких режимов. И с ними (у США – В.К.) – очень хорошие отношения. Сколько человек Сиси (президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси – В.К.) подверг тюремному заключению? Сколько человек убил? Мы не говорим, что Мадуро – замечательный человек. Но ты прав лишь в том случае, если демонстрируешь одинаковый подход по отношению ко всем режимам, проводящим неверную политику».

И, наконец, вдобавок и изложенному выше, неизменную важность для Турции имеет вопрос так называемой террористической организации Фетхуллаха Гюлена или, в аббревиатуре ФЕТО.

Невзирая на очевидное нежелание США заниматься вопросом беглого Ф.Гюлена, который живет в Пенсильвании, Турция продолжает свои настойчивые попытки оказывать на американцев давление.

Вот что, в частности, заявил министр М.Чавушоглу относительно проблемы, возникшей в связи с персоналом, работающим в американских консульских учреждениях в Турции (напомним, что ранее Турция задерживала их сотрудников – В.К.): «Это – наши граждане. Тот факт, что они работают на вас (то есть, на США), не означает их неприкосновенности, в случае совершения правонарушения. У них нет дипломатической неприкосновенности. Как вы приняли этих людей на работу? Вы должны найти этот вопрос внутри самих себя. Если вы сознательно приняли их на работу, то это указывает на ваше сотрудничество с ФЕТО. А если имело место обратное и они просочились (в консульские учреждения США – В.К.), то это важно с точки зрения вашей безопасности. Как мы им (США – В.К.) заявили, они просочились не только в наши структуры. Они преспокойно просочились в местные американские структуры: в Адане, в Анкаре, в Стамбуле. Они там обосновались».

52.35MB | MySQL:103 | 0,688sec