Саудовская пресса о предстоящем визите президента Р.Ф. В.В. Путина

Саудовская пресса уже не раз сообщала о предстоящем визите президента Российской Федерации В.В. Путина в королевство, намеченном на 11 февраля с.г. В статье «Путин – первый российский президент, который в феврале этого года посетит Саудовскую Аравию», лондонская газета «Аш-Шарк Аль-Аусат» со ссылкой на дипломатические источники в королевстве отмечала, что российский президент будет находиться с государственным визитом в Эр-Рияде с 11 по 12 февраля. Однако еще раньше, 26 декабря 2006 г., информация о дате этого визита была опубликована в лондонской «Аль-Хайят», подчеркнувшей, что «саудовские политические и экономические круги с заинтересованностью ждут приезда российского президента».

Чем, собственно, определяется эта заинтересованность? Прежде всего, как, в частности, отмечает «Аш-Шарк Аль-Аусат», «впервые за более чем восьмидесятилетнюю историю двусторонних отношений (в 1924 г. Советский Союз установил прямые дипломатические отношения первоначально с королевством Хиджаз, а затем с нынешним саудовским государством, включившим в свой состав Хиджаз. – Г.К.) королевство посетит глава российского государства, стремящегося к укреплению связей с арабо-мусульманскими государствами, важнейшим из которых является Саудовская Аравия». В этой связи для саудовской стороны принципиально важно подчеркнуть, что предстоящий визит В.В. Путина – это «ответная поездка», следствие посещения Москвы нынешним королем Абдаллой бен Абдель Азизом (в то время наследным принцем. – Г.К.) в начале сентября 2003 г., «заложившего основы стратегического партнерства» между двумя странами и «содействовавшего поступательному движению саудовско-российских отношений в сфере политики, экономики, культуры и образования».

Что же кажется саудовской «внешней» прессе наиболее важным в том «поступательном движении» отношений между Россией и Саудовской Аравией, которое стало следствием визита нынешнего короля в российскую столицу?

«Аш-Шарк Аль-Аусат» выделяет в первую очередь поддержку российской стороной (и это действительно следствие визита короля Абдаллы, хотя и достаточно удаленное по времени от времени его посещения Москвы) инициативы урегулирования ближневосточного конфликта, выдвинутой саудовским монархом (в то время – наследным принцем) в ходе бейрутского саммита Лиги арабских государств (ЛАГ) в марте 2002 г. Как считает это издание, «поддержка Москвой этой инициативы означает, что в России в ней видят разумное политическое решение и гарантию выхода из кризиса, предусматривающую существование двух международно признанных государств – Палестины и Израиля». Но, кроме этого, в Эр-Рияде, как считает то же издание, видят и другие важные изменения в российской позиции – «все более позитивный подход Москвы прежде всего к палестинской проблеме, а также ее понимание справедливого характера арабских чаяний». Иными словами, в саудовской столице внимательно следят за тем, что в России во все большей мере «происходит поворот к той ситуации, которая существовала в эпоху “холодной войны”, когда Москва была очень близка к арабскому делу в целом и к палестинскому, в частности».

Что, собственно, по мнению все той же газеты, содействовало этому «повороту»? Саудовская Аравия была «одной из первых стран, поддержавших российскую инициативу о ее вступлении в качестве наблюдателя в организацию «Исламская конференция», сыграв решающую роль в принятии положительного решения по этому поводу». Благодаря саудовской поддержке «Россия впервые участвовала в этом качестве в работе внеочередной сессии ОИК в Мекке» 7-8 декабря 2005 г. В свою очередь, «Аль-Хайят» добавляла, что Саудовская Аравия, ставшая в ноябре 2005 г. членом Всемирной торговой организации, «неизменно поддерживает стремление России вступить в эту организацию».

Наконец, и «Аш-Шарк Аль-Аусат», и «Аль-Хайят» важным направлением политического взаимодействия обеих стран считают координацию действий по противостоянию международному терроризму. Важность этого направления была, в частности, продемонстрирована российским участием в состоявшемся в начале февраля 2005 г. в Эр-Рияде и инициированном Саудовской Аравией Международном антитеррористическим конгрессе.

Не углубляясь в детали саудовско-российских политических контактов, стоило бы, тем не менее, отметить, что оба контролируемых Саудовской Аравии лондонских издания, анализируя эту сферу отношений между двумя странами, основываются только на шагах одной стороны. Это – саудовское королевство, но не Россия. Она лишь следует за своим партнером? Более того, этот партнер отчетливо говорит России, что он выступает в качестве «важнейшего» государства арабо-мусульманского региона, от позиции которого и зависит успех начинаний России в этом регионе?

Важна, однако, и экономическая составляющая саудовско-российских отношений, которая вовсе не кажется достаточно продвинувшейся вперед.

Да, разумеется, оба «внешних» саудовских издания подчеркивают, что с момента визита нынешнего саудовского монарха в Москву возникли инструменты (различные совместные саудовско-российские экономические комиссии, а также Саудовско-российский деловой совет), опираясь на которые обе страны могут развивать плодотворные хозяйственные контакты. Тем не менее порой ведущие представители саудовских деловых кругов во многом пессимистично оценивают современный уровень саудовско-российских экономических связей, подчеркивая одновременно, что они находятся только в начале процесса своего становления.

Выступая на прошедшем в ноябре 2005 г. в саудовской столице организованном Институтом дипломатических исследований Министерства иностранных дел королевства научном симпозиуме «Саудовско-российские отношения: реальность и перспективы», генеральный секретарь Ассоциации саудовских торгово-промышленных палат Фахд бен Салех Ас-Султан подчеркнул: «Уровень торгово-экономических связей между королевством и Россией ниже, чем тот, который существовал в советскую эпоху». По приведенным им данным (официальные сведения саудовского Министерства планирования и экономики), объем саудовско-российского товарооборота в начале 2005 г. составил лишь 992 млн саудовских риалов (1 доллар США = 3,7 саудовских риала). При этом основными товарами, экспортируемыми Саудовской Аравией в Россию, являются дерево и изделия из дерева, а также древесный уголь, компоненты для производства бумаги и металлические изделия. В свою очередь, саудовский импорт из России представлен ячменем, изделиями из меди и железа, а также готовыми изделиями из стали или полуфабрикатами этих изделий. Наконец, к моменту проведения все того же симпозиума, по приведенным Ф.С. Ас-Султаном официальным данным Саудовского высшего комитета по инвестициям, в Саудовской Аравии осуществлялось только пять совместных саудовско-российских проектов (два в промышленной сфере и три в непромышленной). Из этого следует, что в России практически отсутствуют сколько-либо значимые саудовские капиталовложения. Генеральный секретарь Ассоциации саудовских торгово-промышленных палат подчеркнул, что экономические связи между обеими странами все еще нуждаются «в серьезном толчке, в разработке стратегии четкого видения постоянных интересов каждой из сторон в процессе реализации ими взаимодействия».

Быть может, визит В.В. Путина в Саудовскую Аравию станет таким «сильным толчком». Во всяком случае, по словам «Аш-Шарк Аль-Аусат», в поездке российского президента будет сопровождать «большая делегация экспертов-экономистов и предпринимателей». Переговоры, которые члены этой делегации (в ее составе должен быть также, по сообщению «Аль-Хайят», министр экономического развития и торговли и министр природных ресурсов) проведут со своими саудовскими коллегами, должны привести к «дальнейшему развитию и укреплению двусторонних связей и контактов». Одним из шагов в этом направлении станет подписание договора об отмене двойного налогообложения в области взаимной торговли.

Разумеется, саудовско-российские переговоры в Эр-Рияде будут посвящены и политическим отношениям (российская делегация, конечно же, включит в свой состав и министра иностранных дел), а также выработке совместных подходов к проблемам современного мира. Положение на Ближнем Востоке (включая его различные аспекты) станет, как пишет «Аш-Шарк Аль-Аусат», «основной темой саудовско-российской встречи в верхах». Впрочем, в свете ожиданий саудовской стороны это естественно.

Наконец, последнее. Саудовско-российский саммит, как сообщала «Аль-Хайят», включит и рассмотрение вопроса о двустороннем сотрудничестве в военной сфере, что предполагает «парафирование соглашения о поставках российского оружия в Саудовскую Аравию». Стоило бы заметить, что стремление Саудовской Аравии к диверсификации источников вооружения для своей армии подтверждается и саудовским наследным принцем Султаном бен Абдель Азизом в его интервью «Аш-Шарк Аль-Аусат», опубликованном 6 января с.г., в котором он говорит о том, что его страна стремится получать «самое современное и отвечающее запросам саудовских вооруженных сил вооружение и боевую технику».

«Аль-Хайят», в частности, сообщала, что, вероятно, в 2007 г. королевство «получит 150 российских танков “ТС-90”, которые Москва хотела бы поставить Саудовской Аравии». Но, кроме того, эта же газета подчеркивала, что «образцы этих современных танков в начале текущего года (2006 г. – Г.К.) были испытаны на саудовской территории для того, чтобы проверить, насколько эффективно они могут действовать в условиях пустыни». Что ж, современное вооружение всегда было важным элементом советского экспорта и остается столь же важной статьей в структуре внешнеторговых связей современной России.

62.93MB | MySQL:102 | 0,520sec