Оценки китайских специалистов некоторых аспектов операции ВВС Индии по ликвидации базового лагеря исламистской группировки «Джейш-э-Мухаммад» в Пакистане.

Как известно, 14 февраля 2019 г. на территории штата Кашмир, подконтрольной индийским властям, боевик-смертник исламистской террористической организации «Джейш-э-Мухаммад» осуществил подрыв взрывного устройства (мощность взрыва эквивалентна 350 кг тротила), в результате которого погибло от 40 до 45 военнослужащих одного из подразделений сил правопорядка Индии. В качестве одной из ответных мер, предпринятых официальным Нью-Дели, стали массовые обыски и аресты среди населения на подконтрольной части штата Кашмир. По данным китайских источников, полиция и специальные службы Индии задержали около 100 человек, тогда как по информации американских специалистов, задержано более 300 гражданских лиц.

Данное событие стало катализатором для индийских военных, которые среагировали достаточно оперативно, что стало им вполне свойственно в условиях высокой напряженности в пограничных районах и постоянных перестрелках с пакистанскими визави.

По данным китайских специалистов, штаб-квартира «Джейш-э-Мухаммад» располагается на территории Пакистана в Бахавалпуре, а также известен руководитель Масуд Ажар. Достоверно известно, что боевики данной организации участвовали в террористических актах на территории Индии в декабре 2001 г. и в январе 2016 г. – нападения на здание парламента и на авиационную базу Патханкот ВВС Индии.

Следует отметить, что индийские военные неоднократно передавали представителям ВС Пакистана информацию о деятельности «Джейш-э-Мухаммад», местах расположения базовых лагерей и центров подготовки с просьбами о ликвидации данной угрозы стабильности и порядку в регионе. В абсолютном большинстве случаев пакистанские военные оставляли все эти сообщения и просьбы без ответной реакции.

 

Оценки порядка действий индийских военных

На следующий день после совершенного террористического акта, т.е. 15 февраля 2019 г. Начальник Главного штаба ВВС Индии Бирендер Синдх Даноа выступает с заявлением, что в качестве ответной меры будет нанесен авиационный удар и в течение одного дня военно-политическое руководство Индии подтверждает правильность данного решения. В свою очередь начальник Генерального штаба ВС Пакистана – генерал Камер Джавед Баджва ответил, что «На любые агрессивные и авантюрные действия мы ответим сообразно».

В период с 16 по 20 февраля 2019 г. индийские военные осуществляли радиотехническую разведку территории сопредельного государства с использованием средневысотного разведывательного беспилотного летательного аппарата типа Heron TP, которые дислоцированы на авиационной базе Уттарлай  в штате Раджастан. Следует отметить, что указанные БПЛА поставлены на вооружение 4-ой эскадрильи воздушной разведки Юго-западного воздушного командования ВВС Индии, которое в том числе отвечает за разведку морской границы.

В период с 20 по 22 февраля 2019 г. подразделения Командования ВВС Индии и органы разведки сверили данные об объектах, подлежащих уничтожению в рамках «точной хирургической операции». 21 февраля 2019 г. советник премьер-министра Индии по вопросам национальной безопасности Ажит Доваль утвердил четыре выбранные цели.

В течение последующих нескольких дней офицеры органов управления и планирования осуществили разработку воздушной операции, т.е. определили наиболее боеготовые и технические исправные авиационные подразделения, организовали контрольные полеты с целью проверки некоторых элементов в воздушном пространстве Индии и т.д.

Следует отметить, что в качестве ударных сил индийские военные использовали истребители «Мираж-2000Н» (латинская буква Н – Hindustan) из состава 1-й эскадрильи The Tigers и 7-ой эскадрильи Battle Axes, дислоцированных на авиационной базе Гвайлор, подчиненной  Центральному командованию ВВС Индии.  В публикациях китайских источников упоминается участие истребителей из состава 9-ой эскадрильи, однако подтверждение данной информации получить не представляется возможным.

Известно, что АвБ Гвайлор находится на удалении около 1000 км от  района выполнения боевой задачи, что вполне допустимо для боевых самолетов французского производства, максимальная дальность полета которых при двух подвесных топливных баках и полной боевой нагрузке  составляет более 3000 км.

Также, в операции было задействовано от 4 до 8 тяжелых истребителей Су-30МКИ из состава 15-ой эскадрильи Flying Lancers, дислоцированной на АвБ Тезпур (по другим данным на АвБ Бхуж).

Обеспечение топливом выполнил один воздушный танкер Ил-78 из состава 78-й эскадрильи 4-ого авиационного крыла, дислоцированного на АвБ Агра. По данным китайских источников, индийские военные подготовили еще два однотипных самолета на «всякий случай».  По расчетам китайских военных аналитиков, один воздушный танкер Ил-78 может осуществить дозаправку около 20 истребителей «Мираж-2000Н».

Обеспечение координации действий указанных самолетов было возложено на экипаж самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления EMB-145I (по другим данным EMB-145SM) из состава 17-й эскадрильи 34-ого авиационного крыла (бортовой номер KW3555), дислоцированного на АвБ Батинда.  Данные самолеты созданы на базе гражданского узкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского самолета ERJ-145 производства бразильской компании Embraer и вполне отвечают требованиям по выполнению тактических задач. По данным китайских источников, 24 февраля 2019 г. экипажи Ил-78 и EMB-145 отработали дозаправку в воздухе.

С целью недопущения подготовки подразделений ВВС и ПВО Пакистана к подготовке контрмер индийские военные провели операцию по ликвидации базового лагеря террористической организации «Джейш-э-Мухаммад» в районе населенных пунктов Балакот и Маншера (район Хайбер-Патунхва) в ночь на 26 февраля 2019 г.

 

         Порядок нанесения авиационного удара

Истребители «Мираж-2000Н» и Су-30 МКИ после взлета со своих аэродромов базирования осуществляют сосредоточение 26.02.2019 г. в условном воздушном районе в 03:20 минут по местному времени. В 03:30 только 12 истребителей «Мираж-2000Н» ВВС Индии входят в воздушное пространство Пакистана на глубину от 4,8 до 6,4 км и выполняют сбросы корректируемых авиационных бомб нескольких типов, а именно BGL-1000 (пр-во Франции), SPICE2000 (пр-во Израиль) и GBU-12 Paveway II (пр-во США).

По оценкам китайских специалистов, из 12 указанных истребителей «Мираж-2000Н» вероятно 2 самолета выполняли ближнее прикрытие на случай столкновения с пакистанскими перехватчиками, тогда как остальные наносили бомбовый удар и при этом ставили помехи при помощи бортовых комплексов РЭБ. Наведение авиационных средств поражения обеспечили бортовые автоматические лазерные системы слежения и подсветки цели типа ATLIS 2 французского производства.

По данным китайских источников, индийские летчики нанесли три удара по выявленным целям в период с 03:32 по 03:48 по местному времени и на форсажном режиме покинули воздушное пространство Пакистана. Всего было использовано около 20 авиационных бомб указанных трех типов, которые позволили, по заявлениям индийской стороны, уничтожить инженерные сооружения, автомобильную технику и от 300 до 345 террористов, находившихся в базовом и тренировочном лагерях.

Китайские обозреватели отмечают высокую эффективность систем радиоэлектронной борьбы ВВС Индии, поскольку операторы постов радиолокационного дозора ПВО Пакистана оказались не способны своевременно обнаружить нарушителей воздушной границы и оповестить дежурные силы истребителей, а именно 14-ю Tail Choppers, 26-ю Black Spiders и 28-ю Phoenix эскадрильи.

В свою очередь, тяжелые истребители-Су-30МКИ находились несколько выше ударных сил и выполняли задачу дальнего прикрытия, на случай если ВВС Пакистана будут преследовать «Мираж-2000Н». Следует отметить, что занятие такой позиции обусловлено постановкой помех пилотами тяжелых истребителей, которые оснащены контейнерными системами РЭБ израильской разработки.

         Подводя промежуточный итог вышесказанному отметим, что индийские военные достаточно активно ведут информационную операцию по освещению удара по пакистанским исламистам, однако ее низкая эффективность обусловлена тем, что средства массовой информации сопредельного государства также активно работают с целью освещения обстановки в районе операции и ситуации в целом. Фото- и видеоматериалы, доступные в открытых источниках не позволяют сделать однозначный вывод об успешности ударной операции ВВС Индии.

            Как уже было упомянуто выше, индийские военные сформировали ударную группу в составе 16-20 боевых самолетов, одного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, а также самолета-заправщика для нанесения удара по объектам террористической группировки «Джейш-э-Мухаммад». Кроме того, были задействованы разведывательные беспилотные летательные аппараты, которые осуществляли как предварительный сбор информации, так и наблюдение за процессом и результатом бомбового удара.

Благодаря значительному количеству публикаций в китайских специализированных военно-технических изданиях, представляется возможным осветить большинство образцов авиационной техники ВВС Индии, задействованной в операции против исламистской организации  «Джейш-э-Мухаммад».

 

Беспилотные летательные аппараты

По данным китайских обозревателей, в настоящее время на вооружении ВВС и авиационных подразделений ВМС Индии находится около 25 БПЛА типа Heron TP (с учетом некоторых потерь в ходе учебных и разведывательных полетов). Кроме того, в распоряжении разведывательных подразделений находится несколько БПЛА модели Heron и Searcher Mk.2.

В отношении аппаратов израильского производства известно, что официальный Нью-Дели приобрел их в рамках двух контрактов две партии «Heron TP» за общую сумму 595 млн.долл.США. По данным открытых источников, рассматриваемые БПЛА израильского производства являются дальнейшим развитием проверенной конструкции Heron.

Конструкторы корпорации Israel Aerospace Industries создали достаточно надежный летательный аппарат — высокоплан с композитным корпусом и двумя хвостовыми балками, который укомплектован двигателем PT6A-67C мощностью 1200 л.с. (пр-во компании Pratt&Whitney, Канада). Данный силовой агрегат позволяет БПЛА с длиной корпуса 14 м и размахом крыльев 26 м. выполнять полет продолжительностью от 36 до 52 часов на высотах до 10500 м. Максимальная скорость Heron TP составляет всего 200 км/ч.

Данные аппараты при максимальной взлетной массе 5300 кг способны поднимать полезную нагрузку 1000 кг а именно оптико-электронную систему разведки и наведения под обозначением M-19HD, состоящую из: видеокамер дневного, ночного и тепловизионного режима; лазерного дальномера и целеуказателя. Кроме того, БПЛА может быть оснащен системой РЭБ и радиолокационной станцией с синтезированной апертурой. Управление полетом возможно благодаря системе спутниковой связи, что позволяет БПЛА удаляться от командного пункта на значительное расстояние.

Китайские специалисты отмечают, что индийские конструкторы периодически представляют на выставках образцы и масштабные модели разведывательных БПЛА национальной разработки, однако серийного производства не зафиксировано. В современных условиях ВВС и ВМС Индии остается эксплуатировать продукцию ОПК Израиля, которая вполне оправдывает затраты оборонного бюджета.

 

Самолеты разведки и управление воздушной операцией

Кроме рассмотренного БПЛА в целях сбора разведывательных данных и управления операцией индийские военные применили самолет ДРЛОиУ EMB-145 Netra, которые были приобретены (всего 3 ед. за 200 млн долл. США) в целях дополнения возможностей более крупных самолетов А-50EHI российского производства, радиолокационные станции которых были заменены на израильские EL/M-2075 (пр-во компании ELTA).

Как известно, кроме замены РЛС израильские специалисты оснастили A-50EHI цифровыми системами передачи данных, интегрированными системами воздушного управления и командования, а также элементами системы связи ВВС. Последние позволяют вести радиообмен с любым пилотом/командиром звена или эскадрильи и передачу данных на самолеты оперативно-тактической авиации, что и было удостоверено в ходе учений в 2013 г.

В отношении EMB-145 известно, что РЛС данных самолет позволяет наблюдать за воздушной обстановкой в секторе 240 градусов, т.е. имеет значительные «слепые зоны». Дальность обнаружения воздушной цели варьируется от 250 до 375 км в зависимости от электромагнитной обстановки.

Китайские специалисты отмечают, что индийские военные выбрали данный самолет по причине его достаточно низкой стоимости, поскольку в качестве альтернативы можно было бы приобрести Gulfstream G550, но такой самолет более подходит к ведению радиотехнической/радиоэлектронной разведки. Третий вариант, который прорабатывали индийские специалисты в рамках проекта Airawat  – самолет ДРЛОиУ на базе пассажирского среднемагистрального «Эйбрбас» А319/320, однако высокая стоимость работ остановила этот проект.

Кроме разведки воздушного пространства, бортовая аппаратура EMB-145 позволяет экипажу вести сбор данных о радиообмене подразделений ВВС и ПВО вероятного противника, а также ставить помехи в определенном диапазоне частот. Как было упомянуто ранее, данные самолеты ДРЛОиУ поставлены на вооружение17-й эскадрильи 34-ого авиационного крыла, а место постоянной дислокации – АвБ Батинда предполагает действия именно на пакистанском направлении.

 

 

 

Авиация обеспечения

Выполнение любых продолжительных операций ВВС, сопровождающихся длительными перелетами на большие дальности с полной боевой нагрузкой, должно быть обеспечено самолетами-заправщиками. В настоящее время в распоряжении индийских военных находится несколько таких воздушных судов – Ил-78, которые созданы при конструкторской/технической поддержке украинских специалистов.

По данным китайских специалистов, ВВС Индии прорабатывают возможность приобретения более современных самолетов-заправщиков, разработанных концерном «Эйрбас» на базе широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета А330. Стоимость вероятного контракта на поставку шести воздушных танкеров европейского производства может достигнуть 2 млрд долл. США

 

Оперативно-тактическая авиация

Как известно, бомбовый удар по наземной цели наносили истребители «Мираж-2000Н», а прикрытие им обеспечивали более тяжелые Су-30МКИ. Вполне вероятно, что подобное распределение ролей среди истребителей обусловлено тем, что индийские военные не располагают тяжелыми авиационными бомбами со спутниковым или лазерным наведением, которые входят в номенклатуру авиационных средств поражения Су-30МКИ. Применение более тяжелого истребителя российской разработки позволило бы при  равном количестве боевых самолетов поразить большее количество целей.

Вторая возможная причина, по которой Командование ВВС Индии приняло решение на применение «Миражей» это их скоростные и маневренные характеристики. Представляется возможным провести сравнение основных тактико-технических характеристики указанных боевых самолетов.

 

Таблица 1.

Сравнение ТТХ истребителей «Мираж-2000Н» и Су-30МКИ ВВС Индии

Характеристика/модель «Мираж-2000Н» Су-30МКИ
Длина (м) 14,36 21,935
Размах крыла (м) 9,13 14,7
Высота (м) 5,2 6,36
Площадь крыла (кв. м) 41 62
Масса пустого (кг) 7500 18400
Масса с топливом (кг)  13800 26090
Полная снаряженная масса (кг) 17000 36000
Двигатель М53-Р2 АЛ-31ФП
Максимальная скорость (МАХ) 2,2 2
Дальность полета без дополнительных топливных баков (км) 1550 3000
Дальность полета с двумя дополнительными топливными баками (км) 3335 8000
Практический потолок (м) 17060 17300
Скороподъемность (м/сек) 285 300

 

В дополнение к вышесказанному отметим, что «Мираж-2000Н» были оснащены свободнопадающими оперенными бомбами с лазерным наведением BGL-1000 (пр-во европейского концерна MBDA) массой 1000 кг, корректируемыми оперенными бомбами SPICE-2000 (англ. аббревиатура SPICE — Smart, Precise Impact and Cost-Effective) производства израильской компании Rafael.

Авиационная бомба типа SPICE представляет собой стандартный осколочно-фугасный боеприпас, на котором установлено складное оперение, управляемый хвостовик и система наведения. В совокупности данный набор обеспечивает возможность поражения цели на дальности до 60 км от точки сброса, тогда как BGL-1000 может преодолеть не более 10 км, поскольку не оснащена оперением.

Китайские специалисты предполагают, что пилоты истребителей «Мираж-2000Н» также выполнили пуски корректируемых авиационных бомб американского производства GBU-12 Paveway II (масса 227 кг). По другим данным, индийские пилоты применили тяжелые оперенные корректируемые GBU-31 (массой 908 кг), которые имеют максимальную дальность пуска 64 км.  Такую широкую номенклатуру авиационных средств поражения можно объяснить тем, что боеприпасы израильского и американского производства отличает довольно высокая стоимость, тогда как сроки хранения классических осколочно-фугасных бомб BGL-1000  подходят к завершению.

51.91MB | MySQL:101 | 0,437sec