Об «иранской угрозе» в Латинской Америке и намерении Хуана Гуайдо развивать отношения с Израилем

Самопровозглашенный лидер Венесуэлы Хуан Гуайдо работает над восстановлением дипломатических отношений с Израилем и не исключает возможности размещения посольства своей страны в Иерусалиме, говорится в его интервью израильской газете Israel Hayom[i].

Израиль официально признал лидера венесуэльской оппозиции Х.Гуайдо в качества «президента» Венесуэлы 27 января 2019 года[ii]. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху сделал короткое заявление: «Израиль присоединяется к Соединенным Штатам, Канаде, большинству стран Латинской Америки и странам Европы в признании нового руководства в Венесуэле». Это объявление сразу же заслужило похвалу от посла США в Израиле Дэвида Фридмана, который поздравил еврейское государство с тем, что оно «поддерживает народ Венесуэлы и силы свободы и демократии». Администрация президента США Дональда Трампа требовала от международного сообщества, включая Израиль, поддержать отставку действующего президента Николаса Мадуро.

Предыдущий президент Венесуэлы Уго Чавес разорвал отношения с еврейским государством в 2009 году после военной операции Израиля в секторе Газа «Литой свинец». У.Чавес и его преемник Н.Мадуро резко критиковали Израиль, и некоторые лидеры еврейской общины Венесуэлы опасались, что правительство разжигает антисемитизм.

Неожиданно в газете Israel Hayom (финансируемой Шелдоном Адельсоном, американским миллиардером и другом Б.Нетяньяху) появилось небольшое интервью с Х.Гуайдо, в котором новоиспеченный венесуэльский лидер заявил о том, что его правительство будет относиться к еврейскому государству совершенно иначе, чем его предшественник. «Мы начали работать над восстановлением контактов, и я очень рад объявить о том, что процесс стабилизации отношений с Израилем идет полным ходом», – сказал Х.Гуайдо. «Это очень важно для нас», – продолжил он. «Сначала мы восстановим отношения, затем мы объявим о назначении посла в Израиле, и мы очень надеемся, что сюда прибудет посланник из Израиля».

Обращение израильской газеты The Times of Israel в  Министерство иностранных дел Израиля с просьбой прокомментировать интервью осталось без ответа.

Венесуэла и Израиль имели прочные двусторонние отношения с момента создания еврейского государства, и до 1980 года венесуэльское посольство находилось в Иерусалиме. Затем оно было переведено в Тель-Авив вместе с дипломатическими миссиями других стран и, наконец, закрыто в 2009 году. В этой связи Х.Гуайдо спросили, вернет ли он посольство Венесуэлы в Иерусалим, где оно находилось до 1980 года, тот ответил, что «это один из вопросов, который мы обсуждаем», и пообещал «в свое время» сообщить о возобновлении связей и расположении посольства.

После инициирования США госпереворота в Венесуэле, израильское руководство, казалось, не хотело переходить на ту или иную сторону. Однако после беседы с должностными лицами из Госдепартамента США и после того, как в Израиле услышали «убедительное» выступление американцев на заседании Совета Безопасности ООН, Б.Нетаньяху официально поддержал усилия Вашингтона по признанию венесуэльского оппозиционного политика в качестве «законного» руководителя страны. Ни чиновники в Министерстве иностранных дел, ни в канцелярии премьер-министра не подтверждают сообщения о том, что США в этом вопросе надавили на Израиль.

В СМИ сообщалось о том, что Иерусалим не решался поддержать Х.Гуайдо из-за опасений, что режим Н.Мадуро отреагирует мерами, которые могут поставить под угрозу членов еврейской общины Венесуэлы. Если Венесуэла когда-то имела одну из крупнейших еврейских общин в регионе, насчитывавшую около 25 000 в 1999 году, то сегодня в стране осталось всего около 6 000 евреев. Многие уехали в Израиль, Канаду, США и другие страны. «В Израиле много венесуэльцев и много евреев в Венесуэле», – отметил Х.Гуайдо. «Это очень активное и процветающее сообщество, которое внесло большой вклад в наше общество. Я полагаю, они рады, что мы возобновляем связи с Израилем». В начале этого месяца главный раввин Венесуэлы Исаак Коэн заявил, что его община «принимает» признание Израилем притязания Х.Гуайдо на власть. Уровень поддержки Н.Мадуро, яростного критика Израиля, не высок среди еврейской общины Венесуэлы. Но на протяжении всех волнений еврейская община строго придерживалась нейтралитета.

Говоря о нерешительности еврейской общины публично поддержать его, Х.Гуайдо добавил: «Я не сомневаюсь, что евреи боятся. Многие в армии также боятся высказывать свое мнение. Этот режим [Мадуро] не уважает самое основное право: право на жизнь». В связи с тем, что «многие западные страны пообещали направить гуманитарную помощь в Венесуэлу», он выразил уверенность в том, что «Израиль также окажет нам помощь»[iii].

За несколько дней до интервью Х.Гуайдо, в американском журнале Foreign Policy была опубликована статья об иранской угрозе в виде деятельности «Хизбаллы» в Венесуэле. Приводится высказывание госсекретаря США Майка Помпео, который отвечая на вопрос о нестабильной ситуации в Венесуэле и наличии террористических групп в регионе, подтвердил, что администрация Д.Трампа считает, что «Хизбалла» поддерживает свои «действующие ячейки» в Венесуэле. По его словам, «иранцы воздействуют на народ Венесуэлы», потому что члены «Хизбаллы» обучаются, финансируются и оснащаются Тегераном. Как отмечается в статье, некоторые специалисты в сфере политики безопасности были удивлены заявлениям М.Помпео, но это они зря, т.к. «Хизбалла» на протяжении долгого времени присутствует в Латинской Америке, особенно в полукриминальном т.н. «районе трех границ», на стыке Аргентины, Бразилии и Парагвая. Как говорится в статье, «даже за пределами Трехсторонней зоны «Хизбалла» основательно закрепилась в Венесуэле, где шиитская террористическая группа уже давно работает над созданием обширной инфраструктуры для своей преступной деятельности, включая незаконный оборот наркотиков, отмывание денег и контрабанду. Например, остров Маргарита, расположенный у побережья Венесуэлы, является известным преступным очагом, где члены «Хизбаллы» организовали себе безопасное убежище. При режиме бывшего президента Венесуэлы Уго Чавесе правительство более активно покрывало сторонников «Хизбаллы» из Венесуэлы. Отмечается, что особенно спорным в словах М.Помпео является предположение, что смена режима избавит Венесуэлу от «Хизбаллы». Автора статьи не смущает тот факт, что попытка осуществления госпереворота противоречит нормам международного права и базовым демократическим принципам. Он сомневается в том, что «замена нынешнего венесуэльского режима на предпочтительную для Вашингтона альтернативу изменит проблемное отношение Венесуэлы к террористической группе».

«Хизбалла» действует в Венесуэле на протяжении многих лет. В 2000-х годах ее члены во главе с ливанским гражданином по имени Чекри Харб (по прозвищу «Талибан», наркоторговец и специалист по отмыванию денег) организовали контрабанду кокаина. Группировка использовала территорию Панамы и Венесуэлы в качестве основных центров в процессе доставки наркотиков из Колумбии в США, Западную Африку, Ближний Восток и Европу. Поступления от незаконного оборота кокаина отмывались в колумбийские песо или венесуэльские боливары, а «Хизбалла» получала от 8 до 14% прибыли.

Сочувствующие «Хизбалле» члены диаспоры, в том числе в Венесуэле, значительно минимизировали риски ее обнаружения. Чиновники пограничной службы Венесуэлы и правоохранительные органы, в условиях катастрофического положения в стране, по большей части не сопротивлялись взяткам и схемам отката, предлагаемым членами группировки.

В статье ставится вопрос, что произойдет с «Хизбаллой» при правительстве во главе с лидером оппозиции Х.Гуайдо, которое, «почти наверняка будет более активно и агрессивно противодействовать присутствию «Хизбаллы» на венесуэльской земле и, соответственно, влиянию Ирана». По принципу «услуга за услугу» Вашингтон, вероятно, постарается с помощью Х.Гуайдо расправиться с любыми группировками, связанными с Ираном, во всем регионе. Но есть большая разница между волей и способностями. И хотя правительство, возглавляемое Х.Гуайдо, может первоначально продемонстрировать сильную политическую волю к борьбе с «Хизбаллой» и Ираном – по крайней мере, чтобы успокоить администрацию Трампа, – Венесуэла сталкивается с огромной проблемой в попытках восстановить свое расшатанное общество. При работе с Каракасом США необходимо учитывать «неопределенный характер служб безопасности и вооруженных сил Венесуэлы». К тому же, «Венесуэла поддерживает тесные связи с Россией в военном отношении, и до сих пор не ясно, какая часть спецслужб является или останется верной Н.Мадуро».

Соединенные Штаты добились больших успехов благодаря «Плану Колумбия» (Plan Colombia, дипломатической и военной помощи колумбийскому правительству в борьбе с наркоторговлей и левыми повстанческими группировками, такими как FARC). Многолетние и многомиллиардные «попытки наладить сотрудничество в области безопасности и укрепить потенциал колумбийских правоохранительных органов и военных», очевидно, привели к созданию «определенного» характера служб безопасности и вооруженных сил Колумбии. Однако успех Plan Colombia, который помог колумбийским вооруженным силам добиться значительного преимущества над различными отрядами в стране, не удалось повторить в других местах Латинской Америки. В частности, в Мексике, где «Инициатива Мерида», (или «План Мексика»), стратегическое соглашение о сотрудничестве в области безопасности между Соединенными Штатами и Мексикой, была сосредоточена на борьбе с наркоторговлей, но не способствовала успешной борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью в этой стране.

С учетом того, что Д.Трамп демонстрирует желание освободить Соединенные Штаты от дорогостоящих вмешательств за рубежом, «План Венесуэла», «направленный на оказание помощи этой стране в восстановлении важных государственных учреждений, может быть неосуществимым». Для успеха нужна стратегия на годы с задействованием американских инструкторов (военнослужащих, контрактников или и тех и других), работающих с венесуэльскими властями, чтобы успешно противостоять угрозе, исходящей от «Хизбаллы».

«Хизбалла» Тегераном, который выделяет свыше 700 млн долларов в год. Венесуэла служит точкой входа Ирана в Латинскую Америку. Этот опорный пункт иранцы вряд ли уступят без боя. Более того, «Россия поддерживает президента Венесуэлы Николаса Мадуро, учитывая давние отношения между двумя странами. Москва недавно предостерегла Соединенные Штаты от военного вмешательства в Венесуэлу. Кроме того, после тесного сотрудничества в Сирии «Хизбалла» стала для Кремля известной организацией, которую президент Владимир Путин мог бы рассматривать в качестве актива, который, по крайней мере, не будет вмешиваться в планы России по расширению ее влияния в Западном полушарии».

Если режим Н.Мадуро в конечном итоге будет отстранен от власти, это, скорее всего, окажет негативное влияние на «Хизбаллу» в Венесуэле. «Группировка имеет выход на самый верх нынешнего правительства Венесуэлы. К примеру, министр промышленности и национальной продукции Тарек Эль-Айссами, ливанского происхождения, предположительно, имеет тесные связи с «Хизбаллой». В целом проиранская шиитская организация «глубоко пустила корни в Венесуэле и ее полное изгнание из страны маловероятно».

Таким образом, лучшим вариантом для Вашингтона была бы администрация Х.Гуайдо, только при условии, что новое правительство будет не только готово к борьбе с влиянием «Хизбаллы», но и к военному присутствию США в стране, «чтобы начать обучение венесуэльских сил безопасности навыкам, необходимым для противодействия терроризму и транснациональной организованной преступной сети с прочными связями в венесуэльском обществе»[iv].

Судя по всему, фактор «иранской угрозы» будет максимально раздут и использован США в попытке установления «правильного» режима в Венесуэле. Скорее всего, с этим связана тема налаживания венесуэльско-израильских отношений, поднятая, якобы, Х.Гуайдо. От оппозиционного лидера в его положении, казалось бы, меньше всего ожидали размышлений по поводу того, в каком израильском городе открыть посольство Венесуэлы. Предположим, что в случае с Венесуэлой израильская карта разыгрывается Белым домом с расчетом на, пусть и краткосрочную, но перспективу. Согласно этой перспективе, в Каракасе будет «свободолюбивый и демократический» президент, всегда готовый к принятию «правильных» решений, тем более в условиях наличия «иранской угрозы», в Белом доме – произраильский президент, вынужденный исполнять свои обещания, данные избирателям, сократить военную вовлеченность США за рубежом; а в Израиле – премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который заявляет, что «в отношении тех, кто готовится нанести нам [Израилю] ущерб, мы будем действовать с тем, чтобы даже еще раньше нанести ущерб ему».

[i] Венесуэльский Гуайдо стремится возобновить дипломатические отношения с Израилем // Israel Hayom. 12.02.2019. URL: http://www.israelhayom.com/2019/02/12/venezuelas-guaido-seeks-to-renew-diplomatic-ties-with-israel/ (на англ. яз.)

[ii] Израиль признал «демократическое» руководство Венесуэлы // Институт Ближнего Востока. 30.01.2019. URL: http://www.iimes.ru/?p=52702

[iii] Венесуэльский кандидат в президенты Гуайдо говорит, что он работает над восстановлением связей с Израилем // The Times of Israel. 12.02.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/venezuelan-challenger-guaido-says-hes-working-to-renew-ties-with-israel/ (на англ. яз.)

[iv] «Хизбалла» в Венесуэле, чтобы остаться // Foreign Policy. 09.02.2019. URL: https://foreignpolicy.com/2019/02/09/hezbollah-is-in-venezuela-to-stay/ (на англ. яз.)

62.88MB | MySQL:102 | 0,511sec