Израиль: об объединении партий «Хосен ле-Исраэль – «Телем» и «Еш атид» в преддверии выборов в Кнессет

21 февраля в Израиле было официально объявлено о том, что партии Бени Ганца и Яира Лапид объединились, к ним присоединился Габи Ашкенази. партии «Еш атид» и «Хосен ле-Исраэль»-«Телем» пойдут на выборы единым списком, который получил название «Кахоль лаван» («Бело-голубой», по цветам израильского флага).

Переговоры между сторонами продолжались всю ночь накануне. Посредником выступал экс-глава Генштаба ЦАХАЛа Габи Ашкенази, который в результате также присоединится к объединенному списку и займет в нем 4 место. Таким образом во главе блока будут стоять три бывших начальника генерального штаба — Бени Ганц, Моше (Буги)  Яалон и Габи Ашкенази.

Согласно договоренности, главой правительства в случае победы на выборах станет Бени Ганц, которого через два с половиной года заменит Яир Лапид.

«Исходя из ответственности перед страной и ее народом, Бени Ганц, Яир Лапид и Моше Яалон решили создать объединенный список — новую Партию власти (Мифлегет шильтон) Израиля», — говорится в совместном заявлении.  Там же содержится обещание содействовать единству израильского общества и действовать ответственно в сфере безопасности.

Это объединение партийных списков побудило бурную реакцию в израильских политических кругах и в СМИ.

Премьер-министр и председатель партии Ликуд Биньямин Нетаньяху  заявил вечером 21 февраля, что Бени Ганц, Яир Лапид и Моше Яалон полагаются на  блок с арабскими партиями, «которые не только не признают Государство Израиль, но и пытаются его уничтожить».

«Мы уже видели генералов с левыми взглядами, которые притворялись правыми, — сказал Нетаньяху. — Говорят об единстве, но планируют сдвинуть политику влево. Выбор яснее, чем когда-либо: новое левое правительство во главе с Лапидом и Ганцем или сильное правое правительство во главе со мной».

Премьер-министр указал на отсутствие политического опыта и экономических знаний у лидеров нового блока и отметил успехи страны под его руководством. Нетаньяху также обвинил Лапида и Ганца в поддержке ядерного соглашения с Ираном. «Я не принял его, я боролся со всем миром против соглашения, — сказал он. — Я выступал в американском Конгрессе, мне это удалось, потому что я знаю, что мира и безопасности не добиться слабым».

Глава оппозиции в Кнессете Шели Яхимович заявила: «Израильской политике известно много мутных центристских партий, которые пытаются ублажить всех, но такого туманного гибрида, порожденного пиар-агентствами мы еще не видали. Каковы их взгляды на формулу два государства для двух народов? Пойдут ли они в правительство, которое возглавляет персона под следствием? Кто, черт возьми они такие, странная банда, заплатка на заплатке?»

Бывший премьер Эхуд Барак напротив, выразил поддержку данному объединению: «Поздравляю Ганца и Лапида, преодолевших все препятствия, продемонстрировавших национальную ответственность и создавшие союз силу которых есть шанс на совершение революции… Выбор теперь — между коррумпированным правительством, контролируемым каханистами и расистами и правительством, которое вернет нам сильны й Израиль. Перед ними — экзамен достижения победы, и они заслужили благословения от всего сердца».

Глава партии МЕРЕЦ Тамар Зандберг также поддержала новый союз и заявила: «Поздравления в связи с объединением центра, который станет альтернативой Ликуду. Правительству ликудников и каханистов будет противостоять правительство левых и центра, и ясно, кто эти левые – МЕРЕЦ».

Партия ШАС заявила, что союз Ганца и Лапида представляет собой «опасность для иудаизма»: «Ганц поддерживает гражданские браки и общественный транспорт в шабат, и его дружок Лапид, превративший ненависть к иудаизму и религии в настоящее искусство опасны для иудаизма. Мы будем бороться всей нашей мощью ради того, чтобы предотвратить формирование подобного правительства, и сохранить еврейскую традицию и еврейскую идентичность».

Политический обозреватель новостного портала Ynet Моран Азулай в своей публикации предполагает, что объединение партий «Хосен ле-Исраэль»-«Телем» и «Еш атид» в единый список меняет политическую карту Израиля, заостряя главное противостояние выборов – правые против центра.

Автор отмечает, что в Ликуде стремились к лобовому противостоянию из расчета, что это усилит позиции Нетаняяху в правом лагере. Для Ганца же объединение с  Лапидом и Габи Ашкенази важно, чтобы привлечь к себе всех тех, кто против Нетаньяху и хочет его сменить.

«Произошедшее объединение ставит под угрозу небольшие партии с обеих сторон политического спектра. Как только уляжется пыль от всех совершаемых сейчас союзов, блоков и объединений, предвыборная кампания сосредоточится на личном противостоянии Нетаньяху и Ганца. Это станет главной темой сезона, которая вытолкнет на задворки все другие вопросы», — пишет она.

По ее мнению, если новому союза Ганца с Лапидом удастся создать у избирателей ощущение, что у них появился реальных шанс на совершение политического переворота, за него проголосуют избиратели более мелких левых партий, для которых свержение Нетаньяху на данном этапе важнее продвижения их идеологического дома – Аводы или МЕРЕЦа.

С другой стороны, Нетаньяху может оттянуть на себя голоса избирателей НДИ и «Кулану», а также «Новых правых» или других правых партий. Они, в свою очередь, попытаются помешать Нетаньяху сеять панику среди правых и будут убеждать, что голосование за них никак не повредит правому лагерю.

Другой автор новостного портала Ynet Ярон Друкман пишет о том, что объединение в одном списке трех бывших начальников Генштаба и генерал-лейтенантов запаса (Бени Ганца, Габи Ашкенази и Моше Яалона) — не первый случай в израильской политике. Такое уже случалось пять раз — в 1970-х и 1980-х. Однако все прежние попытки отставных генералов взять Израиль под свой контроль заканчивались неудачей.
Автор напоминает, что большинство экс-начальников Генштаба по завершении военной карьеры начинали политическую. Это своего рода традиция, часть политической культуры Израиля. Некоторым из них удавалось стать премьер-министрами (Ицхаку Рабину и Эхуду Бараку, например), другие возглавляли Министерство обороны (Моше Даян, Моше Яалон, Шауль Мофаз), третьи руководили министерствами (Мота Гур, Рафуль, Игаль Ядин, Хаим Бар-Лев и пр.).

На данном этапе можно предположить, что больше всех остальных от  союза  Ганца с  Лапидом выиграли Моше (Буги) Яалон и Габи Ашкенази. Они без особых усилий  оказались на ведущих позициях. Яалон во главе своей партии «Телем» был на грани электорального барьера, а теперь – один из лидеров, как минимум, второй, если не первой по величине партии. Ашкенази, которого обхаживали со всех сторон, выжидал объединения Ганца и Лапида, чтобы присоединиться к растущей силе.

Главными же  неудачниками можно считать Ави Габая, Эхуда Барака и Ципи Ливни. Партия Авода под управлением Габая теряет привлекательность для тех, кому главное — возможность заменить Нетаньяху. Вряд ли один отставной генерал Таль Русо, ставший вторым номером в Аводе перетянет целых трех генерал-лейтенантов. Эхуд Барак и Ципи Ливни, которые видели себя частью нового большого левоцентристского блока, оказались не у дел.

Экспресс-опросы, проведенные в 21 февраля, по заказу ведущих израильских телеканалов, предсказывают победу блока «Кахоль лаван» во главе с Бени Ганцем и Яиром Лапидом. Однако сформировать правящую коалицию этому политическому объединению будет непросто. Если вообще возможно.

Скорее всего им помешают «естественные союзники» Ликуда. Это — партии, чьи руководители уже заявили, что не войдут в коалицию во главе с Ганцем. Глава НДИ Авигдор Либерман объявил, что идет на выборы отдельным списком, и неоднократно заявлял, что поддержит Нетаньяху. И ШАС, и «Еврейство Торы» объявили 21 февраля, что не войдут  в правительство с Ганцем и Лапидом.

Хотя электоральные шансы Моше Кахлона опросы оценивают невысоко, он вряд ли присоединится к Ликуду. Но если «Кулану» пройдет в Кнессет, она тоже останется «естественным союзником» Ликуда, как и «Новые правые» Нафтали Бенета и Аелет Шакед, уже представившие свой предвыборный список.

На левом фланге до последнего продолжаются попытки создать «технический блок» МЕРЕЦа и Аводы, а вот вернуть Ахмеда Тиби в Объединенный арабский список не удалось — его партия ТААЛ идет на выборы отдельно.

52.16MB | MySQL:103 | 0,477sec