Анализ заявлений президента Турции Р.Т. Эрдогана в преддверии муниципальных выборов. Часть 3

Муниципальные выборы в Турции неуклонно приближаются и самое активное участие в них принимает лично президент Турции Р.Т.Эрдоган. Всем понятно и, в первую очередь, Партии справедливости и развития (ПСР), что большие политические победы вызревают на местах, а отсюда и большое внимание властей к предстоящим выборам 31 марта с.г.

Просто напомним, что феномен турецкого лидера Р.Т.Эрдогана, чей срок нахождения во власти уже сравнялся с таковым для основателя и первого президента Турецкой Республики М.К.Ататюрка, как раз, произрастает из местных выборов: Р.Т.Эрдоган был мэром города Стамбул в период с 1994 по 1997 год. А тюремное заключение за прочитанное стихотворение «неприемлемого содержания» лишь добавило ему популярности и стало своего рода трамплином на турецкий политический Олимп с имиджем чуть ли не второго Нельсона Манделы.

В стране есть четкая убежденность в том, что тот, кто берет Стамбул, тот возьмет и страну – и это понятно, поскольку этот мегаполис является крупнейшим в стране «избирательным участком». На Стамбул брошен тяжеловес турецкой политики – бывший и последний премьер-министр Турции – Бинали Йылдырым. Возможно, он — и не самая популярная фигура в Стамбуле, однако, за свою верность тандему с Р.Т.Эрдоганом и за сложение без колебаний премьерского поста (вместе с этим постом в Турции, как таковым), Бинали Йылдырым получает Стамбул в качестве своеобразного утешительного приза. Согласно предварительным оценкам проблем с тем, чтобы взять Стамбул у Бинали Йылдырыма возникнуть не должно.

То, какое особое место занимает Бинали Йылдырым в политической президентской колоде можно увидеть в риторике Р.Т.Эрдогана, который даже ввел для него в оборот новый, хотя и не слишком понятный термин – «духовный кандидат».

Вот как турецкий лидер о Бинали Йылдырыме отзывается: «Этот духовный кандидат – Бинали Йылдырым бей. Он тогда (то есть, в период мэрства в Стамбуле Р.Т.Эрдогана – В.К.) был моим генеральным директором в İDO («Морские перевозки Стамбула», если переводить название буквально, то «Морские автобусы Стамбула» — В.К.). У нас были сильные кадры. Во главе İSKİ (Администрация водоснабжения и канализации Стамбула – В.К.) был Вейсель Эроглу. Стамбул был без воды. Те, кто родился в то время, но кто не мог проголосовать, не помнят обезвоженности Стамбула, не помнят гор мусора и загрязненности воздуха. Мы провели (в Стамбул – В.К.) воду со стороны Истранджа, что находится на расстоянии в 194 километра (от города – В.К.). Аналогичным образом, с такого же расстояния, мы провели воду в азиатскую часть города из Мелена. Даже если, с одной стороны мы переживаем трудности, то, с другой стороны, мы занимаемся планированием. Мы провели трубопровод под проливом (Босфор – В.К.). Если мы в одном месте испытываем трудности, то давайте менять (точку обзора – В.К.). Мы тогда сказали, что к 2040 году в Стамбуле не будет проблемы воды. Наш дух проистекает оттуда. С подходом Народно-республиканской партии вода привозилась на танкерах. Мои бедные сограждане там сидели без воды. Тогдашний мэр со стороны НРП занимался тем, что обстреливал облака (чтобы вызвать дождь – В.К.). Потом он начал привозить воду из Яловы в танкерах. Этой воды было достаточно лишь для Куручешме».

В турецкую столицу Анкару от Партии справедливости и развития отправился Мехмет Озхасеки с поста министра градостроения, с опытом мэра крупного города Кайсери за плечами. Однако, это тот случай, когда возможны варианты. Его главным соперником является Мансур Яваш от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), перешедший к ним в прошлом от Партии националистического движения (ПНД).

Мансур Яваш — соперник для Мехмета Озхасеки более, чем достойный. Мансур Яваш — ветеран политики, бывший мэр города Бейпазары, даже заслуживший в прошлом множество различных званий и наград на этом посту. В их числе – «Лучший местный управленец» (2001 г.), «За защиту окружающей среды», «Мэр года» (2004 г.). На муниципальных выборах на пост мэра Анкары в 2014 году Мансур Яваш уступил победителю – Мелиху Гёкчеку от ПСР – лишь 1%: 43,82% против 44,82% соответственно, что, строго говоря, уже тогда было дискуссионно – разница укладывается в «погрешность измерения», когда борешься против кандидата от партии, имеющей в Турции практически неограниченный административный ресурс.

И совсем неочевидно, кто в этот раз выйдет в Анкаре победителем. Понятно, что ни при каких обстоятельствах, ПСР не должна отдавать оппозиции посты мэров ни Стамбула, ни Анкары. Поэтому вся Анкара увешана рекламой всех разновидностей Мехмета Озхасеки, рядом с которым, рука об руку, соседствует президент Р.Т.Эрдоган, призывающий за него проголосовать.

В отличие от них, Мансур Яваш представлен в рекламе намного более скромно. Рекламы – объективно мало. Слоган у Мансура Яваша, вроде как, даже, по турецким меркам, не слишком убедителен: он обыгрывает фамилию кандидата «Яваш-Яваш». То есть, «медленно-медленно», но верно к победе.

С другой стороны, в его пользу – довольно неубедительная деятельность бывшего мэра от ПСР на своем посту – Мелиха Гёкчека, который запомнился анкарцам бесконечными башенками с часами в английском стиле, расставленными по городу, и надземными переходами в виде ворот османского дизайна, которые анкарские пешеходы по назначению не использовали (ну нет у них привычки ходить сверху или снизу, если можно прямо по дороге, даже если она – скоростная).

Надо ли говорить, что ни башенки ни ворота абсолютно не вписываются в облик этого современного города, который получил столичный статус от самого М.К.Ататюрка. Основатель и первый президент Республики хотел, чтобы Анкара была современным и светским городом и вот что получается спустя всего несколько десятилетий после его смерти.

К увлечениям бывшего мэра Анкары М.Гёкчека стоит ещё добавить незавершенное строительство турецкого аналога Диснейленда (AnkaPark), которое лишь только недавно удалось разморозить, «пристроив» проект китайским инвесторам. Как ожидается, парк будет пущен в эксплуатацию весной этого года, однако, осадок у горожан от этого долгостроя остался. И, вообще, непонятно, окупится ли это мероприятие в условиях Анкары – пойдут ли на него горожане массово? Правда китайский инвестор обещает обеспечить приток китайских туристов в Анкару, однако, проблема заключается в том, что лишь один, пусть и большой, парк развлечений – слишком неубедительная причина для того, чтобы ехать в город, который нельзя считать пока интересным туристическим направлением.

Так что, интрига в Анкаре сохраняется, хотя с небольшим преимуществом наблюдателями победа отдается М.Озхасеки. Однако, легкой прогулки у него не будет.

Более того, невзирая на лидирование ПСР в центральной Турции и наличие политических тяжеловесов в рядах правящей партии, есть и у оппозиции и свои традиционные «вотчины». Главной из них является город Измир на Эгейском море, который, по этой причине, в Турции называют не иначе как «CHP kalesi» или «крепость НРП» (НРП – главная оппозиционная Народно-республиканская партия – В.К.).

На Измир Партия справедливости и развития делегировала ещё одного своего политического тяжеловеса – Нихата Зейбекчи, который на региональном уровне в прошлом успел побывать мэром города Денизли. Однако, в дальнейшем, Нихат Зейбекчи отправился в центр, став депутатом от города Денизли в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции, а, впоследствии, и министром экономики страны.

Процитируем в этой связи президента Р.Т.Эрдогана, который самым нелицеприятным образом отзывается об итогах деятельности Измирской мэрии под руководством Народно-республиканской партии. Что, к слову сказать, вряд ли справедливо: Измир – один из самых красивых, современных и удобных городов страны.

Но вот, как отзывается о нем турецкий лидер: «Сегодня Измирский залив пахнет. Нынешняя мэрия к его чистке и не приступала. К нам поступили интересные предложения по Халичу. (Мол) давайте мы превратим его в центр отходов. Будем оставлять здесь выработку от экскавационных работ, а в результате здесь может быть оползень, может случиться катастрофа. Мы установили контакты во многих местах, со множеством международных организаций. В конце концов, мы здесь все очистим, достаточно будет того, что вы поможете нам в плане вывоза скопившейся здесь грязи. В Алибейкёй была огромная каменоломня. Она была в непригодном состоянии. От Халича до того места – расстояние в 9,5 километров. При помощи насосной системы, мы откачали оттуда грязь и тину. Там был помощник генерального секретаря Управления по научным работам профессор доктор Адем Баштюрк. Он лично занимался этим вопросом. Здесь есть что-то очень распространенное, вроде марли. На этой марле скапливается тина. И грязная вода, которая из этого отжимается, с помощью других насосных систем, направляется снова в Халич».

Посмотрим, достаточно ли будет этой аргументации для того, чтобы поколебать позиции главной оппозиционной партии в самом светском (можно даже сказать – антирелигиозном и антиэрдогановском) городе Турции? Представляется, что, все-таки, нет. Пока Измир – это не «спорная» территория между ПСР и НРП. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что таких городов, как Измир, в Турции не так, чтобы уж очень много.

Переходим к прочим вопросам повестки дня, которых коснулся турецкий лидер. Понятно, что одной лишь внутренней повесткой, даже на муниципальных выборах, турецкого избирателя не взять. Всё-таки, каждый турок – не только горожанин, но ещё и геополитик. Как шутят в Турции, каждый турок знает, как управлять страной и футбольным клубом и охотно и квалифицированно на эти темы рассуждает.

В частности, особым образом, президент Р.Т.Эрдоган в своем выступлении коснулся вопроса строительства Канала «Стамбул». Как мы не раз уже писали, Канал «Стамбул» является главным мегапроектом для турецкого руководства сегодня, когда реализация других крупных проектов либо завершена, либо подходит к концу, либо инициирована и находится на этапе строительства. И, невзирая на наличие у проекта скептиков даже внутри страны, турецкое руководство, в лице, прежде всего, президента Р.Т.Эрдогана, продолжает этот проект настойчиво продвигать. В частности, проект Канала «Стамбул» включен во все основные стратегические документы страны, включая даже такие, как «Турция – 2023» и «Сто дней – 2». Эти планы предусматривают объявление торгов по Каналу «Стамбул» уже в течение этого года, которые будут предусматривать выбор инвестора, за которым и будет строительство и эксплуатация этого стратегического объекта.

Процитируем турецкого лидера: «Иншаллах, в течение этого года, мы объявим торги по Каналу Стамбул (заметим сдвижку по срокам: раньше планировалось сделать это до конца марта месяца – В.К.). Он принесет особое богатство нашему Стамбулу. Канал «Стамбул» подготовлен в качестве очень особенного проекта, прямо как Суэц или Панама. Это – замечательный проект. Поскольку этот проект будет реализовываться в соответствии с планом, он добавит нашему Стамбулу особую красоту».

И, разумеется, состояние турецкой экономики в 2019 году также не может не вызывать вопросов. Невзирая на то, что предыдущий год страна закрыла даже с ростом в 2,6% по ВВП и прогнозируется небольшой рост в текущем году, понятно, что экономика страны переживает один из своих самых трудных периодов, который сопровождается непривычным, за последние годы, для страны ростом инфляции, скакнувшими ценами, ростом безработицы, падением благосостояния и так далее. Покупательная способность населения резко упала, что создает атмосферу пессимизма.

Главный локомотив страны – строительно-подрядный сектор – заметным образом просел, ввиду отсутствия работы в стране, потянув за собой все смежные отрасли. Тот негласный экономический договор, который существовал между Партией справедливости и развития и населением, подошел к своей критической точке. И если нынешнему турецкому руководству его не удастся спасти, то можно будет уже говорить о полноценном начале заката нынешней турецкой власти. Поскольку именно экономика была тем фактором, который побуждал голосовать за президента Р.Т.Эрдогана и правящую Партию справедливости и развития ту часть населения, для которой их происламская идеология, в общем-то, и не была близка. Но когда твое благосостояние растет, с этим ещё можно как-то мириться. А если снижается, то начинают давать о себе знать и фундаментальные, идеологические противоречия.

Процитируем президента Турции: «Наконец, эти кризисы остались позади. Напротив, 2019 год станет годом прорыва, годом развития (Турции – В.К.) до ещё лучшего уровня. Нынешние данные указывают на то, что 2019 год будет годом мягкого восстановления. Наблюдается рост доходов от экспорта и туризма. Это — те статьи, которые обеспечивают основной рост (турецкой экономики; вообще говоря, раньше и внутреннее потребление в Турции было драйвером развития, однако, покупательная способность населения за последние несколько лет, особенно с лета 2018 года, заметным образом снизилась – В.К.). Начиная с апреля месяца, с нашими структурными реформами, мы укрепим этот процесс. Мы снизим дефицит по текущим операциям, увеличим производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Мы продолжим шагать уверенными шагами по пути увеличения благосостояния нашего народа. Негативными факторами, которые влияют на отрицательный баланс по текущим операциям, являются зависимости от нефти и проч. (энергоносителей и полезных ископаемых, которые в Турции отсутствуют – В.К.). Те шаги, которые мы предпринимаем в сфере оборонно-промышленного комплекса, указывают на разворот в сторону местного производства. Доходы от товаров ОПК в прошлом году составили приблизительно 2,5 млрд долларов. И чем дальше, тем больше будет этот рост. Если мы сейчас посмотрим на рынок капитала, то увидим, что приток, за первые два месяца года, составил 600 млн долларов. Восприятие инвесторов в настоящее время развивается в положительном направлении. Самым большим отрицательным фактором внутри страны является оппозиция. Они к этому стремятся (то есть, отрицательно повлиять на турецкую экономику изнутри – В.К.)».

Итак, подводим черту под выступлением президента Р.Т.Эрдогана перед турецкими СМИ. Отметим, что он осознает всю шаткость позиций ПСР на предстоящих муниципальных выборах, оттого сам, столь сильно, подключился к избирательной кампании. Судя по накалу его участия, можно подумать, что речь идет не о местных выборах, а о президентских или парламентских выборах. Что ещё фундаментально отличает эти выборы от всех предыдущих, это то, что начисто отсутствуют публикации рейтингов популярности различных политических партий – соцопросы и анализы мозговых центров. Причем, сам президент Р.Т.Эрдоган говорит об этом таким образом, что рейтингам нельзя доверять, а оттого они, в этот раз, и не публикуются, поскольку девальвировали себя в прошлом. Это прочитывается однозначно – хороших новостей для ПСР нет. А публиковать заказные рейтинги – себе дороже, больше споров вызовет. Турецкая оппозиция сейчас имеет идеальную возможность для того, чтобы пустить корни и укрепиться на региональном уровне. Однако, слабость оппозиционных движений и их лидеров уже спасали ПСР в прошлом и, есть подозрение, что и в этот раз оппозиция сделает все от себя зависящее, чтобы не воспользоваться благоприятным моментом. Как бы то ни было, до выборов остаются считанные дни и все партии уже собирают камни. Остается лишь дождаться итогов выборов 31 марта и прокомментировать их.

62.86MB | MySQL:102 | 0,493sec