О ситуации в Судане после введения чрезвычайного положения и отставки правительства

Президент Судана Омар аль-Башир назначил временную администрацию страны после сделанного ранее объявления о том, что он отправляет правительство в отставку. Об этом сообщило в субботу 23 февраля агентство Рейтер. По его данным, на своих должностях при этом остались министры обороны, иностранных дел и юстиции. Кроме того, аль-Башир назначил новых губернаторов провинций. В пятницу 22 февраля президент Судана объявил о введении в стране на год чрезвычайного положения сроком на один год, а также об отставке правительства национального примирения и отстранении от должности губернаторов всех провинций. Его обращение к народу с трибуны перед президентским дворцом транслировало национальное телевидение. Как заявил глава государства по итогам встречи с руководством правящей партии «Национальный конгресс», эти меры необходимы для стабилизации обстановки в стране и проведения экономических реформ, которые позволят вывести страну из кризиса. «Сейчас необходимо принять радикальные экономические меры», — указал он. «Я сформирую новое компетентное правительство технократов для выполнения неотложных экономических реформ», — сказал он. Он также призвал парламент отложить обсуждение поправок к конституции, которые позволят ему баллотироваться на новый президентский срок, и тем самым позволить политическим силам завершить национальный диалог. «Я остаюсь на посту президента и при этом буду равноудален от всех политических сил», — сказал О.аль-Башир. Ранее в пятницу директор Службы национальной безопасности и разведки страны Салах Абдалла Салех (Салах Гош) сообщил, что аль-Башир покидает пост руководителя правящей партии «Национальный конгресс», не будет выдвигать свою кандидатуру на новый президентский срок, но остается на посту президента страны «на переходный период». Одновременно с этим президент призвал оппозицию к широкому диалогу. «Я подтверждаю, что документ о национальном диалоге является основой для завершения воссоединения всех политических сил страны», — отметил он. Напомним, что Омар аль-Башир пришел к власти в 1989 году в результате военного переворота. Тогда он сместил с поста премьер-министра Садыка аль-Махди, победившего на демократических выборах в 1986 году, приостановил действие конституции, запретил политические партии и распустил парламент. В 1996, 2000 и 2005 годах аль-Башир избирался на пост президента по итогам референдума. Только в 2005 году в стране была принята временная национальная конституция, которая до сих пор так и не обрела статус постоянного Основного закона страны. Последние по времени  президентские и парламентские выборы в Судане проводились в 2015 году. Глава государства, как и депутаты парламента, избираются на пять лет. Президент одновременно возглавляет кабинет министров.
Ответом оппозиции на такое решение стали новые массовые уличные протесты. Они вспыхнули в Хартуме в пятницу вечером сразу же после выступления президента Омара аль-Башира, в котором он распустил правительство и объявил в один год чрезвычайное положение. После окончания выступления сотни протестующих вышли на улицы Хартума, Северного Хартума и Омдурмана, требуя отстранения режима от власти и призывая аль-Башира уйти в отставку. Демонстранты наводнили улицы и переулки ряда районов Бурри, Джабра, Дайм, Аль-Маншиа, Аль-Муарада, Аль-Тауара, Аль-Шабиа и Шамбат. Организатором протестов стала Суданская профессиональная ассоциация (SPA) — зонтичная профсоюзная организация, возглавляющая акции протеста, которые продолжаются с декабря прошлого года. В этой связи представители суданской оппозиции заявили, что выступление О.аль-Башира не отвечает требованиям народа, направленным на устранение режима и создание переходного правительства. В заявлении для прессы после выступления президента ведущая фигура оппозиционных «Сил национального согласия» (СНС – партия покойного идеолога исламистов Хасана ат-Тураби) Сатей аль-Хадж заявил, что «призыв аль-Башира к диалогу прозвучал слишком поздно». Он заявил, что правительство должно прекратить репрессии против протестующих; призвал отменить все законы, ограничивающие свободы, а также освободить политических заключенных и разрешить всеобщие свободы. Выступая перед Арабской службой SkyNews, суданский журналист Фейсал Мухаммед Салах, который сейчас фактически является пресс-секретарем СНС, заявил, что «введение чрезвычайного положения усиливает конфронтацию между органами безопасности и оппозицией и ослабляет шансы на политические решения». Салех добавил, что режим сейчас подталкивает к насилию и призвал международное сообщество усилить давление на правительство, чтобы избежать повторения гражданских войн, которые произошли в других странах после арабской весны. «Режим отверг все советы и пришло время предпринять против него серьезные шаги», — подчеркнул он.
Отметим, что власть отреагировала на это оперативно: органы безопасности начали новую кампанию арестов лидеров оппозиции и ее активистов на основании введения чрезвычайного положения. Главный редактор газеты «Аль-Тайяр» Осман Миргани был арестован поздно вечером в пятницу в редакции газеты «Ежедневные Новости». Кроме того, стало известно, что силы безопасности штурмовали резиденцию профсоюза врачей в Хартуме с помощью слезоточивого газа. Все врачи в резиденции были арестованы после того, как они вышли на улицы в знак протеста против речи президента. Эта кампания стал логическим продолжением арестов активистов оппозиции перед их участием в протестах в четверг 21 февраля, в то время как полиция разогнала разрозненные демонстрации в центре столицы. Источники, близкие к суданской оппозиции, сообщили, что силы безопасности, которые, по-видимому, следили за лидерами оппозиции и арестовали их в мечети Фарука на Республиканской улице, прежде чем они успели присоединится к протестам. При этом речь идет о специальной операции спецслужб. По ряду данных, их агентура в рядах оппозиции сначала инициировала согласие всех лидеров протестного движения собраться в этой мечети в центре Хартума, чтобы затем присоединиться к шествию с этого места встречи. Оно должно было пройти к президентскому дворцу, чтобы вручить меморандум, призывающий президента Омара аль-Башира уйти в отставку. В список задержанных входят, в частности, заместитель лидера Национальной партии «Умма» Сара Нугдалла, политический секретарь Коммунистической партии Судана Мухтар аль-Хатиб, представитель SPA, профессор Хартумского университета Мухаммед Юсеф Мустафа, бывший министр иностранных дел Ибрагим Таха Айюб, глава суданской партии Баас Яхья аль-Хусейн и другие. Общее число арестованных политиков достигло 25 человек. Только 6 из них были освобождены поздно ночью в пятницу. На этой неделе суданские власти заявили, что освободили за пришлую неделю почти 2500 задержанных. Но на сегодня под арестом продолжают оставаться многие лидеры оппозиции, включая Омера аль-Дигейра из Партии суданского конгресса, пресс-секретаря SPA Мухаммеда Наджи аль-Асама и Сиддика Юсефа, ведущего члена Коммунистической партии Судана.
Для предотвращения акций протеста в пятницу рано утром в центре Хартума были развернуты силы безопасности. В районе площади Абу-Джензир, которая находится недалеко от улицы Аль-Каср, ведущей к президентскому дворцу, развернуты пикапы «Тойота» службы безопасности. Полицейские машины также стоят у въезда на дорогу, ведущую к президентскому дворцу с юга. Другие силы безопасности были развернуты на нескольких соседних улицах, а установка для распыления слезоточивого газа и полицейские машины были также замечены на кольцевой развязке «Кандуль» в центре арабского рынка. На улицах также замечено много сотрудников безопасности в масках, которые должны оперативно реагировать на любую попытку организации митингов. Помимо столицы, в четверг и пятницу прошло примерно 25 протестов по всей стране. За пределами Хартума демонстрации прошли в нескольких городах штата Аль-Джазира, Порт-Судане штата Красное море, Сеннаре и Кассале.
В этой связи отметим несколько моментов. Шаг О.аль-Башира безусловно вынужденный и носит характер резкого политического маневра. При этом говорить, что он отказывается от власти, пока слишком рано. На его стороне остаются на сегодня армия и спецслужбы, что позволяет пока силовым методом подавлять протесты, но суть всех его последних решений заключается в попытке еще больше расколоть оппозицию за счет инкорпорации ряда ее членов в новый кабинет министров и иные структуры исполнительной власти. При этом именно на этот правительство «технократов» затем будет возложена основная тяжесть проведения непопулярных экономических реформ, что самым серьезным образом дискредитирует в среднесрочной перспективе его в глазах населения. При этом весь силовой блок президент продолжает сохранять за собой. «Переходный период» таким образом может затянуться на неопределенный срок, и этот факт уже без всяких поправок в конституцию и выборов может оставлять О.аль-Башира у власти сколь-угодно долгий период времени. Снятие с себя полномочий генсека правящей партии в общем-то также ход примерно в этом алгоритме. Он уходит формально из скомпрометировавшей себя партии, становясь как бы над схваткой. При этом совершенной очевидно, что он будет продолжать контролировать партийный аппарат через свои кадры, которые сейчас придут к ее руководству. Если мы учтем тот факт, что на протяжении последних двух лет О.аль-Башир планомерно чистил партию, выводя на первые роли своих молодых ставленников вместо представителей «старой гвардии», то следует предположить, что степень этого контроля будет достаточно серьезной. В этой связи отметим, что руководству и партийным активистам совершенно невыгоден уход О.аль-Башира на политическую периферию, поскольку это автоматически означает и политическое небытие них самих. Никаких шансов на какое-то представительство в будущем парламенте в результате новых выборов уже без О.аль-Башира у них нет. В этой связи очевиден вариант правящей партии пойти на некий маневр с целью сохранения у власти О.аль-Башира (пусть и на время), начать некий осмысленный диалог с частью оппозиции на своих условиях, и за этот период найти нового кандидата на роль лидера. Глава Службы  национальной разведки и безопасности (NISS) Салах Гош в 20 февраля предупредил, что «правительство отвергнет любую инициативу по урегулированию политического кризиса в Судане, если она не будет соответствовать существующей конституционной законности». Гош выступил со своими замечаниями после закрытого брифинга в Национальной Ассамблее по поводу общенациональных протестов, призывающих к смене режима в Судане. Он прокомментировал таким образом различные инициативы оппозиции, которые предлагали сформировать совет коллективного руководства после отставки аль-Башира с технократическим правительством для осуществления реформ, урегулирования вооруженных конфликтов и подготовки новой конституции с назначенным парламентом. «Наша оценка заключается в том, что руководство парламента сейчас полностью информировано о том, что произошло, и наш анализ этого», — сказал Гош в кратком заявлении по итогам заседания. «Я могу подтвердить, что на местах существует много инициатив, и все должны знать, что любая инициатива, выходящая за рамки существующей легитимности, не имеет места». «Любая инициатива должна основываться на существующей легитимности», — сказал он, добавив, что «легитимность — это Конституция, закон и Законодательное собрание для принятия законодательства». В этой связи отметим два момента. Во-первых, власти фактически удовлетворили требование оппозиции о правительстве «технократов», но при этом отказавшись от ключевого требования по отставке О.аль-Башира. Во-вторых, основным спикером решений правительства на сегодня выступает именно глава спецслужбы, что символично и знаково. С.Гош сейчас позиционируется как человек, который способен удержать страну от скатывания в хаос. И помимо всего этого он еще является кандидатом «номер один» на приход к власти в случае, если О.аль-Башир все-таки уйдет в отставку. По крайней мере, на этот вариант развития ситуации (правда, пока как на запасной вариант) рассчитывают в Вашингтоне. Это понятно: США нужна сильная фигура в качестве альтернативы О.аль-Баширу, дабы сохранить прежде всего на прежнем уровне нынешнее двустороннее сотрудничества в области безопасности и не дать стране пойти «в разнос». И С.Гош, которого в Вашингтоне и Лэнгли хорошо знают, оптимальная фигура для этого. К тому же он имеет бесценный опыт умиротворения в Дарфуре, переговоров с различными повстанческими и оппозиционными движениями в Судане, а также фактически контролирует бывшие силы джанджавидов, которые теперь инкорпорированы в ряды сил поддержки службы безопасности и за счет своих филиалов по всей стране контролируют ситуацию на местах. Обратим внимание, что ситуация с географией протестов сильно изменилась по сравнению с начальным этапом: теперь основной эпицентр волнений сосредоточен именно в столице. Главной проблемой ранее для правящей партии было именно отсутствие внятной альтернативы О.аль-Баширу как лидеру: теперь, судя по всему, она начинает все активнее проявляться. И рискнем предположить, что в новое руководство правящей партии он войдет в качестве очевидного преемника.

52.28MB | MySQL:103 | 0,523sec