О развернутом интервью президента Турции Р.Т.Эрдогана каналам CNN-TURK – KANAL D

В Турции неуклонно приближаются выборы в местные органы власти, которые состоятся 31 марта с.г. Ситуация для президента Р.Т.Эрдогана и возглавляемой им Партии справедливости и развития (ПСР) складывается двояко.

С одной стороны, на внутриполитической площадке у правящей партии объективно нет конкурентов, готовых бросить ей вызов – турецкая оппозиция допускает все возможные и невозможные ошибки в ходе своей предвыборной кампании.

С другой стороны, текущая экономическая конъюнктура в Турции неблагоприятна настолько, что её не с чем сравнивать в период правления Партии справедливости и развития.

При этом, объективный наблюдатель, справедливости ради должен отметить и тот факт, что основа у турецкой экономики – всё же, здоровая. Производство товаров и услуг – диверсифицировано, а их качество – обеспечивает высокую степень конкурентоспособности Турции на мировом рынке. Это явно не бьется с той ситуацией, в которую страна попала и теперь настойчиво ищет выход.

Так что, развернутое интервью, которое дал президент Р.Т.Эрдоган 23 февраля с.г. ведущим телевизионным каналам страны CNN-Turk и Kanal D, не может рассматриваться в качестве формальности. Это – в полном смысле программная речь – призыв к гражданам. И имеет смысл обратить самое пристальное внимание на тезисы турецкого президента. Основные из них приводятся ниже:

  • (О ситуации на площадях страны и о подготовке к местным выборам) «На самом деле, ситуация на площадях – очень хорошая. Однако, конечно, вместе с этим, есть ещё и такие моменты, как получить сигналы, передаваемые гражданами, и определить путь развития на основе этих посланий. Кроме того, есть слой (общества), который оценивает политические партии с идеологической точки зрения. Мой святой народ, мы говорим, что мой народ не должен попасть в ловушку, где его будут идеологически форматировать те, кто не вложил ничего в эту страну, кто не обеспечил ей ни малейшей победы. Я думаю, надо смотреть с той точки зрения, какие выигрыши обеспечило то или иное местное руководство. Надо смотреть на тех, кто обеспечил выигрыш (в контексте развития региона – В.К.) в Измире, Анкаре, Адане, Мерсине».
  • (О стратегическом планировании) «В повторении предвыборных заголовков, снова и снова, есть очень большая польза. Во-первых, большую важность представляет городское планирование. Отсутствие плана, незаконная застройка – из-за отсутствия долгосрочного планирования и законности, мы заплатили (за эти действия) большую цену. В дальнейшем планы будут разрабатываться на долгосрочную перспективу и, со всей определенностью, в соответствии с законом. Второе, это – проблемы с инфраструктурой и с транспортной доступностью».
  • (О незаконной застройке) «Самую большую катастрофу за последнее время пережил Картал. Там разрешение было выдано на три этажа, и на основе разрешения на 3-х этажный дом было построено 10-ти этажное здание. Это, целиком и полностью, незаконная застройка. Однако, дело этим не ограничивается. В Стамбуле, в Турции есть места с похожими незаконными постройками. Измир, Анкара – какой бы город вам не пришёл на ум. Эти незаконные постройки представляют для нас угрозу. И это прямо — в сейсмоопасных регионах. Совершенно неясно, каков будет счет этой угрозы в случае большого землетрясения. Меня беспокоит именно это. Именно поэтому мы постоянно выступаем с предупреждениями».
  • (О планах по урбанизации) «В рамках планов по урбанизации, мы сказали, давайте проживающим здесь (то есть, в ветхом жилье – В.К.) оплатим арендную плату, пусть они сразу начнут арендовать жилье. Потом мы, на бесплатной основе, обеспечим здесь снос (старого жилья – В.К.). Если это не будет TOKI (Администрация жилищного строительства Турции – В.К.), то это будут подрядчики, но при координирующей роли TOKI – построим здесь жилье и предоставим его им самим (то есть, расселенным гражданам – В.К.). Поскольку эта урбанизация одновременно принесет красоту в наши города. Другим вопросом является подход «уникальных (не похожих на другие – В.К.) городов». Давайте строить более интересные города – те, которые отражают свою собственную историю. Если нам удастся это сделать, то это добавит (городам) ещё особой красоты».
  • (Про строительство так называемых «умных» городов) «В качестве другого шага, положим к ногам наших граждан практики умных городов, со всеми их технологическими возможностями. Здесь будет все, вплоть до проводки Интернета. Мы построим всю инфраструктуру, исходя из этого, с волоконной оптикой и так далее. В качестве другого шага, мы говорим про бережное отношение к окружающей среде. Народные сады, народные кофейни – все это… Вы себе только вообразите жилищные комплексы. Живущие в одном и том же доме соседи не знают друг друга. Однако, посмотрим на наше прошлое, на наше детство. Давайте забудем про квартиры, тогда, конечно, не было вертикальной архитектуры. Мы все вместе играли на улице, мы вместе проживали своё детство. Однако, дети сейчас не проживают свое детство. Так родились народные сады. В этих народных садах строятся народные кофейни. Люди здесь собираются все вместе».
  • (О ситуации в Стамбуле; напомним, что по Стамбулу от Партии справедливости и развития баллотируется бывший и последний премьер-министр и спикер Меджлиса Турции Бинали Йылдырым; Стамбул – самый большой избирательный участок страны и победа на нем критична на выборах любого уровня) «В Стамбуле все проблемы, связанные с транспортом, в значительной мере, нами решены. На первый план нами был вынесен общественный транспорт и внедрение более активного использования метро и метробусов».
  • (Социальные муниципалитеты) «Я придаю большое значение социальной деятельности муниципалитетов. Муниципальный подход ПСР, на самом деле, является обращенным к людям и построенным на уважении».
  • (Вертикальная застройка) «От вертикальной архитектуры нам надо срочно избавляться. В нашей культуре вы можете видеть горизонтальную застройку. В настоящее время обновляется округа Сулеймание (Стамбул – В.К.). Строительство будет делаться с опорой на оригинал. Надо быть реалистичным. В некоторых вопросах, главы муниципалитетов, члены муниципальных меджлисов, могут не разделять ваших мыслей. Обычно рассуждают так: мой участок не соответствует местному населению и если мы продолжим застройку на основе модели цокольный этаж + 3, то мы не сможем удовлетворить квартирных потребностей местного населения. Поэтому, как они говорят, мы вынуждены. В этом смысле, есть те места, которые – правы. Однако, с помощью TOKI возможным является предпринять альтернативные шаги».
  • (Об утверждении главной оппозиционной Народно-республиканской партии и, в частности, её председателя Кемаля Кылычдароглу о том, что 15-16 июля 2016 года в Турции состоялась «контролируемая» попытка военного переворота) «Если это была «контролируемая попытка переворота», то, Кемаль бей, что ты делал 7 августа на (площади) Йеникапы (напомним, там в 2016 году состоялся один из самых массовых митингов в турецкой истории с участием представителей сторонников всех парламентских партий – В.К.)? До (той) пятницы, ты, на самом деле, говорил, что не придешь. Но тебя настолько прижали, что ты не выдержал и в субботу пришёл на Йеникапы. Те слова, которые Кемаль бей произносит по поводу 15 июля, использовали и руководители ФЕТО. Он сказал 16 июля «контролируемый переворот» и именно там себя раскрыл (то есть, президент намекает на то, что К. Кылычдароглу является членом так называемой «террористической организации Фетхуллаха Гюлена»- В.К.)».
  • (О взаимодействии между Рабочей партией Курдистана и сектой Фетхуллаха Гюлена) «Сеть связи между Кандилем и Пенсильванией (штаб-квартиры РПК и ФЕТО, соответственно – В.К.) не прервались. Все указывает на то, что Пенсильвания находится с ними (с РПК – В.К.) в координации».
  • (О скоординированных действиях оппозиции) «Партия демократии народов выдвигает своего кандидата в Юго-Восточной Анатолии. Там, где они выдвигают своего кандидата, выдвигает ли своего кандидата Народно-республиканская партия? Там, где своего кандидата выдвигает Хорошая партия, делают ли это ПДН и НРП? Измир – в той же ситуации. Ситуации в Мерсине и в Адане складываются также. В том месте, где есть один, нет другого. В других местах есть просчет и они не выдвигают, вообще, никого. Можно говорить даже о большем. Есть указания, поступающие из Пенсильвании, из Кандиля».
  • (О переговорах с президентом США Дональдом Трампом) «Двусторонние переговоры с уважаемым Трампом проходили и проходят положительно. Говоря о сирийском вопросе, я могу сказать, что мы провели положительную встречу. Наш министр обороны был в Вашингтоне. Он также провел свои встречи. Если сложить эти встречи вместе, то ситуация достигнет лучшей точки. Конкретные данные я получу у уважаемого президента. Наша цель (по достижению американо-турецким товарооборотом отметки в — В.К.) 75 миллиардов долларов является очень важной. Что же до истории с «Пэтриотами»… (Мы заявили:) «На самом деле, это — тот вопрос, который принесла не ваша каденция, а каденция Обамы. Именно тогда мы запросили (США о возможности поставки The Patriot – В.К.)». Если бы Обама решил этот вопрос в Конгрессе, то сейчас мы бы не достигли этой точки. Да он и сам мне сказал: «Вы совершенно правы». Трамп пригласил (меня) в Америку. Но я сказал: «Сначала я вас жду». После 31 марта, возможно, сложится шанс посетить Вашингтон. Может быть, и он сам (Трамп) сможет посетить Турцию».
  • (О назначении посла США в Турции) «На протяжении долгого времени у Америки не было своего посла в Турции. В настоящее время, они определили очень важное для себя имя того человека, кого они назначат послом в Турцию. Возможно, в течение 1 – 2-х недель этот человек приступит к работе» (президент США Д. Трамп на этот пост выдвинул Дэвида Саттерфилда – и.о. помощника государственного секретаря по делам Ближнего Востока и, на момент написания, статьи продолжается процедура согласования – В.К.) .
  • (О зоне безопасности) «По вопросу зоны безопасности, мы, на самом деле, с уважаемым Трампом достигли определенной точки. (Однако) если идея зоны безопасности выйдет за рамки нашего стратегического понимания, то это будет неприемлемо. Если на нашей границе будет зона безопасности, то она будет под нашим контролем».
  • (О борьбе с террористической организацией Фетхуллаха Гюлена и о выдаче Гюлена Турции) «Вплоть до настоящего времени нам ничего определенного направлено не было. Каждый документ, который попадает в наше распоряжение, мы предоставляем США и отслеживаем его (рассмотрение). Также мы следим за (другими) странами, кроме США. Мы собираем данные по лидерам ФЕТО. Судебные процессы продолжаются».
  • (Относительно отношений ЕС и … Европы) «Прежде всего, у решений, принимаемых Европейским парламентом, нет ценности. В этом смысле, ЕС находится в большом кризисе. Первым шагом стал Brexit. Те события, которые происходят сейчас во Франции, являются неординарными. Это означает существование где-то пробела. Из-за наличия этого пробела и происходят все эти случаи. К сожалению, в настоящее время польза для Европы в Европейском союзе отсутствует. Что это мне напоминает? Мы говорим, что мир больше, чем пятерка (стран – постоянных членов СБ ООН – В.К.). Европа этого не понимает. Мы говорим, друзья, почему вы не принимаете Турцию (в состав ЕС – В.К.)? Они говорят, что у нас слишком большое население. Министр иностранных дел Франции мне сказал, вы – мусульмане, вас не примут в ЕС. С того дня (когда Турция стала официальным кандидатом на членство в ЕС, в 2005 году – В.К.) всё – сплошной обман. В вопросе виз они сделали то же самое. Конечно, в этом вопросе (то есть, дальнейших усилий Турции по вступлению в ЕС – В.К.) последнее слово остается за моим народом. Скажет продолжить, продолжим. Скажет прекратить, мы прекратим. У нас – не племенное государство, здесь — Турция».
  • (Об отношении к социологическим опросам; отметим, что в турецких СМИ в преддверии муниципальных выборов 31 марта 2019 года социологические опросы не публикуются, как это широко практиковалось все прошлые годы, что навело многих на мысль о том, что позиции Партии справедливости и развития резко пошатнулись и что они не хотят выпячивать этого факта) «У меня не осталось доверия к опросам. Мы видели, мы пережили это в ходе предыдущих выборов. Сейчас Анкара нуждается в опыте и в честности. Мы выдвинули очень важного кандидата для Анкары (Мехмет Озхасеки – кандидат в мэры Анкары от ПСР, на протяжении 17 лет был мэром крупного города Кайсери. С 2015 года и по настоящее время он занимает пост министра окружающей среды и городского планирования – В.К.)».
  • (О спекуляциях относительно экономического положения в Турции) «Это – не новая кампания. Речь идет о политизированном отношении к Турции со стороны S&P (рейтинговое агентство Standard & Poor’s – В.К.). Эти оценки далеки от развития экономической ситуации, они – политические. Наша банковская система – здорова и продолжает функционировать. Цифры это подтверждают».
  • (Об убийстве Д. Хашогги) «Убийство Джемаля Хашогги невозможно заиграть. Мы это объяснили уполномоченным лицам в Саудовской Аравии. Вышел конфликт. Мы отдельно говорили об этом с королем Сальманом. Мы говорили с наследным принцем. Они обещают строго наказать виновных… Смотря на все эти имена (кого сегодня обвиняют в убийстве – В.К.), если организатора не знает наследный принц, то кто знает? Известен ли тот, кто давал указания?».

Итак, подводим черту под изложенным выше.

Президент Р.Т.Эрдоган принимает огромное личное участие в предвыборной кампании Партии справедливости и развития на предстоящих муниципальных выборах. Он лично говорит о городском развитии и урбанизации, что для лидера его должности и масштаба смотрится чрезмерным.

Однако, на всех дорогах страны с кандидатами от ПСР соседствует и лицо Р.Т.Эрдогана. Это можно объяснить лишь тем обстоятельством, что для правящей партии момент – достаточно критический. О чем говорит и то обстоятельство, что данные социологических опросов СМИ страны не публикуются.

Как ещё можно понимать то, что ради внутриполитической повестки президент Р.Т.Эрдоган отказывается в эти дни даже ехать за рубеж? К примеру, в США, чтобы встретиться с президентом Д.Трампом. А вместо этого предпочитает говорить о … незаконной застройке в крупных городах страны. Тема – явно невыгодная для политика, пребывающего во власти непрерывно с 2003 года.

В этом – принципиальное отличие модели управления Р.Т.Эрдогана от модели В.Путина. Последнему удалось подняться над схваткой, а вот первому – нет. Р.Т.Эрдоган на всех выборах активно использует свой личный рейтинг. Каждое голосование превращается в вотум доверия лично ему. До сих пор это исправно работало, однако, все работает лишь до определенного предела. И 2019 год во внутриполитическом смысле для Турции выглядит как важная развилка и пока неясно, в каком направлении страна будет двигаться дальше.

52.25MB | MySQL:103 | 3,209sec