Пакистанский план действий в области ядерной безопасности

16-17 ноября прошлого года в Брюсселе состоялась организованная Институтом стратегической стабильности в Южной Азии (South Asia Strategic Stability Institute со штаб-квартирой в Лондоне) международная конференция на тему «Усиление экспортного контроля: опыт Пакистана, будущие вызовы и альтернативы» (Strengthened Export Controls: Pakistan’s Experience. Current/Future Challenges and Options). В ее работе приняла участие весьма представительная пакистанская делегация во главе с председателем Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Пакистана, генералом Эхсан-уль-Хаком, которого сопровождали директор Агентства по разоружению и контролю над вооружениями Пакистана Х. Банури, посол Пакистана в Австрии, постоянный представитель Пакистана при Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Ш. Хусейн, бывший ответственный сотрудник Гендиректората по разоружению МИДа Пакистана (ныне являющийся сотрудником вышеупомянутого института) Н. Хусейн и другие официальные лица. Среди зарубежных участников были руководители профильных подразделений внешнеполитических ведомств Бельгии, Китая, Швеции, Норвегии, Южной Кореи, эксперты МАГАТЭ, Комиссии Европейских сообществ (КЕС), НАТО, представители научных кругов различных стран. Россия была представлена сотрудниками нашего посольства в Бельгии и Постоянного представительства Российской Федерации при Европейских сообществах.

Конференция была посвящена следующим вопросам:

— Наработки и достижения Пакистана в сфере экспортного контроля, его отношение к международным усилиям по противодействию распространению оружия массового уничтожения (ОМУ).

— Международный опыт в области экспортного контроля.

— Меры для преодоления существующих различий в подходах между ядерными державами, участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и неприсоединившимися к договору государствами с целью определения дальнейшей стратегии противодействия распространения ОМУ.

Тон мероприятию задали пакистанцы, которые сделали особый упор на том, что Исламабад разделяет растущую в мире озабоченность опасностью распространения оружейных ядерных технологий, в том числе по линии негосударственных структур. Видимо, именно в этой связи глава пакистанской делегации отметил, что «являясь ответственным членом международного сообщества, Пакистан нацелен на активную работу по пресечению такого распространения путем внедрения национальной системы экспортного контроля». Пакистанцы стремились показать возросшую транспарентность деятельности Исламабада в нераспространенческой сфере, продемонстрировать добровольное следование их страны в русле основных международных договоренностей в данной области. По их словам, предпринимаемые Пакистаном усилия, несомненно, являются важным вкладом в укрепление режима нераспространения ОМУ, ядерных материалов и чувствительных технологий, причем они зачастую более эффективны и превосходят аналогичные действия некоторых стран — участниц ДНЯО.

Несколько тенденциозно и демонстративно был сделан вывод о том, что «ядерный выбор страны» стал ответом на угрозы региональной безопасности начала 70-х годов и изначально был сделан, исходя из принципа «минимально достаточного уровня сдерживания». При этом подчеркнуто говорилось о том, что Пакистан, расположенный в выгодном с геостратегической точки зрения месте, по существу являющемся перекрестком между Южной и Центральной Азией, в своих внешнеполитических амбициях не намерен претендовать на роль внерегиональной и надрегиональной державы и добиваться постоянного членства в СБ ООН, как это делает соседнее государство (имелась в виду Индия), но в то же время не имеет планов по присоединению к ДНЯО в его нынешнем виде.

Особо выделив то обстоятельство, что обладание Пакистаном и Индией ядерным оружием является исторически константой и состоявшейся реальностью, пакистанцы в очередной раз выразили сожаление в связи с тем, что Индия никак не хочет реагировать на «повторяющиеся призывы Пакистана» к взаимному отказу от ядерного оружия, в частности, не признает предложенной Исламабадом (после ядерных испытаний в мае 1998 года) концепции «режима стратегической сдержанности». При подобном неблагоприятном для Исламабада раскладе «пакистанской стороне ничего не остается делать, как сохранять свой ядерный арсенал, проводя при этом самостоятельную политику поддержки международных нераспространенческих режимов, имеющих всеобщий и недискриминационный характер». Акцентировалось внимание на обсуждении Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) на Генеральной Ассамблее ООН, переговорах по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ), деятельности Конференции по разоружению (КР) и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Пакистанцы подробно рассказали о сотрудничестве с МАГАТЭ в области ядерной энергетики и нарисовали довольно радужную картину законодательных и организационных мер, принятых в их стране для обеспечения сохранности чувствительных технологий, а также представили план действий по ядерной безопасности (Nuclear Security Action Plan — NSAP), в целом базирующийся на понятии ядерной безопасности, принятом группой советников по ядерной безопасности МАГАТЭ. Целью этого плана является развитие устойчивых национальных систем в сфере ядерной безопасности с проработанной способностью к обнаружению и предупреждению современных вызовов, интегрированных в национальные законодательные и нормативные акты.

Обратила на себя внимание акцентировка завершающих конференцию выступлений членов пакистанской делегации, которые крайне сетовали на то, что усилия Исламабада по предотвращению распространения ядерных технологий не всегда получают поддержку даже внутри страны, не говоря уже о реакции международного сообщества. На их взгляд, также, мол, не пользуется особой популярностью активная роль Исламабада в антитеррористической борьбе, что представляется достаточно странным. Искусственные же барьеры и дискриминационные режимы («особенно в 70-х и 80-х гг.») препятствуют успешному развитию страны, искоренению бедности как «материальной основы рекрутирования в террористические организации».

Были даны пространные оценки и комментарии в отношении индийско-американского ядерного соглашения, которое, по мнению пакистанцев, имеет узкую страновую направленность, не дающую Пакистану возможности сотрудничества в этой сфере по аналогичной схеме, хотя потребности страны в электроэнергии просто огромны. При сохранении нынешнего роста ВВП на уровне 7% в год потребление электроэнергии должно возрасти на 800%. Именно поэтому нынешняя пакистанская администрация приняла решение о реализации стратегии обеспечения удовлетворения спроса за счет увеличения мощности АЭС на 2000%. Представившая эту статистику пакистанская сторона сделала вполне прозрачный намек на явную контрпродуктивность ограничительных мер в отношении Исламабада, фактически призвав к прекращению любого давления на страну в связи с ее ядерным статусом. Как неоднократно и целенаправленно отмечали пакистанцы, меры физической защиты, эффективный контроль за использованием и хранением ядерных материалов обязательно будут востребованы в ходе развития ядерного сектора Пакистана, а основными направлениями работы по реализации в этой сфере должны быть следующие:

— Надежное управление радиоактивными источниками.

— Создание в Пакистанатоме специального центра по обучению и проведению тренингов по ядерной безопасности.

— Формирование национального чрезвычайного координирующего центра по ядерной безопасности – National Nuclear Emergency Co-ordination Center (NuSeCC).

— Обнаружение и локализация отдельных радиоактивных источников.

— Снабжение необходимым оборудованием для обнаружения ядерных материалов/веществ стратегически важных пунктов инфраструктуры страны.

Как отметили эксперты из Исламабада, в случае успешной реализации представленного на конференции пакистанского плана ситуация в сфере ядерной безопасности в их стране будет полностью отвечать национальным и, главное, международным требованиям и нормам, что может в будущем подвигнуть Пакистан к решению вопроса о присоединении к ДНЯО.

Принимавшие участие в конференции представители Китая и Южной Кореи, которые тоже ознакомили собравшихся с наработками и предложениями своих государств по нераспространенческой тематике, вполне позитивно оценили пакистанский план действий по ядерной безопасности и дали им положительную оценку.

52.2MB | MySQL:103 | 0,463sec