Военно-политическая обстановка в Ираке (декабрь 2006 года)

В декабре 2006 года военно-политическая обстановка в Ираке характеризовалась сложностью и напряженностью. Ситуация в сфере безопасности не улучшилась и сохранялась очень тяжелой. Продолжалось принимающее все более масштабный и ожесточенный характер межрелигиозное противостояние между арабами-суннитами и шиитами. США и багдадские власти в минувшем месяце в попытках хоть как-то начать процесс стабилизации обстановки в Ираке стремились более активно использовать для этого внешнеполитическую деятельность.

По признанию все большего числа иракских и зарубежных политиков и экспертов попытки создать в Ираке сильное дееспособное правительство, способное уверенно контролировать положение дел в стране, потерпели неудачу. Так, в докладе американской Группы по изучению Ирака, представленном в декабре президенту США Дж. Бушу, указывается на неспособность иракского правительства во главе с Нури аль-Малики остановить разрастающуюся междоусобицу между арабами-суннитами и шиитами, что является в настоящее время главной причиной нестабильности в стране. Сам же Буш в декабре впервые признал: «Мы не выигрываем, но и не проигрываем» в Ираке. По оценке нового главы Пентагона Р. Гейтса, если обстановка в Ираке не стабилизируется в ближайшие год или полтора, то это грозит «региональным взрывом». Видный американский политики, бывший госсекретарь США Г. Киссинджер отметил: «Если считается, что победа в военной операции подразумевает создание иракского правительства, которое сможет держать под контролем всю страну, прекратить гражданскую войну и межконфессиональную рознь, то я не думаю, что это возможно».

Спикер парламента Ирака суннит Махмуд аль-Машхади считает, что такие факторы как вмешательство в иракские дела других стран, в т. ч. соседних, иностранное вторжение и межконфессиональная вражда привели к тому, что Ирак «сейчас представляет собой слабое государство, неспособное контролировать даже внутреннюю обстановку. Все иракские партии вносят вклад в ослабление страны путем разжигания конфликтов, распрей, разногласий и недоверия друг другу».

Ситуация в сфере безопасности продолжает оказывать доминирующее воздействие на общее положение дел в стране. В последнем ежеквартальном отчете МО США (середина августа – середина ноября 2006 г.) дается «мрачная картина» положения дел в области обеспечения безопасности. В Ираке еженедельно совершается до 1000 различного рода насильственных акций, что на 22% больше, чем за предыдущие три месяца. В целом число различного рода нападений и терактов в отношении военнослужащих США, иракских сил безопасности и мирных граждан в последние месяцы достигло наивысшего уровня с июля 2004 года, когда власть в Ираке была формально передана в руки местного правительства. Причем основная часть боевых и террористических акций была «нацелена на силы коалиции, а гражданское насилие происходит в основном в районах со смешанным суннитско-шиитским населением». Рост террористической активности в Ираке авторы доклада связывают с той поддержкой, которую террористы получают во властных кругах Ирака.

В декабре 2006 года в стране также было осуществлено большое число терактов, в т. ч. с участием террористов-смертников, жертвами которых стали сотни человек. Кроме того, в прошедшем месяце было совершено значительное количество различных вооруженных нападений, похищений людей и т. п.

Как и прежде, наиболее сложная и напряженная обстановка сохраняется в столице страны – Багдаде и западной провинции Анбар. Именно здесь американские войска и иракские правительственные силы несут самые большие потери.

В провинции Анбар примерно 10 тыс. суннитских повстанцев, а также боевики, принадлежащие к иракскому филиалу «Аль-Каиды», ведут вооруженную борьбу с 33-х тысячной группировкой американских войск и 20-тью тыс. иракских солдат и полицейских. Несмотря на очень сложную ситуацию, складывающуюся в этом регионе, командование ВС США не намерено выводить оттуда войска.

Американское военное командование и иракские власти вынуждены признавать «рост влияния боевиков» в Багдаде, что не позволяет наладить нормальную жизнь в городе. Подчеркивается, что войск США, размещенных в городе и его окрестностях, не хватает для обеспечения безопасности в столице, а иракские правительственные силы «недостаточны и некомпетентны», поражены коррупцией. Плюс к этому имеется много информации о том, что иракские военные и полиция «сочувствуют боевикам и помогают им, поставляя боеприпасы». Войсковые операции, проводившиеся американо-иракскими силами против боевиков «Армии Махди» в декабре в багдадском шиитском районе Садр-Сити, заметного успеха не имели. Министр обороны США Р. Гейтс считает Багдад «одним из самых опасных районов страны».

Командование американских войск продолжает рассматривать нормализацию обстановки в Багдаде и прилегающих к ему районах в качестве одной из наиболее приоритетных задач, позитивное решение которой сможет оказать решающее влияние на общую ситуацию в Ираке. При этом американцы считают, что иракское правительство должно прилагать максимум усилий для улучшения положения дел в «Большом Багдаде».

В декабре 2006 года вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия преимущественно (свыше 75%, по американской информации) имели место в городах (и прилегающих к ним районах) в центре, на севере и западе Ирака: Рамади, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Эль-Хафиджа, Эль-Халис, Эс-Сувейра, Эль-Хадита, Баллад, Рашидия, Синджар, Ханакин, Туз-Хурмату, Эль-Хаббания, Хувейджа и в ряде других мест.

Высокой степенью нестабильности характеризуется обстановка в провинции Дияла (г. Баакуба), северо-восточнее Багдада, где проживает смешанное суннитско-шиитское население. Именно этот фактор обуславливает повышенный уровень межконфессионального противостояния в регионе. Причем, по мнению американских военных, «коррупция и сектантство в иракской армии и полиции еще больше осложняют ситуацию» в провинции. В этих условиях вожди суннитских племен и представители некоторых политических групп все чаще обращаются к командирам повстанческих отрядов и групп боевиков с просьбами защитить их от солдат правительственной армии и полицейских, основную массу которых составляют шииты.

Заметную активность иракские повстанцы и иностранные боевики проявляют также в северных провинциях Найнава (г. Мосул) и Тамим (г. Киркук).

На высоком уровне сохраняется интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, особенно в районе городов Эль-Махмудийя, Эль-Юсифийя, Эль-Мусайиб, Эль-Искандерийя, Эль-Латифийя. В этом районе практически постоянно происходят боестолкновения повстанцев и боевиков с американскими войсками и иракскими правительственными силами.

Неспокойная обстановка сохраняется во многих районах иракского юга. В первую очередь, это относится к главному городу региона — Басре. Британские войска провели здесь в декабре несколько крупных войсковых операций против боевиков шиитских милиций, а также операцию против местного полицейского подразделения, причастного к действиям «эскадронов смерти», занимающихся акциями насилия против суннитского населения. Последняя операция вызвала протесты у главы администрации Басры и начальника городской полиции, назвавших ее «незаконной» и «провокационной». В декабре на юге Ирака теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили также в городах (и прилегающих к ним районах): Эль-Кут, Эс-Самава, Эд-Дивания, Эн-Неджеф, Кербела, Эн-Насирия, Эль-Куфа и в некоторых других местах.

Обстановка в Иракском Курдистане в декабре в основном сохранялась стабильной.

Религиозная междоусобица между арабами-суннитами и шиитами, принявшая широкий размах, представляет собой один из важнейших фактов нестабильности и напряженности в стране. Ее жертвами ежемесячно становятся тысячи человек (убитые, раненые, пропавшие без вести, беженцы). Одним из наиболее наглядных свидетельств межконфессиональной розни в Ираке являются тела убитых суннитов и шиитов, которые в больших количества ежедневно находят в различных городах страны. Большинство людей (до 90%), погибших от насилия на почве религиозной вражды, предварительно были похищены и перед смертью подвергнуты пыткам.

Сегодня в Ираке каждый, даже не очень значительный инцидент, связанный с насилием на почве межконфессиональной розни, способствует дальнейшему усилению взаимной вражды между суннитами и шиитами.

Наибольший размах суннитско-шиитское противостояние приняло в Багдаде и его окрестностях. В столице и ее пригородах постоянно происходят вооруженные столкновения между шиитскими и суннитскими боевиками. И если первоначально суннитские отряды одерживали верх над шиитскими, то, начиная с февраля 2006 года (после событий, связанных с терактом в одной из шиитских святынь — мечети в г. Самарра), успех все чаще оказывается на стороне шиитов.

Багдад во все большей степени разделяется на две части – восточную, преимущественно шиитскую, и западную, преимущественно суннитскую. Причем разделительным рубежом в иракской столице стала река Тигр. Все это напоминает Бейрут в 70-80-е годы прошлого века. По информации зарубежных СМИ, шииты постепенно вытесняют суннитов из Багдада. Так, за последний год, по меньшей мере, 10 районов города со смешанным населением превратились в преимущественно шиитские. Шииты доминируют в структурах городской администрации.

Всего же по стране из-за опасения стать жертвами чисток по религиозному признаку более 500 тыс. человек покинули места своего постоянного проживания и переместились в районы компактного проживания своей общины.

Постоянно наращивается мощь вооруженных формирований шиитских политических организаций и группировок. Речь здесь идет, прежде всего, о «Бригадах Бадра» — вооруженном крыле крупнейшей шиитской исламистской организации Высшего совета исламской революции в Ираке» (ВСИРИ) и «Армии Махди» из числа сторонников радикального имама М. ас-Садра. Шиитские милиции без преувеличения считаются ударной силой в противостоянии с суннитами. Американцы рассматривают их в качестве одного из главных препятствий на пути реализации планов по обеспечению безопасности в Ираке. В Пентагоне также называют шиитские милиции «наиболее значительной угрозой» действующему иракскому правительству и считают, что от их рук гибнет и получает ранения больше людей, чем от действий террористов, связанных с «Аль-Каидой». В МО США даже заявляют, что «Армия Махди» «заменила «Аль-Каиду» в Ираке в качестве наиболее опасного акселератора … сектантского насилия в Ираке».

Среди суннитских вооруженных группировок следует назвать «Исламскую армию Ирака», «Новую партию Баас», «Революционные бригады 1920 года», «Армию Мухаммеда». В последнее время повстанцы из этих группировок наряду с продолжением нападений на американские войска и иракские правительственные силы, все больше занимаются вопросами обеспечения безопасности суннитского населения в районах его компактного проживания, а также в районах со смешанным суннитско-шиитским населением, активно противоборствуют с шиитскими милициями. Так, в багдадском пригороде Ад-Даура бывшие баасисты создали вооруженную милицию численностью ок. 500 человек, состоящую из рот по 50 человек. Эта милиция патрулирует улицы, а также создала собственные блокпосты. Отмечается стремление различных суннитских вооруженных группировок объединить свои усилия с целью более успешного противостояния боевикам «Армии Махди» и «Бригад Бадра», однако до настоящего времени у суннитов отсутствует единый руководящий и координирующий центр.

Периодически в СМИ появляются сообщения о контактах официальных лиц США и иракского правительства с представителями суннитского вооруженного сопротивления, однако реально каких-либо договоренностей достичь не удается. Повстанцы продолжают жестко придерживаться линии на вывод американских войск из Ирака и роспуск нынешнего кабинета министров.

Как шииты, так и сунниты имеют свои «эскадроны смерти», занимающиеся убийствами людей по религиозному признаку. При этом шиитские «эскадроны» во многих случаях пользуются поддержкой официальных силовых структур.

Главы внешнеполитических ведомств арабских стран (Алжира, Бахрейна, Египта, Иордании, Кувейта, ОАЭ, Саудовской Аравии. Сирии, Судана и Ирака) в заявлении по итогам очередного заседания министерского комитета ЛАГ по Ираку подчеркнули необходимость положить конец существованию не подчиняющихся правительству страны незаконных вооруженных формирований, которые «только нагнетают обстановку в стране».

В суннитско-шиитское противостояние в Ираке во все большей степени втягиваются соседние страны, что может привести к серьезному осложнению региональной ситуации. Так, по информации иракских официальных представителей, частные лица из Саудовской Аравии выделяют крупные средства (заявляется о десятках миллионов долларов США) иракским суннитским повстанцам. Как сообщается, большая часть этих денег идет на приобретение оружия, в т. ч. ПЗРК.

Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана А. Лариджани заявил, что саудовские намерения вмешаться в противостояние двух иракских общин на стороне суннитов вызывает обеспокоенность в Тегеране.

Со своей стороны, спецслужбы Саудовского королевства в своем докладе обвиняют Иран в том, что он создал на иракской территории шиитское государство, поддерживает шиитские вооруженные формирования, предоставляя им оружие и обучая боевиков, а также помогает проиранским политическим деятелям в Ираке. При этом Эр-Рияд официально заявляет, что не поддерживает ни одну из политических и религиозных групп в Ираке, «находясь от них на равном удалении».

В уже упоминавшемся отчете Пентагона по Ираку говорится, что повстанцы достигли «стратегического успеха», вызвав «волну суннитско-шиитского противостояния, которая угрожает иракским политическим институтам», и поставила страну на грань гражданской войны. По оценке американских военных аналитиков, в настоящее время межконфессиональное противостояние представляет собой «крупнейшее препятствие для восстановления мира в Ираке».

Развитие событий со всей очевидностью показывает, что нынешнее иракское правительство, несмотря на многочисленные заявления, не в состоянии остановить межконфессиональное противостояние в стране. Это признают как сами иракцы, так и в американской администрации. И хотя Вашингтон всячески пытается представить в позитивном свете политику багдадских властей в деле стабилизации обстановки в Ираке, но реально американцы понимают, что правительство Н. аль-Малики никогда не решится на жесткие меры по наведению порядка в стране.

Не снижают своей террористической и боевой активности в Ираке и иностранные террористы, главным образом принадлежащие к местному филиалу «Аль-Каиды». По оценке командования ВС США, численность иностранных террористов и боевиков в Ираке составляет ок. 1,3 тыс. человек. Кроме того, в рядах «Аль-Каиды» действуют и иракские граждане. Американские эксперты считают, что одной из главных целей «Аль-Каиды» в Ираке является всемерное разжигание межконфессиональной розни.

К наиболее распространенным способам действий суннитских повстанцев, шиитских боевиков и иностранных террористов остаются подрыв различного рода взрывных устройств в городах и на автодорогах и минометные обстрелы (преимущественно в Багдаде). Отмечается растущая активность снайперов. По-прежнему часто теракты совершают террористы-смертники (как иракцы, так и иностранцы).

Наиболее часто повстанцы и боевики продолжают совершать нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные (преимущественно американские) войска, иностранцев, работающих в Ираке, местных и зарубежных журналистов. Нападения совершаются на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы местных и иностранных фирм. Все чаще нападениям стали подвергаться школы. В декабре произошло несколько похищений шейхов племен и группы сотрудников иракского отделения Красного креста, после чего эта организация закрыла все свои офисы в Багдаде.

Не прекращаются многочисленные регулярные нападения повстанцев и боевиков на автодорогах. Их главной целью является нарушение снабжения иностранных войск и срыв деятельности правительства Ирака по нормализации жизни в стране.

В условиях перманентной нестабильности и отсутствия надежной безопасности продолжается массовый выезд иракцев за пределы страны, преимущественно в соседние Иорданию и Сирию. Так, в САР в настоящее время находятся свыше 500 тыс. иракских граждан, которые разместились главным образом в районах, прилегающих к Дамаску. В Иордании проживает от 500 до 700 тыс. иракцев, а в Египте обосновались ок. 100 тыс. иракских эмигрантов. По данным иракских властей, в 2006 году страну ежемесячно покидали до 100 тыс. человек, а всего с 2003 года из Ирака эмигрировало до 2-х млн. человек.

В декабре продолжился процесс передачи иракским властям контроля над сферой безопасности в отдельных регионах страны. Причем пока это делается только в южных районах Ирака с преимущественно шиитским населением, где положение дел в вопросах безопасности не столь напряженное, как в западных, центральных и северных районах страны. Так, 20 декабря американцы передали иракцам контроль над провинцией Эн-Неджеф – третьей из 18 иракских провинций. Британские власти сообщили, что к иракским силам перешел контроль над безопасностью на половине территории провинции Басра.

Американские военные предполагают к середине 2007 года передать властям Ирака ответственность за обеспечение безопасности на всей территории страны.

По состоянию на 1 января 2007 года в силовых структурах Ирака (вооруженные силы и МВД) числилось ок. 325 тыс. человек. Существенных изменений в их численности и техническом оснащении в декабре 2006 года не произошло.

Иракские вооруженные силы на сегодняшний день по своему общему состоянию, качеству подготовки и морально-психологическому состоянию всех категорий личного состава, наличию практического боевого опыта и технической оснащенности все еще далеки от уровня, позволяющего им самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности в стране, а тем более по защите Ирака от внешнего нападения. Иракская армия продолжает полностью или в значительной степени зависеть американцев и их союзников в деле авиационной и огневой поддержки действий наземных сил, разведки, эвакуации раненых с поля боя, тыловом обеспечении и по множеству других вопросов.

С целью улучшения положения дел с офицерскими кадрами в вооруженных силах в рамках линии на национальное примирение премьер-министр Н. аль-Малики заявил о готовности принять на службу офицеров бывшей саддамовской армии, «чьи руки не запятнаны кровью иракского народа». При этом речь идет не только о младших офицерах, но и старшем и высшем офицерском составе.

Большую помощь Ираку в обучении и техническом оснащении армии продолжают оказывать Соединенные Штаты и другие страны НАТО.

Ирак заказал в США крупную партию различной военной техники: 522 автомашины «Хамвей» (в качестве альтернативы могут быть поставлены 276 легких БТР), 66 тяжелых грузовиков, 8 ремонтно-эвакуационных машин, автомашины для медицинской службы и др., всего на сумму 465 млн долларов. С американской помощью планируется повысить возможности инженерных подразделений и службы тыла.

США и Ирак имеют перспективный план модернизации иракских вооруженных сил на период с 2008 по 2012 год. По утверждению американских военных, в случае его реализации иракские войска смогут в полном объеме самостоятельно решать задачи по обеспечению внутренней безопасности и даже «быть способными противостоять внешним угрозам».

С этой целью, по заявлению представителя командования ВС США в Ираке, начиная с 2008 года, предусматривается значительное наращивание боевой мощи и улучшение технической оснащенности иракских ВС. Но реально, как и прежде, речь пока идет о поставках Ираку вооружения и техники не для защиты страны от внешних угроз, а для решения все тех же задач по обеспечению внутренней безопасности. Так, в части, касающейся ВВС, по словам американского генерала Демпси, заключен контракт на поставку самолетов для разведки, наблюдения и противопартизанских действий. Также в начале 2007 года иракцы получат 16 вертолетов для медицинской службы. Имеются планы приобретения многоцелевых вертолетов UH-1H, Белл-206 и Ми-17.

Командование ВС США планирует летом 2007 года завершить передачу под иракское командование всех соединений и частей иракской армии. В настоящее время 7 из 10 иракских дивизий находятся в подчинении американцев.

В целом Вашингтон намерен усилить деятельность по подготовке иракской армии и полиции с тем, чтобы они как можно скорее играли «лидирующую роль» в вопросах обеспечения безопасности в стране, а ВС США постепенно смогли бы перейти к выполнению функций «поддерживающей силы».

В декабре 23 старших офицера иракских ВС прошли 12-дневный курс подготовки в учебном центре НАТО в Польше.

Польская фирма «Бумер» в начале 2007 года приступит к поставке в Ирак 115 бронетранспортеров БТР-80 (новых и бывших в употреблении). Стоимость контракта составляет 30 млн долларов. Первые три машины для обучения личного состава переданы иракцам в сентябре 2006 года. Помимо «чистых» бронетранспортеров армия Ирака получит командные (для командиров батальонов), штабные, разведывательные, ремонтно-эвакуационные, медицинские и транспортные варианты БТР-80.

Серьезные проблемы имеются в деле материально-технического обеспечения и реформирования структур МВД (ок. 199 тыс. чел.), пресечения проникновения в их рады членов незаконных вооруженных формирований и агентуры повстанцев и боевиков. Иракскую полицию обвиняют также в том, что она не принимает должных мер против боевиков, облегчая им тем самым подготовку и проведение террористических акций.

По информации МВД Ирака со времени падения режима С. Хусейна в 2003 году погибло ок. 12 тыс. полицейских.

По состоянию на 1 января 2007 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 140 тыс. человек. Расходы на иракскую кампанию в 2006 году достигли 110 млрд долларов.

Американская администрация изучает вопрос о возможном кратковременном увеличении численности американского военного контингента в Ираке на 20-30 тыс. человек. Как ожидается, окончательное решение по данному вопросу будет принято в Белом доме в начале 2007 года.

В конце декабря МО США приняло решение направить в Кувейт в качестве резерва 3,3 тыс. военнослужащих из состава 82-й воздушно-десантной дивизии. Они прибудут в район кувейтско-иракской границы в начале 2007 года и в случае необходимости могут быть оперативно переброшены в Ирак.

Глава военного ведомства США Р. Гейтс считает, что американские войска останутся в Ираке надолго, но их численность со временем должна уменьшиться. Гейтс подчеркнул, что условия вывода военного контингента США из Ирака будут зависеть от ситуации, которая будет складываться в этой стране. Министр обороны совершил в декабре поездку в Ирак, где обсуждал с командованием американских войск и иракским руководством ситуацию в стране и вопросы обеспечения безопасности.

Комитет начальников штабов ВС США полагает, что в Ираке американские усилия следует перенацеливать с преимущественного проведения военных операций на решение жизненно важных политических и экономических задач, а в вопросах борьбы с боевиками следует во все большей степени задействовать местную армию и силы безопасности. Так, командование уже направило в наиболее опасные районы Ирака воинские подразделения с задачей восстановления 200 государственных предприятий, работа на которых была прекращена после войны 2003 года. Военные США рассчитывают на то, что восстановление производства позволит снизить уровень насилия в Ираке.

По мнению главы Объединенного центрального командования ВС США генерала Дж. Абизайда, рекомендуемое президенту Дж. Бушу увеличение численности иракской группировки может привести лишь к кратковременным успехам в деле обеспечения безопасности в Ираке.

Иракское руководство выступает против поспешного вывода из страны американских войск, т. к., по его мнению, это «приведет не к стабилизации, а к углублению хаоса» в Ираке.

Потери личного состава ВС США в Ираке в декабре 2006 года составили убитыми 115 и ранеными ок. 650 человек. Это наивысший уровень американских потерь в этой стране в 2006 году. Таким образом, общие потери вооруженных сил США со времени начала иракской компании в марте 2003 года по 31 декабря 2006 года достигли, по уточненным данным, убитыми 3196 человек и ранеными ок. 22950 человек. Кроме того, два человека считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в декабре 2006 года убитыми 3 (Великобритания, Латвия) и ранеными 11 человек (Великобритания, Польша).

Бывший до недавнего временем руководителем Службы национальной разведки США Дж. Негропонте признал, что считает военную кампанию в Ираке более опасной, чем во Вьетнаме.

Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты F-15, F-16, F/А-18, «Торнадо») постоянно оказывали поддержку действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака. Ежедневно авиация союзников совершала от 25 до 45 боевых вылетов. Наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад, Баакуба, Самарра, Рамади, Балад, Эль-Микдадийя, Эд-Дивания, Эль-Кут, Эль-Фаллуджа, Хувейджа, Мосул, Басра и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, ракеты «воздух-земля» типа «Мейверик» и «Хеллфайр», авиационные бомбы GBU-12, GBU-18, GBU-31, GBU-38. Авиация также активно вела разведку объектов повстанцев и боевиков в различных районах страны, выполняла поисково-спасательные задачи. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование активно использует в Ираке беспилотные летательные аппараты, особенно WQ-1 «Предатор». Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Французские самолеты-заправщики обеспечивали дозаправку топливом боевых самолетов коалиционных сил в воздухе.

В декабре американские военные войска в целом ряде случаев наносили ошибочные удары по различным объектам, что привело к жертвам среди мирного иракского населения.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (23) составляла на 1 января 2007 года ок. 16,5 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (7,2 тыс. чел.) и Южная Корея (3,0 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в других городах Ирака задействованы подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Премьер-министр Великобритании Т. Блэр заявил, что любой вывод войск международной коалиции будет зависеть исключительно от готовности Ирака обеспечивать безопасность своей территории. Блэр подчеркнул, что намерение Лондона постепенно сокращать численность британского контингента не означает изменения политики Великобритании в отношении Ирака.

2 декабря Италия завершила вывод своего военного контингента из Ирака. Итальянская военная база в Эн-Насирии была передана иракской армии.

Япония приняла решение продлить миссию своей военно-транспортной авиации по обеспечению деятельности коалиционных войск и миссии ООН в Ираке до июля 2007 года.

Латвия продлила срок нахождения своего военного подразделения в Ираке (125 чел.) до 31 декабря 2007 года. Аналогичное решение приняли Польша (900 чел.), Румыния (860 чел.) и Эстония (40 чел.).

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в декабре 2006 года не претерпела значительных перемен и по-прежнему была нестабильной и напряженной. Перспективы ее существенного изменения в позитивном направлении пока не просматриваются.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в декабре 2006 года продолжала оставаться очень сложной. Развитие событий в стране показывает, что центральное правительство не в состоянии уверенно контролировать положение дел во многих районах Ирака.

Деятельность премьер-министра Н. аль-Малики по продвижению идеи национального примирения остается неэффективной, что со всей очевидностью продемонстрировала состоявшаяся 16 декабря в Багдаде очередная конференция по этому вопросу. В ее работе по различным причинам не участвовал ряд влиятельных иракских политических организаций и движений: сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра, одна из ведущих суннитских организаций Ассоциация исламских богословов, влиятельное движение Иракское национальное согласие во главе с бывшим премьер-министром А. Алауи, представители иракской оппозиции, проживающие за рубежом. В тоже время на конференции присутствовали некоторые члены бывшей правящей партии Баас и бывшие офицеры саддамовской армии, не связанные с вооруженной оппозицией. Позитивным фактом стало заявление главы правительства Н. аль-Малики о том, что власти не имеют ничего против бывших баасистов, «не запятнавших себя преступлениями против иракского народа» (законопроект об амнистии основной массы бывших членов Баас все еще находится на рассмотрении парламента). Аль-Малики также указал, что все неправительственные вооруженные милиции «должны быть распущены и интегрированы в различные государственные институты», хотя, как хорошо известно, у правительства нет для осуществления этого намерения ни реальных сил, ни политической воли.

Нет единства и среди шиитских политических сил. Здесь все большую силу набирают сторонники радикального имама Моктады ас-Садра, который позиционирует себя в качестве верного и надежного защитника шиитов, шиитской бедноты. Приверженцы ас-Садра действуют все более агрессивно и настойчиво, имея конечной целью достижение безусловного лидерства в шиитской среде, что вызывает неудовольствие у ряда видных политиков общины.

Ас-Садр постоянно критикует правительство Н. аль-Малики (в частности, за контакты с бывшими баасистами, которых он считает своими непримиримыми врагами) и требует незамедлительного вывода всех иностранных войск из Ирака. Садристы продолжают бойкотировать работу в правительстве и парламенте. Тем не менее, аль-Малики не идет на полный разрыв с ас-Садром, считая, что изоляция этого деятеля может привести лишь к еще большему радикализму его сторонников. Здесь же отметим, что позиции самого Н. аль-Малики в иракском руководстве нельзя считать сильными, т. к. у него отсутствует соответствующая опора в виде многочисленных и верных ему вооруженных формирований, а партия «Ад-Даава», членом руководства которой является аль-Малики, не считается очень влиятельной организацией, по сравнению с ВСИРИ и «Армией Махди». Отсюда в значительной степени проистекает его нерешительность и явная неспособность твердо и уверенно воздействовать на ход событий в стране.

На состоявшейся 23 декабря в Эн-Неджефе встрече представителей шиитских политических организаций и партий, входящих в правительственную коалицию, с духовным лидером иракских шиитов Великим аятоллой Али ас-Систани обсуждались вопросы ситуации, складывающейся в стране, укрепления единства рядов иракских шиитов. Ас-Систани высказался против любых действий, которые могут принести вред общине. В частности, он не поддержал идею изоляции движения, возглавляемого М. ас-Садром, на чем настаивали некоторые шиитские политики.

Руководство Иракского Курдистана продолжало неуклонно придерживаться курса на всемерное укрепление самостоятельности региона. Продолжается процесс разработки конституции курдской автономии.

Казнь 30 декабря бывшего президента Ирака С. Хусейна не привела к значительным непосредственным изменениям обстановки в Ираке. Шиитское население в основном приветствовало смерть диктатора, в то время как в суннитских районах прошли не очень многочисленные протестные акции.

Президент США Дж. Буш считает казнь С. Хусейна «важной вехой на пути движения Ирака к демократии». Российский МИД осудил приведение приговора в исполнение, подчеркнув, что это может привести к «очередному витку братоубийственного конфликта» в Ираке. Ливийский лидер М. Каддафи объявил в стране трехдневный траур в связи со смертью бывшего иракского лидера. В Иране же казнь Саддама объявили «победой иракского народа», но потребовали продолжения расследования совершенных им преступлений. В Кувейте известие о смерти С. Хусейна встретили с радостью. Египет, Иордания и Саудовская Аравия выразили сожаление, что казнь состоялась в первый день мусульманского праздника жертвоприношения. МИД АРЕ также заявил, что решение о проведении казни было принято «без оглядки на чувства арабского мира».

Следует подчеркнуть, что за свои кровавые деяния и другие преступления, совершенные за долгие годы правления, Саддам, несомненно, заслужил суровую кару. Однако судебное разбирательство ограничилось рассмотрением лишь одного, причем далеко не самого важного эпизода его деятельности, к тому же, по признанию многих юристов, оно велось со значительными нарушениями правовых норм. Сам же приговор и процесс его исполнения, растиражированный на весь мир, выглядели не как торжество справедливости и закона, а скорее напоминали политическую (в т. ч. со стороны США) и кланово-племенную месть, способ унижения иракских суннитов, что отнюдь не будет способствовать национальному примирению в Ираке, а лишь усилит и без того разрастающуюся межконфессиональную вражду между шиитами и суннитами, и уж никак не станет вехой на пути к подлинной демократии в стране.

Несмотря на ряд позитивных изменений, трудная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. В последние несколько месяцев отмечается рост добычи нефти и выработки электроэнергии, но их объемы все еще далеки от намеченных программных показателей. Так, количество производимой электроэнергии не позволяет удовлетворять в полной мере потребности страны, в первую очередь городского населения. В среднем в Ираке электричество подается в течение 12 часов в сутки, а в Багдаде лишь в течение 6-7 часов в сутки. Продолжается реализация проектов в сфере водоснабжения, однако и здесь достигнутые результаты не обеспечивают в полном объеме имеющиеся потребности.

В целом количество нападений со стороны повстанцев и боевиков на объекты инфраструктуры в последнее время сократилось, но ее общее положение дел здесь остается очень сложным. Многие объекты требуют ремонта и модернизации, что не позволяет властям предоставлять услуги потребителям в необходимом объеме и надлежащего качества.

Негативное влияние на экономическое и социальное положение страны оказывает постоянно растущая инфляция. Так, с октября 2005 года по октябрь 2006 года она, по официальным данным, составила 53%.

Безработица официально составляет 18% от числа трудоспособного населения, но, по сведениям из неофициальных источников, она значительно выше, достигая в отдельных районах Ирака показателя в 70%. При этом социальная сфера страны не охватывает всех безработных. Только часть из них получает государственные пособия, которые, к тому же, очень незначительны.

Таким образом, в Ираке сохраняется очень сложная внутриполитическая обстановка. По утверждению спикера иракского парламента М. аль-Машхади, «слабое государство и порожденный этим раскол в обществе будут существовать до тех пор, пока все иракские политические и религиозные силы не откажутся от экстремизма и своих узких политических интересов». Однако, как показывает развитие ситуации в стране, достичь этого будет чрезвычайно трудно, если вообще возможно, по крайней мере, в обозримой перспективе.

Внешнеполитическая деятельность вокруг Ирака в декабре 2006 года отличалась значительной активностью. Прежде всего, это относится к США. 6 декабря созданная американским конгрессом в марте 2006 года Группа по изучению Ирака (ГИИ, Комиссия Бейкера – Гамильтона) представила свой доклад президенту Дж. Бушу. Этот документ широко обсуждался как в Соединенных Штатах, так и в Ираке.

В докладе, подготовленном комиссией из числа видных американских политиков и экспертов, говорится, что положение дел в Ираке «очень серьезно и ухудшается», существует «риск всеобщего хаоса, который может привести к падению правительства и гуманитарной катастрофе». В документе прямо говорится, что политика Буша в Ираке «не работает». Комиссия предложила вашингтонской администрации 79 детальных рекомендаций, реализация, которых, по ее мнению, может способствовать улучшению обстановки в этой стране. К наиболее важным из них можно отнести: постепенное изменение функций ВС США в Ираке от непосредственного активного участия в военных операциях к оказанию поддержки и обучению местных армии и полиции, что позволит вывести с иракской территории американские боевые части к началу 2008 года; одновременно предлагается развернуть широкое «новое дипломатическое наступление» с целью «поддержки единства и территориальной целостности Ирака», прекращения «дестабилизирующих действий» некоторых соседних стран, обеспечения безопасности иракских границ, предоставления разносторонней помощи Ираку со стороны исламских государств. Для реализации этих мер предлагается создать специальную международную группу содействия Ираку, в состав которой включить соседние страны, Египет, арабские государства Персидского залива, пять постоянных членов СБ ООН, Евросоюз, ряд других стран. Особое внимание уделяется подключению к решению иракских проблем Ирана и Сирии. Авторы доклада ставят вопрос об активизации политики США по арабо-израильскому урегулированию, включая палестинское и сирийское направления, что может содействовать стабилизации обстановки в Ираке. Также указывается на необходимость усиления политической, военной и экономической помощи правительству Афганистана.

В самом Ираке комиссия рекомендует Вашингтону укреплять контакты с правительством, интенсифицировать подготовку местных сил безопасности. Иракцам предлагается принять ряд законов, которые могут способствовать национальному примирению. В частности, речь идет о законах о выборах в провинциальные органы власти, о нефти и о дебаасификации. Говорится о внесении некоторых изменений в конституцию Ирака. В тоже время рекомендуется отложить референдум по статусу Киркука из-за сложной обстановки в этом городе. Важным шагом должна стать политическая амнистия. В случае, если власти Ирака не будут двигаться в направлении национального примирения, то предлагается уменьшать им помощь со стороны США.

Дж. Буш заявил, что внимательно изучит представленный ему доклад, но одновременно дал понять, что не будет следовать всем его рекомендациям. Так, официальный Вашингтон фактически не желает подключения к диалогу по Ираку Ирана и Сирии. По всей вероятности, не будут восприняты в полной мере и предложения о сроках вывода из Ирака американских войск.

На всем протяжении декабря Дж. Буш проводил интенсивные консультации с представителями различных американских ведомств и видными иракскими политическим и деятелями, в ходе которых обсуждал вопросы возможного изменения политики США в Ираке. При этом Буш заявил, что не намерен «в срочном порядке» менять иракскую политику своей администрации, т. к. это «слишком сложное и важное решение», а «ставки слишком высоки». Вместе с тем, он подчеркнул, что не приемлет такие предложения, как «отступление, не закончив работу, и «прекращение оказания помощи иракскому правительству». Ожидается, что основные положения обновленного политического курса американской администрации в Ираке Дж. Буш объявит в начале 2007 года.

Доклад ГИИ вызвал активное обсуждение в странах Ближнего Востока. Многие политические и общественные деятели арабских государств, комментируя содержание этого документа, подчеркивали, что он свидетельствует о провале ближневосточной политики нынешней вашингтонской администрации. С другой стороны, высказывались опасения того, что предлагаемый авторами доклада постепенный вывод американских войск из Ирака может позволить «повстанцам и другим соперничающим группировкам заполнить образующийся после этого вакуум».

В Ираке со стороны представителей различных политических сил высказывались далеко неоднозначные оценки этого документа. Президент страны Дж. Талабани считает, что рекомендации ГИИ в целом подрывают суверенитет Ирака и его конституции, являются «несправедливыми и пристрастными». С. ар-Рикаби, политический советник иракского премьер-министра, считает, что рекомендации доклада «в целом позитивные». Глава правительства Н. аль-Малики до конца года так и не выразит свою оценку доклада.

По оценке видных суннитских политиков, комиссия Бейкера-Гамильтона должна была включить в текст своего документа конкретный график вывода ВС США из Ирака. Кроме того, сунниты заявили, что в докладе следовало сделать упор на необходимости «очищения правительства и сил безопасности от шиитского шовинистического элемента». Сунниты также очень сильно опасаются, что предлагаемый в документе вывод в 2008 году американских войск из Ирака может привести к тому, что руководимые шиитами силы безопасности «смогут совершать больше зверств против арабов-суннитов». Для этого, по их мнению, необходимо говорить не только об улучшении качества подготовки иракской армии и полиции, но и контролировать их конфессиональный и этнический состав. В целом, по мнению суннитских политиков, рекомендации доклада «могут стать решением американского кризиса в Ираке, но не решением иракского кризиса».

Суннитские повстанческие группировки приветствовали те положения документа, которые подчеркивают, что иракская политика США «не работает», а американские войска должны быть выведены из Ирака. «Присутствие иностранных войск в нашей стране является главной причиной того, что мы продолжаем сражаться, в результате чего гибнут тысячи иракцев, — считает группировка «Армия Мухаммеда».

Президент курдской автономии М. Барзани в резкой форме осудил доклад ГИИ, назвав его «нереалистическим и неподходящим». «Мы не пойдем по пути, предложенному в этом докладе», — подчеркнул Барзани, считающийся одним из ключевых союзников США в Ираке. Он также отклонил идею о придании большей роли соседним государствам в урегулировании иракских проблем и отверг предложение о переговорах с повстанцами. Курдские лидеры выразили острое недовольство тем, что, по их мнению, авторы доклада намерены «ослабить курдскую автономию», рекомендуя не отдавать Киркук под единоличное управление курдов и предоставить центральному правительству право контролировать все доходы от иракской нефти.

Лидер ВСИРИ А. А. аль-Хаким считает, что многие сведения, приведенные в документе, не соответствуют действительности и взяты из «недостоверных источников». В тоже время представитель «Армии Махди» подчеркнул, что «доклад рисует ясную картину ситуации в стране, и … мы ожидаем, что сейчас США смогут проснуться и, следуя советам доклада, уйти из Ирака как можно скорее».

Шииты и курды высказываются против предлагаемого американской комиссией пересмотра нынешней конституции Ирака. Также высказывается мнение: «Похоже, что те, кто писал это, очень мало знает о ситуации в Ираке. Они только посетили в течение нескольких дней «зеленую зону» (особо охраняемый правительственный район Багдада – авт.), но не были ни на юге, ни в Курдистане, чтобы побеседовать с проживающими там людьми».

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт выразил свое несогласие с мнением авторов доклада о наличии связи ситуации в Ираке с арабо-израильским урегулированием, подчеркнув, что «у нас на это другое мнение» и, «как мне очень хорошо известно, президент Буш в последние годы также имеет другое мнение на это». В целом Ольмерт считает этот документ «внутренним делом» американцев.

В Дамаске заявили, что приветствуют доклад ГИИ, а сирийская сторона всегда открыта для переговоров, а правительство САР, со своей стороны, готово сделать все, от него зависящее «в интересах иракского народа, сохранения единства Ирака и прекращения межконфессионального насилия, но отказывается действовать на основе условий и требований», навязываемых извне.

Вместе с тем, отсутствие оценок доклада комиссии Бейкера-Гамильтона со стороны первых лиц большинства арабских стран можно расценить и как понимание ими того, что этот документ имеет больше внутриамериканское значение, чем является руководством для конкретных действий вашингтонской администрации в Ираке и регионе в целом.

Межу тем, по данным опроса, американцы все более пессимистично настроены по отношению к иракской войне. Так, 55% респондентов считают, что войска США должны быть выведены из этой страны в течение 2007 года, а 62% опрошенных заявили, что война в Ираке была ошибкой.

Повышенную активность на иракском направлении проявляли в декабре Иран и Сирия. 2 декабря в Тегеране было объявлено о создании Высшего штаба по координации сотрудничества с Ираком во главе с первым вице-президентом ИРИ П. Давуди. В состав этого органа вошли руководители МИД, МВД, министерства безопасности, основные министры экономического блока.

Высокопоставленные иранские политики постоянно заявляют о готовности Тегерана оказывать всяческое содействие в деле стабилизации обстановки в Ираке, восстановлении его экономики. В тоже время иранское руководство продолжает считать, что вывод американских войск является «ключом к решению иракских проблем».

30 декабря в Тегеране объявили о предоставлении Ираку кредита на сумму 1 млрд долларов. Эти средства, как предполагается, пойдут на сооружение электростанций, строительство дорог, школ, больниц, других объектов инфраструктуры.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари заявил, что иранское влияние в его стране стало возможным благодаря «отсутствию решительного арабского вовлечения» в иракские дела. Министр призвал арабские государства оказать помощь правительству Ирака в интересах достижения стабильности в стране. Отметим, что не первое заявление такого рода со стороны Х. Зибари.

11 декабря Сирия и Ирак восстановили дипломатические отношения, разорванные в 1980 году. Президент САР Б. Асад заявил: «У Сирии давние связи со многими иракскими политическими силами и, если США подлинно стремятся к стабилизации в Ираке, то им следует советоваться с нами». Асад также в очередной раз подтвердил, что Сирия выступает за прекращение насилия в Ираке, сохранение единства, целостности и стабильности этой страны.

В декабре в Дамаске прошли сирийско-иракские переговоры на уровне министров внутренних дел двух государств, в ходе которых обсуждались вопросы сотрудничества и взаимодействия в борьбе с терроризмом и преступностью. В настоящее время Сирия разместила на границе с Ираком 7500 военнослужащих. Граница перекрыта несколькими рядами колючей проволоки и земляными заграждениями.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц С. аль-Фейсал заявил, что его страна продолжает твердо придерживаться курса на сохранение единства, суверенитета и территориальной целостности соседнего государства. Эр-Рияд призвал американскую администрацию не спешить с выводом войск из Ирака и поддерживать правительство Н. аль-Малики, т. к. другого выхода у США просто не имеется. Президент Египта Х. Мубарак также выступает против поспешного вывода ВС США из Ирака, т. к. этот шаг может стать «очень опасным» в развитии иракской ситуации.

Глава турецкого правительства Р. Т. Эрдоган считает, что в Ираке идет гражданская война. По его мнению, в этих условиях Соединенным Штатам необходимо разработать и опубликовать график вывода своих войск из этой страны, причем «численность войск должна сокращаться медленно». Эрдоган высказал мнение о полезности для улучшения обстановки в Ираке проведения двух- и многосторонних встреч представителей таких стран как Иран, Турция, США и Сирия. В Анкаре также серьезно обеспокоены ситуацией, складывающейся вокруг Киркука, где проживает многочисленная община туркоман.

Премьер-министр Великобритании Т. Блэр признал, что союзники не выигрывают войну в Ираке. Вместе с тем глава британского кабинета министров подчеркнул, что Лондон «полностью на стороне нынешнего иракского правительства».

Япония выделяет Ираку сумму, эквивалентную примерно 700 млн долларам США на цели восстановления и модернизации энергетической сферы и инфраструктуры нефтяной отрасли. Данный заем является частью обещанной Токио в 2003 году финансовой помощи в размере 3,5 млрд долларов США.

По оценке российского МИДа, «ситуация в Ираке остается серьезным дестабилизирующим фактором для обстановки в регионе и мире». Россия «продолжает выступать за налаживание в этой стране подлинного политического процесса с подключением к нему оппозиционных сил», без чего «обстановка в Ираке и впредь будет развиваться по замкнутому кругу насилия».

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в декабре 2006 года характеризовалась повышенной сложностью и не снижающейся напряженностью. Серьезные, принципиальные разногласия между основными иракскими политическими силами по вопросам разделения властных полномочий, будущего страны в целом, фактическое нежелание многих из них начать полноценный диалог по национальному примирению ведет к дальнейшей дестабилизации ситуации в Ираке.

52.44MB | MySQL:103 | 0,500sec