Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 декабря 2006 года – 7 января 2007 года)

В течение прошедших двух недель наиболее важные события в регионе происходили в Сомали, на палестинских территориях и в Ираке. В конце декабря 2006 г. — начале января 2007 г. войска переходного правительства Сомали при решающей помощи эфиопской армии разгромили вооруженные формирования радикального исламистского движения — Союза исламских судов (СИС) и заняли большую часть территории страны. 6 января 2007 г. глава Палестинской национальной администрации М. Аббас объявил вне закона военизированные отряды движения ХАМАС в секторе Газа. 30 декабря 2006 г. в Багдаде по приговору иракского суда был казнен бывший президент Ирака С. Хусейн.

Премьер-министр переходного правительства Сомали А. М. Геди 3 января заявил о завершении основного этапа военных действий против отрядов СИС на территории страны. Сомалийские власти также объявили о закрытии внешних границ республики «в целях безопасности». Соседняя Кения, со своей стороны, ужесточила контроль на границе с Сомали, а корабли ВМС США усилили патрулирование сомалийского побережья. В настоящее время силы переходного правительства при поддержке эфиопских войск, в т. ч. авиации, проводят операции против разрозненных отрядов исламистских боевиков в горной местности на юге страны. Президент Сомали А. Юсуф обратился к Эфиопии с просьбой оказать помощь в подготовке сомалийской армии. В ближайшее время возможно прибытие в Сомали первых подразделений миротворческих сил Африканского союза (АС).

В целом в Сомали сохраняется очень сложная и напряженная обстановка. Руководство СИС не намерено прекращать вооруженную борьбу, и заявляет о своей готовности «начинать восстания и вести партизанскую войну против эфиопских войск». В столице страны Могадишо неоднократно проходили демонстрации протеста против присутствия на сомалийской территории эфиопской армии. Многие жители страны отказываются сдавать властям имеющееся у них оружие. Вполне вероятно, что исламисты из СИС смогут развернуть в Сомали партизанскую войну по примеру Ирака и Афганистана, используя при этом лозунг «священной войны мусульман» против христианской Эфиопии, а также давнюю взаимную вражду между двумя странами. Вместе с тем в условиях, когда армия переходного правительства очень слаба и самостоятельно не в состоянии успешно противостоять даже ослабленным отрядам СИС, а возможности миротворцев АС также очень ограничены (это хорошо видно на примере суданского Дарфура), основная нагрузка в борьбе с исламистами по-прежнему будут лежать на ВС Эфиопии.

Таким образом, вооруженный конфликт в зоне Африканского рога может принять затяжной характер с вовлечением в него как сопредельных с Сомали стран, так и других государств.

Сложная, нестабильная ситуация сохраняется на палестинских территориях и в зоне палестино-израильского конфликта. На территориях, подконтрольных ПНА, продолжается острая борьба за власть между двумя ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС, которая очень часто принимает форму прямых вооруженных столкновений между их сторонниками, как в секторе Газа, так и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Попытки руководства ФАТХа и ХАМАСа договориться о прекращении взаимных насильственных действий и вооруженного противостояния успеха не имеют, а достигнутые соглашения быстро нарушаются.

В условиях усиливающегося межпалестинского противостояния США и Египет при содействии Израиля оказывают прямую помощь силам, находящимся под руководством главы ПНА и лидера ФАТХа М. Аббаса. Так, в конце декабря египтяне через территорию Израиля переправили крупную партию оружия для военизированных формирований, верных Аббасу. США заявили о выделении 86 млн долларов на нужды служб безопасности главы ПНА.

М. Аббас, опираясь на внешнюю поддержку, по всей вероятности, решил действовать более активно. 6 января он объявил вооруженные отряды ХАМАСа, действующие в секторе Газа, вне закона. В соответствии с указом боевики исламистов лишаются права на ношение оружия и его применение. Указ будет действовать до тех пор, пока ХАМАС не выполнит данное ранее обещание об интеграции своих военизированных формирований в единую структуру палестинских сил безопасности под общим руководством главы ПНА. Последние шаги Аббаса хамасовцы расценили как разрешение боевикам ФАТХа атаковать их силы. Военизированное крыло ХАМАСа в ответ приняло решение увеличить численность т. н. «исполнительных сил безопасности» в два раза – до 12 тыс. человек.

Таким образом, положение дел на палестинских территориях имеет тенденцию к серьезному обострению.

Сложной остается ситуация в палестино-израильских отношениях. Боевики палестинских экстремистских группировок не прекращают эпизодические обстрелы территории Израиля. Израильская сторона пока воздерживается от ответных ударов по позициям и объектам боевиков в секторе Газа. Вместе с тем, 4 января израильтяне провели крупную операцию на ЗБРИ с целью задержания террористов и их руководителей, в ходе которой имелись многочисленные человеческие жертвы.

Казнь С. Хусейна не привела к непосредственным заметным изменениям обстановки в Ираке. Шиитское население в большинстве своем ее приветствовало, а арабы-сунниты провели ряд протестных выступлений, которые не были очень многочисленными. В тоже время следует отметить, что суд над бывшим диктатором, приговор и процесс его исполнения, растиражированный на весь мир, отнюдь не выглядели как торжество справедливости и закона, а скорее напоминали политическую (в т. ч. со стороны США) и кланово-племенную месть, способ унизить иракских арабов-суннитов, что, конечно же, не будет способствовать национальному примирению в стране, а, скорее всего, еще больше углубят противоречия между суннитской и шиитской общинами Ирака.

В правящих кругах США продолжалось интенсивное обсуждение новых подходов к политике в отношении Ирака. Представители Демократической партии, контролирующей обе палаты Конгресса, заявляют, что вашингтонской администрации следует обосновать необходимость увеличения численности ВС США в этой стране, а также призывают к поэтапному выводу американских войск из Ирака.

6 января президент США Дж. Буш одобрил кандидатуры на высшие военные посты, связанные с Ираком. Так, на должность командующего Объединенным центральным командованием ВС США будет назначен адмирал У. Фалон, а командующим американской военной группировкой в Ираке станет генерал-лейтенант Д. Петраес.

Между тем обстановка в самом Ираке остается напряженной. В различных районах страны происходят вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия, совершаемые суннитскими повстанцами, иностранными террористами и боевиками шиитских вооруженных формирований.

4 января в Шарм эш-Шейхе состоялась встреча президента Египта Х. Мубарака с премьер-министром Израиля Э. Ольмертом. На ней обсуждались вопросы, связанные с обстановкой на палестинских территориях, проблемы палестино-израильского урегулирования, пресечения контрабанды оружия и денежных средств через границу АРЕ с сектором Газа.

6 января Х. Мубарак заявил, что, по его мнению, США препятствуют мирному процессу между Израилем и Сирией.

В конце декабря Х. Мубарак инициировал многочисленные поправки в конституцию страны, потребовав внести изменения в 34 статьи основного закона. В частности, поправки должны касаться ограничений власти главы государства при одновременном расширении функций парламента. Намечено также смягчить условия выдвижения кандидатур на пост президента АРЕ.

Представители руководства Израиля продолжают высказывать свои точки зрения на возможность возобновления мирных переговоров с Сирией. Так, глава правительства Э. Ольмерт заявил, что диалог с Дамаском возможен лишь при условии прекращения сирийской поддержки антиизраильским силам в Палестине и Ливане, а министр обороны А. Перец считает, что Сирия серьезно относится к переговорному процессу с Израилем.

Социологическое исследование, проведенное в Израиле, показало, что 79% граждан страны недовольны политикой Э. Ольмерта, 69% респондентов назвали его лидерские способности «крайне слабыми», а 74% опрошенных заявили, что Ольмерт не справляется с возложенными на него обязанностями. Одновременно 45% участников опроса считают, что в случае отстранения от должности А. Переца эффективность деятельности правительства возрастет.

Министерство обороны Израиля не будет заказывать в наступившем году новые партии танков «Меркава» Mk.4. Линия по сборке этих боевых машин будет остановлена в марте 2007 г. Промышленность станет лишь выполнять работы по модернизации «Меркав», имеющихся в войсках.

Иран заявил о своем намерении не выходить пока из Договора о нераспространении ядерного оружия, иранцы также не планируют прекращать сотрудничество с МАГАТЭ. Одновременно в Тегеране настойчиво утверждают, что ИРИ при любых условиях, при любом внешнем давлении продолжит реализацию своей ядерной программы, включая работы по обогащению урана. Более того, секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ А. Лариджани заявил: «Мы не намерены разрабатывать ядерное оружие, и будем использовать атомные технологии в мирных целях в соответствии с договором о нераспространении. Но если нам будут угрожать, наша позиция может измениться».

Со своей стороны, МАГАТЭ намечает пересмотреть проекты оказания технической помощи Ирану в ядерной сфере с тем, чтобы не нарушать требований резолюции Совета Безопасности ООН от 23 декабря 2006 г.

В Ливане радикальное шиитское движение «Хизбалла» и его союзники намерены на будущей неделе расширить акции протеста с целью оказания более жесткого воздействия на правительство. Руководство «Хизбаллы» считает, что все политические усилия по урегулированию конфликта зашли в тупик, и у оппозиции не осталось иного выбора, кроме как усилить давление на власти. Активные посреднические усилия, предпринимавшиеся Египтом, Саудовской Аравией и ЛАГ по разрешению политического кризиса в Ливане успеха до настоящего времени не принесли. В целом ситуация в Ливане вновь может серьезно обостриться.

Пакистан продолжает настаивать на необходимости возведения стены безопасности и установки минных полей вдоль границы с Афганистаном, считая, что таким способом можно пресечь перемещения боевиков экстремистских организаций из Афганистана в Пакистан и обратно. При этом строительство стены и установка минных заграждений будет произведена лишь на некоторых участках границы между двумя государствами.

Со своей стороны, правительство Афганистана резко критикует это решение пакистанских властей, полагая, что его реализация приведет к разрыву связей между родственными пуштунскими племенами, проживающими по обе стороны границы. Кроме того, до настоящего времени очень многие участки афгано-пакистанской границы не демаркированы, здесь имеется больше число участков, на которые претендуют как Кабул, так и Исламабад.

Состоявшийся в начале января визит в Афганистан главы пакистанского правительства Ш. Азиза не привел к урегулированию вопроса о строительстве заградительной стены и минировании пограничной полосы: стороны остались при своих мнениях по данному вопросу.

Духовный лидер афганского радикального движения «Талибан» мулла Омар на минувшей неделе заявил, что никаких переговоров с «проамериканским правительством» президента Х. Карзая не будет, а война против нынешних властей продолжится до тех пор, пока «иностранные оккупанты не покинут полностью Афганистан».

Приложение

Некоторые итоги военно-технического сотрудничества арабских стран в 2007 году

В условиях перманентно нестабильной военно-политической обстановки на Ближнем Востоке и в Африке арабские страны продолжают наращивать боевые возможности своих вооруженных сил, улучшать их техническую оснащенность, главным образом посредством приобретения современных видов вооружения и военной техники за рубежом. В 2006 г. отмечалась активизация военно-технического сотрудничества многих арабских государств, увеличение закупок ими продукции военного назначения. Зарубежные эксперты прогнозируют, что в 2008 г. страны Ближнего Востока приобретут вооружение и военную технику на сумму ок. 86,5 млрд долларов. Основными поставщиками оружия в государства региона остаются США, Великобритания, Россия и Франция.

Наиболее крупные военные контракты в прошедшем году заключили Саудовская Аравия и Алжир.

Саудовская Аравия в 2006 г. значительно увеличила военные закупки за рубежом. В августе было официально сообщено о подписании саудовцами контракта с Великобританией на приобретение 72 многоцелевых истребителей «Еврофайтер-Тайфун». Сделка оценивается примерно в 19,3 млрд долларов. Контракт также предусматривает долгосрочное техническое обслуживание и ремонт самолетов со стороны фирмы-производителя ВАЕ. Кроме того, британская сторона подготовит летный состав и наземный персонал для новой авиатехники (до 1000 чел.). Ведутся переговоры о закупке 40 английских учебно-тренировочных самолетов типа «Хок».

Дальнейшее развитие получают саудовско-американские военные связи. Подписан контракт на сумму 2,9 млрд долларов на модернизацию танков М1А2 «Абрамс» до стандарта М1А2S (S – саудовский). Модернизацию пройдут 315 машин, состоящих на вооружении саудовских ВС, и 58 американских танков М1А1, которые затем будут переданы саудовцам. Проект модернизации разработан с учетом опыта боевых действий в Ираке. Кроме того, саудовцы закупят в США запчасти для танков «Абрамс», БМП М2 «Брэдли», другой бронетехники. Вашингтон согласился продать Эр-Рияду вертолеты (в т. ч. 24 UH-60), 722 бронированных автомобиля, радиостанции, другое вооружение на общую сумму ок. 6 млрд долларов. Основная часть этой техники предназначена для повышения возможностей Саудовской Аравии в борьбе с терроризмом. Будет проведена модернизация 12 боевых вертолетов армейской авиации АН-64 «Апач» до стандарта АН-64D «Лонгбоу» (установка новой РЛС наведения оружия и оснащение усовершенствованными ПТРК «Хеллфайр»). Для 72 саудовских истребителей F-15S в США закупят новые двигатели на сумму ок. 1,5 млрд долларов.

В декабре 2006 г. саудовское правительство начало переговоры с французской компанией «Дассо авиасьон» о возможном приобретении 36 многоцелевых истребителей «Рафаль» в дополнение к британским «Тайфунам».

Ожидается, что в рамках программ модернизации национальных ВС и сил безопасности Саудовская Аравия уже в ближайшие годы может закупить за рубежом вооружение и военную технику на сумму от 40 до 60 млрд долларов (многоцелевые истребители, вертолеты, бронетехника, фрегаты и др.).

Алжир. В 2006 г. был подписан пакет соглашений на поставку из России вооружения и военной техники на сумму ок. 7,5 млрд долларов. В его рамках для сухопутных войск закупят танки Т-90С (190 ед.) и проведут на алжирских предприятиях модернизацию состоящих на вооружении Т-72. К танкам Т-90С Россия поставит боеприпасы и запчасти, окажет содействие в обучении алжирского личного состава. Алжир подал заявку на закупку до 24 ЗРПК «Тунгуска-М1», ПТРК «Корнет-Э» и «Метис М-1». По линии ВВС будут приобретены истребители Су-30МКА (до 28 ед., модифицированных с учетом требований ВВС АНДР), 36 истребителей МиГ-29СМТ по схеме trade in (обмен старых машин на новые в пропорции 1:1) с опционом на поставку еще 30 ед., а также 16 учебно-боевых самолетов Як-130. Алжир получит ракеты «воздух-воздух» Р-73Э и РВА-АЭ и «воздух-земля» Х-31. Предполагается модернизация истребителей МиГ-21 по программе МиГ-21-93. Первые два истребителя МиГ-29 уже поставлены ВВС АНДР в декабре 2006 г. Начало поставок Як-130 намечено на 2008 г. О сроках поставок Су-30 пока не сообщается. В выполнении российского заказа по самолетам МиГ-29 и Су-30 примут участие некоторые западноевропейские фирмы, которые, в частности, будут заниматься бортовым радиоэлектронным оборудованием. Для войск ПВО предполагается закупка ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит». С российской помощью модернизируют две подводные лодки пр.877ЭКМ и два корвета пр.1234Э, а также построят две новые лодки пр.636.

Вместе с тем, Алжир не намерен ограничиваться военными закупками только в России, и предполагает диверсифицировать источники его получения. В частности, речь идет о Франции и США.

Соединенные Штаты одобрили проект договора о поставке ОАЭ 20 пусковых установок РСЗО HIMARS (High-Mobility Artillery Rocket System) с дальностью стрельбы до 40 км. Эмираты также приобретут 202 ракеты ATACMS, имеющих дальность пуска до 165 км, которые можно запускать с установок HIMARS. Стоимость будущей сделки оценивается в 752 млн долларов. ОАЭ станут первой страной региона, которая получит на вооружение РСЗО этого типа. В 2006 г. продолжались поставки для эмиратских ВВС по ранее заключенным контрактам американских истребителей F-16 Блок 60 и французских истребителей «Мираж» 2000-9.

В 2006 г. Иордания договорилась о приобретении 20 самолетов F-16А/В в Бельгии (12) и Нидерландах (8). Их поступление ожидается к 2008 г. Активно развиваются военные связи с США. С американской помощью на территории королевства начато сооружение учебного центра для сил спецназа, где будут проходить подготовку военнослужащие Иордании, Соединенных Штатов и ряда стран Ближнего Востока. Центр должен вступить в строй в 2008 г. Иорданская сторона изъявляет желание приобрести в США новые крупные партии вооружений. В частности, речь может идти о танках М1А1 «Абрамс», БМП «Брэдли», современных ПТРК. Планируется модернизировать боевые вертолеты «Хью Кобра», оснастив их приборами ночного видения и усовершенствованными ПТРК ТОУ и «Хеллфайр». Для истребителей F-16 будут приобретены 50 ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM.

После снятия международных санкций развивает военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами Ливия. Наибольшую активность здесь проявляет Франция, рассчитывающая на 20% ливийского военного рынка. В 2006 г. подписан первый ливийско-французский контракт на модернизацию 12 истребителей «Мираж» F.1, поставленных для ВВС Джамахирии в конце 1970-х гг. Сумма сделки оценивается в 180 млн долларов. В перспективе предполагается поставка Ливии партии французских патрульных кораблей. Не исключается продажа истребителей «Рафаль» и боевых вертолетов «Тайгер» (ранее Париж отказывал Триполи в поставке этих видов оружия). В минувшем году Ливия заключила соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве с Пакистаном и подписала меморандум о военном сотрудничестве с Египтом.

В 2006 г. российская Межгосударственная финансово-промышленная группа «Оборонительные системы» приступила к выполнению второго этапа контракта с Египтом на модернизацию ЗРК С-125 в вариант «Печора-2М». Рамочный контракт предусматривает последовательную трехэтапную модернизацию в общей сложности 30 дивизионов, из которых 10 в 2006 г. Фактически речь идет о совместной с АРЕ контрактации НИОКР. Кроме того, Египту поставлены комплекс радиотехнической защиты КРТЗ-125-2М и система оптико-электронного обнаружения. В результате модернизации срок службы комплекса будет продлен на 15 лет.

После войны между Израилем и ливанской группировкой «Хизбалла» США приняли решение об оказании военной помощи Ливану на сумму 40 млн долларов с целью укрепления правительственной армии этой страны. В частности, речь идет о передаче ливанцам автомобилей «Хамвей», грузовиков, боеприпасов, запчастей к ранее поставленной технике, учебного оборудования. В 2006 г. в США прошли подготовку более 130 ливанских офицеров и сержантов. Предполагаются военные поставки из Франции и Италии. Иран предложил Ливану поставить ЗРК и другие средства ПВО. Россия передала ливанской армии технику для строительства и ремонта мостов.

В 2006 г. Бахрейн закупил в США 60 ПТРК «Джавелин» (180 ракет), а также тренажеры и различное оборудование. Американцы также окажут бахрейнским ВС помощь в обучении личного состава.

В сентябре 2006 г. командование ВВС и ПВО Йемена подписало с РСК «МиГ» протокол о намерении закупить 32 истребителя МиГ-29СМТ на сумму 1,3 млрд долларов. Подписание контракта намечено на 1-й квартал 2007 г. Корпорация «МиГ» также модернизирует имеющиеся в ВВС ЙР самолеты своей фирмы.

52.33MB | MySQL:103 | 0,632sec