О ситуации на нефтяных месторождениях юга Ливии

Спикер Палаты представителей (ПП, постоянный избранный парламент) Ливии Акила Салех Иса призвал Национальную нефтяную корпорацию (National Oil Corporation, NOC) отменить состояние форс-мажора на крупнейшем в стране нефтяном месторождении Эш-Шарара. Об этом передает во вторник новостной портал «Аль-Васат» со ссылкой на специальное заявление главы законодательного органа. «Призываю главу Корпорации Мустафу Саналлу снять форс-мажорные обстоятельства с месторождения после того, как оно перешло под контроль вооруженных сил и было взято ими под охрану», — отметил он. Как указал, в свою очередь, официальный представитель ПП Абдалла Бельхиг, спикер также потребовал от руководителя NOC «находиться в контакте и координации» с Главным командованием Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара и взять на себя ответственность за потери от простоя объекта. В минувшую среду официальный представитель командования ВС бригадный генерал Ахмед аль-Мисмари заявил, что подразделения ЛНА в рамках проводимой с середины января масштабной воинской операции в южном регионе вошли на территорию Эш-Шарары и взяли ее под охрану, чтобы «не пустить туда террористов». Позднее ряд представителей в признанном мировым сообществом Правительстве национально единства (ПНС премьера Фаиза Сараджа, заседает в Триполи) опровергал это, указывая на то, что хафтаровцы находятся на подступах к месторождению, однако не занимали его. Поступала информация, что триполийский кабмин направил туда свою специализированную охрану при содействии войск так называемого Западного военного округа. В понедельник аль-Мисмари подтвердил, что армия установила полный контроль над Эш-Шарарой «мирным путем, без столкновений и какого-либо ущерба». Ранее в ЛНА заявили о намерении передать месторождение в ведение NOC. Добыча на Эш-Шараре прекратилась в начале декабря прошлого года, а NOC объявила о форс-мажорной ситуации на нем 10 декабря. Изначально сообщалось, что месторождение было занято вооруженными ополченцами, которые заявляли о своей лояльности самопровозглашенным формированиям по охране нефтяных месторождений (Petroleum Facilities Guards), ранее неоднократно вступавшим в споры с ПНС и NOC, а также в столкновения с ЛНА. Они отключили несколько насосных станций, а также препятствовали находившимся там рабочим. В этой связи необходимо внести несколько уточнений.

  1. Никакого контроля над нефтяным месторождением Эш-Шарара ни фельдмаршал Халифа Хафтар, ни силы, которыми он командует, не устанавливали. 12 февраля после переговоров племенной верхушки туарегов с командованием ЛНА был обеспечен вывод из границ месторождения «30-го батальона», который официально подчиняется Триполи и которым командует местный полевой командир Али Канна. При этом, несмотря на все заявления командования ЛНА, 173-я бригада ЛНА также на месторождение для обеспечения безопасности в Эш-Шараре, производительность которой обычно составляет 300 000 баррелей в день, не зашла. Этот нейтральный статус месторождения собственно и был основной компромисса между туарегами и Хафтаром. По словам представителя ЛНА, нефтяное месторождение готово к перекачке нефти, но окончательное решение о том, когда возобновлять производство, будет принимать Национальная нефтяная корпорация (NOC). А последняя при этом выжидает в рамках понимания того, насколько достигнутое соглашение будет соблюдаться. При этом отметим, что долго она выжидать не будет.
    На Эш-Шарару приходится примерно 25 процентов добычи нефти в Ливии, и долго соблюдать форс-мажор означает для NOC резкое сокращение получаемой прибыли. Сейчас самый большой вопрос, что Хафтар планирует делать дальше. Представитель ЛНА сказал, что у армии нет намерений продвигаться к другому крупному нефтяному месторождению региона, Аль-Филь, которое находится под контролем племени тубу. При этом американские эксперты полагают, что Хафтар продолжит свою экспансию в попытке еще больше закрепить свое влияние в Феццане с дальнейшим возможным продвижением к Триполи. Рискнем с этим не согласиться по ряду причин. Во-первых, силы Хафтара в лице ЛНА финансируются через Центральный банк Ливии, который получает свои доходы через NOC. Если Хафтар двинется на север от Эш-Шарары к Триполи, такое финансирование автоматически прекратится. И Центральный банк уже его прекратил, и отсюда постоянные призывы Тобрука и командования ЛНА к NOC снять форс-мажор с добычи нефти в Эш-Шараре.
  2. При этом американцы всерьез полагают, что Хафтар может заблокировать добычу нефти в Феццане в рамках своего противостояния с правительством Ф.Сараджа в Триполи. Не сможет. Ему не дадут это сделать ни те же американцы, которые заинтересованы в скорейшем возобновлении экспорта ливийской нефти в рамках своих попыток обнулить иранский экспорт; ни те же соображения в отношении своевременной выплаты зарплаты бойцам ЛНА, ни в конце концов расстановка сил в самом Феццане. В отличие от американских экспертов рискнем предположить, что отношения Хафтара с теми же туарегами и тубу сейчас далеки от идеала.
    Почему именно сейчас NOC тормозит снятие форс-мажора и заблокировала перевод силам ЛНА зарплаты? Прежде всего в рамках торга с Хафтаром. В прошлом месяце глава NOC Мустафа Саналла также заявил, что он хотел бы создать новые силы нефтяной охраны под эгидой своей организации для обеспечения безопасности на таких объектах, как Эш-Шарара, добавив, что ЛНА может предоставлять такие услуги исключительно на временной основе. Поэтому сейчас в Триполи созданы специальные силы для такой охраны в лице А.Канны и его милиции. Таким образом Триполи пытается выполнить условия, которые выдвигают местные туареги: перераспределить получаемые в результате добычи нефти дивиденды. И это Триполи и NOC стараются сейчас решать путем выплаты туарегской милиции зарплаты за охрану месторождений. При этом Триполи и NOC хотят вынудить Тобрук и Хафтара принять такой вариант и для всех остальных месторождений и нефтяных терминалов. В том числе и т. н. «нефтяного полумесяца» на побережье, которые формально контролируют силы ЛНА. Тем самым решается задача по внешнему дистанцированию всех основных вооруженных группировок от контроля над основными нефтяными месторождениями, что стоит в основе «дорожной карты» ООН по Ливии.
52.22MB | MySQL:103 | 0,467sec