Иранские оценки саммита союзников США по Ближнему Востоку в Варшаве

После Исламской революции некоторые страны Персидского залива и часть стран Ближнего Востока пытались использовать любую международную платформу для оказания давления на Иран и ослабления позиций ИРИ в регионе. Подобные инициативы нашли свое отражение как в резолюциях Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), так и Организации исламского сотрудничества (ОИК).

Естественно, что любой процесс против Ирана получил прямую и косвенную помощь Соединенных Штатов, которые особенно пытались представить Иран в качестве общего врага для Израиля и ряда арабских государств Ближнего Востока. Этот подход стал более активным, особенно после избрания Дональда Трампа на пост президента Соединенных Штатов, когда он в 2017 году во время своего визита в Саудовскую Аравию, выступая в рамках арабо-американо-исламской конференции под названием «Вместе мы сильнее», подчеркнул необходимость ослабления влияния Ирана в регионе и призвал страны региона начать совместную борьбу против Ирана.

До инициирования саммита в Варшаве, Вашингтон приложил активные усилия для объединения союзных государств против Ирана. Во-первых, Вашингтон в одностороннем порядке вышел из ядерного соглашения и во время выступления в ООН вновь призвал присоединиться к процессу изоляции Ирана.

Для администрации Трампа варшавский саммит имел решающее значение, с той точки зрения, что он проходил после полного восстановления санкций США против Ирана.

Организация саммита в первую очередь имела цель вновь возобновить идею «общего врага» и в новых условиях создать новое поле сотрудничества между Израилем и регионом Персидского залива и странами Ближнего Востока. Цель США состояла в том, чтобы оказать психологическое давление на Иран, показав, что сформировалось такое восприятие, что страны региона серьезно воспринимают иранскую угрозу и готовы предпринять совместные действия для ослабления влияния Ирана на Ближнем Востоке.

У каждой из стран-участниц варшавского саммита была своя цель. Мотивация США ясна: у Вашингтона есть разногласия и проблемы как с Ираном, так и с Россией и Китаем.

Участие ряда стран Восточной Европы в саммите было обусловлено не только их антииранской позицией, но и проблемами с Россией. Эти страны, в частности Польша, которая принимала саммит, имели целью привлечь внимание Соединенных Штатов к себе и получить поддержку против России.

До проведения мероприятия, Иран активно работал чтобы отменить саммит или уменьшить количество его участников. Когда Ирану стало известно, что Россия, Китай и ЕС не склонны участвовать в варшавском саммите, он усилил давление на польскую сторону. В частности, временный поверенный в делах Польши в Тегеране Войцех Унольт в связи с инцидентом был вызван в МИД Ирана.

Глава Первого восточноевропейского департамента МИД Ирана представляя польскому дипломатическому посланнику официальную жалобу Тегерана, отметил: «Это конференция — враждебная инициатива США, направленная против Ирана, и Тегеран ожидает, что Польша откажется от проведения данного мероприятия. Если Польша не пересмотрит это решение, Иран примет ответные меры».

Временный поверенный в делах Польши объяснил, что варшавская конференция не была антииранской, и выразил убеждение, что позиция Польши отличается от позиции США.

Несмотря на объяснение Войцеха Унольта, в качестве ответного шага иранская сторона отменила проведение запланированной ранее «Недели польского кино».

Позиция официального Тегерана относительно варшавского саммита была уточнена пресс-секретарем МИД Ирана Бахрамом Касеми, который 14 января на пресс-конференции заявил: «Польша имеет право организовывать конференцию, но не имеет права организовывать антииранскую конференцию. Иран тепло принял польских мигрантов во время Второй мировой войны. Однако нынешняя позиция Польши неприемлема. Если целью конференции является обсуждение региональных вопросов, почему представитель Палестины не участвует в конференции или почему йеменская катастрофа не будет обсуждаться?»

Разъяснения польского поверенного в делах не только не удовлетворили Иран, но и высокопоставленные иранские чиновники, в том числе министр иностранных дел, продолжали критиковать решение Польши на разных платформах. Чтобы ослабить напряженность в отношениях между Варшавой и Тегераном, заместитель министра иностранных дел Польши Мацей Ланг 23 января посетил Тегеран чтобы провести консультации с иранской стороной по поводу варшавского саммита. Он на встрече с заместителем министра иностранных дел Ирана по политическим вопросам Сейедом Аббасом Арагкчи отметил: «Ключевой темой этого саммита является вопрос установления мира на Ближнем Востоке, он не направлен против Ирана. Более того, Польша считает, что Иран, как важный игрок Ближнего Востока, играет важную роль в региональном развитии. Польша как союзник Ирана не допустит никаких действий против Ирана».

Отметим, что ираноязычный заместитель министра иностранных дел Польши, выступая в интервью иранскому агентству IRNA, отвечая на вопрос почему Иран не приглашен в Варшаву, в частности отметил: «Вы знаете, этот саммит был организован по инициативе США и Польши. Поскольку между Ираном и США нет никаких отношений, пригласить Иран было невозможно, но, по нашему мнению, на Ближнем Востоке не может быть найдено никакого решения без участия Ирана».

Примечательно, что начальник ГШ ВС Ирана Мохаммад Хоссейн Багери также коснулся темы варшавской конференции, который с момента своего назначения на должность довольно активно занимается внешнеполитическими вопросами. Кстати, генерал Багери также присутствовал на трехсторонней встрече президентов Ирана, России и Турции в Сочи. 12 февраля генерал Багери в частности, сказал: «Польша пообещала, что в ходе саммита против Ирана не будет сказано ни слова, и мы должны подождать и посмотреть, верны ли поляки своему обещанию или нет. В любом случае, любое заявление против Ирана не может повлиять на дальнейшие действия Ирана».

Следует отметить, что варшавская конференция озадачила не только Иран, но и создала неопределенную ситуацию в Западной Европе. Примечательно, что в день саммита журналист иранской службы информационного агентства BBC, когда на месте освещал пресс-конференцию, тоже был озабочен, отметив, что никакой информации о повестке встречи, о стран-участников ​​не было предоставлено. Скорее всего, позицией Ирана, Западной Европы и России было обусловлено то, что некоторые организаторы саммита пересмотрели принятые накануне решения, которые касались тематики саммита и других вопросов .В этой связи министр иностранных дел Ирана Мохаммд Джавад Зариф накануне саммита заявил: «Цель Соединенных Штатов состояла в том, чтобы организовать анти-иранскую конференцию, но Соединенные Штаты отказались от своего первоначального намерения, заявив, что ключевым вопросом конференции является не Иран. Когда американцы сообщили, что собираются выступить на варшавской конференции на уровне вице-президента, стало ясно, что они не достигли своей конечной цели».

13 февраля в день варшавской конференции автобус, в котором находились военнослужащие Корпуса стражей исламской революции (КСИР) ИРИ, подвергся нападению террористов в провинции  Систан и Белуджистан. Террорист-смертник взорвал автомобиль со взрывчаткой возле автобуса.

В связи с этим министр иностранных дел Ирана сделал следующую заметку в Twitter: «Является ли это случайностью, что в день начала варшавского цирка в Иране происходят террористические акты? Сторонники террористов кричат «ура» ​​на улицах Варшавы и выражают свою поддержку в сообщениях Twitter».

Однако в ответ на выступление Зарифа 14 февраля Министерство иностранных дел Польши выступило с заявлением, в котором было конкретно упомянуто: «В Варшаве нет террористов, здесь демократия, свобода слова и солидарность. Польша осуждает терроризм во всех его формах».

Как мы заметили, Иран по разным случаям реагировал на проведение варшавской конференции от подготовительного этапа до проведения саммита, особенно сосредоточив внимание на тех эпизодах, которые мог представлять как провал противников.

Выступая перед оконанием варшавской конференции, официальный представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми сказал: «Хотя Соединенные Штаты пытались поддержать антииранскую конференцию, но финальное заявление варшавской конференции свидетельствует, что конференция провалилась, поскольку даже страны, ма минимальное участие в этой конференции отказались принимать какое-либо антииранское решение. Заключительное заявление варшавского саммита является абсурдным заявлением, которое подписали лишь две страны».

Подводя итоги, можно констатировать, что варшавский саммит затмил трехстороннюю встречу  президентов России, Ирана и Турции, состоявшуюся в Сочи. Эта встреча в отличие от встречи, состоявшейся в Тегеране в сентябре 2018 года была более значимой с точки зрения регионального развития, установления безопасности в Сирии, особенно с точки зрения вывода войск США. Судя по реакции иранской прессы на сочинскую встречу ожидания Ирана от этой встречи оправдались.

В дополнение к политической поддержке России и Турции заявление министра иностранных дел Германии относительно варшавского саммита также стало важной поддержкой для Ирана. Варшавский саммит, несмотря на две основные цели, преследуемые США- реализация «сделки века» по палестино-израильскому урегулированию и формирование «Антииранского альянса» не были реализованы или, скорее, часть намерений Вашингтона только частично было реализовано.

Несмотря на высказанные Ираном пропагандистские тезисы, что варшавский саммит полностью провалился ситуация несколько иная. Контакты между лидерами Израиля и стран Персидского залива в Польше, безусловно, вызывают обеспокоенность у Ирана. Возможно, США не смогли сделать иранский вопрос вопросом международной повестки дня и обеспечить более широкую консолидацию, но в региональном контексте арабо-израильское сотрудничество может создать серьезные проблемы для Ирана в ближайшем будущем. В целом, главная цель Соединенных Штатов и их союзников по Ближнему Востоку, Израиля и Саудовской Аравии — ослабить позиции Ирана на Ближнем Востоке, и с этой стороны, по нашему мнению, варшавский саммит дал возможность сторонам сотрудничать в этом вопросе.

Источники:

«Arman» newspaper, No 3823, February 16, 2019, p. 11

«Aftab» newspaper, No 5396, February 16 2019, p. 2

«Ebtekar» newspaper, No 4208, February 16 2019, p. 4

https://www.dw.com/fa-ir/iran/a-47511762

https://www.isna.ir/news/97112512934/

http://irdiplomacy.ir/fa/news/1981738/

http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1981266/

http://www.irna.ir/fa/News/83181337

http://www.irinn.ir/fa/news/668170/

http://www.entekhab.ir/fa/news/458539/

http://ana.ir/fa/news/36/351746/

http://www.irinn.ir/fa/news/660032/

https://www.mehrnews.com/news/4512543/

52.27MB | MySQL:103 | 0,656sec