Алжирская армия пытается спасти правящий режим

26 марта начальник штаба  Вооруженных сил Алжира генерал Ахмед Гаид Салах открыто призвал отправить действующего президента АНДР Абдельазиза Бутефлику в отставку по причине его недееспособности. Именно так восприняли в Алжире его заявление, в котором он призвал применить на практике статью 102 Конституции, в которой прописана передача власти на срок до 90 дней спикеру верхней палате парламента на случай признания неспособности главой государства исполнять свои должностные обязанности.

По словам Ахмеда Гаида Салаха, «Ситуация в нашей стране характеризуется мирными народными маршами, организованными по всей ее территории с рисками того, что этим воспользуются стороны, враждебные Алжиру. В этих условиях стало необходимым принять решение о выходе из кризиса, отвечающее законным требованиям алжирского народа и гарантирующее соблюдение положений Конституции и сохранение государственного суверенитета. Это решение способное привести к единодушному консенсусу по всем вопросам».

Высокопоставленный военный особо предостерег «деструктивные» силы как внутри страны, так и за ее пределами: «Несмотря на мирный характер и гражданственность этих маршей, демонстрирующих величие алжирского народа, его совесть и зрелость среди других наций, наша обязанность состоит в том, чтобы подчеркнуть, что эти марши могут быть использованы враждебными и злонамеренными сторонами как изнутри, так и извне, использующими сомнительные маневры по подрыву стабильности страны. Гнусные замыслы, которые этот сознательный и пробужденный народ сумеет подорвать».

Иными словами, это предупреждение тем, кто попытается замахнуться на алжирскую власть.

По его мнению, «для того, чтобы не допустить сползания нашей страны в ситуацию неопределенности, все должны работать во имя патриотизма, отдавая предпочтение высшим интересам страны, чтобы в ближайшем будущем найти выход из кризиса».

Завершая свою речь, Ахмед Гаид Салах обещал обеспечить в этих условиях защиту «национального суверенитета от любых возможных рисков или опасностей и не позволит никому уничтожить построенное алжирским народом».

Данное выступление он сделал в Уаргле, когда он совершил рабочую и инспекционную поездку в 4-й военный район.

Таким образом, генерал фактически выступил от имени участников массовых протестов, требующих ухода Бутефлики.

Цель – по мнению лидеров протестующих – не просто вывести страну из тупиковой ситуации, в которой она находится, а сохранить действующий правящий режим.

Подобное поведение неудивительно – к такому «выходу на сцену» генерал готовился как минимум последние полтора года. Пользуясь своим служебным положением, он поддерживал особенно тесные контакты со своими подчиненными на местах, с которыми он проводил регулярные заседания и встречи, интенсивность которых давно вызывала подозрительность у окружения Бутефлики.

Неделей ранее он, по сути, бросил открытый вызов президенту, фактически, выступив в своем заявлении на стороне протестующих. А его завершающий удар 26 марта стал логическим завершением его мартовского политического дрейфа в сторону оппозиции, когда он ощутил рост ее влияния.

Таким образом, в этих словах можно усмотреть откровенное стремление армейского руководства контролировать процесс передачи высшей власти в стране.

Его действия также вызвали серьезное разделение и среди политических представителей правящего режима. Одним из самых зловещих индикаторов для него стала поддержка Ахмеда Гаида Салаха со стороны руководства второй по значимости «партии власти» в лице RND (Национального демократического объединения), возглавляемого бывшим премьер-министром АНДР Ахмедом Уяхья. Его лидеры призвали Абдельазиза Бутефлику уйти в отставку с поста президента республики.

Между тем, произошедшее придало дополнительный импульс протестам. Ведь с точки зрения протестующих, заявление Ахмеда Гаида Салаха демонстрирует обрушение одной из двух несущих конструкций власти и ее представители пытаются в таких условиях спасти ее генеральским маневром.

Один из видных участников протеста, адвокат Мостефа Бушачи, считает, что предложение начальника штаба армии направлено на «аборт мирного восстания» и на сохранение правящего режима «по закону».

И его действия нельзя назвать путчем, поскольку он действует действительно сугубо в рамках Конституции.

Не случайно, что и большинство других протестующих, многие из которых открыто добиваются уже не только ухода Бутефлики, но и демонтажа действующего политического режима, выражает скепсис по отношению к инициативе генерала.

По их общему мнению, статья 102 Конституции должна была применяться год, а то и два назад, поскольку уже тогда президент Бутефлика не мог управлять страной. Сегодня нет никакой логики для такого подхода. Народное движение требует ухода не только Бутефлики, но и всех участвующих в управлении Алжиром. Необходимо уважать волю народа, который хочет честного демократического перехода.

Например, представитель проберберского Фронта социалистических сил, бывший депутат Джамель Зенати, заметил: «применение статьи 102 не решает проблему. В своем выступлении начальник штаба, по-видимому, беспокоится о соблюдении Конституции. Но почему-то он не возражал против трех заявок Бутефлики на президентский пост, не соответствующих Конституции. Почему он не отреагировал на отмену президентских выборов, не соответствующих Основному закону. Почему он согласился на продление нынешнего мандата президента, также не соответствующего Конституции. Эта несвоевременная приверженность соблюдению Конституции, по крайней мере, является подозрительной. Что касается применения статьи 102, то этот вариант далеко не является решением или даже началом решения. Оно направлено на то, чтобы система могла регенерироваться. Это ловушка. Он пытался пожертвовать Бутефликой, чтобы спасти все остальное. Он должен объяснить, почему он поддержал пятый срок для Бутефлики, зная, что состояние здоровья уходящего президента было примерно таким же, как и сегодня».

Представитель леволиберальной партии RCD («Объединение за культуру и демократию») Ясин Аиссауи охарактеризовал действия генерала как «переворот против народа. Ахмед Гаид Салах участвует в наших бедах, он не может быть решением проблемы. Он хочет, чтобы в рамках одной и той же системы были переданы властные полномочия. Мы же требуем демократического перехода, который бы заложил фундамент нового Алжира».

Суфиан Джилали, глава партии Jil Jadid охарактеризовал заявление Ахмеда Гаида Салаха «выигрышем протестующих. Но праздновать победу рано. Мы призываем к настоящему переходу, который должны осуществить в виде подлинных демократических выборов».

«Исламист в законе», глава третьей по значимости парламентской партии MSP («Движение общества за мир») Абдерразак Макри, ранее неоднократно призывавший военных вмешаться, заявил, что «армия просто должна сопровождать политический процесс, но не руководить им. Только лишь статья 102 не позволит осуществить реформы и демократический переход, а также провести транспарентные выборы. Поэтому мы считаем необходимым, чтобы военное учреждение должно просто поддержать этот процесс для достижения политического решения и национального консенсуса, чтобы сохранить республиканский характер государства. Мы также подчеркиваем необходимость принятия дополнительных мер для удовлетворения требований народа в случае применения статьи 102. Предложения оппозиции также должны приниматься во внимание до объявления вакансии должности президента республики с учетом заявленных пожеланий: учреждение Независимого органа по проведению выборов и пересмотр закона О выборах; скорейшее принятие указов, освобождающих политическую деятельность и закрепляющих свободу правосудия, а также защиту богатства страны.Мы также призываем к продолжению мирной мобилизации населения вплоть до удовлетворения требований народа».

В свою очередь, другой видный оппозиционер, Зубида Ассуль, подчеркнул: «мы отвергаем генеральский вариант. Не в прерогативах начальника штаба и заместителя министра обороны проводить политику, он не должен вмешиваться в политические решения, тем более, что он лишь является заместителем министра обороны. Слова начальник штаба выводят на то, что при реализации 102 статьи Конституции и отставки президента Бутефлики, в этом случае должны собраться Конституционный совет и парламент, чтобы законодательно провести процесс транзита власти. Но парламент, возглавляемый президентом, являющийся плодом переворота, не заслуживает доверия, он не имеет народной легитимности. Предложение Гаида Салаха нацелено на спасение системы».

Другой видный оппозиционер Ахмед Адими от партии Talaie El Hourriyet, называет заявление Ахмеда Гаида Салаха «приманкой, если мы согласимся на временную передачу власти как спикеру верхней палаты Абделькадеру Бенсалаху. Ее принятие будет означать наше полное поражение, как будто мы ничего не делали против злоупотреблений режима. Наиболее подходящим решением в этом случае является его отставка со своего поста и временное назначение независимой политической личности на пост президента от «третьей» силы на время до проведения независимых транспарентных демократических выборов. А для проведения выборов необходимо создать нейтральное правительство».

Таким образом, большинство протестующих уже неспособны удовлетвориться запоздалыми действиями генерала Ахмеда Гаида Салаха по спасению действующего режима.

Вопрос, чем ответит алжирская власть теперь, в случае продолжения выступлений ее противников.

62.84MB | MySQL:102 | 0,501sec