Оценки китайских специалистов процесса развития и возможностей самолетов радиотехнической разведки ВВС Израиля

Как показывает опыт большинства вооруженных конфликтов разных уровней, в которых применяется реактивная боевая авиации ключевым элементом проведения результативной  операции являются летающие радиолокационные станции – самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДиН) или дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Данные самолеты благодаря мощным РЛС обнаруживают воздушные цели, находясь вне зоны пусков управляемых ракет класса «воздух-воздух» или зенитных управляемых ракет наземных систем ПВО.

Вполне естественно, что лидером в разработке подобных самолетов на протяжении нескольких десятилетий является оборонно-промышленный комплекс США, предприятия которого выпускают такие самолеты как для национальных ВМС (палубный E-2D Advanced Hawkeye) и ВВС (Е-3 Sentry), так и для ВС иностранных государств – Е-7 Wedgetail. Второе место занимали советские специалисты, которые создали самолет ДРДиН А-50, а затем более современную модель А-50У. В настоящее время, в РФ начаты испытания новейшего аналогичного самолета А-100 «Премьер».

Третье место в данном секторе оборонной промышленности занимают специалисты израильской компании Elta  (структурное подразделение корпорации IAI), которые провели подробный анализ бортовой аппаратуры самолетов ДРЛОиУ  Е-2С американского производства. Данные самолеты поступили на вооружение ВВС еврейского государства в 1981 г. (всего 4 ед.) и прекрасно зарекомендовали себя в ходе нескольких вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке. Именно на основе технической документации и докладов о результатах боевого применения израильские конструкторы разработали собственную систему ДРЛОиУ под обозначением FALCON, которую устанавливали на модифицированный пассажирский самолет «Боинг-707-385С».

Основным отличием радиолокационных станций, установленных на FALCON стала их форма, т.е. израильские специалисты выбрали не вращающиеся антенны, а встроенные излучатели и приемники, которые работали в L-диапазоне (компоненты проще в изготовлении, чем для S-диапазона и более устойчиво функционируют, чем аппаратура УКВ диапазона). Процесс разработки и отладки всех компонентов занял практически 10 лет и кроме ВВС Израиля такой самолет принят на вооружении только ВВС Чили.

К середине 90-х гг. прошлого столетия ВВС Израиля сняли с вооружения устаревшие Е-2С и после анализа тактико-технических характеристик самолетов FALCON пришли к выводу о необходимости принятия на вооружение нового летательного аппарата, который будет выполнять функции ДРЛОиУ.  После сравнения четырех основных показателей (летные характеристики, надежность, безопасность, себестоимость) специалисты ВВС Израиля приняли решение о приобретении двух пассажирских самолетов G550 Gulfstream (пр-во США), которые при длине 29,4 м, размахе крыльев 28,5 м, и взлетной массе 25 тонн обладает наилучшими ТТХ среди узкофюзеляжных пассажирских самолетов. Корпус самолета позволяет набирать высоту 15500 м при этом давление внутри герметичного салона будет сопоставимо тем, что характерно для высоты 1800 м над уровнем моря, что вполне комфортно для военнослужащих.

В отношении силовой установки самолета известно, что два турбовентиляторных двигателя BR710C4-11 с полностью цифровой системой контроля параметров, производства британской компании Rolls-Royce, обеспечивают рассматриваемому самолету максимальную скорость 1084 км/ч, а при крейсерской скорости в 900 км/ч продолжительность полета составляет 9 часов. Следует отметить, что самолет оснащен системой для дозаправки в воздухе от воздушных танкеров, оборудованных заправочной штангой.

По данным китайских источников, при условии максимальной заправки топливных баков (расположены в крыльях) в 23400 литров, данные силовые установки обеспечивают максимальную дальность полета в 12500 км. По этому показателю G550 является лучшим самолетов в своем классе.

Питание бортовых потребителей обеспечивают два генератора мощностью по 240 кВт каждый, которые смонтированы в мотогондолах  двигателей. Следует отметить, что именно заднее расположение двигателей стало решающими моментом для выбора G550 Gulfstream в качестве самолета ДРЛОиУ.

Основным бортовым средством радиоэлектронной разведки является многокомпонентная трехкоординатная радиолокационная станция с активной фазированной решеткой под обозначением EL/W-2085, которую разработали специалисты компании Elta. Китайские обозреватели отмечают, что при создании данной РЛС с АФАР израильские конструкторы учли опыт, полученный при разработке бортовой крупноразмерной РЛС разведки  EL/W-2075 к самолету ДРДиН FALCON и стационарной РЛС системы противоракетной обороны «Стрела» (обеспечивает защиту от оперативно-тактических и баллистических ракет средней дальности) под обозначением EL/M-2080.

Корреспонденты китайских специализированных изданий отмечают, что станция EL/W-2085 это не просто РЛС, а многофункциональный комплекс, который позволяет обнаруживать, принимать на сопровождение и классифицировать одновременно от нескольких сотен до нескольких тысяч воздушных и баллистических целей. Кроме того, EL/W-2085 позволяет определять принадлежность пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов по принципу «свой-чужой», осуществлять разведку наземной обстановки в наблюдаемом районе, а также осуществлять сбор данных об наземных РЛС систем ПВО вероятного противника для последующей классификации и постановки направленных помех системой радиоэлектронного подавления типа SHUTE.

Широкие функциональные возможности EL/W-2085 обусловлены особенностями размещения приемников-излучателей. Два наиболее крупных компонента РЛС размещены по бортам самолета и позволяют наблюдать за обстановкой под углом 135 градусов с левой и правой стороны. Антенна, расположенная под носовым обтекателем (совместно с метео-РЛС) обеспечивает обзор воздушного пространства под углом 50 градусов, а антенна, размещенная в хвостовой части самолета обеспечивает обзор под углом 40 градусов.

В совокупности, четыре компонента РЛС позволяют наблюдать за обстановкой на 360 градусов вокруг самолета, при этом практически отсутствуют мертвые зоны, которые характерны для самолетов ДРЛОиУ типа E-7 Wedgetail. Кроме того, воздушное сопротивление у компонентов РЛС EL/W-2085 значительно меньше, чем у грибовидных кожухов как на самолетах типа Е-3 Sentry или Е-2C Hawkeye.

Рассматриваемая РЛС работает в L-диапазоне (от 1 до 2 ГГЦ, для приемников-излучателей с бортов самолета) и S-диапазоне (от 2 до 4 ГГц, для антенн под носовым обтекателем и в хвостовой части). В процессе разработки новой станции израильские специалисты на 60% снизил массу элементной базы, при этом благодаря новым элементам в 200 раз была повышена скорость обработки данных, а также радикально были расширены возможности по хранению больших объемов информации.

Китайские специалисты обращают особое внимание на то, что аппаратное и программное обеспечение РЛС EL/W-2085 позволяет сначала классифицировать цель, а затем принимать ее на автоматическое сопровождение. Подобный алгоритм позволяет оптимизировать работу аппаратно-программного комплекса, который одновременно выполняет несколько сложнейших задач в условиях радиоэлектронных помех и прочих возмущений природного и искусственного происхождения.

Некоторые военные обозреватели китайских специализированных изданий полагают, что РЛС EL/W-2085 представляет собой первую в мире станцию, позволяющую операторам боевых постов наблюдать цель в четырех измерениях, а также передавать данные о ней на истребители сопровождения, которые вооружены управляемыми ракетами класса «воздух-воздух».

Как отмечают китайские специалисты, в кабине рассматриваемого самолета оборудовано шесть боевых постов для офицеров разведки, которые представляют собой специальный цветной жидкокристаллический монитор диаметром 24 дюйма, клавиатуру, управляющие кнопки и трек-болл. Кроме того, отдельно оборудован боевой пост для офицера связи и командира.

В отношении системы передачи данных известно, что экипаж самолета располагает станциями спутниковой, шифрованной связи с внешним командным пунктом в Ku-диапазоне (12,5-18 ГГц) и Х-диапазоне. Данная многоканальная система передачи цифровых данных позволяет передавать видео и голосовую информацию на КП или в Командование ВВС  с высочайшей скоростью (100 Гбит/сек).

Кроме того, система цифровой связи в КВ, УКВ и СКВ диапазонах позволит координировать действия с наземными, надводными командными пунктами, самолетами оперативно-тактической и транспортной авиации (самолеты-заправщики).  Следует учитывать, что командир экипажа может наблюдать за воздушной обстановкой в режиме «кругового обзора» (оборудовано специальное рабочее место с мониторами, размещенными вокруг).

Данный самолет оснащен системой предупреждения о приближении зенитных управляемых ракет, а для защиты от ракетного обстрела экипаж может применять комплекс направленных инфракрасных помех, также буксируемую ложную цель или тепловые ловушки.

Внимание китайских специалистов к самолету ДРЛОиУ ВВС Израиля обусловлено не столько тактико-техническими характеристиками самого летательного аппарата, а возможностями аппаратно-программного комплекса. Как известно, специалисты предприятий оборонно-промышленного комплекса Израиля выполнили переоборудование одного самолета «Кунцзин-2000» для ВВС НОАК, а также модифицировали соответствующим образом три самолета ДРДиН А-50EHI ВВС Индии.

Китайские специалисты отмечают, что израильские разработчики накопили большой опыт в области разработки и модернизации РЛС разведывательного назначения, которые наиболее успешно функционируют благодаря специальным алгоритмам и программному обеспечению. В дополнение к вышесказанному отметим, что на вооружении ВВС Израиля находится всего два самолета ДРДиН G550, что продиктовано как их техническими возможностями, так и тактическими наставлениями, которые предписывают действовать им в пределах дальности реагирования собственных истребителей или в районах функционирования национальной системы ПВО, которая обеспечивает прикрытие этим воздушным разведывательно-командным пунктам.

52.21MB | MySQL:103 | 0,461sec