О запуске нового гуманитарного плана ООН для Ирака

В конце февраля с.г. был официально запущен новый план гуманитарного реагирования ООН для Ирака на 2019 год. Его главной особенностью стал транзитный переход операций ООН из чрезвычайной фазы к более долгосрочным проектам содействия при неуклонном снижении числа бенефициаров. 2018 год стал по сути переломным: оправившись после террористической экспансии «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), страна стала медленно восстанавливать экономическую систему, что повлияло на характер оказания гуманитарной помощи и ознаменовало переход от срочных гуманитарных операций к проектам содействия и восстановления, c фокусом на помощь репатриантам и внутренне переселенным лицам. Число бенефициаров иракской программы гуманитарного содействия ООН продолжает неуклонно снижаться. В рамках нового гуманитарного плана на 2019 год общее число нуждающихся в гуманитарном содействии снизилось с прошлого года с 8.7 до 6.7 млн человек (на 8%), а число подлежащих охвату бенефициаров сократится с 3.4 до 1.75 млн человек. При этом, в категорию бенефициаров попадут не только внутренние беженцы, проживающие в лагерях и интегрированные в местные коммуны, но и большая группа репатриантов, вернувшихся обратно после завершения вооруженного конфликта (общее число репатриантов с 2014 года составляет сегодня 4 млн человек).

Примечательно, что несмотря на 50% сокращение числа бенефициаров в рамках нового гуманитарного плана ООН для Ирака, его бюджет по сравнению с прошлым годом сокращен не будет. Более того, он вырастет с 569 млн долларов в 2018 году до 701 млн долларов в нынешнем. Удорожание бюджета объясняется переходом от более дешевых по себестоимости чрезвычайных гуманитарных операций к дорогостоящим проектам развития. Новый гуманитарный план призван решать три взаимосвязанные стратегические задачи. Первая – разработка и реализация устойчивых решений в постконфликтном периоде. Вторая – фокус на усилия по обеспечению защиты гражданского населения и его прав. Третья – укрепление функции превентивной подготовки и планирования на случай гуманитарных кризисов и других непредвиденных обстоятельств.

В более конкретном плане приоритетах ООН в рамках нового плана также содействовать адаптации и интеграции в социально-экономическую жизнь иракского общества 2 млн внутренне переселенных лиц, из которых 500 тысяч человек по-прежнему проживают во временных лагерях для беженцев. Нужно отметить существенный прогресс на этом треке – в течение 2018 года число внутренне переселенных лиц сократилось ровно втрое, а именно с 6 до 2 млн человек, при этом значительная часть лагерей для беженцев была закрыта либо объединена. Ожидается, что этот курс гуманитарными партнерами ООН в 2019 году будет продолжен. Важно также уделять больше внимания оказанию содействия иракским внутренне перемещенным лицам вне лагерей (на сегодня основная часть содействия адресована именно беженцам в лагерях, которые составляют лишь 25% от общего числа).

Другой насущной задачей гуманитарного плана станет обеспечение содействия репатриантам – это крайне чувствительная, но политически значимая гуманитарная интервенция, символизирующая окончательный переход из конфликтной фазы в постконфликтную. Работа предстоит немалая: 11% из 4 млн репатриантов живут в плохих бытовых и экономических условиях при наличии серьезных вызовов в сфере безопасности и защиты.

Важным вектором работы станет фокус на укрепление экономических возможностей и экономического потенциала иракского населения. Более 60% из числа нуждающихся в гуманитарном содействии (сегодня это около 4.1 млн человек) имеют недостаточный доход для удовлетворения своих основных потребностей. Это означает, что многие из них вынуждены экономить на продовольствии либо аккумулировать долги. 34% из этой категории уже накопили долговые обязательства для возможности приобретения предметов первой необходимости (продовольствие и медикаменты). 2.4 млн человек в Ираке испытывают потребность в продовольственной помощи, и 5.5 млн. человек нуждаются в медикаментах.

Проблема водного обеспечения населения требует отдельных усилий. На сегодня дефицит воды испытывает 2.3 млн иракцев. Однако проблема гораздо глубже – под воздействием участившихся климатических катаклизм (наводнения, засухи) только в прошлом году проблема поставок воды коснулась 25% из 37-миллионного населения Ирака, то есть почти 10 млн человек, особенно в южных регионах страны, где уровень бедности в среднем выше 30%.

Наконец, особый подход требуется для решения проблемы защиты гражданского населения и его прав. Особенно это касается внутренне перемещенных лиц в лагерях.

Тем не менее, несмотря на стоящие перед Ираком структурные гуманитарные вызовы, 2018 год был успешным в плане достижения конкретных результатов. В первую очередь, он ознаменовал собой переход к более устойчивым и долгосрочным решениям и символизировал фактически завершение острой гуманитарной фазы реагирования на вооруженный конфликт и его последствия. Эта трансформация стала возможной в первую очередь благодаря последовательной линии иракских властей в Багдаде и – не в меньшей степени — региональных властей Иракского Курдистана.

Разумеется, нужно понимать, что даже полная переориентация нового гуманитарного плана ООН на проекты в области долгосрочного развития не способны кардинально изменить контуры нынешнего социально-экономического развития. Тем не менее, при грамотном и целевом планировании гуманитарный план ООН способен стать важным вкладом в копилку общих усилий и катализировать инвестиции и финансовые вклады от крупных игроков в местную экономику. Согласно прошлогодним расчетам Министерства планирования Ирака совместно со Всемирным банком, для полноценной реконструкции и восстановления страны потребуется 88 млрд долларов США на ближайшие 10 лет.

52.26MB | MySQL:103 | 0,585sec