Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11 — 17 февраля 2019 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с ситуацией в Сирии. В Сочи 14 февраля состоялся очередной саммит президентов России, Ирана и Турции В. Путина, Х. Роухани и Р. Т. Эрдогана, обсудивших взаимодействие трех стран по сирийскому урегулированию. Формирования преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» (СДС) 16 февраля установили контроль над последним форпостом боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) на востоке Сирии.

На встрече в Сочи президенты России, Турции и Ирана В. Путин, Р. Т. Эрдоган и Х. Роухани подробно рассмотрели ситуацию в Идлибской зоне деэскалации и выразили серьезную обеспокоенность попытками террористической группировки «Хейат Тахрир аш-Шам» усилить там свой контроль. Стороны договорились противодействовать этим попыткам и предпринять конкретные шаги по снижению нарушений в Идлибе путем полного выполнения достигнутых ранее договоренностей, включая Меморандум о стабилизации в Идлибе от 17 сентября 2018 г. Одновременно три страны исходят из того, что «поддержание режима прекращения боевых действий не должно идти в ущерб усилиям по борьбе с терроризмом». Участники встречи «согласились координировать свои действия на востоке Сирии для обеспечения безопасности и стабильности в этом районе, в том числе через обращение к имеющимся соглашениям». Три лидера также «сошлись во мнении, что вывод войск США из Сирии принесет позитивный результат».

По оценке В. Путина, режим прекращения огня соблюдается практически на всей территории Сирии, что стало результатом совместных усилий Москвы, Анкары и Тегерана. Президент РФ отметил, что, проблемы безопасности на северо-востоке Сирии в контексте возможного вывода оттуда войск США должны решаться исключительно на основе строго соблюдения суверенитета и территориальной целостности САР. Путин считает важным, чтобы сирийский конституционный комитет заработал в самое ближайшее время. Он вновь подтвердил, что «создание идлибской зоны деэскалации является временной мерой. Агрессивные вылазки боевиков не должны оставаться безнаказанными». Москва не поддерживает никаких проявлений сепаратизма и исходит из необходимости сохранения территориальной целостности САР. Вывод ВС США из Сирии не должен привести к вакууму власти на территориях, которые они будут покидать, заявил Р. Т. Эрдоган. Позднее турецкий президент не исключил возможности проведения совместной с Россией и Ираном операции против боевиков в зоне деэскалации Идлиб. Он также выступил с предложением включить в астанинский процесс по сирийскому урегулированию Ирак и Ливан, «поскольку обе эти страны имеют общие границы с Сирией и разного уровня отношения с этим государством». Кроме того, Эрдоган считает, что женевский процесс по сирийскому урегулированию провалился. Сотрудничество России, Ирана и Турции, присутствие их сил на территории Идлиба будет способствовать возвращению безопасности в регион, подчеркнул президент ИРИ Х. Роухани.

Тем временем боевики из идлибской зоны деэскалации продолжают обстреливать и атаковать позиции сирийских правительственных войск в провинциях Латакия и Алеппо. В ответ армия САР наносит удары по силам противника. 16 февраля формирования СДС при поддержке ВВС США установили контроль над последним форпостом террористов ИГ на востоке Сирии — населенным пунктом Эль-Багуз на границе с Ираком. Небольшая группа террористов продолжает удерживать участок площадью 600-700 кв. м к северу от Эль-Багуза.

Глава Центрального командования ВС США генерал Дж. Вотел считает, что выводить американские войска из Сирии, а также говорить о победе над ИГ еще рано. По словам Вотела, у террористов «по-прежнему есть лидеры, боевики, помощники и ресурсы, поэтому продолжающееся военное давление необходимо для дальнейшего преследования группировки. У них все еще есть эта очень сильная идеология, так что они могут вдохновлять».

По информации СМИ, Пентагон работает над планами по созданию зоны безопасности для курдских формирований на северо-востоке Сирии с участием военнослужащих из европейских стран. 16 февраля вице-президент США М. Пенс призывал союзников Вашингтона расширить присутствие в Сирии после выхода оттуда американских сил. Одновременно Пенс заявил, что США после ухода из Сирии сохранят серьезное присутствие в регионе. Соединенные Штаты не хотят, чтобы правительство президента Асада вернуло контроль над северо-востоком Сирии, заявил 17 февраля спецпредставитель госсекретаря США по Сирии Дж. Джеффри.

13-14 февраля в Варшаве прошла международная встреча по ближневосточной проблематике с участием представителей почти 60 стран. В мероприятии не участвовали Россия, Китай, Иран, палестинцы, Ирак, Сирия и Ливан. Все рабочие заседания форума, за исключением вступительных речей организаторов от Польши и США, были закрыты для СМИ. На итоговой пресс-конференции глава МИД Польши Я. Чапутович информировал, что в ходе встречи обсуждались ситуация в Йемене и Сирии, вопросы палестино-израильского урегулирования, гуманитарные проблемы. При этом министр заверил, что тема Ирана не фигурировала в повестке, а роль этой страны только прослеживалась «в ходе обсуждения разных тем», в основном, в негативном ключе. Тем не менее, если судить по публичным выступлениям вице-президента США М. Пенса и госсекретаря М. Помпео — в центре внимания участников форума все же был Иран. Выступая в Варшаве, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил, что его страна хочет создать с арабскими государствами альянс против Ирана.

Тегеран продолжит наращивать свою военную мощь и работать над ракетной программой, заявил 11 февраля президент Ирана Х. Роухани, добавив, что «Ирану не нужно разрешение, чтобы развивать свою ракетную программу». Действия Вашингтона и других недружественных сил в отношении Тегерана не повлияют на политическую линию страны, подчеркнул 13 февраля Роухани. По его словам, «давление [внешних сил] оказало воздействие на население, но в то же время стране удалось сохранить своё достоинство, независимость и территориальную целостность». В этот же день верховный руководитель ИРИ А. Хаменеи заявил: «Что касается США, то разрешение противоречий не представляется возможным, а переговоры с ними не приведут ни к чему, кроме материальных и моральных потерь». По его словам, сегодня «иранская нация считает, что, кроме Вашингтона, некоторые европейские страны также являются обманщиками и не заслуживают доверия».

США продолжают оказывать давление на европейских союзников с целью изменить их позицию в отношении Ирана. Поддерживающие Иран действия европейских стран приведут к углублению противоречий между Брюсселем и Вашингтоном, заявил вице-президент М. Пенс, подчеркнув, что Евросоюз должен перестать подрывать американские санкции против Ирана. Вашингтон прилагает все возможные усилия, чтобы затруднить работу Тегерана над ракетной программой, заявил госсекретарь США М. Помпео.

Турция готова работать с Ираном через спецмеханизм финансовых расчетов, созданный европейскими странами, заявил турецкий президент Р. Т. Эрдоган. По словам главы МИД ФРГ Х. Мааса, Европа решила придерживаться Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе ИРИ, так как уверена, что он отвечает интересами европейской безопасности. При этом Евросоюз должен был внести вклад в сохранение экономического сотрудничества с ИРИ в условиях санкций США. Германия также хочет сотрудничать с Ираном ради урегулирования кризисов в Сирии и Йемене. МИД Франции подтвердил курс Парижа на поддержку СВПД.

Иран не намерен «просто так» отказываться от ядерной сделки и примет такое решение только в качестве ответа на действия других сторон, заявил глава МИД ИРИ М. Д. Зариф, «однако данный вариант действий не является для нас приоритетным». Он отверг идею о пересмотре СВПД, так как для этого нет причин, потому что «документ был результатом сложных и тщательных переговоров». В то же время Иран не может в одиночку, без поддержки Европы, нести бремя выполнения СВПД, отметил Зариф. По его словам, «INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges – «Инструмент для поддержки торговых обменов») не выполняет задачи «тройки» государств [Германии, Франции, Великобритании] по спасению СВПД». Тем не менее, «Иран не беспокоится за дальнейшую реализацию СВПД».

Спецпредставитель президента РФ по Афганистану З. Кабулов заявил 13 февраля, что Россия считает, что время для снятия санкций СБ ООН с талибов наступило, и готова содействовать их отмене при достижения консенсуса в Совбезе. По словам З. Кабулова, Россия хотела бы, чтобы представители талибов участвовали в предстоящих выборах президента Афганистана, непризнание ими выборов негативно влияет на ситуацию в стране. Россия также не исключает возможности сотрудничества с талибами в борьбе ИГ.

И. о. главы Пентагона П. Шанахан заявил, что «не получал указаний о подготовке вывода войск из Афганистана. Получены указания в тесной координации с [госсекретарем] Помпео и помощником [президента по нацбезопасности] Болтоном поддержать усилия [спецпредставителя по Афганистану] Халилзада по проведению мирных переговоров». Вашингтон также не будет в одностороннем порядке сокращать свой контингент в Афганистане, все действия будут предприниматься во взаимодействии с НАТО. США могут сократить численность своего контингента в Афганистане более чем на одну тысячу человек вне зависимости от того, удастся ли Вашингтону заключить мирное соглашение с талибами, что может привести к полному выводу американских войск из этой страны, заявил глава Центрального командования ВС США генерал Дж. Вотел. НАТО не рассматривает сейчас возможность вывода своих сил из Афганистана, но «не намерена оставаться в этой стране вечно», заявил генсек альянса Й. Столтенберг.

Парламент Египта поддержал 14 февраля инициативу по изменению конституции страны, предусматривающую, в частности, продление президентских полномочий. В случае окончательного принятия изменений президентский мандат будет продлен с четырех до шести лет. Кроме того, глава государства получит право переизбираться больше, чем на два срока. Референдум по данному вопросу должен состояться уже летом этого года. Конституционные поправки позволят нынешнему президенту АРЕ А. Ф. ас-Сиси оставаться у власти до 2034 г.

Ливийская национальная армия (ЛНА) полностью контролирует крупнейшее в стране нефтяное месторождение «Эш-Шарара», расположенное в юго-западном регионе. ЛНА заявила о намерении передать его в ведение Национальной нефтяной корпорации Ливии (National Oil Corporation, NOC). Со своей стороны, NOC объявила о готовности восстановить производство нефти на месторождении «Эш-Шарара», но при условии обеспечения гарантий безопасности объекта и задействованных на нем рабочих. Компания «не получала официальных подтверждений, что объект надежно защищен».

11-13 февраля в Москве прошли межпалестинские консультации, в ходе которых стороны обсудили все вопросы, включая примирение движений ФАТХ и ХАМАС, отношения с Израилем, созыв международной конференции по ближневосточному урегулированию. Все участники встречи отвергли американскую «сделку века» по палестино-израильскому урегулированию. Итоговое заявление межпалестинской встречи не удалось согласовать из-за позиции ХАМАС и «Исламского джихада», которые высказались против пункта, где говорится о необходимости создания палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме.

Турция не будет отказываться от покупки российских ЗРС С-400, несмотря на протесты со стороны США, заявил президент страны Р. Т. Эрдоган. По его словам, Турция готова приобрести американские «Пэтриоты», но на условиях, которые отвечают ее интересам. «Совместное производство, предоставление кредита и досрочная поставка — критерии, которым мы придаем важное значение. Хотя они позитивно настроены к досрочным поставкам, они не могут обещать кредит и совместное производство», — подчеркнул Р.Т.Эрдоган.

 

Приложение

 

 

О египетско-американском военном сотрудничестве

 

 

Каир и Вашингтон на протяжении нескольких десятилетий связывают отношения стратегического партнерства, которые обе стороны намерены сохранять и в будущем. Одним из основных направлений египетско-американских отношений является масштабное военное и военно-техническое сотрудничество. Со второй половины 1970-х гг. США становятся главным партнером АРЕ в этой сфере, а в 1988 г. Египет первым из арабских государств получил статус «союзника США вне НАТО». На сегодняшний день АРЕ является крупнейшим получателем американской военной помощи на Арабском Востоке, которая включает в себя поставки из США вооружения и военной техники, подготовку кадров различного профиля для египетских ВС, оказание содействия в создании объектов египетской военной инфраструктуры и военной промышленности. На регулярной основе проводятся совместные учения вооруженных сил США и Египта, консультации военных специалистов, встречи руководящего состава военных ведомств. Большие группы египетских военных ежегодно направляются в США на учебу.

С конца 1970-х гг. египтяне предоставляют Центральному командованию и Силам быстрого реагирования ВС США льготы по использованию своей территории, воздушного пространства и морских портов. В частности, американским военным предоставлена возможность использования по предварительному согласованию с египетской стороной аэродромов Вади-Кена, Каир (Международный), Каир (Западный), Рас-Банас, Эль-Ариш, Рас-Кусрани, а корабли 6-го флота ВМС США имеют право захода в ряд египетских портов. Вместе с тем, Египет не идет на предоставление американцам баз для постоянного базирования войск и сил флота.

Вашингтон, учитывая роль и значимость Египта для продвижения американских интересов на Ближнем Востоке, заинтересован в дальнейшем укреплении отношений с Каиром и продолжает оказывать ежегодную безвозмездную военной помощь АРЕ в размере 1,3 млрд долларов. Вместе с тем, одним из условий этой помощи является жесткое требование к Каиру о приобретении оружия преимущественно в США, что существенно ограничивает возможности АРЕ по налаживанию ВТС с другими государствами.

Американцы считают, что содействие модернизации ВС АРЕ, их приближение к стандартам НАТО позволит улучшить боевую совместимость египетской армии с вооруженными силами США и других стран альянса, что облегчит участие Египта в возможных коалиционных военных действиях и операциях по поддержанию мира. В Вашингтоне рассчитывают и на то, что сохранение зависимости египетской военной машины от американских поставок и материально-технического обеспечения служит своего рода страховкой от возможного возврата Египта к вооруженной конфронтации с Израилем. При этом США, оказывая военную помощь АРЕ, стремятся не допустить достижения египетского военно-технического превосходства над Израилем. Кроме того, американцы полагают, что «сила египетских военных, их связи с США являются лучшей гарантией стабильности Египта и его прозападного курса».

Американская военная помощь Египту, как и любому другому иностранному государству, санкционируется Конгрессом США. АРЕ получает основную часть этой помощи по двум основным каналам: иностранное военное финансирование (FMF) и международное военное образование и обучение (IMET). Кроме того, к Египту, как «союзнику, не являющемуся членом НАТО», по статье Excess Defense Article (EDA) поставляются «военные излишки». Военная помощь АРЕ идет в виде денежных трансфертов. Египтяне не видят в живую ни одного американского доллара, выделяемого им на военную помощь, причем FMF — это грантовая программа.

Военная помощь США Египту включает в себя поставку порядка 13,5 тыс. наименований различных видов вооружения, военной и вспомогательной техники, снаряжения, оборудования, материалов и др., а также предоставление разнообразных технических и иных услуг.

Долгосрочные поставки из США позволяют в значительной степени обновлять вооружение египетских ВС, оснащать их современными видами боевой техники. К настоящему времени благодаря помощи со стороны США в Египте созданы одни из самых крупных и мощных ВВС на Ближнем Востоке и единая система управления силами и средствами ПВО страны, в значительной степени обновлен состав вооружения сухопутных войск, корабельный состав и вооружение ВМС. В целом основу боевой техники египетских вооруженных сил составляют американские образцы, правда, не всегда самые современные.

Особую значимость для Египта имеет безвозмездный характер масштабной американской военной помощи, что позволяет решать многие задачи технического оснащения армии и флота в условиях очень сложного финансово-экономического положения страны. Причем реальной замены этого источника получения помощи на мировом рынке вооружений попросту не существует. Именно поэтому, как видится, египетское руководство продолжит прилагать усилия для сохранения тесного военного сотрудничества с Вашингтоном. В то же время США, как показывает политическая практика, могут пойти на ограничения военной помощи АРЕ, что будет зависеть как от развития внутриполитической ситуации в Египте, так и внешнеполитических шагов Каира.

В частности, политические перемены, произошедшие в Египте в 2011-2013 гг., привели к заметному сокращению военного сотрудничества между АРЕ и США. В Вашингтоне негативно отнеслись к свержению египетской армией президента-исламиста М. Мурси и последующим репрессиям в отношении исламистов летом 2013 г. Была заморожена часть помощи Египту, в том числе поставки уже заказанного вооружения. Были отменены совместные учения ВС двух стран и приостановлено выделение ежегодной безвозмездной военной помощи. В 2014-2015 гг. США частично смягчили ограничения на оказание АРЕ военной помощи, в том числе на поставки вооружения и военной техники. Это решение, как объяснили в Пентагоне, было принято после того, как Вашингтон пришел к выводу, что Египет «намерен сохранять стратегические отношения с США», и, в частности, уважать свои обязательства, связанные с мирным соглашением с Израилем.

После прихода в 2017 г. к власти в США администрации президента Д. Трампа американо-египетские отношения стали улучшаться. Д. Трамп сообщил президенту АРЕ А. Ф. ас-Сиси, что он официально полагает Египет одним из главных своих стратегических союзников в регионе наряду с Иорданией и Израилем. В ходе визита в Вашингтон президента АРЕ были достигнуты договоренности о снятии санкций на масштабное двустороннее военное сотрудничество. Возобновилась практика совместных египетско-американских учений, в том числе крупнейших из них – «Брайт Стар».

Вместе с тем, в Вашингтоне продолжались колебания в деле оказания военной помощи Каиру. Так, в августе 2017 г. Госдепартамент США объявил о сокращении суммы ежегодной военной помощи АРЕ на 97,5 млн долларов и «удержании» еще 195 млн долларов из помощи, выделенной на 2017 финансовый год. Одновременно было заявлено, что Египет может получить эти 195 млн долларов при условии, что продемонстрирует прогресс в деле защиты прав человека в стране. Отметим, что данный шаг Вашингтона был воспринят в Каире самым негативным образом.

Через несколько месяцев американская администрация изменила свою позицию и заявила, что Египту будут выделены 1 млрд долларов, одобренные Конгрессом США в рамках иностранной военной помощи на 2018 финансовый год, а также 195 млрд долларов, оставшиеся неизрасходованными в 2017 финансовом году. При этом было заявлено, что данный шаг «свидетельствует о важности американо-египетских отношений и приверженности двух стран к их улучшению». Эксперты отмечают, что подобные маневры с оказанием военной помощи Египту «в общем-то, вызвали серьезную озабоченность среди ВПК США, который начал серьезно опасаться снижения своей доли на оружейном рынке АРЕ. И этот тренд был поддержан Пентагоном». Отмечается, что «американцев подтолкнула к такому шагу помимо прочего и положительная динамика ВТС между Москвой и Каиром, а также общий момент недоверия в Каире к обещаниям и действиям Вашингтона». Ведь Египет «уже давно испытывает беспокойство по поводу рисков чрезмерной зависимости от одного иностранного поставщика, такого как США».

И все же, несмотря на сближение между Каиром и Москвой, активность в развитии ВТС с Францией, Египет вряд ли совершит разворот в сторону других государств в ущерб своим отношениям с США. Каир просто попытается, как это уже случалось ранее, лавировать между соперничающими государствами с выгодой для себя, так как подобная политика «дает некоторую свободу маневра при решении вопросов технического оснащения национальных вооруженных сил».

52.8MB | MySQL:110 | 0,348sec