О значении китайско-пакистанских военных разработок для развития военно-политического и военно-технического сотрудничества Пакистана и Малайзии

Как сообщают СМИ КНР, в рамках торжественных мероприятий, посвященных дню образования Пакистана, а именно в воздушной части парада над Исламабадом принимала участие пилотажная группа «Первое августа» ВВС НОАК (в составе шести самолетов). Китайские пилоты в течение 16 минут демонстрировали широчайшему кругу зрителей возможности легких истребителей «Цзянь-10А», принадлежащих к поколению 3+.

Демонстрационную программу наблюдали высокопоставленные военные делегации из Азербайджана, Королевства Саудовская Аравия, Турецкой Республики и других мусульманских государств.   Следует отметить, что на вооружении ВВС НОАК уже поступают истребители в модификации «Цзянь-10С», которые по своим тактико-техническим характеристикам можно отнести к поколению 3++.

После выступления китайской пилотажной группы, возможности легкого истребителя китайско-пакистанской разработки JF-17 «Гром» (совместное производство Pakistan Aeronautical Complex и Chengdu Aircraft Corporation) продемонстрировал один из летчиков ВВС Пакистана.  К настоящему моменту на вооружении пакистанских военных находится уже более 100 таких боевых самолетов. Так, в середине марта на вооружение была принята очередная партия в количестве 16 истребителей JF-17 Block II, т.е. производственный план на текущий год полностью выполнен, тогда как в 2020 г. ВВС Пакистана получат еще 19 боевых машин в такой модификации.

По данным обозревателей некоторых китайских военно-политических изданий, в 2021 и 2022 гг. китайские и пакистанские самолетостроители изготовят 28 истребителей в модификации JF-17 Block III, которая, скорее всего, будет оснащена новейшей радиолокационной станцией с активными фазированными антенными решетками с охлаждением воздушного типа под обозначением LFK-601E.

По информации китайского специализированного военно-технического издания, данная разработка выполнена сотрудниками 607-ого НИИ Китайской авиационной промышленной корпорации (также известен как НИИ электронной техники Лэйхуа) и впервые была представлена на выставке вооружений и военной техники ВВС в г.Чжухай (ноябрь 2018 г.). Китайские специалисты полагают, что рассматриваемая РЛС с АФАР позволит пилотам обнаруживать воздушные цели на дальности до 170 км, крупноразмерные надводные цели на дальности до 220 км, а наземные цели на дальности до 300 км. Вероятно, РЛС будет одновременно сопровождать до 15 воздушных наиболее опасных целей и позволит обстреливать 4 из них.

 

Примечательно, что одним из гостей торжественных мероприятий по случаю празднования независимости Пакистана стал премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад (находился с официальным визитом в период с 21 по 24 марта 2019 г.), который самым внимательным образом наблюдал за демонстрационными полетами как «Цзянь-10А», так и JF-17 и одновременно обсуждал с премьер-министром Пакистана Имран Ханом представленную боевую технику. После торжественных мероприятий, руководители Пакистана и Малайзии прибыли на близлежащую авиационную базу для ознакомления с истребителями JF-17 Block II. Китайские обозреватели отмечают, что премьер-министр Имран Хан сопровождал М.Мохамада до места стоянки истребителей и ожидал завершения ознакомительной беседы  руководителя Малайзии с боевыми летчиками.

Внимание китайских специалистов к данному моменту военно-политических отношений официальных Куала-Лумпура и Исламабада объясняется тем, что ранее Имран Хан практически не посещал военные объекты и не сопровождал высокопоставленных гостей в ходе подобных экскурсий, поскольку это прерогатива начальника Генерального штаба ВС генерала Камера Дажведа Баджвы.

Известно, что ВВС Малайзии обратили внимание на китайско-пакистанскую разработку после воздушных боев между ВВС Пакистана и Индии, которые имели место 26 и 27 февраля 2019 г. По данным китайских источников, малазийские военные наблюдали демонстрационные полеты JF-17 еще в 2016 г. на одной из выставок вооружений в странах Персидского залива, однако, по неизвестным причинам, знакомство с самолетом не было продолжено.

В настоящее время ВВС Малайзии находятся в состоянии выбора нового легкого истребителя, который позволит поддержать боеготовность подразделений, укомплектованных устаревшими двухмоторными истребителями F-5, F/A-18D Hornet и МиГ-29. Если первая  модель истребителя не подлежит модернизации, то американский F/A-18D и российский МиГ-29 вполне подлежат капитальному ремонту с последующей модернизацией и продлением срока службы.

Известно, что еще в 2015 г. ВВС Малайзии объявили о начале программы «Многофункциональный боевой самолет» (англ. аббревиатура MRCA), согласно которой было запланировано приобретение 18 тяжелых истребителей. Участие в данном тендере принимают F/A-18 E/F Super Hornet, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и SAAB JAS-39 Gripen. Однако, после анализа ситуации с летной готовностью самолетов и перспективным ростом размера затрат на замещение выбывающей техники (необходимо 36 самолетов) специалисты ВВС Малайзии обратили внимание на более легкие двухдвигательные боевые самолеты, а именно на F/A-50 (пр-во Korea Aerospace Industries) и Tejas (пр-во Hindustan Aeronautics Ltd).  На определенном этапе ВВС Малайзии даже рассматривали возможность закупки партии российских Як-130, однако позднее отказались от приобретения данных машин.

После воздушных боев между ВВС Пакистана и Индии военно-политическое руководство Малайзии обратило внимание и на JF-17 BlockII и, по данным китайских источников, рассчитывает приобрести, около 12 истребителей в данной модификации и еще 24 боевых машины в модификации Block III. Основным положительным свойством JF-17, которое находится на поверхности, является его стоимость, которая в зависимости от модификации находится в пределах от 25 до 30 млн долл. США за единицу. Для сравнения, ВВС Нигерии приобрели три подержанных истребителя JF-17 BlockI у Пакистана менее чем за 20 млн долл. США.

Конечно, кроме цены JF-17 обладает некоторыми преимуществами, которые можно определить в процессе сравнения тактико-технических характеристик с возможностями F/A-50 и Tejas. (Табл.1)

Таблица 1

Сравнительные тактико-технические характеристики истребителей F/A-50 Tejas и JF-17

Характеристика/модель F/A-50 Golden Eagle Tejas JF-17
Длина (м) 13,14 13,2 14
Размах крыла (м) 9,45 8,2 9,45
Высота (м) 4,82 4,4 4,77
Масса номинальная (кг) 6470 6560
Максимальная взлетная масса (кг) 12300 13300 (14500) 12700
Масса боевой нагрузки (кг) 4500 3500 3800
Масса топлива (л) 2655 2458 2300
Двигатель F404-GE-102 F404-GE-IN20 РД-93
Максимальная скорость (км/ч) 1837,5 2376 2279
Крейсерская скорость (км/ч) 1593 1990
Дальность полета (м) 1851 1750 (3000) 2500(3500)
Практический потолок (м) 14630 (16764) 15000 16500
Возможность установки подвесного топливного бака есть есть есть
Количество ПТБ 1 1 2(3)
Емкость (л) 568 800
Вооружение
Авиационная пушка 1 1 1
Калибр (мм) 20 23 23
Ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9M,L,S,P Derby

Python-5

Р-73

РР-77

PL-5EII

PL-10

PL-15

SD-10

Ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick Х-59 CM-400AKG
Ракеты класса «воздух-корабль» нет Х-31 (вероятно)

Х-35 (вероятно)

C-802A
Авиационные бомбы Mk82, 83, 84,

CBU-105

CBU-58/B

GBU-38/B JDAM

LAU-3, 68

ОФАБ-100-120

ОФАБ-250-270

РБК-500

КАБ-1500Л

LT-2,3

LS-6

Takbir

 

В дополнение отметим, что китайские и пакистанские специалисты достаточно активно работают над совершенствованием всех элементов самолета, при этом должное внимание уделяется авиационным средствам поражения, которые позволяют данному самолету поражать воздушные, надводные, наземные цели.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в настоящее время на территории Пакистана проходит летную проверку второй истребитель JF-17B, который оснащен двухместной кабиной, что позволяет использовать его в качестве самолета для командира подразделения (полк) или же для подготовки молодых или переподготовки действующих летчиков с других типов самолетов. Вполне вероятно, что после визита премьер-министра Махатхира Мохамада в Пакистан и подписания пакета соглашений о сотрудничестве в некоторых сферах экономики (сельское хозяйство, автомобилестроение) китайские и пакистанские самолетостроители смогут победить в тендере ВВС Малайзии и докажут что продукция ОПК Индии, выпускаемая по программе «Сделано в Индии» не конкурентоспособна.

52.02MB | MySQL:104 | 0,817sec