Ирак: некоторые итоги 2006 года

Обстановка в Ираке в 2006 году характеризовалась повышенной нестабильностью и напряженностью. Основным фактором, определявшим ситуацию в стране, являлось перманентно усиливавшееся и принявшее широкомасштабный характер противостояние между арабами-суннитами и шиитами. В минувшем году Ирак получил постоянное, созданное на конституционной основе правительство, которое, однако, оказалось не в состоянии стабилизировать обстановку и контролировать положение дел во многих регионах страны. Не снизилась активность действий суннитских повстанцев, иностранных террористов и боевиков шиитских вооруженных формирований. Глубокие, принципиальные разногласия между различными политическими силами страны по вопросам распределения властных полномочий, разделения доходов, получаемых от нефтяного сектора, по основным вопросам государственного устройства Ирака и будущего страны в целом не позволяют начать эффективный диалог по достижению национального примирения. В стране усилились сепаратистские и местнические тенденции. Ирак все больше погружался в состояние гражданской войны.

Президент США Дж. Буш в декабре 2006 года впервые признал: «Мы не выигрываем, но и не проигрываем» в Ираке. По оценке нового главы Пентагона Р. Гейтса, если обстановка в Ираке не стабилизируется в ближайшие год или полтора, то это грозит «региональным взрывом». Видный американский политики, бывший госсекретарь США Г. Киссинджер отметил: «Если считается, что победа в военной операции подразумевает создание иракского правительства, которое сможет держать под контролем всю страну, прекратить гражданскую войну и межконфессиональную рознь, то я не думаю, что это возможно».

В минувшем году ситуация в сфере безопасности, несмотря на различные меры, принимавшиеся командованием коалиционных сил во главе с США и иракскими властями, не улучшилась. Практически ежедневно в стране происходят многочисленные теракты, вооруженные нападения, убийства на почве межконфессиональной розни, похищения людей и другие насильственные действия. Растет число жертв насилия среди иракского населения.

Как и в предыдущие годы, наиболее высокая активность сил иракской вооруженной суннитской оппозиции и иностранных террористов имела место в центральных, западных и северных районах Ирака. Прежде всего, это относится к Багдаду и прилегающим к городу районам. В столице, помимо суннитских повстанцев и иностранных террористов действуют крупные силы шиитских боевиков, прежде всего, «Армии Махди», подчиняющейся радикальному лидеру иракских шиитов М. ас-Садру.

Американское командование при участии иракских правительственных сил в 2006 году неоднократно проводило в Багдаде и его окрестностях крупные войсковые операции с целью стабилизации обстановки. Однако все они не имели серьезного успеха, и по сей день иракская столица и ее окрестности остаются наиболее крупным очагом терроризма, вооруженного насилия и межконфессионального противоборства в стране. Багдад во все большей степени разделяется на две части – восточную, преимущественно шиитскую, и западную, преимущественно суннитскую. По информации зарубежных СМИ, шииты постепенно вытесняют суннитов из Багдада. Так, за последний год, по меньшей мере, 10 районов города со смешанным населением превратились в преимущественно шиитские. Шииты доминируют в структурах багдадской администрации.

Высокой степенью интенсивности отличались действия суннитских повстанцев и иностранных боевиков в западной провинции Анбар (г. Рамади). В тоже время ряд суннитских племен зачастую вступают в вооруженное противостояние с зарубежными боевиками. По оценке разведки морской пехоты США, перспективы достижения мира в этом районе Ирака «выглядят весьма туманными», а ситуация здесь вряд ли стабилизируется в ближайшее время. В провинции во многом не функционируют официальные органы государственной власти, а образовавшийся вакуум заполняют экстремисты – сторонники иракского филиала «Аль-Каиды». Именно в Анбаре (наряду с Багдадом) американские военные несут наиболее серьезные потери. Численность войск США в провинции составляет ок. 30 тыс. человек, что, по мнению командования, явно недостаточно для эффективного противодействия иностранным боевикам и местным повстанцам.

Перманентной нестабильностью характеризуется обстановка в провинции Дияла (г. Баакуба), северо-восточнее Багдада, где проживает смешанное суннитско-шиитское население, а также много курдов. Именно этот фактор обуславливает повышенный уровень межконфессионального противостояния в регионе. Причем, по мнению американских военных, «коррупция и сектантство в иракской армии и полиции еще больше осложняют ситуацию» в провинции. В этих условиях вожди местных суннитских племен и представители некоторых политических групп все чаще обращаются к командирам повстанческих отрядов и групп боевиков с просьбами защитить их от солдат правительственной армии и полицейских, основную массу которых составляют шииты.

Еще одним очагом серьезным нестабильности остается т. н. «треугольник смерти» южнее Багдада. Американским войскам и местным силам безопасности никак не удается установить твердый контроль над этим районом.

Многочисленные вооруженные нападения и теракты совершались в северной провинции Найнава (г. Мосул). Очень сложной остается положение в центре северного нефтяного района Ирака — Киркуке. Ситуация здесь в значительной степени осложняется тем, что в городе и прилегающих к нему районах проживают курды, арабы и туркоманы, а напряженные межэтнические отношения зачастую перерастают в различного рода насильственные действия, в т. ч. вооруженные столкновения.

В 2006 году осложнилась обстановка на юге Ирака. В первую очередь, это относится к крупнейшему городу региона — Басре. В городе, населенном преимущественно шиитами, активно орудуют вооруженные формирования различных политико-религиозных группировок, которые ведут между собой борьбу за сферы влияния. Прежде всего, это отряды «Бригад Бадра» (подчиняются Высшему совету исламской революции в Ираке (ВСИРИ)), «Армии Махди» и региональной шиитской партии «Аль-Фадыля». Войсковые и специальные операции, неоднократно проводившиеся в Басре британскими войсками при участии иракских правительственных сил, несмотря на ряд удачных действий в целом не смогли привести к стабилизации обстановки в городе.

В Иракском Курдистане на всем протяжении минувшего года ситуация в целом оставалась стабильной.

Подрыв 22 февраля 2006 года одной из шиитских святынь – «Золотой мечети» в городе Самарра привел к повсеместному значительному усилению враждебности между арабами-суннитами и шиитами, способствовал общему повышению уровня насилия в стране. Рост межконфессионального насилия до конца года остановить не удалось. Более того, его острота и размах регулярно подпитывается различного рода провокационными акциями как антисуннитской, так и антишиитской направленности.

Характерным явлением сегодняшнего Ирака стали многочисленные убийства, похищения (в большинстве случаев с последующим убийством), угрозы расправы в отношении представителей обеих общин – политических и религиозных деятелей, простых приверженцев двух конфессий. Не прекращается практика убийств офицеров армии прежнего режима и бывших функционеров правившей при С. Хусейне партии Баас (это в подавляющем большинстве сунниты). Практически ежедневно в различных районах страны находят десятки убитых суннитов и шиитов, причем в подавляющем большинстве случаев — это, по всей очевидности, специально спланированные акции. Более того, очень часто по характеру нанесенных телесных повреждений видно, что перед убийством людей пытали. Наиболее часто подобное происходит в Багдаде и прилегающих к нему районах. Широкий размах приняли вооруженные столкновения между шиитскими и суннитскими боевиками, теракты, нападения на суннитские и шиитские мечети и т. п. По данным Миссии ООН в Ираке, ежедневно в стране по причине межрелигиозной розни погибают до 120 человек.

Во многих случаях речь о чистках целых городских районов с целью насильственного изменения религиозного состава их населения. Всего по стране из-за опасения стать жертвами преследований по религиозному признаку более 500 тыс. человек покинули места своего постоянного жительства и переместились в районы компактного проживания своей общины.

Постоянно наращивается мощь вооруженных формирований шиитских политических организаций и группировок. Речь идет, прежде всего, о «Бригадах Бадра» и «Армии Махди». Шиитские милиции фактически являются ударной силой в противостоянии с суннитами. Американцы рассматривают их в качестве одного из главных препятствий на пути реализации планов по обеспечению безопасности в Ираке. В Пентагоне также называют шиитские милиции «наиболее значительной угрозой» действующему иракскому правительству и считают, что от их рук гибнет и получает ранения больше людей, чем от действий террористов, связанных с «Аль-Каидой». Их разоружение и роспуск представляется очень трудным и сложным делом. Ведь ВСИРИ является ведущей силой правящей шиитской коалиции, да и сторонники М. ас-Садра имеют в ней большое влияние. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики даже под постоянным давлением из Вашингтона отказывается приступать к разоружению шиитских милиций.

Кроме партийных милиций в южных районах Ирака почти повсеместно действуют самозваные отряды «полиции религиозной морали», которые силой навязывают местным жителям соблюдение норм шариата в общественной и повседневной жизни.

Сунниты также имеют свои вооруженные группировки, к наиболее значимым из них можно отнести «Исламскую армию Ирака», «Новую партию Баас», «Революционные бригады 1920 года», «Армию Мухаммеда». Причем «Исламская армия Ирака», несмотря на свое название, является скорее националистической, чем исламистской группировкой. В последнее время повстанцы этих группировок наряду с продолжением нападений на войска США и иракские правительственные силы, все больше занимаются обеспечением безопасности суннитского населения в районах его компактного проживания, а также в районах со смешанным суннитско-шиитским населением, активно противоборствуют с шиитскими милициями. Отмечается стремление различных суннитских вооруженных группировок объединить свои усилия с целью более успешного противостояния боевикам «Армии Махди» и «Бригад Бадра», однако до настоящего времени у суннитов отсутствует единый руководящий и координирующий центр.

Как шииты, так и сунниты имеют свои «эскадроны смерти», занимающиеся убийствами людей по религиозному признаку. При этом шиитские «эскадроны» во многих случаях пользуются поддержкой официальных силовых структур.

В суннитско-шиитское противостояние в Ираке во все большей степени втягиваются соседние страны, что может привести к серьезному осложнению региональной ситуации.

Периодически появляются сообщения о контактах официальных лиц США и иракского правительства с представителями суннитского вооруженного сопротивления, однако реально каких-либо договоренностей достичь не удается. Повстанцы продолжают жестко придерживаться линии на вывод американских войск из Ирака и роспуск нынешнего кабинета министров.

Отдельно следует сказать о курдских военизированных формированиях «пешмерга» (по различным оценкам – 75-100 тыс. чел.), которые подчиняются только курдским лидерам. Причем президент Ирака курд Дж. Талабани считает, что «пешмерга» «не являются милицией. Это регулярные формирования». Курдские руководители не намерены их распускать или разоружать, наоборот, они и впредь собираются сохранять свои формирования в качестве вооруженной силы, не подчиняющейся центральным властям. В то же время несколько тысяч курдских бойцов влились в состав правительственной армии, преимущественно в части, дислоцированные на севере Ирака. Причем курдские солдаты и офицеры сохраняют верность именно своим политическим лидерам и готовы выполнять, прежде всего, их приказы.

Уничтожение 7 июня 2006 года в результате спецоперации, проведенной американскими военными, главаря иракского филиала «Аль-Каиды» А. М. аз-Заркауи, несомненно, стало крупным успехом в борьбе с иностранными террористами и их пособниками в Ираке. Однако это заметно не повлияло на деятельность иностранных террористов в стране. Несмотря на понесенные ими потери и усиливающиеся трудности в отношениях с местным сопротивлением и населением, они сохраняют значительные возможности, хорошо вооружены и снаряжены, не испытывают финансовых затруднений. Основной контингент иностранных террористов (ок. 1300 чел.) в Ираке представлен гражданами различных арабских стран. По оценке многих политиков и экспертов, война в Ираке способствует росту терроризма в мире.

Суннитские повстанцы, шиитские боевики и зарубежные террористы постоянно меняют свою тактику, гибко приспосабливаются к изменяющимся условиям. В прошедшем году наиболее часто, как и ранее, нападениям со стороны повстанцев и боевиков подвергались иракские чиновники различных рангов, полицейские, военнослужащие правительственной армии, иракцы, сотрудничающие с иностранными войсками. Теракты производились у пунктов записи добровольцев в правительственную армию и полицию. В последнее время возросло количество убийств деятелей науки и преподавателей высшей школы, что вынуждает многих ученых и преподавателей покидать Ирак. Всего от рук убийц в период после свержения саддамовского режима погибли свыше 160 деятелей науки, 200 врачей и фармацевтов, а ок. 18 тыс. представителей научной, технической и творческой интеллигенции эмигрировали из страны. В целом просматривается целенаправленная деятельность по поощрению «утечки мозгов» из Ирака, лишению страны ее интеллектуальной элиты. Растет число погибших в Ираке местных и зарубежных журналистов. Широкое распространение получили похищения людей (в т. ч. иностранцев), как в политических целях, так и с целью получения выкупа. Жертвами похитителей стали в минувшем году и граждане России.

Количество акций, совершаемых террористами-смертниками составляет 7-10% от общего числа терактов. Но именно они приводят к наибольшему числу жертв и, как правило, имеют широкий политический и общественный резонанс.

Напряженная ситуация сохраняется на автодорогах страны. Партизаны и боевики продолжают активно нападать на транспортные конвои, затрудняя снабжение коалиционных сил. В тоже время в конце 2006 года число нападений на объекты инфраструктуры, в т. ч. связанные с транспортировкой и переработкой нефти, заметно сократилось, что связано как с усилением их охраны, так и тем, что вооруженная оппозиция использует «нефтяные» деньги для финансирования своей деятельности.

В целом характер боевой и террористической деятельности сил местной вооруженной оппозиции и иностранных боевиков в 2006 году показывает, что они продолжают обладать значительным потенциалом и в состоянии вести активные действия. Вместе с тем число крупных боестолкновений и нападений значительно уменьшилось. Повстанцы и боевики в основном стали совершать свои акции небольшими группами.

Особо отметим, что силы местного сопротивления и зарубежные боевики отводят очень важное место ведению информационной войны. По признанию бывшего главы Пентагона Д. Рамсфелда, «противник умело приспособился к ведению войны в современном информационном мире, но мы в своем большинстве – наше правительство, СМИ или наше общество в целом – этого не сделали». Партизаны и боевики создали специальные «комитеты по связям со СМИ» и достаточно успешно манипулируют общественным мнением.

Растущую активность проявляют в Ираке криминальные элементы, в первую очередь многочисленные организованные преступные группировки, которые чувствуют себя в стране «почти безнаказанно», т. к. полиция не в состоянии обеспечить надлежащий общественный порядок.

Таким образом, усилия, прилагавшиеся коалиционным командованием во главе с США и нынешними иракскими властями, не привели к существенному ослаблению сил вооруженной оппозиции и иностранных боевиков. Оккупационные и местные власти не в состоянии обеспечить безопасность в стране, без чего нереально восстановление нормальной жизни населения и возрождение экономики. К тому же повседневные неурядицы, экономические трудности подрывают надежды иракцев на выход из создавшегося хаоса и играют на руку вооруженному сопротивлению.

В условиях перманентной нестабильности и отсутствия надежной безопасности продолжается массовый выезд иракцев за пределы страны, преимущественно в соседние Иорданию и Сирию. Так, в САР в настоящее время находятся свыше 500 тыс. иракских граждан, в Иордании проживает от 500 до 700 тыс. иракцев, а в Египте обосновались ок. 100 тыс. иракских эмигрантов. По данным иракских властей, в 2006 году страну ежемесячно покидали до 100 тыс. человек, а всего с 2003 года из Ирака эмигрировало до 2-х млн. человек.

Сложная обстановка сохраняется на границах Ирака с соседними государствами. Вместе с тем, следует отметить, что число лиц, незаконно проникающих на иракскую территорию из Сирии, значительно уменьшилось. Саудовская Аравия, опасаясь распространения насилия из Ирака на свою территорию, начала возводить вдоль границы с ним несколько линий защиты. Эр-Рияд вынуждает пойти на такой шаг плохая охрана границы с иракской стороны: саудовский участок иракской границы считается наименее безопасным. Постоянная напряженность сохраняется на границе Турции с Иракским Курдистаном, что связано с действиями сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), чьи основные базы находятся на иракской территории. Многочисленные инциденты имели место на границе с Ираном, что также связано с действиями курдских боевиков.

В 2006 году продолжился процесс передачи иракским властям контроля над сферой безопасности в отдельных регионах страны. Причем это пока делается только в южных районах Ирака с преимущественно шиитским населением, где положение дел в вопросах безопасности не столь напряженное, как в западных, центральных и северных районах страны. По состоянию на 1 января 2007 года иракские власти официально контролировали вопросы безопасности лишь в 3 из 18 провинций страны, а также в ряде районов Багдада и на части территории провинции Басра. Между тем коалиционное командование планировало уже летом 2006 года передать под контроль иракцев не менее 75% территории страны. Здесь же подчеркнем, что передача вопросов обеспечения безопасности под иракскую ответственность вовсе не означает полного ухода иностранных войск из того или иного региона. Более того, как показывает практика, в случае необходимости они оперативно вмешиваются в ход событий на стороне сил центрального правительства.

В 2006 году численность вооруженных сил Ирака увеличилась с 99 до 119 тыс. человек, а личного состава МВД со 119 до 199 тыс. человек. Однако рост численности личного состава отнюдь не свидетельствуют о значительном повышении боеспособности и эффективности иракских ВС и полиции. Здесь дело продвигается очень медленно и перспективы быстрого изменения ситуации не предвидятся. К тому же в местной армии и полиции, как считают американские эксперты, числится довольно много «мертвых душ».

Основной упор в военном строительстве в Ираке в минувшем году планировалось сделать на повышение возможностей службы тыла, разведки и «других обеспечивающих структур», а при обучении местных военнослужащих наибольшее внимание уделять вопросам «защиты объектов инфраструктуры, таких как нефтяные платформы, объекты электроэнергетики, охране ВИП-персон и освобождению заложников».

Решающую роль в формировании иракской армии и вопросах национального военного строительства продолжали играть Соединенные Штаты. При этом американцы признают, что создают в Ираке «легко вооруженную контрпартизанскую силу» которая сможет контролировать внутреннюю обстановку, но в обозримой перспективе «будет достаточно слабой», чтобы защитить страну от внешнего нападения, а поэтому США еще в течение длительного времени «будут гарантировать суверенитет Ирака». В целом Вашингтон намерен всемерно наращивать деятельность по подготовке иракской армии и полиции с тем, чтобы они как можно скорее играли «лидирующую роль» в вопросах обеспечения безопасности в стране, а ВС США постепенно смогли бы перейти к выполнению функций «поддерживающей силы».

По оценке независимых американских военных специалистов, новая иракская армия сможет самостоятельно – без поддержки со стороны ВС США – вести боевые действия «лишь через два года или даже пять лет».

На 1 января 2007 года в сухопутных войсках Ирака из 10 дивизий завершили формирование 6, из 36 бригад – 30, а из 112 батальонов – 90. Войска не имеют артиллерии, средств противотанковой и противовоздушной обороны, очень слабо представлены танковые и инженерные подразделения, связь, разведка, тыловое и материально-техническое обеспечение. Слабой остается мобильность войск. Большинство соединений и частей не в состоянии самостоятельно решать боевые задачи по борьбе с повстанцами и террористами и, как правило, действуют при огневой, авиационной и тыловой поддержке ВС США. Армия испытывает острый дефицит подготовленных офицеров и сержантов, низким остается качество управления подчиненными частями и подразделениями. Среди личного состава преобладают шииты и курды, хотя в последнее время отмечается некоторое увеличение арабского суннитского элемента. Но главное – личный состав силовых структур не отличается сплоченностью, т. к. разделен по этническому и религиозному признаку. В рядах ВС и МВД служит значительное число бывших боевиков курдских и шиитских вооруженных формирований, чья лояльность центральному правительству вызывает очень большие сомнения. Для иракской армии характерно низкое морально-психологическое состояние значительной части личного состава.

Многие военнослужащие не желают служить вдали от родных мест, что является одной из главных причин дезертирства или разрыва контрактов с министерством обороны. Причем это явление следует рассматривать глубже: отказ от прохождения службы в другом регионе страны свидетельствует об очень слабом восприятии многими военнослужащими понятия общенационального патриотизма, принадлежности к единой иракской родине, которую необходимо защищать, где бы это ни было. Более того, данное явление скорее свидетельствует о сильно развитом чувстве местничества, которое без особого труда можно трансформировать в сепаратизм. А у курдов это уже имеет место, что они особенно и не скрывают.

Министерству внутренних дел Ирака присущи примерно те же недостатки, что и МО, но в еще больших размерах. Особенно это относится к коррупции и наличию в различных структурах министерства сторонников шиитских радикальных группировок. Более сильно здесь развито местничество. Слабым остается вооружение и снаряжение полиции. Полицейские части в большинстве своем плохо управляемы. В лучшую сторону, как и в армии, выделяются подразделения спецназа. В МВД не хватает подготовленных кадров различного профиля. Неудовлетворительно поставлен учет личного состава, низким остается качество подготовки полиции. Значительные трудности имеются в снабжении и материально-техническом оснащении органов и сил МВД. Фактически можно говорить о провале «года полиции», объявленного в 2006 году иракским правительством и американским командованием.

В целом разделение практически всех категорий их личного состава по религиозному, этническому, кланово-племенному, политическому и местническому признакам, не позволяет говорить об армии и структурах МВД как о надежной силе в руках центральной власти, а также в значительной степени объясняет нерешительность багдадского правительства при решении вопросов применения силы в интересах обеспечения безопасности и наведения порядка в различных районах страны. Особенно наглядно это проявляется в деле разоружения и роспуска вооруженных формирований шиитских группировок, в ходе проведения операций по повышению уровня безопасности в Багдаде, да и в других районах страны. В рядах армии, а особенно МВД, в т. ч. на руководящих постах, много сторонников и пособников шиитских боевиков. Более того, боевики «Армии Махди» в целом ряде случаев действовали под защитой полиции. Имеют место случаи беспрепятственного пропуска боевиков через блокпосты правительственных сил, отмечается прямая связь сотрудников правоохранительных органов с т. н. «эскадронами смерти», регулярно осуществляющими убийства людей по религиозному признаку.

Очень сложными остаются вопросы комплектования силовых структур. Своеобразны и мотивации для службы в рядах вооруженных сил и МВД. Не секрет, что в условиях сохраняющегося в Ираке высокого уровня безработицы, значительная часть лиц, желающих поступить на службу, делает это для получения постоянного жалования с тем, чтобы содержать свои семьи и родственников. И здесь речь не идет ни о каком патриотизме, верности правительству и т. п. Другая часть рекрутов, причем немалая, представлена лицами, поступающими в армию и полицию по указанию руководства различных политико-религиозных организаций, в т. ч. оппозиционных. Слабой остается воинская и служебная дисциплина. Местные военные и полицейские не подписывают четкого контракта и всегда имеют возможность покинуть службу. Армия и МВД насквозь пронизаны коррупцией. Негативное воздействие на морально-психологическое состояние личного состава оказывают постоянные угрозы в адрес семей военных и полицейских со стороны боевиков.

США продолжают держать в Ираке крупную группировку войск, численность которой на протяжении 2006 года колебалась от 123 до 150 тыс. человек. Причем, если в первом полугодии количество войск сокращалось, то затем его вновь стали наращивать, но к концу года вновь уменьшили. На 1 января 2007 г. численность американской группировки в Ираке составляла ок. 140 тыс. человек.

Вашингтонская администрация постоянно утверждала, что не будет устанавливать «искусственных временных рамок» в отношении сроков вывода американских войск из Ирака, которые не покинут эту страну «не выполнив миссии», т. к. в противном случае «это станет поражением США на главном поле битвы в глобальной войне с терроризмом».

В минувшем году вооруженные силы США регулярно проводили войсковые и специальные операции против суннитских повстанцев, иностранных террористов и боевиков «Армии Махди». Причем число крупных операций заметно сократилось (за исключением района Багдада). Многие операции проводились совместно с иракскими войсками. Действия наземных сил поддерживала боевая авиация США и подразделения ВВС Великобритании и Австралии (самолеты F-15, F-16, F/А-18, «Торнадо»). Ежедневно авиация союзников совершала от 25 до 45 боевых вылетов. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, ракеты «воздух-земля» типа «Мейверик» и «Хеллфайр», управляемые авиационные бомбы GBU-12, GBU-18, GBU-31, GBU-38. Авиация также постоянно вела разведку объектов повстанцев и боевиков в различных районах Ирака, выполняла поисково-спасательные задачи. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование широко использует в Ираке беспилотные летательные аппараты, особенно WQ-1 «Предатор». Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии.

Потери ВС США в личном составе в 2006 году составили убитыми 963 человека и ранеными ок. 5700 человек (в 2005 г. 876 чел. и ок. 5200 чел. соответственно). Потери других стран-членов коалиции составили в 2006 году убитыми 48 человеке и ранеными 105 человек (в 2005 г. 50 чел. и 73 чел. соответственно).

Пентагон признает, что вынужден тратить все больше средств на замену вооружения и военной техники в Ираке. Американские эксперты подсчитали, что для восстановления и замены парка боевой техники ВС США, поврежденной или потерянной в ходе боевых действий в Ираке и Афганистане, потребуется дополнительная сумма в 25 млрд долларов. Причем наибольшему износу в условиях высоких температур и песка подвержены вертолеты, танки, грузовики и автомобили «Хаммер».

В 2006 году продолжали иметь место многочисленные случаи чрезмерного или ошибочного применения силы войсками США, что приводило к гибели мирных жителей и способствовало росту недовольства иракского населения американским военным присутствием в стране.

Численность личного состава не американских сил коалиции в Ираке в минувшем году сократилась с 21 до 16,5 тыс. человек. Свои войска вывели из этой страны Италия (1600 чел.) и Япония (600 чел.). Сократили свое военное присутствие Великобритания и Южная Корея.

В целом, по оценке многих специалистов, пребывание иностранных войск в Ираке, прежде всего американских, становится все менее продуктивным. Они не в состоянии обеспечить надежную безопасность и имеющимися силами подавить повстанческое движение. Пребывание сил коалиции не оказывает эффективного воздействия и на общую политическую обстановку в Ираке, расстановку местных политических сил, хотя и позволяет США во многом контролировать иракское правительство. Большинство населения Ирака все более настойчиво требует вывода оккупантов с территории страны. И, что, пожалуй, наиболее важно в нынешней иракской ситуации, иностранные войска не в состоянии предотвратить сползание страны в гражданскую войну, хотя их присутствие (по оценке автора), возможно, и сдерживает темпы ее разрастания.

В этой связи январское (2007 г.) решение президента США Дж. Буша об увеличении численности американских войск в Ираке на 21,5 тыс. человек не приведет к серьезным изменениям обстановки в этой стране, а уж тем более не переломит коренным образом иракскую ситуацию в позитивном направлении. Максимально, на что могут рассчитывать в Белом доме – это на кратковременные успехи в отдельных районах Ирака.

На всем протяжении 2006 года в Ираке сохранялась очень сложная внутриполитическая обстановка. Иракские политические силы оказались не в состоянии достичь взаимоприемлемых подходов по урегулированию проблем, стоящих перед страной, договориться о распределении властных полномочий (на чем в первую очередь настаивают сунниты), доходов от нефтяного сектора, определить пути построения иракского государства. Острые, принципиальные разногласия по этим и другим политическим и экономическим вопросам не позволяют создать в Ираке эффективно действующую центральную власть, отрегулировать отношения Центра с регионами. В результате правительство в Багдаде не в состоянии контролировать ситуацию во многих районах страны. Усиливаются сепаратистские и местнические тенденции в различных регионах.

Сегодня иракские политики очень много говорят о необходимости сохранения единства страны, но за этими словами не следуют реальные дела. В результате Ирак в условиях нарастающей нестабильности и слабости центральной власти все больше сворачивает на путь распада. Причем эти разговоры и принятый в 2006 году закон о федерализации по существу являются лишь прикрытием деятельности, направленной на раскол страны. В первую очередь, это относится к Иракскому Курдистану, руководители которого, особенно не форсируя события, считая, что время еще не пришло, поступательно движутся к намеченной цели – созданию независимого курдского государства. Шаги по закреплению своей автономности от Центра предпринимались и в южных провинциях.

Правящая шиитская коалиция всячески стремилась укрепить свои позиции во властных структурах, не допуская суннитов к реальным рычагам правления, что является основной причиной их оппозиционности. В тоже время серьезные противоречия, существующие среди шиитов, не позволяют им выработать единую позицию по многим важным проблемам государственного устройства страны. Здесь наиболее радикальные позиции занимают сторонники имама М. ас-Садра, которые фактически ратуют за создание в Ираке исламского государства по иранскому образцу. Ас-Садр становится одной из ведущих фигур на иракской политической сцене. Он не скрывает своих политических амбиций, постоянно позиционирует себя в качестве общенационального политика. Кроме того, ас-Садр последовательно выступает за скорейший вывод из страны иностранных войск. Его поддерживают обездоленные слои шиитского населения. В распоряжении ас-Садра находятся многочисленные и преданные своему вождю вооруженные формирования «Армии Махди» (до 20 тыс. чел.). Вместе с тем, в районах, где преобладает влияние сторонников радикального имама, устанавливаются порядки, основанные на жестких требованиях шариата, идет процесс повсеместной и во многом насильственной исламизации общественной и повседневной жизни населения.

В 2006 году в Ираке активизировались призывы и практические действия к установлению в стране федеративного устройства. Идею федеративного государственного устройства поддерживают курды и многие ведущие шиитские политики. 11 октября 2006 года иракский парламент принял закон о федеративном устройстве страны, что легализовало процесс создания в Ираке автономных регионов. И хотя официально закон начнет действовать в 2008 году, фактически в стране уже давно существует курдский автономный район, а создание других (на юге) практически осуществляется при активном содействии влиятельных политических сил, как общеиракских (ВСИРИ), так и местных. Не исключено, что в перспективе появление крупных автономных районов может привести к разделу Ирака на несколько самостоятельных государственных образований.

О создании независимого исламского государства в районах с преимущественно суннитским населением сообщил в октябре 2006 года экстремистский «Консультативный совет моджахедов» («Маджлис шура аль-муджахидин»).

Поддержка федеративного устройства Ирака курдами и шиитами вызвана во многом тем, что они видят в федерализации страны своего рода гарантию невозвращения к рецидивам прошлого, когда эти группы иракского населения подвергались жестоким преследованиям. Сепаратистские настроения имеют под собой и серьезную экономическую базу: нефтяные месторождения, составляющие основу национального богатства, расположены на юге и севере Ирака, т, е. в районах с преимущественно шиитским населением или на территориях, на которые претендуют или уже контролируют курды. В центре же страны каких-либо значительных запасов природных ископаемых пока не обнаружено.

Основными противниками федерализации (раздела) Ирака выступают сунниты, не желающие окончательно потерять свои политические и экономические позиции, а также М. ас-Садр, чьи сторонники проживают преимущественно в районах, где нет запасов нефти.

На фоне ослабления центральной власти иракские курды стремились консолидировать свои ряды. В мае 2006 года парламент курдской автономии одобрил состав единого Регионального правительства Курдистана. Тем самым было положено начало реальному процессу объединения двух обособленных властных структур региона (с 1998 г. здесь существовали две администрации – Демократической партии Курдистана (ДПК) в Эрбиле и Патриотического союза Курдистана (ПСК) в Сулеймании). Президентом автономии стал лидер ДПК Масуд Барзани, его партия получила и пост главы объединенного правительства, а спикером курдского парламента стал представитель ПСК. В 2007 году планируется объединить вооруженные формирования обеих партий, их военную и внешнюю разведки, полицию и органы безопасности. В целом отмечается усиление роли и влияния ДПК на курдских территориях.

ДПК и ПСК всячески стремятся не допустить усиления и активизации деятельности других политических сил в Иракском Курдистане. Доступ к образованию, получению хорошей работы, карьерный рост и др. во многом зависит от членства или лояльного отношения к одной из двух ведущих партий. В регионе фактически отсутствуют независимые СМИ. Для пресечения деятельности политических оппонентов широко используются спецслужбы и судебные органы.

Курды также продолжают укреплять свою экономическую самостоятельность, что в первую очередь относится к вопросам контроля над нефтяными ресурсами на подконтрольных им территориях.

Продолжается разработка конституции курдской автономии, где говорится о том, что она является частью Ирака. В тоже время М. Барзани называет законным право курдов на независимость, но считает, что «в данный момент их интересам отвечает вхождение в состав демократического и федеративного Ирака».

Казнь 30 декабря 2006 года бывшего президента Ирака С. Хусейна не привела к значительным непосредственным изменениям обстановки в Ираке. Шиитское население в основном приветствовало смерть диктатора, в то время как в суннитских районах прошли не очень многочисленные протестные акции. В целом же казнь свергнутого диктатора стала еще одним шагом, способствующим усилению вражды между арабами-суннитами и шиитами.

Несмотря на ряд позитивных изменений во второй половине 2006 года, трудная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. В последние месяцы отмечался рост добычи нефти и выработки электроэнергии, но их объемы все еще далеки от намеченных программных показателей. Так, количество производимой электроэнергии не позволяет удовлетворять в полной мере потребности страны, в первую очередь городского населения. В среднем в Ираке электричество подается в течение 12 часов в сутки, а в Багдаде лишь в течение 6-7 часов в сутки. Продолжается реализация проектов в сфере водоснабжения, однако и здесь достигнутые результаты не обеспечивают в полном объеме имеющиеся потребности.

Количество нападений со стороны повстанцев и боевиков на объекты инфраструктуры в последнее время сократилось, но ее общее положение дел здесь остается весьма сложным. Многие объекты требуют ремонта и модернизации, что не позволяет властям предоставлять услуги потребителям в необходимом объеме и надлежащего качества.

Негативное влияние на экономическое и социальное положение страны оказывает постоянно растущая инфляция. Так, с октября 2005 года по октябрь 2006 года она, по официальным данным, составила 53%.

Безработица официально составляет 18% от числа трудоспособного населения, но, по сведениям из неофициальных источников, она значительно выше, достигая в отдельных районах Ирака показателя в 70%. При этом социальная сфера страны не охватывает всех безработных. Только часть из них получает государственные пособия, которые, к тому же, очень незначительны. Высокий уровень безработицы в значительной степени обуславливает непрекращающийся приток людей в отряды повстанцев и боевиков.

В целом, учитывая сохраняющиеся серьезные разногласия между политическими силами Ирака по основополагающим вопросам государственного устройства страны и ее будущего, тенденция к ослаблению центральной власти будет усиливаться, а автономистские и сепаратистские настроения и действия получат дальнейшее развитие. Все это предопределит длительную внутриполитическую нестабильность в Ираке.

Иракское правительство в 2006 году вело активную внешнеполитическую деятельность, стремясь улучшить отношения с соседними государствами и упрочить международное положение Ирака в целом.

США продолжали уделять повышенное внимание Ираку, прилагали разноплановые усилия, направленные на улучшение обстановки в этой стране. Вместе с тем, президент Дж. Буш «разочарован» развитием ситуации в Ираке и отсутствием поддержки американских войск со стороны местного населения.

Вашингтон играл главную роль в определении политической и военной ситуации в Ираке. Именно под давлением ос стороны США на пост главы иракского правительства был назначен Нури аль-Малики. Вместе с тем американцы очень обеспокоены тем, что за время пребывания у власти кабинет аль-Малики так и не смог решиться на решительные действия по укреплению безопасности в стране. В Вашингтоне, несмотря на публичные заявления о поддержке нынешнего багдадского правительства, стали выражать недовольство его нерешительностью (а по нашему мнению и явной неспособностью) в вопросах наведения порядка и стабилизации обстановки в Ираке.

Оценивая ситуацию, складывающуюся в Ираке, американцы вынуждены признавать, что только силовыми путями решить иракские проблемы невозможно. Дж. Буш заявил о готовности пойти «на изменения тактики для достижения победы в Ираке», но не стратегии.

6 декабря созданная американским конгрессом в марте 2006 года Группа по изучению Ирака (Комиссия Бейкера – Гамильтона) представила свой доклад президенту Дж. Бушу. Этот документ широко обсуждался как в Соединенных Штатах, так и в Ираке.

В докладе, подготовленном комиссией из числа видных американских политиков и экспертов, говорится, что положение дел в Ираке «очень серьезно и ухудшается», существует «риск всеобщего хаоса, который может привести к падению правительства и гуманитарной катастрофе». В документе прямо говорится, что политика Буша в Ираке «не работает». Комиссия предложила вашингтонской администрации детальные рекомендации, реализация, которых, по ее мнению, может способствовать улучшению обстановки в этой стране. К наиболее важным из них можно отнести: постепенное изменение функций ВС США в Ираке от непосредственного активного участия в военных операциях к оказанию поддержки и обучению местных армии и полиции, что позволит вывести с иракской территории американские боевые части к началу 2008 года; одновременно предлагается развернуть широкое «новое дипломатическое наступление» с целью «поддержки единства и территориальной целостности Ирака», прекращения «дестабилизирующих действий» некоторых соседних стран, обеспечения безопасности иракских границ, предоставления разносторонней помощи Ираку со стороны исламских государств. Для реализации этих мер предлагается создать специальную международную группу содействия Ираку, в состав которой включить соседние страны, Египет, арабские государства Персидского залива, пять постоянных членов СБ ООН, Евросоюз, ряд других стран. Особое внимание уделяется подключению к урегулированию иракских проблем Ирана и Сирии. Авторы доклада ставят вопрос об активизации политики США по арабо-израильскому урегулированию, включая палестинское и сирийское направления, что может содействовать стабилизации обстановки в Ираке.

Вашингтонская администрация, со своей стороны, фактически отвергла рекомендации комиссии Бейкера-Гамильтона относительно постепенного сокращения численности американских войск в Ираке и привлечению к урегулированию иракских проблем Сирии и Ирана.

События в Ираке, рост недовольства американского населения политикой Вашингтона в этой стране способствовали поражению Республиканской партии Дж. Буша на выборах в Конгресс осенью 2006 года, где большинство мест в обеих палатах получила Демократическая партия, выступающая за серьезный пересмотр политики в отношении Ирака.

В последние месяцы 2006 года в Вашингтоне занимались пересмотром политического и военного курса в отношении Ирака. По итогам этой работы в январе 2007 года президент Дж. Буш объявил о ряде новых подходов к решению проблем стабилизации обстановки в этой стране. Отметим, что все из предложенных им мер, скорее всего, не смогут быть реализованы в полном объеме, а главное – они, по нашей оценке, вряд ли приведут к кардинальным изменениям обстановки в Ираке.

Двойственную политику в Ираке проводил Иран. С одной стороны, Тегеран установил в целом хорошие отношения с нынешним преимущественно шиитским правительством в Багдаде, а с другой — активно взаимодействует с различными иракскими радикальными силами, оказывает им помощь в подготовке боевиков и поставками оружия. Иранское руководство продолжает считать, что вывод американских войск является «ключом к решению иракских проблем». Все это вызывает серьезную обеспокоенность в Вашингтоне.

В ноябре 2006 года Иран с официальным визитом посетил президент Ирака Дж. Талабани. Иранские руководители заверили иракского руководителя в своей решимости оказать помощь соседней стране в вопросах обеспечения безопасности и улучшения экономической ситуации. По итогам визита Талабани в Тегеран подписан целый ряд соглашений по сотрудничеству в различных областях, достигнута договоренность о невмешательстве Ирана и Ирака во внутренние дела друг друга. Переговоры и встречи в Тегеране показали растущую активность Ирана на иракском направлении, его стремление более масштабно и весомо воздействовать на положение дел в Ираке, причем на вполне легитимной основе. Вместе с тем, не следует переоценивать итоги визита Талабани в Иран. Как известно, после свержения С. Хусейна в 2003 году две страны неоднократно заявляли о готовности расширять и укреплять разностороннее взаимное сотрудничество, было подписано большое число различных соглашений, меморандумов и т. п. Однако далеко не все из этих документов реализовывались на деле. Будущее, причем весьма близкое, покажет практическую действенность и нынешних договоренностей. Причем очень многое здесь будет зависеть от дальнейшего развития обстановки в Ираке и ситуации, складывающейся вокруг Ирана, в связи с его ядерной программой. К тому же в Багдаде не все высокопоставленные политики приветствуют иракско-иранское сближение.

В декабре 2006 года Сирия и Ирак восстановили дипломатические отношения, разорванные в 1980 году. Президент САР Б. Асад считает, что «у Сирии давние связи со многими иракскими политическими силами и, если США подлинно стремятся к стабилизации в Ираке, то им следует советоваться с нами». Асад также подчеркивает, что Сирия выступает за прекращение насилия в Ираке, сохранение единства, целостности и стабильности этой страны. В декабре в Дамаске прошли сирийско-иракские переговоры на уровне министров внутренних дел двух государств, в ходе которых обсуждались вопросы сотрудничества и взаимодействия в борьбе с терроризмом и преступностью. Сирия разместила на границе с Ираком 7500 военнослужащих. Граница перекрыта несколькими рядами колючей проволоки и земляными заграждениями.

Саудовская Аравии продолжает твердо придерживаться курса на сохранение единства, суверенитета и территориальной целостности Ирака. Эр-Рияд призвал американскую администрацию не спешить с выводом войск из Ирака и поддерживать правительство Н. аль-Малики, т. к. другого выхода у США просто не имеется. Президент Египта Х. Мубарак также выступает против поспешного вывода ВС США из Ирака, считая, что этот шаг может стать «очень опасным» в развитии иракской ситуации.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари (курд) заявил, что иранское влияние в его стране стало возможным благодаря «отсутствию решительного арабского вовлечения» в иракские дела. Министр неоднократно призвал арабские государства оказать помощь правительству Ирака в интересах достижения стабильности в стране. В тоже время в арабских столицах не очень торопятся развивать отношения с Багдадом, не доверяя правящей там шиитско-курдской коалиции. Хорошо известно заявление Х. Мубарака (апрель 2006 г.) о том, что шииты в арабских государствах более лояльны Ирану, чем собственной стране. И хотя позднее в Каире разъяснили, что президент имел в виду религиозную сторону вопроса, это не меняет сути дела. Ливийский же лидер М. Каддафи прямо считает нынешнее иракское правительство «нелегитимным».

Одним из основных и наиболее острых вопросов в иракско-турецких отношениях оставалась проблема боевиков Курдской рабочей партии, ведущей многолетнюю вооруженную борьбу против правительства Турции. При этом многие базы боевиков КРП расположены на территории Иракского Курдистана и Анкара настаивала на их ликвидации. Со своей стороны, власти Ирака и Иракского Курдистана решительно выступали против проведения турецкими войсками боевых операций на севере Ирака с целью ликвидации баз боевиков КРП, опасаясь, что это может привести к дестабилизации обстановки в курдской автономии. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что в Ираке идет гражданская война. По его мнению, в этих условиях Соединенным Штатам необходимо разработать и опубликовать график вывода своих войск из этой страны, причем «численность войск должна сокращаться медленно». Эрдоган высказал мнение о полезности для улучшения обстановки в Ираке проведения встреч представителей таких стран как Иран, Турция, США и Сирия. В Анкаре также серьезно обеспокоены ситуацией, складывающейся вокруг Киркука, где проживает многочисленная община туркоман.

Таким образом, положение дел в Ираке в 2006 году не претерпело значимых позитивных изменений в сфере безопасности и внутриполитического положения. Более того, суннитско-шиитское противоборство, сепаратистские и местнические тенденции, вооруженная борьба против багдадского правительства и иностранных войск усиливались и расширялись. Ситуация усугублялась различного рода откровенно провокационными действиями деструктивных сил, что сопровождалось общим ростом насилия. Все это позволяет говорить о том, что страна продолжает двигаться в направлении распада с последующими крайне негативными последствиями как для самого Ирака, так и региона Ближнего и Среднего Востока в целом.

52.37MB | MySQL:103 | 0,465sec