О сокращении гуманитарной помощи США странам Ближнего Востока и Северной Африки

В начале марта 2018 г. в рамках обсуждения федерального бюджета США на 2020 г. администрация Д.Трампа анонсировала предложение о сокращении в будущем году на 24% финансирования проектов внешней помощи в сфере развития и гуманитарного содействия.  Разумеется, данное предложение может оказать весьма негативное воздействие на гуманитарную ситуацию в сложнейших вооруженных конфликтах, львиная доля которых – как по охвату бенефициаров, так и по объему бюджета – относится к региону Ближнего Востока и Северной Африки.

На примере 2019 года – в пятерке крупнейших по масштабу планов гуманитарного реагирования ООН исключительно страны региона, а именно – Cирия, Йемен, Южный Судан, Cудан, Cомали. Хотя бюджет сирийской операции пока не согласован, ожидается, что он составит не менее 4 млрд долларов США и в совокупности эта «пятерка»  поглотит более половины от запланированного на 2019 год бюджета гуманитарных операций ООН в размере 21.93 млрд долларов США, который предназначен для удовлетворения гуманитарных потребностей 94 млн из 132 млн нуждающихся в гуманитарном содействии в мире.  Если добавить к гуманитарным призывам ООН программы гуманитарного содействия по линии неправительственных и благотворительных организаций, то цифра окажется на несколько десятков миллионов человек больше.  Также высоким международные эксперты оценивают риск роста частоты и интенсивности природных катаклизм, включая наводнения, засуху и землетрясения, а также риски эскалации вооруженных конфликтов в 2019-2020 гг., что может еще более усугубить гуманитарную ситуацию. Опять-таки, регион Ближнего Востока и Северной Африки станет главным катализатором новых гуманитарных кризисов с учетом военно-политических реалий. Только сегодня, общее число вынужденно переселенных лиц в мире достигло 68 миллионов человек, включая более 25 млн беженцев.

Стоит ли говорить о том, к каким негативным последствиям может привести отказ США от финансирования даже четвертой части своих добровольных обязательств? По итогам 2018 года правительство США только на гуманитарное финансирование выделило свыше 7 млрд  долларов США, что составило порядка 30% всего гуманитарного бюджета. При этом, 80% этих средств было канализировано на гуманитарные программы по линии Всемирной продовольственной программы ООН, Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Международной организации миграции (МОМ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

В подготовленном Вашингтоном предложении о сокращении взносов говорится о необходимости сократить на 24% финансирование бюджета кластера «Международные дела», который в совокупности составляет не более 1% от федерального бюджета. В реальности же, еще меньшая часть этой бюджетной статьи расходуется на конкретные проекты в сфере гуманитарного содействия, развития и здравоохранения в бедных странах. При этом, в предложениях администрации Д.Трампа подход к сокращению бюджета по магистральным направлениям непропорционален, и он варьируется от 23-процентного сокращения на проекты развития и экономического содействия до 28% на помощь в сфере здравоохранения и 34% в сфере гуманитарного содействия.

Если анализировать конкретные последствия предлагаемого бюджетного сокращения в отдельных странах региона Ближнего и Среднего Востока, то в наибольшей степени пострадают гуманитарные программы ООН в Судане, Сомали, Ираке и Йемене –  в этих странах США выступают соответственно, как первый (62% совокупного бюджета), второй (28% бюджета), третий (33% бюджета) и четвертый (14% бюджета) по значимости донор для этих стран.  Соответственно, любое сокращение бюджета американского содействия этим странам станет весьма чувствительным и ляжет дополнительным бременем на других доноров.

В этой связи, ведущие международные неправительственные организации выступили с обращением к американским властям, и в первую очередь – к членам Конгресса США, с призывом сохранить бюджет на цели международного сотрудничества на 2020 год на прежнем уровне и воздержаться от предложенного сокращения этого бюджета на 24%.  Этот призыв озвучили профильные организации в сфере международной помощи и здравоохранения, работающие в тесном партнерстве с ООН и с правительством США на Ближнем Востоке и в Северной Африке на протяжении десятилетий. В их числе ведущие бренды с мировым именем — CARE, Mercy Corps, Oxfam, Save the Children. В их призыве содержится конкретная пожелание, чтобы американский Конгресс одобрил бюджетную статью на цели «международного сотрудничества» на 2020 год на уровне не менее 60 млрд долларов США, что позволит, по их мнению, обеспечить минимум сокращений конкретных и напрямую зависимых от американского бюджета гуманитарных программ в чувствительных странах, особенно в Ближневосточном регионе. По мнению экспертного сообщества, есть все предпосылки для того, чтобы Конгресс поддержал этот подход и отклонил предложение Белого дома, исходя из политической целесообразности гуманитарных и экономических программ помощи в целях обеспечения американского мирового лидерства и глобального авторитета.  В то же время, как показывает конкретный анализ донорского участия в финансировании страновых программ гуманитарной помощи, удельный вес американского донорского вклада в целом ряде политически важных стран ближневосточного и североафриканского региона неуклонно падает. Среди стран региона только в Судане американцы играют роль ведущего донора гуманитарных программ. Между тем в Южном Судане, Афганистане,  Сирии, Ливии, Иордании и Ливане США не входят даже в первую пятерку ведущих доноров гуманитарного содействия. Решение о новом сокращении гуманитарного бюджета в 2020 году может обернуться потерей позиций и в других политически важных странах с кризисным потенциалом и большим гуманитарным портфолио, что еще более ослабит роль Вашингтона как миротворца и глобального лидера в сфере гуманитарного содействия.

51.97MB | MySQL:101 | 0,382sec