Оценки китайских специалистов разработок предприятий оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики в области ударных вертолетов

Большинство войсковых и специальных операций в современных вооруженных конфликтах, как локальных, так и крупномасштабных подразумевают регулярное и адресное применение ударных вертолетов армейской авиации, которые способны наносить силам противника значительный урон за счет большого боекомплекта боеприпасов класса «воздух-земля», а именно тяжелыми противотанковыми управляемыми ракетами большой дальности. Самым легким образцом бортового вооружения на таких вертолетах является автоматическая пушка калибра 20, 25 или 30 мм в зависимости от страны и компании разработчика.

В настоящее время конструкторы компаний, осуществляющих разработку и серийное строительство ударных вертолетов легкой, средней и тяжелой весовой категории внимательно наблюдают за действиями авиационной группировки ВС РФ в Сирийской Арабской Республике и за отдельными операциями ВС стран-членов аравийской коалиции в Йемене. К настоящему моменту представляется возможным утверждать, что ВС РФ потеряли значительно меньше ударных вертолетов в Сирии от огня противника нежели аравийские военные, чьи дорогостоящие АН-64D регулярно становились жертвами стрелков с переносными зенитно-ракетными комплексами китайского производства.

Как указывают китайские специалисты, в настоящее время разработка и серийное производство ударных вертолетов налажено в США (AH-64D «Апач»), ЕС (франко-германский ЕС665 «Тигр»), России (Ка-52 «Аллигатор», Ми-24, Ми-28, Ми-35), КНР (WZ-10 и WZ-19) и Турецкой Республике (Т-129 «Атак»). Большинство специалистов профильных предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР отмечают, что именно российским конструкторам удалось создать самые тяжеловооруженные ударные вертолеты в мире, модернизационные возможности которых практически неисчерпаемы.

Кроме российских конструкторов, необходимость создания тяжелых ударных вертолетов с повышенной бронезащитой и расширенным составом авиационных средств поражения осознали и турецкие авиастроители. За последние три года специалисты ведущего турецкого авиастроительного предприятия — Turkish Aerospace Industries  получили достаточно информации о реальной боевой эксплуатации легких и маневренных ударных вертолетов Т-129А. Данные винтокрылые машины изготавливают серийно в интересах Сухопутных войск Вооруженных сил Турецкой Республики, Центрального командования Жандармерии и авиационного управления полиции ТР.

Основным недостатком данного вертолета является недостаточная мощность его турбовальных двигателей (макс. значение 1400 л.с.) американского производства, что не позволяет повысить уровень бронезащиты кабины и ключевых узлов, а также установить новое оптико-электронное или радиолокационное оборудование. Кроме того, небольшие линейные размеры не позволяют разместить большее количество топлива, которое позволило бы пилотам ударных машин действовать по принципу «свободной охоты» и самостоятельно находить цели в районе боевых действий.

Основным позитивным моментом Т-129А является его конкурентная стоимость, что привлекает военных специалистов из дружественных мусульманских государств. Так, одним из первых, контракт на поставку 30 вертолетов Т-129А подписал Пакистан, а в настоящее время представители турецкой компании-производителя Turkish Aerospace Industries ведут переговоры с Командованием ВС Малайзии на предмет поставки нескольких эскадрилий рассматриваемых боевых машин.

По данным корреспондентов китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» Подсекретариат оборонной промышленности Турецкой Республики подписал контракт с Turkish Aerospace Industries на разработку нового ударного вертолета под условным обозначением Т-130 «Атак-2». Анализ фотоматериалов показывает, что турецкие специалисты уже разработали концептуальную модель, которая только внешне и лишь отчасти похожа на Т-129А.

К настоящему моменту известно, что новый вертолет будет иметь увеличенные размеры, номинальную массу 6000 кг и максимальную взлетную массу 10000 (по другим данным 8000) кг. По данным китайских источников, конструкторы Turkish Aerospace Industries разработали фюзеляж и кабину пилотов из расчета применения противником зенитных пулеметов калибра 12,7 мм.

Для обеспечения максимальной скорости и подъема необходимой боевой нагрузки турецкие специалисты рассчитывают устанавливать на Т-130 двигатели модели T700-TEI-701D, сборка которых налажена на территории Турции по соглашению с американской компанией-разработчиком General Electric. К настоящему моменту турецкие компании уже освоили производство 61% комплектующих данной силовой установки, которая обладает максимальной (пиковой) мощностью 1994 л.с./1486 кВт. Максимальная скорость составляет вертолета составляет 318,5 км/ч. Вероятная максимальная дальность может достигать 400 км.

При продолжительном полете на крейсерской скорости (показатель неизвестен) мощность двигателя составляет 1716 л.с./1279 кВт. Известно, что практический потолок для Т-130 составляет 6096 м, а взлет с максимальной боевой нагрузкой (1200 кг) возможно выполнить со стартовой позиции на высоте не более 1828 м при температуре окружающего воздуха не выше +35 градусов по Цельсию. Масса одного двигателя T700-TEI-701D составляет всего 207 кг, при длине 1,17 м, и диаметре 0,4 м.

Указанные летные характеристики будет обеспечивать пятилопастной несущий винт с лопастями переменного профиля, которые разработаны для полетов на больших скоростях и снижения акустической заметности на определенной дальности. Управление обеспечит четырехлопастной рулевой винт. Турецкие конструкторы рассчитывают использовать ротор и трансмиссию, а также другие элементы конструкции от многофункционального военно-транспортного вертолета Т625.

По данным из открытых источников известно, что в комплект авиационных средств поражения Т-130 будут входить авиационные ракеты с лазерным наведением CIRIT калибра 70 мм (разработка компании Roketsan). При длине 1,9 м, масса данных ракет составляет 15 кг, а максимальная дальность пуска достигает 8 км. Одна пусковая установка позволяет выполнять последовательный пуск 19 ракет.

Также, на внешних точках подвески могут быть размещены тяжелые противотанковые управляемые ракеты типа UMTAS, предназначенные для борьбы с маневренными тяжелыми бронированными целями типа танк или БМП. Управление данным боеприпасов осуществляется по радиоканалу, а наведение обеспечивают лазерная или тепловизионная головные части. При длине 1,8 м и диаметре 160 мм, масса данного боеприпаса достигает 37,5 кг, а максимальная дальность пуска составляет 8000 м.

Для борьбы с небронированными целями и живой силой экипаж вертолета может применять автоматическую пушку калибра 30 мм, конструкция которой скопирована с М230LF (пр-во США). На случай столкновения с вооруженным беспилотным летательным аппаратом Т-130 может быть укомплектован зенитными управляемыми ракетами.

Обнаружение целей по курсу полета обеспечит новая оптико-электронная система разведки, дальнего обнаружения и классификации целей третьего поколения от компании Aselsan. Турецкие конструкторы рассчитывают повысить боевые и разведывательные возможности Т-130 за счет установки новейшей легкой (масса 55 кг) компактной радиолокационной станции Ka-диапазона под обозначением MiLDaR (разработка компании Meteksan Defence).

Специалисты рассматривают три варианта размещения РЛС – перед кабиной, под фюзеляжем и над несущим винтом. При последнем варианте размещения данная станция позволит обнаруживать до 50 целей в режиме кругового обзора на дальности до 28 км.

К настоящему моменту установлено, что РЛС устойчиво сопровождает цель типа «танк» и «БМП» на дальности 12 км, а воздушную цель типа «БПЛА» на дальности 8 км. В целях ускорения обработки тактической информации пилот или оператор могут выбрать режим обзора/поиска цели в секторе 60 или 120 градусов. Кроме того, рассматриваемая РЛС позволяет выполнять слежение за рельефом местности и ее картографирование с высокой четкостью.

В отношении радиоэлектронного перспективного ударного вертолета известно, что он будет оснащен  пусковым устройством тепловых ловушек, круговым прожектором лазерных помех, системой постановки помех для радиостанций противника, системами предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении. Радиообмен и получение данных о целях обеспечат станции УКВ, СКВ и спутниковой связи.

В дополнение к вышесказанному отметим, что предприятия ОПК ТР активизировали научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых летательных аппаратов, а именно малозаметных истребителей,  разведывательно-ударных БПЛА и ударных вертолетов.

51.86MB | MySQL:101 | 0,354sec