К вопросу о производстве в Турции в 2018 году

Турция находится на пороге выборов в местные органы власти, которые состоятся 31 марта 2019 года и чье значение, ни в коем случае, не стоит недооценивать. Поскольку понятно, что именно на местах закладывается основа будущих побед или поражений на президентских и парламентских выборах.

Правящей Партии справедливости и развития (ПСР), в очередной раз, придется доказывать, что она является не только партией внутренней Анатолии, но и крупных провинций и городов страны с неоднородным профилем населения – не только исламским и консервативным, но и, в значительной мере, светским.

До сих пор это, в известной степени, ПСР удавалось делать за счет экономического договора, существовавшего негласно между руководством страны и её бизнес-элитой – даже если последнюю не всегда устраивал консерватизм первой, но однопартийное руководство и проведение либеральных экономических реформ, с другой стороны, приводили к зримому положительному результату для экономики страны. Пиком, в этом смысле, стал рубеж 2011 – 2012 годов, когда о Турции, как об экономической звезде региона, широко заговорили не только внутри, но и за её пределами.

2015 и 2016 годы привнесли в повестку Турции образ внешнего врага, от которого требуется страну оборонить, что «вытянуло» несколько выборных кампаний. Кроме того, в определенной степени, повлиял и тезис о том, что страну надо переводить в «формат» президентской республики, что должно решить нарастающий груз проблем, возникающих из-за так называемой «проблемы двоевластия» и вытекающей из последней бюрократической «волокиты».

Однако, переход к президентской республике в Турции состоялся по замыслу Р.Т.Эрдогана и ПСР, а проблемы остались так пока и не решенными. И не замечать негативных процессов в экономике стало невозможно именно в 2018 году, когда турецкая лира буквально обвалилась в течение нескольких недель, в результате сложного набора факторов внутреннего и внешнего свойства, включая несомненное давление, которое оказали США на турецкую экономику из-за дела пастора Э.Брансона. Зримым проявлением сложной ситуации в экономике стали цены в магазинах, выросшие буквально на все позиции – от продовольственных товаров до  товаров народного потребления, даже местного производства – вдвое и больше раз.

Изнанкой полок магазинов является производство. Накануне в Турции были подведены статистические итоги производства в стране в декабре прошлого года и, в целом, по 2018 году.

Декабрь 2018 года стал месяцем рекордного падения производства – оно снизилось на 9,8%. Для сравнения, в декабре 2017 года наблюдался рост производства на 13,7%. Падение на 9,8% превысило самые пессимистичные ожидания местных экспертов. Как ожидалось, падение в декабре 2018 года, по сравнению с тем же месяцем 2017 года, составит 7,2%, что будет, одновременно, означать рост производства, по сравнению с ноябрем, на 0,8%. Возникший же на практике показатель в -9,8% означал снижение производства по сравнению с ноябрем на 1,4%.

По месяцам 2018 года, объем производства в Турции изменялся следующим образом. Январь: 12,0%, февраль: 10,2%, март: 7,8%, апрель: 6,3%, май: 6,4%, июнь: 2,9%, июль: 5,9%, август: 1,7%, сентябрь: -2,5%, октябрь: -5,9%, ноябрь: — 6,6% и, наконец, декабрь: -9,8%.

Итак, как мы видим, с сентября месяца прошлого года развитие производства в Турции вошло в область отрицательных значений, что привело к тому, что рост производства, в целом по итогам 2018 года, составил цифру лишь в 1,8%. Если рассматривать самый провальный – четвертый – квартал 2018 года, то по сравнению с аналогичным периодом 2017 года падение составило 7,5%.

С точки зрения приведенных выше неутешительных итогов конца 2018 года, переживаемый турецкой экономикой отрезок времени можно сравнить разве что с острой фазой глобального экономического кризиса, которую страна проходила в июне 2009 года. Это стало другим наглядным свидетельством, кроме цен на полках в магазинах, что экономика Турции переживает не лучшие времена: в реальном секторе турецкой экономики нарастает груз проблем, а в тех отраслях, которые принято считать локомотивами турецкой экономики, продолжается спад производства.

Если сравнивать выпуск промышленной продукции, то спад в декабре 2018 года, по сравнению с декабрем 2017 года, оказался и того выше: он составил 10,5%. Из 25 отраслей, на которые условно «поделена» турецкая промышленность, лишь в 7 наблюдался рост. Те отрасли, которые держали «на плаву» турецкую экономику в последние месяцы, начали переживать острый спад, включая пищевую промышленность, производство различных (неметаллических) материалов, металлургию, автомобильную индустрию, текстильную промышленность, химическую промышленность и т.д.

Достаточно отметить, что спад в пищевой промышленности составил 11,3%, что привело к снижению общего объема производства страны на 1,5% (вклад пищевой промышленности). Во всех аспектах пищевой промышленности наблюдается снижение, включая производство мяса, курицы, овощей, фруктов, твердых и жидких масел, бакалеи, хлеба и т.д. Однако, самый жесткий провал наблюдался в выпуске чая и кофе: в 2018 году их производство снизилось, по сравнению с 2017 годом, практически на четверть, а если точнее, то на 25,4%.

Также вторая половина 2018 года была весьма неудачной для строительно-подрядного сектора страны. Кроме того, в трудное положение, из-за отсутствия новых проектов, попали смежные отрасли строительно-подрядного сектора. К примеру, в их число следует отнести выпуск неметаллических материалов. Самый большой спад пережил выпуск готового бетона – снижение объема производства на 51,5%. Касательно других материалов, которые являются необходимыми для строительно-подрядных работ, картина – следующая: производство цемента снизилось на 31%, производство изделий из бетона для строительных работ уменьшилось на 26,1%, производство строительных материалов, включая плитку и кирпич, упало на 35,4%.

Следует ожидать, что та же картина падения будет наблюдаться в строительно-подрядном секторе в в первой половине 2019 года. При этом, во внимание следует принять следующие соображения:

Во-первых, несомненное влияние на экономическую активность в стране оказывают выборы в местные органы власти, которые пройдут 31 марта с.г. Разумеется, экономическая активность в стране в выборные отрезки времени замирает. Более того, эти отрезки завершаются в Турции не с проведением выборов и подведением их итогов, а с назначением кадров на все ключевые посты, которым сопровождается приход на пост каждого нового начальника. Так что, «запуск» турецкой экономики придется на апрель – май месяцы.

Во-вторых, основные стройки в стране, в той или иной степени, следует считать завершенными. Завершено строительство и реновация аэропортов в основных городах страны, строительство и ремонт основных автотрасс и прочей дорожной инфраструктуры (включая мосты и тоннели), а также крупных объектов городской инфраструктуры. Жилищное строительство – перегрето: существует проблема с продажей даже построенного в последние годы жилья, не говоря уже о новом, которое, кстати, продолжает интенсивно строиться.

Как ожидалось, в стране будет запущена масштабная программа строительства линий скоростных железных дорог. Однако, на её реализацию объективно не хватает финансовых средств ни у государства, ни у частного сектора, на который, собственно, и возлагаются основные надежды в рамках различных моделей государственно-частного партнёрства. Помимо этого, существуют серьезные сомнения в том, что программа строительства скоростных пассажирских железных дорог может, в обозримой перспективе, окупиться. Как минимум, в силу развитых пассажирского авиасообщения и междугороднего автобусного сообщения, которые предлагаются в Турции по доступным ценам и по всем направлениям. Существующие же в стране мега-стройки являются явно недостаточными для всех участников строительного рынка, что подводит нас к третьему соображению.

В-третьих, на протяжении не одного десятилетия, пожалуй, сразу начиная с первого «захода» турецких строительных подрядчиков в Ливию в 1970-х годах, строительно-подрядный сектор стал считаться в Турции делом прибыльным, для которого всегда найдется спрос – как внутри страны, так и за её пределами. Как грибы после дождя было создано множество компаний, ВУЗы и технические училища наладили массовый выпуск специалистов профильных профессий – управленцев, архитекторов, инженеров – строителей и рабочих строительных специальностей.

Однако, спустя всего несколько десятилетий триумфального шествия турецких строительных подрядчиков по Турции и по региону, включая Россию, можно констатировать, что отрасль подошла к своему насыщению. В таком количестве, в котором возникли строительно-подрядные фирмы в Турции, они в наши дни уже не требуются. И то, что сейчас в Турции наблюдается – это коррекция рынка, сопровождающаяся разорением и исчезновением многих компаний, в первую очередь, небольших и средней руки, чьей деятельности конец может положить простой даже в течение одного года или же  неудачное выполнение всего одного проекта.

Все перечисленное выше оказывает самое непосредственное влияние и на промышленность – все смежные отрасли, которые на протяжении многих лет обслуживали стройку, сегодня находятся в упадке.

Кроме, бетона и бетонных конструкций, цемента, различных отделочных материалов, оказалась затронута и металлургия. Её продукция сегодня меньше востребована на внешних рынках, а внутренний рынок оказался под влиянием спада в строительстве: наблюдается снижение производства стальных конструкций, а также изделий из меди и алюминия. Говоря о спросе на металлы, свое влияние оказывает и снижение производства оружия и боеприпасов, а также танков. Общий спад в металлургии составляет около 22,6% (вклад в общий спад производства составляет 2,2%).

На протяжении многих лет лидером турецкого производства является автомобильная промышленность. Турция, по праву, считается одним из региональных лидеров автосборки. Однако, 2018 год турецкая автомобильная промышленность закрыла с падением в 13,8%. Спад в производстве запасных частей и аксессуаров для автомобилей составил 24,2% и 14,8% соответственно.

Сюда же следует отнести и машиностроение и станкостроение, причем — в самом широком смысле этого слова. Спад переживает производство электродвигателей, машин для сельского и лесного хозяйств, машин для текстильной промышленности (которая также являлась одним из главных драйверов турецкой экономики), различных электрических машин. Общий спад этой отрасли составил 15,3% (вклад в общий спад производства составил 0,6%).

Углубленный взгляд на другие позиции промышленного производства в Турции дает не лучшую картину происходящего в стране. Ниже приводится динамика производства в декабре месяце 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Выпуск низкотехнологичной продукции в Турции снизился на 9,8%, выпуск продукции «средней и низкой» технологичности упал на 19,2%, выпуск продукции «средних и высоких технологий» сократился на 9,6%. Впрочем, выпуск высокотехнологичной продукции вырос на 15,3%. Хотя вклад этой продукции в турецкую экономику, с учетом её низко- и среднетехнологичного профиля, следует признать не слишком существенным.

В сфере сталелитейного и металлургического производства наблюдалась следующая картина: производство продукции из железа и стали уменьшилось на 22,8%, выпуск стальных сосудов, труб и профилей сократился на 33,6%, выпуск холодного проката уменьшился на 28,1%, производство алюминия – на 9,6%, меди – на 8,7%. Выпуск изделий из железного литья сократился на 23,3%.

Производство металлоконструкций и металлических изделий снизилось на 39,5%, выпуск металлических дверей и окон упал на 36,8%, выпуск радиаторов центрального отопления уменьшился на 38,3%, выпуск баков, резервуаров и контейнеров сократился на 18%, выпуск оружия и боеприпасов уменьшился на 4,1%.

Говоря о выпуске неметаллических материалов: производство плоского стекла уменьшилось на 18,4%, выпуск керамической и каменной плитки сократился на 15,6%, производство строительных материалов, включая кирпичи и плитку упало на 35,4%, производство цемента – на 31%, производство бетонных конструкций для строительно-подрядного сектора – на 26,1%, производство готового бетона упало на 51,5%.

Конкретизируем выпуск пищевой продукции в стране. Производство продуктов питания из мяса и домашней птицы сократилось на 7,4%, производство овощей и фруктов – на 27,7%, производство замороженных овощей и фруктов снизилось на 18,7%, производство твердых и жидких масел – на 16,4%, производство молочной продукции – на 7,8%, производство злаков – на 13,2%, производство хлеба, мучных и кондитерских изделий – на 5,8%, производство сахара – на 18%, производство какао, шоколада и сладостей – на 9,6. Как мы отмечали уже выше, спад производства кофе и чая составил 25,4%.

В попытке найти точки роста турецкого производства мы обнаружим весьма ограниченный список турецких отраслей, которые показали «плюс». Перечислим некоторые из них.

Выпуск табачных изделий вырос на 9,8%, выпуск каменноугольного кокса и изделий нефтехимии вырос на 10,3%, производство компьютеров и изделий электроники увеличилось на 21,4%, выпуск отдельных позиций транспортных средств, выделенных в официальной статистике в специальную категорию «другие», увеличился на 34,4% и, наконец, выпуск мебели возрос на 5,8%.

Итак, как мы видим, турецкое производство, в целом, к концу 2018 года переживает рекордный спад по всем направлениям. Эти кризисные явления нельзя считать конъюнктурными. Они стали отражением реальных, структурных проблем в турецкой экономике. Локомотив в лице строительно-подрядного сектора страны заметно снизил скорость, что потянуло за собой всех многочисленных участников отрасли, включая смежников и субподрядчиков.

Оборотной стороной вопроса, является рост цен в магазинах и снизившаяся покупательная способность турецкого населения. Не припомнится картины, в этом веке во всяком случае, чтобы в Турции устраивались бы распродажи … дешевых продуктов питания, включая овощи и фрукты. Теперь же подобные сюжеты можно нередко увидеть по центральному телевидению страны. Производители прибегают к самым разнообразным методам и ухищрениям, чтобы не повышать или повышать, но в разумном пределе, стоимость продуктов питания, играя с количеством и весом продуктов питания в упаковке. Стоимость готовой одежды повсеместно выросла в два и более раз, что приводит к тому, что магазины качественной продукции, средней и дорогой ценовых категорий, пустуют и повсеместно уходят в минус, в ожидании лучших дней.

Пока турки затягивают потуже пояса, результатов внедрения так называемой Новой экономической программы, анонсированной в прошлом году министром казначейства и финансов Б.Албайраком, при поддержке частного сектора страны, пока не видно. Кампания масштабной борьбы с инфляцией так и осталась любопытной PR-акцией, которая начиналась весьма живо, но сдулась довольно быстро. Две программы руководства страны под названиями «100 дней» и «100 дней – 2» представляют собой лишь набор отдельных текущих проектов, не являясь целостным подходом к тому, чтобы вывести турецкую экономику из кризиса, которого, к тому же, никто из турецкого руководства и не признает.

Отрицание очевидного – пожалуй, главная проблема, поскольку не признавая кризиса в экономике, заниматься борьбой с ним не представляется возможным. Впрочем, признать наличие экономического кризиса в стране, в преддверии 31 марта – дня выборов в местные органы власти, для руководства Турции из правящей Партии справедливости и развития было бы политическим самоубийством.

52.27MB | MySQL:103 | 0,609sec