Оценки китайских специалистов официального визита в Пакистан наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана

Как сообщают китайские источники, в период с 17 по 18 февраля 2019 г. наследный принц Королевства Саудовская Аравия Мухаммед бен Сальман находился с официальным визитом в Пакистане. Известно, что первоначально визит был запланирован на день раньше. Однако, мероприятие было перенесено на сутки и вполне вероятно, что основная причина состояла в угрозах безопасности высокопоставленных саудовских гостей.

Второй причиной задержки запланированного визита (как часть серии визитов в пять государств) вполне мог стать террористический акт, совершенный террористом смертником в штате Кашмир, в результате которого погибло 44 военнослужащих ВС Индии. Данное событие негативно повлияло на индийско-пакистанские отношения, которые находятся на низком уровне именно из-за регулярных обстрелов с обеих сторон и террористических актов, ответственность за которые не берут известные исламистские организации.

Китайские специалисты отмечают, что хотя объемы экономического сотрудничества КСА и Индии значительно больше, чем в паре КСА-Пакистан, однако официальный Исламабад оказывает значительную политическую и военную поддержку Эр-Рияду. Как известно,  Мухаммед бен Сальман оказался в очень сложной ситуации по причине убийства журналиста Джамаля Хашогги в генконсульстве КСА в Стамбуле , однако действующий премьер-министр Пакистана Имран Хан одним из первых оказал политическую поддержку наследнику престола.

В отношении военно-политического сотрудничества между КСА и Пакистаном известно, что пакистанские военные принимают деятельное участие в вооруженном конфликте на территории сопредельного Йемена. Кроме того, официальный Эр-Рияд рассчитывает именно при помощи специалистов ракетных войск ВС Пакистана и предприятий ядерной промышленности создать собственные стратегические ядерные силы.

Представляется возможным выделить несколько аспектов визита принца Мухаммеда бен Сальмана в Пакистан

 

Аспект безопасности визита Мухаммеда бен Сальмана в Пакистан

Известно, что самолет саудовской делегации с момента входа в воздушное пространство Пакистана приняли на сопровождение истребители ВВС и сопровождали его до авиационной базы «Нур Хан», на которой ожидал премьер-министр Имран Хан и другие высокопоставленные пакистанские чиновники. Известно, что на момент пролета саудовской делегации были внесены коррективы в расписание внутренних рейсов в Пакистане.

По данным китайских источников, за трое суток до начала визита два средних турбовинтовых военно-транспортных самолета С-130 ВВС КСА доставили на АвБ «Нур Хан» семь бронированных автомобилей марки БМВ и полноприводный автомобиль «Тойота Лэнд Крузер». Кроме того, данные самолеты в рамках регулярных рейсов по выделенному воздушному коридору доставили восемь контейнеров с личными вещами саудовского принца.  Повышенные меры безопасности отмечены и на маршруте движения автомобильной колонны делегации – полностью были заблокированы выезды на автомобильную дорогу по маршруту движения правительственных и дипломатических автомобилей.

Известно, что специальные службы и ВС Пакистана выставили около 1000 контрольно-наблюдательных постов вдоль маршрута движения автомобильной колонны. Особое внимание пакистанские военные обратили на гостиницы, поскольку для размещения значительного количества гостей потребовалось полностью взять под вооруженную охрану 8 отелей, в которых было зарезервировано не менее 800 номеров. Гостиницы были полностью проверены за сутки до прилета кронпринца.

По данным китайских наблюдателей, служба безопасности кронпринца Саудовской Аравии, а также сотрудники разведывательных органов ВС КСА установили тесный контакт с представителями силовых ведомств Пакистана и совместно выполняют все мероприятия в рамках визита. Кроме того, компании-операторы сотовой связи подчинились требованиям специальных служб Пакистана и временно отключили систему связи.

В целом, китайские специалисты в области личной безопасности первых лиц государства отмечают беспрецедентные меры, что вполне объяснимо вероятностью проведения террористических актов с применением смертников, управляющих автомобилями с взрывными устройствами большой мощности.

По данным из разных источников, суммарная численность саудовской делегации составила от 800 до 1100 человек, поскольку принц Мухаммед бен Сальман включил в ее состав несколько сотен представителей бизнеса, которые провели собственные адресные и общие встречи с пакистанскими партнерами. В целях координации усилий, члены кабинета министров Пакистана инициировали подготовку серии двусторонних конференций между предпринимателями двух стран. В этой связи отметим слова министра иностранных дел Пакистана Шаха Мехмуда Куреши о том, что: «данная делегация самая многочисленная и самая значимая за всю историю дипломатической службы страны».

Высший уровень делегации представлен 40 ближайшими соратниками принца Мухаммеда бен Сальмана, безопасность которых обеспечивает 130 сотрудников службы безопасности, основу которой составляют бывшие пакистанские военные, прошедшие дополнительную подготовку в частных военных компаниях США. Также сотрудники личной охраны саудовского кронпринца периодически проходят курсы повышения квалификации в специальных учебно-тренировочных центрах, открытых отставными израильскими военными.

 

Политический аспект визита

По данным китайских источников, Мухаммед бен Сальман провел переговоры с премьер-министров Пакистана Имран Ханом, президентом Арифом Алви и начальником Штаба Сухопутных войск ВС Пакистана – генералом Камером Джаведом Баджвой. Подобный порядок встреч обусловлен тем, что руководитель кабинета министров, глава исполнительной власти Пакистана – премьер-министр Имран Хан обладает всеми необходимыми полномочиями для подписания соглашений и меморандумов, в рамках которых официальный Эр-Рияд и частные саудовские компании планируют инвестировать значительный объем средств в различные сферы двустороннего сотрудничества.

Встреча с президентом Пакистана скорее является формальной, тогда как переговоры с Камером Джаведом Баджвой свидетельствуют о заинтересованности военно-политического руководства КСА в продолжении и расширении военно-политического и военно-технического сотрудничества. Кроме того, принц Мухаммед бен Сальман провел встречи с пакистанскими сенаторами, тогда как ключевые министры двух стран приняли участие в специализированных переговорах, посвященным конкретным проектам двустороннего сотрудничества.

 

Экономический аспект визита

Китайские специалисты отмечают, что в условиях сохраняющихся низких цен на сырую нефть Мухаммед бен Сальман вынужден активно предпринимать шаги по диверсификации инвестиционной политики, поскольку снижение объемов доходов приводит к необходимости размещения дополнительных долговых облигаций. Очевидно, что высшее военно-политическое руководство КСА осознает важность размещения значительного объема инвестиций в зарубежные проекты (кратко, средне и долгосрочные), что позволит в перспективе стабильно получать доход от функционирования объектов и т.д. Саудовские предприниматели проявляют интерес к таким областям, как финансы, энергетика, возобновляемые источники энергии, переработка продукции сельского хозяйства, нефтедобыча и переработка, внутренняя безопасность, средства массовой информации, культура и спорт.

На настоящий момент известно, что по результатам проведенных переговоров наследный принц Мухаммед бен Сальман подписал несколько меморандумов о взаимопонимании на общую сумму 21 млрд долл. США, хотя большинство специалистов ожидало, что стоимость проектов, которые будут реализовывать саудовские компании не превысит 10 или 12 млрд долл. США. Следует отметить, что одновременно с инвестициями в экономику Пакистана официальный Эр-Рияд оказывает финансовую помощь Исламабаду (в 2018 г. выделен заем в 6 млрд долл. США), валютные резервы которого достигли исторического минимума – 8,2 млрд.долл.США.

Внимание китайских специалистов к результатам визита саудовского кронпринца в Пакистан обусловлено тем, что предприниматели с Аравийского полуострова намерены принять самое деятельное участие в реализации некоторых элементов проекта «Китайско-пакистанского экономического коридора», который был инициирован председателем КНР Си Цзинпинем. В дополнение к вышесказанному отметим, что в период с 21 по 22 февраля 2019 г. запланирован визит Мухаммеда бен Сальмана в КНР.

52.21MB | MySQL:103 | 0,620sec