Оценки китайских специалистов программы строительства подводных лодок ВМС Исламской Республики Иран

Как сообщают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», 17 февраля 2019 г. в военно-морской базе ВМС Исламской Республики Иран «Бандер-Аббас» была проведена церемония приема в  состав подводного флота новейшей дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта «Фатех». На мероприятии присутствовал президент Ирана Хасан Роухани и министр обороны Амир Хатами. Следует отметить, что к настоящему моменту на вооружении ВМС ИРИ находится 3 ДЭПЛ проекта 877ЭКМ и 21 ДЭПЛ проекта «Кадир», а также 6 лодок проекта «Сабах»

Впервые масштабный макет ДЭПЛ проекта «Фатех» был представлен вниманию широкой общественности еще в сентябре 2011 г., однако только в октябре 2013 г. космические аппараты оптико-электронной разведки ВС стран-членов НАТО смогли зафиксировать процесс изготовления секций корпуса первой лодки данного проекта на судостроительном предприятии в порту Бандер-Аббас.

Фактически, иранским кораблестроителям и проектировщикам потребовалось восемь лет для изготовления первой лодки, которая была спущена на воду в ноябре 2018 г. и за два с половиной ее экипаж и сдаточная команда судостроительного завода провели полный цикл заводских и государственных испытаний. Для сравнения, производство одной ПЛ проекта «Кадир» необходимо от 10 до 18 месяцев. Две лодки данного проекта ВМС ИРИ получили на вооружение в 2018 г.

По данным китайских источников, иранские специалисты использовали всю доступную техническую и конструкторскую информацию о ДЭПЛ «Тип-206» немецкого производства, что и обуславливает некоторое внешнее сходство корпусов лодок двух проектов. Вероятно, документация была получена через агентурную сеть, действующую в странах Европы.

Китайские специалисты внимательно проанализировали фото- и видеоматериалы, предоставленные, как официальными иранскими источниками, так и собранные собственными силами и пришли к выводу, что иранские конструкторы оснастили лодку выдвижными горизонтальными рулями (установлены в носовой части лодки), а также впервые применили пятилопастной гребной винт.

Кроме того, китайские аналитики отметили применение специального резинового покрытия, которое размещено по всему корпусу лодки, а значит новый боевой корабль будет обладать сниженной акустической заметностью в сравнении с мини-ПЛ проекта «Кадир» (водоизмещение 150 тонн, экипаж 9 человек).

В отношении рулевого механизма достоверно известно, что изготовлен по классической крестообразной схеме, что вполне подходит для лодки с малым водоизмещением.  По словам министра обороны ИРИ Амира Хатами при постройке данной ДЭПЛ было использовано 412 000 деталей, а трудозатраты составили 4 202 000 человеко-часов.

По оценкам китайских специалистов прочный корпус ДЭПЛ проекта «Фатех» разделен на следующие отсеки: торпедный, аккумуляторный, центральный, жилой, аккумуляторный, дизельный, электродвигательный и кормовой.

Иранские конструкторы делают упор именно на разработку новых ДЭПЛ малого и сверхмалого водоизмещения, что продиктовано тактическими наставлениями ВМС ИРИ, поскольку военные рассчитывают максимально использовать мелководные районы Персидского залива и Ормузского пролива в случае начала полномасштабного вооруженного конфликта. Кроме того, малоразмерные ДЭПЛ должны придерживаться тактики «волчьей стаи» для нанесения торпедных ударов по надводным кораблям вероятного противника с нескольких направлений

По данным китайских специалистов, на ДЭПЛ проекта «Фатех» впервые установлена автоматическая боевая информационно-управляющая система (АБИУС), которая обрабатывает данные, поступающие от 10-12 антенн пассивно-активной гидроакустической системы,  являющейся уменьшенной копией российской разработки МГК-400Э. АБИУС новой иранской подводной лодки учитывает акустически данные о цели, собственную скорость, положение в пространстве (установлен приемник системы глобального позиционирования GPS) и выполняет подготовку торпед, ракето-торпед или крылатых ракет подводного базирования (КРПБ) к пуску по надводной цели.

Кроме того, АБИУС обрабатывает данные, поступающие от оптико-электронного перископа, системы радио- и спутниковой связи, а также компактной РЛС (предназначена для навигации в надводном положении в темное время суток и при плохой видимости/метеоусловиях). Все упомянутые компоненты размещены на отдельных выдвижных устройствах, которые полностью скрыты специальными крышками в рубке.

Вполне вероятно, что китайские предприятия кораблестроительного сектора национального ОПК оказали содействие иранским партнерам, поскольку официальный Пекин внимательно наблюдает за обстановкой безопасности в акватории Персидского залива и полагает, что техническая помощь в разумных пределах позволит Тегерану сдерживать военные амбиции США и их партнеров по региону.

Представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики ДЭПЛ проекта «Фатех»:

– длина 48 (по другим данным 50) м;

– ширина 4 (по другим данным 5) м;

– высота рубки 2 м;

– водоизмещение подводное 527 тонн;

– максимальная надводная скорость: 11 узлов;

– максимальная подводная скорость 14 узлов;

– рабочая глубина погружения: 200 м;

– максимальная глубина погружения 250 м;

– автономность плавания: 35 суток;

– экипаж: около 25 человек.

По данным китайских источников, указанные скоростные характеристики обеспечивают два дизельных двигателя суммарной мощностью 1200 л.с. и один электромотор мощностью 1100 кВт. Большая часть подвижных или механических устройств установлена на специальных демпферах, позволяющих снизить уровень акустической заметности лодки. Повышение дальности и продолжительности плавания и снижение заметности возможно только при применении воздухонезависимой энергетической установки, однако иранские специалисты не обладают такими технологическими решения и могут приобрести их только у китайских партнеров.

Как уже было отмечено выше, ДЭПЛ проекта «Фатех» позволяют  выполнять пуски торпед и постановку глубинных бомб и донных мин благодаря четырем торпедным аппаратам калибра 533 мм. По данным китайских специалистов иранские военные рассчитывают укомплектовывать рассматриваемые субмарины торпедами с проводным и акустическим наведением, а именно ТЭСТ-71/96 и СЭТ53-56.

Кроме того, данная ДЭПЛ будет вооружена ракето-торпедами «Hoot» (макс. скорость 200 узлов, копия российского «Шквала»), которые предназначены для стрельбы по крупноразмерным кораблям на дальности до 10 миль. Для выполнения ударных задач в торпедном отсеке возможно размещение 10 торпед с учетом 4, размещенных в ТА. При выполнении заградительных постановок одна лодка способна принимать на борт от 24 до 32 ед. минного вооружения.

Некоторые китайские специалисты полагают, что рассматриваемая ДЭПЛ может выполнять пуски крылатых ракет подводного базирования Soumar или Nasir (не более двух ракет в боекомплекте) из торпедных аппаратов или двух вертикальных пусковых устройств. Указанные боеприпасы были разработаны иранскими специалистами (при содействии конструкторов из КНР) на основе КР советского производства Х-55, полученными из Украины.

По данным из открытых источников, максимальная дальность пуска КРПБ Nasir была установлена в рамках учений Vilayat-95 и составила 700 км, тогда как максимальная дальность пуска Soumar составляет 2000 км. С учетом дальности пуска КРПБ Soumar ВМС ИРИ получают возможность нанесения внезапного ракетного удара практически по любым целям в странах Ближнего Востока. Серийной строительство подводных лодок проекта «Фатех» может осложнить ситуацию для оперативных соединений ВМС США , действующих в Персидском заливе.

В дополнение к вышесказанному, отметим, что в настоящее время на  кораблестроительном предприятии ОПК ИРИ ведется сборка первой лодки проекта Besat водоизмещением 1200-1300 тонн и еще одной ДЭПЛ водоизмещением 3200 тонн.

52.24MB | MySQL:103 | 0,489sec