Дарфур: путь к миру?

26 декабря 2006 г. президент Судана Омар аль-Башир направил письмо генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, в котором заявил о готовности суданского правительства немедленно начать реализацию мирного плана, выработанного на встречах в Аддис-Абебе 16 ноября (заседание представителей стран — участниц Африканского союза, включая Судан) и 30 ноября (заседание Совета мира и безопасности АС).

В соответствии с этим планом, усиление миротворческого контингента АС в Дарфуре и его превращение в совместный контингент вооруженных сил ООН/АС должно осуществляться путем последовательного выполнения всеми заинтересованными сторонами (Судан, ООН и АС) трехшагового плана.

Первый шаг – в Дарфур на помощь миротворцам АС направляются 105 военнослужащих и 33 полицейских ООН, 48 гражданских специалистов. Вместе с ними в распоряжение африканских миротворческих сил должны поступить 36 бронетранспортеров, приборы ночного видения и оборудования для обеспечения GPRS. При этом вышеуказанные мероприятия необходимо осуществить как можно быстрее и без каких-либо задержек.

Второй шаг – в Дарфуре разворачиваются несколько сотен (точное число должно быть согласовано в самое ближайшее время) солдат, полицейских и гражданских служащих ООН вместе с авиацией и различной транспортной техникой.

Комментируя первые две фазы, аль-Башир заявил журналистам, что его «правительство окажет всю необходимую помощь для обеспечения успешного выполнения этих шагов».

Наконец, третий шаг – в регионе начинается совместная миротворческая операция сил ООН и АС: командование переходит в руки специального представителя ООН и АС, которого эти обе организации назначают по обоюдному согласию. Кроме того, офицеры ООН включаются в командные и контрольные структуры контингента ООН/АС.

По мнению Кофи Аннана, минимальная численность этого объединенного контингента ООН и АС должна быть не меньше следующих пропорций: 17300 военнослужащих, 3300 полицейских и 16 дополнительных полицейских подразделений. Эти пропорции практически полностью повторяют состав ооновских сил по установлению мира в Дарфуре, изложенный в тексте резолюции № 1706 СБ ООН, принятой 31 августа 2006 г.: «МООНВС [Миссия ООН в Судане. — Автор] будет укреплена военным персоналом численностью до 17300 человек и надлежащим гражданским компонентом, включая до 3300 сотрудников гражданской полиции и до 16 регулярных полицейских подразделений».

По этому поводу суданский президент заметил, что итоговая численность миротворческого контингента в Дарфуре будет зависеть от многих различных факторов, но главным будет то, насколько эффективно миротворцы исполняют возложенные на них обязанности. Подобное замечание суданского лидера не случайно: он по-прежнему против развертывания в зоне конфликта полноценных сил ООН, так как в таком случае Хартум утратит свободу действий в Дарфуре, где суданская армия применяет бомбардировочную авиацию для поддержки крупномасштабных наземных войсковых операций. При проведении подобных операций миротворцам АС достается роль обыкновенных зрителей, чья задача вовремя покинуть район боевых действий, дабы не попасть под удар суданских военных.

Наиболее полно мысли Омара аль-Башира передал пресс-секретарь суданского МИДа Али ас-Садык: «Мы согласились на поддержку Организацией Объединенных Наций в три этапа Африканского союза финансами, техникой, людьми».

Посол Судана в ООН Абд аль-Махмуд Абд аль-Халем прямо заявил о том, что когда Судан соглашался с концепцией смешанных сил (ООН И АС) в Дарфуре, то «речь не шла ни о каких совместных силах ООН и АС». Более того, Абд аль-Халем сказал, что Хартум не видит необходимости вводить в Дарфур тысячи дополнительных войск, с тех пор как суданская армия и 7000 военнослужащих АС поддерживают в регионе достаточный уровень безопасности.

Под давлением мирового сообщества Судан к началу января с.г. допустил размещение в Дарфуре части сил, предусмотренных программой первого шага. По словам пресс-секретаря Госдепартамента США Шона Маккормака, в зоне конфликта уже появились 20 гражданских специалистов ООН.

Тем временем руководство Судана, стремясь осуществить дарфурский план ООН на своих условиях, прибегло к приемам информационной войны. 2 января с.г. лондонская газета «Дейли телеграф» сообщила о фактах сексуального насилия, совершенного персоналом сил ООН, размещенных на юге Судана после заключения в январе 2005 г. мира между Севером и Югом. Жертвами насильников стали 20 девочек моложе 12 лет, живущих в Джубе (столица Южного Судана) и ее окрестностях. По словам журналистов, суданские власти располагают даже видеопленками, на которых запечатлены эти преступления.

ООН немедленно отреагировала на столь жесткие обвинения в адрес своего персонала: полиция ООН начала внутреннее расследование. К спасению имиджа ООН подключился и ее новый генеральный секретарь Пан Ги Мун, осудивший это преступление и заявивший, что к расследованию этих событий подключен офис внутренних расследований ООН.

Надо сказать, что объект, место и время для информационной атаки против ООН суданскими властями выбрано крайне удобное. Худшего обвинения, чем сексуальная эксплуатация несовершеннолетних детей в зонах проведения миротворческих операций, для ООН не сыскать. Это мощный удар по репутации не только ООН, но и сотен неправительственных международных благотворительных организаций, которые сотрудничают с ООН по всему миру. Более того, именно фотографии умирающих от голода детей на Юге Судана, а сейчас детей — жертв войны в Дарфуре лучше всяких цифр убеждали и продолжают убеждать мировое сообщество в необходимости принятия скорейших мир по восстановлению мира и спокойствия в Судане.

То, что указанные преступления произошли на Юге Судана, очень показательно, так как до этого южане на ооновских миротворцев не жаловались. Наоборот, несмотря на все сложности, южносуданцы всегда до этого видели в «голубых касках» надежную опору и защиту от нападений со стороны различных противоборствующих вооруженных группировок региона. Это не означает, что в Южном Судане миротворцам приходилось до этого скандала легко: имели место бандитские нападения на гуманитарные конвои, подрывы на минах, оставшихся с войны 1983-2005 гг. и многое другое. Но в целом ооновцы в Южном Судане не были объектом постоянных вооруженных нападений, каким сейчас являются их коллеги из миротворческого контингента АС в Дарфуре.

Что касается времени, то сексуальный скандал сейчас наименее выгоден для ООН, так как отвлекает внимание мирового сообщества от более важных моментов: претворения в жизнь плана создания смешанных миротворческих сил в Дарфуре. Главными задачами Хартума стали сейчас, с одной стороны, демонстрация полной лояльности ООН и готовность поддержать ее любые мирные инициативы в Дарфуре, а с другой стороны, всесильное торможение процесса размещения в Дарфуре «голубых касок» ООН.

Исходя из этого, можно предположить, что в случае, если ооновцы, бросив лучшие кадры на расследование столь тяжелых обвинений, сумеют до конца января либо найти и арестовать подозреваемых, либо предъявить доказательства непричастности своих сотрудников к этим преступлениям, то в Хартуме придумают какой-нибудь новый скандал с участием персонала миссии ООН в Судане.

Однако необходимо признать, что тактические удачи вроде детского сексуального скандала, не смогут компенсировать стратегические провалы в политике Хартума в отношении Дарфура. Ставка на силовое подавление интересов части коренного населения Дарфура, так оправдывавшая себя в конце 1950-х — начале 1960-х гг., окончательно провалилась еще в конце 1980-х гг. (в 1987 – 1989 гг. восставшие племена фуров вели войну с центральным правительством, обвиняя его в том, что оно проводит против них политику геноцида). Теперь конфликт осложнился из-за вмешательства третьих сил.

Все настойчивее мировое сообщество (ООН и США) требует как от Хартума, так и от Национального фронта освобождения (возник 30 июня 2006 г. в столице Эритреи Асмаре путем объединения ДСР, той фракции СОД/СОА, которая отказалась подписать соглашение о мире в Дарфуре, и маловлиятельной партии «Суданский федеральный демократический альянс» – СФДА) официально сесть за стол переговоров.

Это принципиально важный момент: пока две главные силы конфликта публично не договорятся об условиях мира на Западе Судана, даже крупный контингент ооновских сил не сможет восстановить здесь спокойствие, а станет такой же мишенью, как и солдаты АС.

Возможно, что прогресса на тайных переговорах Хартума и НФО не удается достичь из-за чрезмерно завышенных требований дарфурских повстанцев, которые, ободренные успехами своих «южных» и «восточных» коллег (Всестороннее соглашение о мире 9 января 2005 г. и мирное соглашение с Восточным фронтом 14 октября 2006 г.), пытаются получить не меньше, чем их прежние товарищи по оружию.

52.36MB | MySQL:106 | 0,589sec