Иордания: о начале реализации проекта железной дороги Акаба – Маан аль-Барри

14 февраля Управление по особым экономическим зонам Акабы (ASEZA) и Саудовско-иорданская инвестиционная компания подписали Меморандум о взаимопонимании об учреждении, развитии, управлении и эксплуатации железнодорожной сети, связывающей морской порт Акаба с районом Маан аль-Барри, и инвестировании в этот проект 500 млн иорданских динаров. На церемонии подписания присутствовали заместитель посла КСА в Иордании, Мухаммед аль-Атбак и советник посольства по экономическим вопросам, Гади аль-Энзи.

Сам проект является составной частью первого этапа по развитию национальной сети железных дорог Иордании, в которую входит сооружение наземного участка, связывающего Акабу с Маан аль-Барри.

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, подписанным председателем Управления по особым экономическим зонам Акабы (ASEZA) Насером аль-Шарейдой и председателем Саудовско-иорданского инвестиционного фонда (HJSC), Хишамом Аттаром, Управление и Компания прежде чем перейти к реализации проекта «завершат все экономические, технические и финансовые исследования, связанные с ним».

Председатель ASEZA Насер аль-Шарейда заявил представителям местных СМИ, что этот проект «будет стимулировать экономический рост, развивать и укреплять транспортную систему Иордании, самого порта Акаба и будет способствовать быстрой обработке и транспортировке товаров из порта Акаба в район Маан аль-Барри». Тем самым, улучшится эффективность ввоза и вывоза товаров через Акабу, снизятся эксплуатационные расходы и повысится конкурентоспособность логистической системы в Акабе. Речь идет о развитии транзитной составляющей и перенаправлении ряда грузов, следующих из и в Акабу по железной дороге, что поможет разгрузить автомобильную дорогу, кроме того, железная дорога и новый погрузочно-разгрузочный терминал позволят увеличить грузооборот Акабы.

Он также добавил, что проект «будет способствовать увеличению перевалочной способности порта Акаба и снижению стоимости перевозки грузов и контейнеров, что окажет положительное влияние на развитие деловой и инвестиционной среды в Акабе, а также на создание новых рабочих мест.

Насер аль-Шарейда привел следующие подробности проекта: он, кроме развития железнодорожной станции в порту Акаба включает в себя строительство транспортно-логистического «хаба» в провинции Маан, который включает в себя пункт таможенного оформления, складские помещения, погрузочно-разгрузочный терминал и зону техническое обслуживание, которые должны стать логическим завершением строительства участка железнодорожной линии протяженностью 195 км. Основной задачей для этого участка железной дороги станет перевозка контейнеров и генеральных грузов между Акабой и Мааном, а также доставка фосфатов из карьерного комплекса в Шадия в Акабу. «Сухопутный порт», как его называют в Иордании, станет локомотивом развития провинции Маан, что окажет непосредственное влияние на развитие и экономику этого района, а также «будет служить логистическим и сервисным центром для транспорта, торговли и услуг».

Хишам Аттар, председатель Саудовско-иорданского инвестиционного фонда, заявил: «Мы рады подписать меморандум о взаимопонимании по проекту, который, как мы надеемся, станет первой инвестицией компании в Иорданское Хашимитское Королевство, отражающий видение руководства двух братских стран. Инфраструктура, которая способствует обслуживанию иорданской экономики и связывает ее с арабской экономикой, и с нетерпением ожидает участия в других жизнеспособных проектах, которые будут поддерживать процесс развития и расширять совместное сотрудничество в рамках развития стратегии «Видение 2030».

Вольно или невольно, Х.Аттар обозначил вектор саудовского интереса к этому проекту, который, сам по себе, не так уж велик с точки зрения инвестиционной емкости, сколько привлекателен с точки зрения географической. Маан, куда будет протянута железнодорожная ветка расположен в юго-западной части Иордании, и дорога будет идти параллельно Трансиорданскому шоссе № 5, связывающему Акабу с иордано-иракской границей на пересечении с трассой № 40. Это же шоссе с другой стороны выходит к саудовской границе.  А с запада, рукой подать до той же израильской Хайфы, не говоря уже о том, что начинаться эта ветка будет, практически, там же, где расположен соседний с Акабой, израильский Эйлат. Если смотреть на этот участок железной дороги с точки зрения уже озвученного ранее проекта сооружения Трансаравйиского железнодорожного кольца, то вот вам его юго-западный сегмент, на первом своем этапе. Учитывая то, что железные дороги строятся на десятилетия и обладают целым рядом неоспоримых преимуществ, по нашей оценке, начало строительства железной дороги из Акабы в Маан с саудовским финансированием есть прямое доказательство тому, что Трансаравийский железнодорожный план не химера, в вполне реальная затея, которую начали воплощать в жизнь.  На начальном этапе Маанского отрезка вполне хватит чтобы обеспечить растущий грузопоток из и в Ирак, для которого Акаба всегда и во все времена была своеобразными морскими воротами в мир. И не будем забывать, что вдоль все тех же автомобильных дорог, и железной дороги Акаба-Маан аль-Барри пройдет часть иорданского участка нефтепровода, который протянется от Ирака к Акабе.

Разумеется, сам Х.Аттар комментирует это в иной плоскости: «Этот проект представляет собой реальную модель эффективного партнерства между государственным и частным секторами, которая несет в себе многие плоды, свидетелями реализации которых, мы с вами станем. Важнейшим из них является укрепление национальной экономики за счет укрепления инфраструктуры и модернизации транспортной системы и влияния на развитие местных сообщества, что является одной из важнейших стратегических задач компании».

Генеральный директор добавил, что стратегия Саудовско-иорданского инвестиционного фонда сосредоточена на трех направлениях: инвестирование в крупные инфраструктурные проекты путем изучения проектов, перечисленных в Законе о иорданском инвестиционном фонде № 16 от 2016 года, инвестирование в новые проекты в важнейших секторах экономики, сектор здравоохранения, в информационные технологии и туризм, а также осуществление инвестиций в крупные иорданские компании для ускорения их роста.

Саудовско-иорданский инвестиционный фонд был создан в качестве одного из практических достижений сотрудничества между Королевством Саудовской Аравии и Иорданским Хашимитским Королевством и является одним из результатов деятельности Саудовско-иорданского координационного совета, который был создан 27 апреля 2016 года, и реализации меморандума о взаимопонимании в области поощрения инвестиций между Фондом государственных инвестиций Саудовской Аравии и Инвестиционным фондом Иордании, подписанного 25 августа 2016 года в Аммане.

Стоит отметить, что Фонд государственных инвестиций Саудовской Аравии внес 90% акционерного капитала Саудовского-иорданского инвестиционного фонда, в то время как все банки Иордании внесли со своей стороны, 10% уставного капитала компании.

Объявление о начале проекта сооружения железной дороги Акаба-Маан аль-Барри было сделано на фоне общей активизации морской части иорданской транспортной инфраструктуры. Министр транспорта Иордании, Анмар аль-Хасауна на прошлой неделе заявил, что сектор морских перевозок и порты «демонстрируют устойчивый рост и прогресс в количественном и качественном отношении как с точки зрения инфраструктуры, приема судов, так и обеспечения безопасности на море, безопасности на море и сохранения морской среды».

Заявление министра было сделано во время открытия Иорданского морского дня в Акабе, организованного Морским управлением Иордании 13 февраля.

Министр добавил, «что Иорданское морское управление играет важную роль в поддержании безопасного и чистого моря, обеспечении поисково-спасательных служб». Чтобы выполнять эти функции, «мы должны думать, действовать, предвидеть, оценивать и принимать решения сегодня для решения задач завтрашнего дня, взяв на себя инициативу в организации безопасности. Чрезвычайные ситуации на море и в морской среде, на морском транспорте, решение задач поиска и спасания на море и реализация мер по поощрению и обеспечению безопасности и экологической политики на национальном, региональном или международном уровнях требуют от нас развития прочных стратегических отношений с партнерами по морскому транспорту».

Стратегия деятельности Морского управления Иордании должна отвечать текущим и будущим неотложным потребностям сектора морского транспорта и соответствовать изменениям и событиям на местном и международном уровнях в будущем. Акаба является единственным морским портом Иордании, через который проходит большая часть экспорта и импорта, а сама транспортная отрасль является главной опорой, на которой строятся программы развития государства, его успехи и прогресс.

52.51MB | MySQL:104 | 0,326sec