К визиту президента Сирии Башара Асада в Иран и его влиянии на внутриполитическую ситуацию

25 февраля 2019 г. спустя ровно 30 лет со дня визита верховного лидера ИРИ (рахбара) аятоллы Али Хаменеи в Дамаск с целью поблагодарить Сирийскую Арабскую Республику за поддержку в «Священной обороне» (ирано-иракской войне 1980-1988 гг.) президент Сирии Башар Асад впервые с 2011 года совершил не объявленный официальный визит в Тегеран, на сей раз чтобы выразить благодарность своей страны Ирану за многолетнюю помощь за годы войны в Сирии. Ранее были подписаны экономические и стратегические соглашения между Дамаском и Тегераном, которые инициировали процесс будущей экономической и политической совместной деятельности двух стран. Визит состоялся на фоне сильнейшего давления на Дамаск с целью дистанцировать его от иранского союзника, что позволило бы снизить напряженность в отношениях с соседними странами. Главное послание, содержащееся в визите Б.Асада, заключается в том, что коалиция Ирана и Сирии сильнее и надежнее, чем предполагали их противники.

Сирийский президент провел встречи со своим коллегой Хасаном Роухани, рахбаром Али Хаменеи и рядом высокопоставленных чиновников. А.Хаменеи отметил, что Исламская Республика гордится тем, что поддерживает Сирию, и считает ее равной поддержке всего фронта сопротивления. Он назвал сопротивление президента и народа Сирии основной причиной поражения Соединенных Штатов и их «региональных наемников», отметив, что «Исламская Республика Иран считает, что поддержка сирийского правительства и народа помогает движению сопротивления».

А.Хаменеи подчеркнул также, что триумф фронта сопротивления в Сирии разозлил американцев и побудил их создавать новые буферные зоны, добавив: «Проблема буферной зоны, которую американцы стремятся установить в Сирии, относится к числу тех опасных вопросов, которые должны быть категорически отвергнуты». Рахбар заявил, что план США по поддержанию эффективного присутствия вдоль сирийско-иракской границы был еще одним заговором с их стороны, а Иран и Сирия — это стратегические страны друг для друга, и от них зависит  сила фронта сопротивления.

Президент ИРИ Х.Роухани выразил готовность своей страны принимать участие в восстановлении и установлении стабильности в Сирии, помочь в вопросе репатриации сирийских беженцев, и продолжить борьбу с терроризмом не только в арабской республике, но и во всем мире.

Заявления иранских лидеров стали посланием не только Соединенным Штатам и коалиции, но и для партнеров по переговорам в Астане – Турции и России. Во время данного визита Дамаск и Тегеран выступили против продолжающегося присутствия иностранных войск в Сирии под предлогом создания буферной зоны на севере страны, в то время как Москва и Анкара поддерживают инициативу США Напомним, что за день до переговоров Б.Асада с А.Хаменеи, глава МИД РФ Сергей Лавров в своем интервью отметил, что военные представители в настоящее время достигают соглашения об окончательной форме буферной зоны на границе между Сирией и Турцией с учетом позиций Дамаска и с учетом интересов Анкары. С.Лавров даже не рассматривал причастность российских военных к буферной зоне. Более того, он напомнил, что именно Турция и Россия договорились о создании буферной зоны. Позиция  Дамаска и Тегерана здесь не была учтена действиями Москвы и Анкары и их совместным планом по созданию буферной зоны на северо-востоке Сирии. Дело в том, что недавно президент США Дональд Трамп заявил, что планирует оставить в Сирии до 400 военнослужащих, в том числе на военной базе США в Эт-Танфе на сирийско-иракской границе. Их присутствие может препятствовать сообщению между Тегераном, Багдадом и Дамаском.

Очевидно, что существует конфронтация в рамках формата переговоров в Астане. В своей речи А.Хаменеи сделал явный выпад в адрес Анкары за ее попытки создать «безопасную зону» на границе Сирии, в то время как Х.Роухани приветствовал недавнюю трехстороннюю встречу с президентами России Владимиром Путиным и Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Сочи за «сохранение территориальной целостности Сирии». Этот факт может свидетельствовать, как о политики «кнута и пряника» со стороны Тегерана, так и о наличии разногласий между президентом и рахбаром в вопросе Сирии.

Дамаск также обеспокоен планирующимся на 27 февраля визитом премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву. Напомним, что после того, как израильские самолеты нанесли удар по Сирии в сентябре прошлого года, Россия обещала предоставить сирийским военным зенитно-ракетные комплексы С-300. Однако,  до сих пор данные комплексы не заступили на боевое дежурство. Россия на данный момент возобновила свои связи с Израилем с целью сокращении вероятности случайной конфронтации между двумя странами в Сирии, поскольку Б.Нетаньяху обещает продолжать «расправляться с Ираном и его представителями в Сирии».  Подобные заявления не могут остаться без реакции Дамаска и Тегерана.

Иранский эксперт по Ближнему Востоку Абдалла аль-Ахамд, комментируя визит Б.Асада в ИРИ, отметил, что эта поездка содержит целый ряд посланий и в ближайшее время будут приняты важные решения. Одно из таких посланий было направлено арабским странам с тем содержанием, что нормализация отношений Сирии с арабскими странами не может быть осуществлена за счет отношений с Ираном, либо позиции Дамаска в вопросе Палестины. По мнению аналитика, отношения ИРИ и САР носят стратегический характер и непоколебимы. Помимо борьбы с терроризмом, у союзников есть множество общих интересов, и все попытки арабских стран нарушить эти связи, оказались напрасными.

На встрече с верховным лидером ИРИ присутствовал командующий специальным военным подразделением «Аль-Кудс» КСИР  генерал Касем Сулеймани, который руководит действиями иранских военных на территории Сирии и Ирака. Он часто выступает на публике с воинственными заявлениями в адрес своих извечных врагов Израиля и США, но редко принимает участие в официальных встречах.  Его присутствия свидетельствует о решимости Ирана сохранять свое военное присутствие в арабской республике, невзирая на требования Запада вывести свои силы.

Однако, примечателен не только сам визит сирийского президента, но и внутриполитические коллизии Исламской Республики, проявившиеся во время и после посещения Б.Асадом иранской столицы. Скандал разгорелся вокруг министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа. Дело в том, что глава МИД не участвовал ни в одной из официальных встреч с сирийским лидером. Этот факт породил множество саркастических статей в СМИ, как, например, «Башар Асад прибыл в Тегеран, но министр иностранных дел не в курсе» и пр. А вечером того же дня, в понедельник (нерабочий в ИРИ), М.Д.Зариф опубликовал пост в социальной сети «Инстаграм», где дал понять, что уходит в отставку. Он отметил, что надеется, эта отставка вернет Министерству иностранных дел его законность, указывая на наличие давление на ведомства и ограничение его действий. Позже пресс-служба МИД ИРИ подтвердила информацию об отставке своего руководителя.

Герерал К.Сулеймани объяснил отсутствие М.Зарифа на официальных переговорах «некоторыми несоответствиями» в президентской администрации, и опроверг мнения о том, что глава МИД намерено не был приглашен на встречи. По его словам, противники иранского правительства не должны стремиться использовать «административную халатность».

Президент ИРИ Х.Роухани не принял отставку М.Зарифа. В нынешних сложных условиях, в которых Иран оказался в результате враждебной политики Вашингтона, снять с должности опытного и профессионального дипломата, который за годы своей деятельности, как на посту министра, так и службы в ООН, приобрел не только деловые, но и личные доброжелательные отношения со многими международными лидерами, является нецелесообразным. Эту данность понимал и сам М.Зариф, именно поэтому многие эксперты расценивают его заявление как способ получить большие полномочия и свободу в принятии решений.

Что является точной причиной отставки министра неизвестно. Глава парламентской комиссии по безопасности и внешней политики Хешматолла Фалахатпише в интервью отметил, что у министра был ряд разногласий с некоторыми членами правительства, но, как ему известно, не последнюю роль в этом решении сыграл и сам Х.Роухани. «Роухани по неосторожности выстрелил себе в ногу», — именно так депутат прокомментировал действия президента.

Иранский политолог, академик Садек Зибакалам прокомментировал информацию о том, что М.Зариф подал в отставку не в знак протеста против визита Б.Асада, а из-за своего отсутствия на этих встречах, отметил, что это маловероятная причина, т.к. сам М.Зариф прекрасно знает, что первым, кто будет против его отставки, сам аятолла А.Хаменеи. По мнению профессора Тегеранского университета, у главы МИДа могло быть несколько причин для такого решения. Во-первых, это  многолетние оскорбления со стороны консерваторов. Его неоднократно называли «предателем» за его главное достижения – ядерную сделку с Западом, и его позиции по FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Дело в том, что большинство консервативных политиков, в частности Совет по целесообразности под руководством Садека Лариджани, выступают против вступления ИРИ в FATF, а М.Зариф приложил немало усилий для присоединения своей страны к группе.

Говорить о том, что Мохаммад Джавад Зариф не был приглашен на официальные встречи с Башаром Асадом из-за разногласий в вопросе Сирии, не приходится, т.к. позиция ИРИ по Сирии носит стратегический характер, и все органы власти придерживаются одной единой линии. Тем не менее, агентство Аl-monitor, ссылаясь на своего анонимного источника, утверждает, что причиной отставки министра стало то, что его ведомство не уведомили о визите сирийского президента и он не участвовал в переговорах. Возможно, таким образом, рахбар и его окружение выразили недовольство взглядами главы МИД ИРИ не в вопросе Сирии, а в отношении Запада в целом. М.Зариф никогда не выступал с позиции «смерть Америке», которая присуща консервативным политикам, а стремился к диалогу. Ему даже удалось достичь немалых успехов, в том числе исторической сделки по ядерной программе Ирана. Присутствие Касема Сулеймани — одного из ярых сторонников идеи «смерть Америке» на встрече Б.Асада и А.Хаменеи только подтверждает эту версию. Таким образом, визит сирийского президента спровоцировал массу разговоров об имеющихся внутриполитических разногласиях и выявил ряд проблем в структуре власти ИРИ.

62.88MB | MySQL:102 | 0,507sec