Возможные экономические санкции США в отношении Турции обрастают подробностями

3 марта 2019 года в газете «Московский комсомолец» опубликована статья нижеподписавшегося под заголовком «В США заговорили о «венесуэльском перевороте» для Турции» (ссылка на статью: https://www.mk.ru/politics/2019/03/05/v-ssha-zagovorili-o-venesuelskom-perevorote-v-turcii-isterika-vashingtona.html).

Если предельно кратко, то в Турции, в последние годы, были предприняты две попытки свержения законной власти: в первый раз — в 2013 году на площади Таксим и в парке Гези, во второй раз – в ночь с 15 на 16 июля 2016 года в ходе псевдовоенного переворота.

Сценарии заметно отличались: в первом случае – это были «бархатные» уличные протесты по поводу культурного центра им. М.К.Ататюрка, который власти вознамерились снести, чтобы на его месте построить религиозно-культурный центр, во втором случае – это была «классическая» для Турции попытка военного переворота. Что же эти сценарии объединило – так это несомненный зарубежный след и в той и в другой попытке. Оба они почти удались, однако, власти спасло то, что ни одна оппозиционная партия протесты официально, своим лицом, не поддержала и со своими сторонниками на улицу не вышла. У протестов и у попытки переворота в Турции не оказалось своего лица, кого можно было бы за рубежом признать в качестве альтернативной «демократической» власти – в противоположность власти «авторитарной, установившейся в Турции». Проще говоря, в Турции не оказалось своего Хуана Гуайдо.

Тема ЗРК С-400, как всеми способами США, всё последнее время, демонстрируют Турции, для американцев – это «красная черта», за которой последует «неотвратимое и суровое наказание» страны.

По мере приближения срока поставки комплексов С-400 Россией (остаются считанные месяцы), давление на Турцию заметно нарастает. При этом, сценарий силового смещения действующей власти, на нынешнем этапе, можно считать отыгранным – силовые структуры Турции, заметным образом, «проредили» оппозиционеров, сделав невозможным ни уличные протесты, ни переворот.

На место различных сценариев переворотов приходят меры экономического давления на Турцию, чья экономика, во многом благодаря внешнему прессингу из США по делу пастора Брансона, заметно «просела». Уязвимость Турции в экономическом вопросе для США стала очевидна. Американцы обозначают свою решимость прибегать именно к экономическим инструментам давления, которые они в ходе каденции Д. Трампа уже апробировали в различных уголках мира.

Практически ни дня не проходит без новой порции заявлений со стороны США и НАТО в адрес Турции и без ответов турецких официальных лиц и СМИ на поступившие угрозы. Такой получается и уходящая неделя.

Приведем всего лишь несколько характерных цитат из выступлений представителей Запада на этой неделе.

Процитируем командующего Европейским командованием Вооружённых сил США и верховного главнокомандующего Объединённых вооружённых сил НАТО в Европе Кёртиса Скапаротти:

«Если они согласятся на установку С-400 в Турции, то, во-первых, проблема заключается в том, что эта система не совместима с системами НАТО и не совместима внутри нашей интегрированной системы противоракетной обороны. Вторая проблема связана с F-35. Она (система С-400) представляет проблему для всех наших самолетов, но, как я считаю, в особенности для F-35. Мой лучший военный совет заключается в том, что мы тогда (то есть, если Турция всё же приобретет С-400) не будем продолжать с F-35, на которых будет летать или с которыми будет работать союзник, который работает с российскими системами, особенно с системами противовоздушной обороны, с тем, что я бы сказал, вероятно, представляет одни из самых передовых технологических возможностей».

Надо ли говорить о том, что у Турции в запасе есть серьезный аргумент в виде Греции, на вооружении которой стоит система С-300. При этом, как член Североатлантического альянса, Греция не испытывает ни малейших затруднений, эксплуатируя российскую систему ПВО, в отличие от Турции.

Более того, Турция, со всей справедливостью, напоминает о том, что она являлась частью проекта создания истребителя F-35 и инвестировала в него, в рамках принятого между странами-участницами разделения работ, свой научно-технический потенциал, деньги и время. И наказание в виде исключения Турции из этого проекта, по такому поводу или предлогу как С-400, смотрится неадекватным.

В рамках проекта предполагалось, что Турция получит на вооружение 100 истребителей F-35. Первые поставки в прошлом году в Турцию, невзирая на то, что уже тогда угрозы со стороны США и НАТО звучали, всё же состоялись. Следующие поставки ожидаются в марте 2019 года, что станет очередным рубежом в отношениях между Турцией и Западом, который продемонстрирует свои дальнейшие намерения.

Продолжаем цитировать свежие заявления, поступающие в адрес Турции из США.

Турецкие СМИ уже успели назвать следующее заявление, сделанное заместителем главы пресс-службы Государственного Департамента США Робертом Палладино «не поддающимся рациональному анализу»: «Мы четко предупредили Турцию, что ее потенциальное приобретение С-400 приведет к переоценке участия Турции в программе F-35 и поставит под угрозу другие будущие потенциальные поставки в Турцию. Также как и приведет к потенциальным санкциям в рамках Акта «О противодействии врагам Америки через санкции» в отношении любых государственных структур, частного сектора или отдельных лиц, которые участвуют в такой сделке».

Иными словами, как мы видим, сценарий разворачивается в соответствии с нашими оценками, сделанными на страницах газеты «Московский комсомолец» в упомянутой выше статье – то есть, на Западе, в первую очередь, в США раздаются все более определенные угрозы относительно возможности применения к Турции экономических санкций – к юридическим и физическим (в т.ч. официальным) лицам страны.

Есть на этот счет и конкретика: в понедельник 4 марта, офис торгового представителя США заявил, что намерен прекратить преференциальный режим торговли между США и Турцией в рамках программы, которая позволила некоторым экспортным товарам беспошлинно ввозиться из Турции в Соединенные Штаты.

Совершенно неудивительно, что на очередную порцию западных выпадов в адрес Турции опять пришлось реагировать турецкому руководству, причем, лично президенту Р.Т.Эрдогану.

6 марта в интервью Kanal 24 турецкий президент заявил, что Турция никогда не откажется от сделки по покупке систем ПВО С-400 у России и, более того, добавил, что следующим шагом может быть даже покупка системы С-500. Процитируем Р.Т.Эрдогана: «Мы закрыли вопрос с С-400, подписали соглашение с русскими и начнем совместное производство. Позже мы можем работать уже с С-500».

Также Р.Т.Эрдоган отметил, что США не следует пытаться «воспитывать» Турцию с помощью экономических санкций. Здесь турецкий лидер отметил, что «Турция подготовила свои собственные меры».

Заявление прозвучало в достаточно резкой форме: «Это сделано. Ни при каких обстоятельствах не может быть возврата назад. Это не будет этично, это будет аморально. Никто не должен просить нас слизывать то, что мы сплюнули». На этом фоне Турция, по словам турецкого лидера, по-прежнему, открыта для покупки систем The Patriot у Соединенных Штатов, но только если условия будут «подходящими», то есть, при наличии приемлемой цены, кредитного пакета, трансфера технологии, совместного производства и оперативных сроков поставки. Совершенно очевидно, что США, в условиях своей нынешней внутриполитической ситуации, а также с учетом нынешнего уровня американо-турецких отношений, не в состоянии удовлетворить всем требованиям турецкой стороны и даже не пытаются это сделать. Ограничиваясь примитивным жестким давлением на турок.

К голосу президента Р.Т.Эрдогана присоединился и министр иностранных дел М. Чавушоглу. В тот же день, что и турецкий лидер, глава внешнеполитического ведомства Турции заявил, что «союзники Турции не должны вмешиваться в закупки Анкарой систем обороны у стран, не входящих в НАТО». Более того, Анкара может принять решение о приобретении любых систем обороны, какие она сочтет для себя необходимыми, без чьего-либо разрешения, включая российские комплексы С-400.

В очередной раз, М.Чавушоглу напомнил всем, что Турция неоднократно в прошлом пыталась купить подобные системы ПВО у своих союзников, в первую очередь, у США, но запросы Анкары неизменно отклонялись. Приведем цитату М.Чавушоглу: «Если вы не желаете продавать, то вы (автоматически) лишаетесь права говорить, если Анкара решит покупать (системы) у других стран за пределами НАТО».

Итак, «красная линия» прочерчена и можно ожидать от США введения экономических санкций в отношении Турции, которая демонстрирует абсолютное несогласие поддаваться внешнему давлению.

Если мы обратимся к данным внешней торговли между США и Турцией, то американский экспорт в Турцию составляет около 12,4 млрд долл. (по данным 2018 года), а, в свою очередь, турецкие поставки в США – приблизительно 8,3 млрд долл. Итого, товарооборот между двумя странами – около 20,7 млрд долл. В этом смысле, стоит напомнить высказывание президента США Дональда Трампа, который отметил недавно неудовлетворительность нынешнего уровня взаимной торговли между странами. По его оценке, товарооборот должен быть увеличен, как минимум, до 75 млрд долларов. Отдельная тема – реалистичность этой планки, но вот первая цена вопроса. Сразу пострадают категории товаров, которые Турция беспошлинно ввозит в США, а также сотрудничество в военно-технической сфере Турция – США и Турция – Запад, причем, уже за рамками проекта F-35.

Оборотной стороной вопроса, станет введение экономических санкций и составление санкционных списков в адрес юридических и физических лиц Турции, так или иначе, работающих с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса. Можно было бы, конечно, это для турок рассматривать в качестве возможности, но целью санкций будет не только нанести ущерб турецкому ОПК, в наши дни бурно развивающемуся, но и всей турецкой экономике в целом. До 31 марта, когда пройдут очередные муниципальные выборы в Турции, турецкое руководство ещё сдерживает давление Запада, однако, дальше турецкую экономику ждут трудные времена. 2019-й год грозит стать одним из самых трудных для президента Турции Р.Т.Эрдогана и правящей Партии справедливости и развития.

52.24MB | MySQL:103 | 0,582sec