Обзор гуманитарной ситуации в Сирии

По оценкам международных экспертов, в 2019 году преодоление гуманитарного кризиса в Сирии представляется непосильной задачей. В частности, специалисты Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) полагают, что в нынешнем году число нуждающихся в гуманитарном содействии в Сирии останется неизменным – на уровне 13 млн человек, в том числе 5.2 млн остро нуждающихся в помощи.

При этом, положительные на первый взгляд новости об активизации процесса репатриации сирийских беженцев из соседних стран на родину накладывают дополнительную нагрузку на и без того непростую гуманитарную ситуацию. В частности, по данным УКГВ, только с января по декабрь 2018 года в страну вернулось 1.4 млн сирийцев, что стало самым массовым проявлением репатриации с начала сирийского кризиса и должно свидетельствовать о кардинальной политической стабилизации внутренней ситуации после поражения террористов «Исламского государства» (запрещено в России). Однако, с точки зрения перспектив гуманитарной ситуации, это по сути дополнительный приток уязвимых групп населения к уже имеющимся в стране 6.2 млн внутренне переселенным лицам. Репатрианты, как никто более, нуждаются в регулярном гуманитарном содействии, экономической помощи, социальных пособиях и жилье —  для полноценной интеграции в местные сообщества.

Главным фактором дестабилизации гуманитарной ситуации по состоянию на начало марта с.г. продолжает быть северо-восточный регион Сирии, все еще подконтрольный разномастным боевым формированиям, в том числе террористическим ячейкам. Гуманитарная ситуация здесь, в провинции Идлиб, самая непростая. По оценкам гуманитарных организаций, на начало весны с.г. 2.7 млн гражданских лиц на северо-востоке Сирии нуждаются в гуманитарном содействии. В их числе 1.7 млн внутренне переселенных лиц, проживающих преимущественно в лагерях для беженцев.

Сложность оперативной работы гуманитарных организаций в северо-восточных регионах Сирии проистекает из факта сохранения военной нестабильности и продолжающихся вооруженных столкновений между различными сторонами, несмотря на заключенное между Россией и Турцией соглашение в сентябре 2018 года о создании демилитаризованной зоны по периметру провинции Идлиб. В частности, в конце февраля с.г. наиболее радикальная в Идлибе группировка «Хаят Тахрир аль-Шам» (подвергнутая «ребрендингу» ячейка «Аль-Каиды» — запрещена в России) продолжила расширять свое территориальное влияние, что привело к приостановке гуманитарных операций в подконтрольной этой группировке зоне влияния. В этой связи многие ведущие доноры приняли решение о приостановке финансирования гуманитарных проектах на этих территориях, фактически поставив под удар судьбу почти полумиллиона нуждающихся сирийцев. Очевидно, что при сохранении нынешней тенденции и дальнейшем росте влияния террористических организаций исламистского толка в Идлибе гуманитарные операции будут и далее тормозиться донорами и ооновскими организациями.

Тем не менее, на начало марта с.г. объем гуманитарных поставок в остальные районы Идлиба, контролируемые умеренными и поддерживаемыми Турцией кланами, остается на прежнем уровне. По каналам пограничной гуманитарной операции из Турции в среднем в  месяц гуманитарную помощь продолжают получать 2-2.3 млн сирийцев на северо-востоке страны.

Кроме Идлиба, в приоритетах гуманитарного содействия ООН на начало весны текущего года две другие операции – в Дейр эз-Зоре и лагере беженцев «Эр-Рукбан» на сирийско-иорданской границе.

В провинции Дейр эз-Зор основные усилия гуманитарных партнеров сконцентрированы на содействии внутренне переселенным лицам (порядка 30 тысяч человек), в результате обострения вооруженных столкновений между остатками террористов «Исламского государства» и ведомого курдскими формированиями альянса т.н. «Сил демократической Сирии». В частности, в результате ожесточенных боев в январе-феврале с.г. в районе города Хаджин, гражданское население (преимущественно, дети и женщины) покинули места проживания и были размещены во временных лагерях. С учетом суровых зимних условий и дефицита воды и продуктов, эти беженцы находятся в лагере в весьма тяжелых условиях и требуют дополнительного гуманитарного содействия. Основной лагерь по приему беженцев – Аль Хол – уже полностью заполнен, но при этом с учетом сложной обстановки и угроз безопасности дальнейшая транспортировка беженцев из лагерях в более стабильные и благополучные регионы провинции Дейр эз-Зор, в семьи родственников и друзей, пока затруднен. Думается, напряженная гуманитарная обстановка в провинции сохранится в обозримой перспективе.

Наконец, в 50-тысячном лагере беженцев «Эр-Рукбан» на сирийско-иорданской границы впервые появляются некоторые признаки стабилизации. В середине февраля с.г. крупнейший с начала конфликта гуманитарный конвой Сирийского арабского общества Красного полумесяца доставил в лагерь 118 грузовиков с продовольствием, медикаментами, вакцинами для детей и средствами санитарии и гигиены. Операция была проведена в сотрудничестве с ООН после того, как со стороны местных боевиков, контролирующих лагерь, были получены твердые гарантии безопасности для персонала гуманитарного конвоя, которые включал 300 штатных сотрудников и добровольцев. Эта помощь была обеспечена на основе оценки гуманитарных потребностей, которую ооновские специалисты осуществили в ноябре с.г. в ходе доставки первого гуманитарного конвоя в «Эр-Рукбан». Примечательно, что во время последнего по времени гуманитарного рейда в феврале с.г. специалисты ООН опросили более 3 тысяч домашних хозяйств в «Эр-Рукбане» и их подавляющее большинство высказалась в пользу того, чтобы покинуть лагерь. В конце февраля были открыты первые гуманитарные коридоры. При этом, однако, по-прежнему существуют высокие риски их личной безопасности, ввиду сложности военно-политической обстановки вокруг «Эр-Рукбана», находящегося в созданной и контролируемой США зоне деэскалации Эт-Танф на границе с Иорданией. Как представляется, лагерь «Эр-Рукбан» в ближайшие месяцы останется одним из ключевых очагов гуманитарной напряженности в Сирии.

Главной интригой остается бюджет Плана гуманитарного реагирования ООН для Сирии на 2019 год. По состоянию на конец февраля он пока официально не озвучен, что придает дополнительную интригу. Наверняка можно утверждать, что это будет самый большой по масштабу и бюджету гуманитарный план ООН, сопоставимый разве что с Йеменом. В прошлом году, ООН призвала доноров выделить на сирийский план гуманитарного реагирования 3.36 млрд долларов США, из которых по состоянию на январь 2019 года было профинансировано только 65%. Неизвестно, насколько вырастет бюджет сирийской операции в 2019 году, но судя по складывающейся по итогам первых месяцев гуманитарной ситуации, рассчитывать на ее кардинальную нормализацию по итогам нынешнего года не приходится. На Йемен в 2019 году ООН призывает доноров выделить 4 млрд долларов США, на остальные крупные гуманитарные кризисы – на порядок меньше (1,5-1 млрд в среднем на Южный Судан, Судан, Cомали и так далее). Осталось дождаться решений ООН по бюджету и приоритетам сирийского гуманитарного плана на нынешний год.

52.2MB | MySQL:103 | 0,385sec