Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12 – 18 февраля 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили на палестинских территориях и в Ираке. На палестинских территориях официально начался процесс формирования правительства национального единства. В Багдаде войска США и иракские правительственные силы продолжали крупномасштабную операцию с целью улучшения ситуации в сфере безопасности в городе.

В период с 11 по 13 февраля президент России В. Путин впервые посетил с официальными визитами Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию. В Иордании В. Путин имел также встречу с главой ПНА М. Аббасом. В ходе визитов обсуждались вопросы расширения двустороннего сотрудничества РФ с арабскими странами в политической, экономической, гуманитарной и военно-технической областях. Подписано несколько соответствующих соглашений. В целом итоги поездки главы российского государства свидетельствуют о наличии потенциала для дальнейшего развития многоплановых связей России с арабскими странами. В частности, глава МИД Саудовской Аравии С. аль-Фейсал заявил, что «не имеется препятствий для кооперации между двумя странами во всех областях, включая вооружения и ядерную энергию».

15 февраля премьер-министр палестинского правительства И. Хания ушел в отставку и в тот же день глава ПНА М. Аббас поручил ему формирование нового, коалиционного кабинета министров. Согласно достигнутым договоренностям в нем 9 постов получат сторонники ХАМАСа, 6 постов – сторонники ФАТХа, а 4 министерских кресла предложены другим палестинским партиям и организациям. Официально на создание нового правительства отводится пять недель. Вместе с тем, США и Израиль подтвердили свое решение не признавать коалиционный кабинет, если он не выполнит требования международной «четверки» по ближневосточному урегулированию (РФ, США, ЕС, ООН), а именно не признает Израиль и ранее подписанные палестино-израильские соглашения, не откажется от насилия. Со своей стороны, М. Аббас настаивает на необходимости поддержки создаваемого кабинета международным сообществом. Аббас также заявил, что у него в Мекке не было другого выхода кроме подписания соглашения с ХАМАСом, чтобы прекратить разраставшееся силовое противостояние между двумя движениями, хотя в достигнутой договоренности не содержится прямых указаний на необходимость признания Израиля и отказа от насилия. Ранее, официальный представитель ХАМАСа сообщил, что мекканское соглашение никоим образом не повлияет на позицию исламистов, а новое правительство не признает Израиль. «ХАМАС остается самим собой и сохраняет свои ценности».

18 февраля госсекретарь США К. Райс имела встречи с руководителями Израиля и Палестины, в ходе которых обсуждались вопросы палестино-израильского урегулирования. На 19 февраля намечена трехсторонняя встреча Аббаса, Ольмерта и Райс.

На минувшей неделе глава правительства Израиля посетил Турцию, где обсуждал с руководством этой страны вопросы, связанные с ядерной программой Ирана и арабо-израильского урегулирования. В заявлении по итогам визита Ольмерт сказал, что Израиль желает мира с Сирией, но одновременно требует от Дамаска прекращения поддержки терроризма.

14 февраля премьер-министр Ирака Н. аль-Малики официально объявил о ведении в действие плана по установлению безопасности в стране, хотя фактически к его реализации в Багдаде американские и иракские войска приступили еще на прошлой неделе. Этот документ предусматривает в первую очередь установление твердого порядка в Багдаде. Аль-Малики утверждает: разработанный им план, одобрен всеми религиозными и этническими группами страны. Однако с этим не согласны многие суннитские арабские политики, считающие, что проводимые силовые акции направлены преимущественно против суннитских повстанцев.

На сегодняшний день в Багдаде уже сосредоточено ок. 85 тыс. американских и иракских военнослужащих и полицейских, которые при поддержке боевой авиации США проводят зачистки в различных районах города, включая суннитский Ад-Дора и шиитский Садр Сити. В столице установлено много новых блокпостов, тщательно проверяется автотранспорт и т. п. По заявлению американского командования, войска при проведении операции не встречают сильного сопротивления со стороны боевиков. Иракское военное командование сообщило, что за последние дни в столице уровень насилия снизился на 80%. Об успехах в Багдаде аль-Малики поспешил «отрапортовать» президенту США Дж. Бушу. В то же время госсекретарь К. Райс, посетившая иракскую столицу 17 февраля, более сдержанно оценивает ситуацию, заявив, что успех операции «будет во многом зависеть от того, как иракское правительство сможет воспользоваться снижением уровня насилия в стране». Не очень оптимистично настроены и многие эксперты, которые утверждают, что значительная часть суннитских и шиитских боевиков, не желая нести неоправданные потери, просто затаилась, «легла на дно» на время проведения очередной, хотя и более масштабной, чем прежние, войсковой операции в столице. Более того, последние крупные теракты в Багдаде показывают, что меры, принимаемые против боевиков и террористов, не эффективны.

Одновременно с действиями в Багдаде британские и иракские войска начали операцию против антиправительственных вооруженных формирований и криминальных группировок в крупнейшем городе иракского юга — Басре. В рамках ужесточения мер безопасности иракские власти временно закрыли границы с Ираном и Сирией.

17 февраля Палата представителей американского Конгресса выразила вотум недоверия иракской политике Дж. Буша, однако в Сенате сторонникам главы Белого дома удалось заблокировать принятие аналогичной резолюции.

Президент США Д. Буш 15 февраля сообщил о новом плане американской администрации по оказанию помощи Афганистану в борьбе с вооруженной оппозицией, международными террористами, в построении «стабильного, умеренного демократического государства». В первую очередь, США и их союзники планируют помочь кабульскому правительству увеличить и укрепить национальные силы безопасности: к 2008 г. численность афганской армии намечено увеличить с 32 до 70 тыс. чел., а полиции – с 61 до 82 тыс. чел. Будут созданы специальные подразделения по борьбе с наркотиками, усилена охрана границы. В армии сформируют подразделения войскового спецназа, усилят органы военной разведки, повысят возможности сил боевого и тылового обеспечения. Буш призвал союзников США усилить военное присутствие в Афганистане, при этом сами американцы дополнительно направят в эту страну 3,2 тыс. военнослужащих. Более значительная помощь обещана в деле восстановления и развития афганской экономики. США также станут активнее содействовать борьбе с местным наркобизнесом. Американцы и их союзники помогут афганскому правительству в деле борьбы с коррупцией в национальной судебной системе. Продолжится оказание помощи Пакистану, в т. ч. поставками вооружения и оказанием содействия в усилении охраны границы с Афганистаном. Для реализации намеченных в Афганистане планов, Белый дом намерен запросить у Конгресса на ближайшие два года сумму в 1,8 млрд долларов.

А. А. Велаяти – спецпредставитель и советник духовного лидера и главы Ирана аятоллы Хаменеи – считает, что в Тегеране могут рассмотреть вопрос о возможной временной приостановку работ по обогащению урана. Ранее о готовности изучить такой вариант заявил представитель МИД ИРИ. В то же время подобные заявления вовсе не означают, что иранское руководство отказывается от права на реализацию своей ядерной программы, в т. ч. на обогащение урана. Более того, Иран не намерен выполнять требования резолюции Совета Безопасности ООН (23.12.06 г.), срок действия которой истекает 21 февраля. В то же время в Тегеране заявляет о своей готовности возобновить переговоры по атомной проблеме и принять такие международные предложения, которые обеспечат ИРИ полноценное развитие мирных ядерных технологий.

Между тем страны Запада продолжают принимать меры по реальному введению санкций в отношении Ирана, предусмотренных резолюцией СБ ООН. Так, главы внешнеполитических ведомств стран Евросоюза 12 февраля обязались предпринять необходимые шаги для исполнения международных санкций, в т. ч. соблюдать запрет на передачу ИРИ технологий, материалов и оборудования, которые могут быть использованы в иранской ядерной программе. В то же время в ЕС считают, что применение санкций в конечном итоге не сможет помешать Тегерану создать собственное ядерное оружие. Санкции в отношении Ирана ввело 15 февраля правительство Японии. США расширяют списки иранских фирм и лиц, финансовые счета которых замораживаются, а деловая активность с ними прекращается.

На прошедшей неделе секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана А. Лариджани посетил Саудовскую Аравию, где провел переговоры по ситуации на Ближнем Востоке и вопросам, касающимся ядерной программы ИРИ. Как известно, в Эр-Рияде опасаются усиления иранской активности в регионе и ядерных амбиций Тегерана. При этом саудовцы стремятся договариваться с Ираном о совместных шагах по ослаблению религиозного противостояния между суннитами и шиитами в арабских странах, в частности, в Ливане, где подобные совместные усилия помогают удерживать конфликтующие стороны от эскалации насилия.

Президент Сирии Б. Асад 17-18 февраля находился с визитом в Иране. Руководители двух стран заявили о своем несогласии с политикой США на Ближнем Востоке и намерении укреплять взаимодействие между ними в различных областях.

В Бейруте 14 февраля прошел массовый митинг, посвященный памяти убитого в 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири. В своих выступлениях видные деятели правящей коалиции (В. Джумблат, С. Джааджа») в резкой форме обвиняли Сирию и ливанскую оппозицию, прежде всего, шиитское движение «Хизбалла» в срыве процесса политического урегулирования. В то же время сын Р. Харири – Саад – призвал ливанцев к диалогу и национальному согласию. Благодаря мерам, принятым как властями, так и руководителями ведущих политических партий и движений столкновений между сторонниками правящей коалиции и оппозиции не произошло.

Лидер «Хизбаллы» Х. Насрулла заявил, что не простит ливанским властям недавней конфискации грузовика с оружием, предназначенного для его организации. Насрулла также особо подчеркнул, что в распоряжении «Хизбаллы» имеется большое количество различного вооружения, которое исламисты имеют право применять против Израиля.

15 февраля на франко-африканском саммите в Каннах президенты Судана, Чада и Центрально-Африканской Республики договорились о взаимном отказе от поддержки любых повстанческих сил, действующих на территории этих трех стран. При этом Судан, Чад и ЦАР намерены взаимно уважать суверенитет друг друга, расширять взаимное сотрудничество, сотрудничать с ООН и Африканским союзом (АС) в деле урегулирования внутренних конфликтов. Вместе с тем, президент Судана О. аль-Башир вновь отказался от ввода в западносуданский регион Дарфур сил ООН, заявив, что миротворцы должны оставаться под руководством АС, а ООН будет играть «техническую и логистическую роль».

Власти Египта на минувшей неделе арестовали ок. 80 активистов крупнейшей и наиболее влиятельной силы оппозиции — официально запрещенной «Ассоциации братьев-мусульман», обвинив ее в попытке провести незаконные шествия своих сторонников в черной униформе и с холодным оружием в ряде городов страны. Исламистам также предъявлено обвинение в незаконном распространении антиправительственной литературы. Недавно президент АРЕ Х. Мубарак заявил, что «братья-мусульмане» угрожают национальной безопасности страны, т. к. проповедуют религиозные методы в политике. Руководство же «братьев» считает, что репрессивными мерами правительство пытается ослабить их перед намеченными на апрель с. г. выборами в верхнюю палату парламента – Консультативный совет.

Приложение

Основные антиправительственные вооруженные группировки в Афганистане

В настоящее время к основным силам, ведущим вооруженную борьбу с афганским правительством во главе с президентом Х. Карзаем, относятся: радикальное исламистское движение «Талибан», группировка Дж. Хаккани, «Хизб-и-Ислами» и боевики международной террористической сети «Аль-Каида», которые оказывают содействие талибам. Имеется информация, что талибы по ряду вопросов также координируют свои действия со сторонниками Хаккани и «Хизб-и-Ислами». Наиболее активно антиправительственные вооруженные группировки действуют на востоке и юго-востоке страны. В последнее время происходит постепенное расширение зон боевых и террористических акций со стороны противников режима президента Х. Карзая и иностранного военного присутствия в Афганистане. В 2006 г. незаконные вооруженные группировки значительно усилили свою активность. Отмечается и рост численности боевиков. В их рядах наряду с афганскими гражданами воюют выходцы их Узбекистана, Чечни, Турции, арабских стран, Кашмира. Своего рода тыловой базой афганской вооруженной оппозиции остаются приграничные районы соседнего Пакистана, в первую очередь т. н. «свободная зона племен» и особенно провинция Северный Вазиристан.

По информации командования ВС США в Афганистане, только в декабре 2006 г. интенсивность нападений талибов возросла в два раза. Число терактов, совершенных боевиками-смертниками, увеличилась с 27 в 2005 г. до 139 в 2006 г., а количество нападений с использованием взрывных устройств – с 783 до 1677. Число нападений на коалиционные силы выросло с 1077 до 2890, а на афганские правительственные войска – с 830 до 3549. Отмечается, что боевики, особенно талибы, стали чаще проводить более сложные боевые операции, лучше координировать действия своих отрядов. И все это в условиях, когда силы США, НАТО и афганской армии осуществляют больше операций против незаконных вооруженных формирований.

Наиболее мощной и боеспособной силой являются вооруженные отряды движения «Талибан». По оценкам зарубежных экспертов, их выучка и организация вполне соответствуют требованиям ведения ассиметричной войны. Талибы хорошо освоили и успешно применяют многие формы и методы партизанских действий, используемые боевиками и террористами в Ираке и Чечне, умело используют в своих интересах ошибки и недостатки в деятельности кабульского правительства и международных коалиционных сил.

Движение «Талибан» представляет собой «сетевую» организацию, базирующуюся на традиционных связях с пуштунскими племенами. Каждая «ячейка» сети имеет свой тип организации. Общее руководство движением, в т. ч. боевыми операциями на афганской территории, осуществляется из двух центров (Советов Шуры) на территории Пакистана: в Кветте и Пешаваре. Более влиятельным и сильным является руководство в Кветте. В его число входит и лидер талибов мулла Омар. В то же время многие полевые командиры действуют вполне самостоятельно и не всегда выполняют указания вышестоящих руководителей. Общая численность талибских боевиков оценивалась американским военным командованием в Афганистане в сентябре 2006 г. в 4-5 тыс. человек. Представитель руководства движения заявил в феврале с. г. о готовности к весеннему наступлению 10 тыс. человек. Доставка оружия и боеприпасов из-за рубежа осуществляется через границу с Пакистаном, для чего широко используются возможности пуштунских племен по обе ее стороны. На сегодняшний день талибы сохраняют контроль над обширными районами провинций Гельманд, Кандагар, Пактия, Нангархар. Кунар. Нуристан, Урузган. Во многих районах этих провинций власти контролируют лишь крупные города и прилегающие к ним районы. Отметим, что талибы пользуются поддержкой или сочувствием со стороны части (причем порой значительной) афганского населения, как сельского, так и городского. У многих боевиков имеются родственники и друзья среди местных жителей, в т. ч. служащие в правительственной армии и полиции.

Руководство «Талибана» отчетливо понимает, что военная слабость движения не позволяет достичь прямого военного успеха над силами международной коалиции. В этой связи боевики широко используют такие приемы борьбы как частые нападения на противника небольшими группами, что заставляет его быть в постоянном напряжении. Характерным приемом является устройство засад. Все более широко применяются различные виды взрывных устройств, как самодельных, так и промышленного изготовления, которые, в частности, активно применяются для минирования дорог. Интенсивно ведется подготовка террористов-смертников, чьи акции становятся все более частыми. Талибы также стремятся изолировать военнослужащих коалиционных сил от местного населения. Постоянным нападениям подвергаются афганские правительственные войска и полиция, гражданские объекты – школы, больницы, различные официальные учреждения, восстанавливаемые объекты экономической инфраструктуры и т. п. Нередки случаи индивидуального террора (убийства, похищения) в отношении представителей власти, интеллигенции, да и рядовых граждан, запугивание религиозных и племенных лидеров. Регулярным нападениям подвергаются работники международных и местных гуманитарных организаций. Таким путем талибы стремятся не допустить стабилизации обстановки в стране, ослабить позиции кабульских властей, поддерживать обстановку неуверенности и страха. В последнее время отряды талибов все чаще стали проводить операции по захвату и удержанию городов, вести прямые боевые действия против иностранных войск и афганских правительственных сил. Значительное внимание уделяется талибским руководством организации и ведению информационной войны с использованием печати, электронных СМИ, интернета.

Группировка «Хизб-и-Ислами» во главе с Г. Хекматиаром участвовала еще в боевых действиях против советских войск в Афганистане. В настоящее время она, оценочно, насчитывает 300-400 боевиков, однако имеет возможности для наращивания своих отрядов. Сторонники Хекматиара поддерживают тесные связи с «Аль-Каидой», которая участвует в подготовке кадров для «Хизб-и-Ислами» и оказывает ей финансовую помощь. Целью группировки является создание в Афганистане исламского государства. Боевики группировки действуют главным образом на северо-востоке страны в провинциях Нангархар, Нуристан, Кунар, и Лагман. Отдельные акции отмечались в других провинциях. Боевики «Хизб-и-Ислами» действуют в основном против иностранных войск, причем довольно часто проводят сложные операции. Нападения совершаются также на офисы и представителей гуманитарных и других неправительственных организаций, подразделения правительственных сил безопасности. Часто боевики Хекматиара нападают на конвои иностранных и правительственных войск на дорогах, используя для этого как взрывные устройства, так и реактивные снаряды.

Организация во главе с Д. Хаккани (бывшим министром в талибском правительстве до 2001 г.) действует главным образом в восточных провинциях Хост и Пактия и выступает за предоставление им более широкой автономии. Она включает в себя несколько группировок исламистских боевиков, состоящих из местных жителей и иностранцев. Сотрудничает с «Хизб-и-Ислами» и «Аль-Каидой», пользуется поддержкой пакистанских исламистов и части племенных вождей пакистанских провинций Северный и Южный Вазиристан. Боевики Хаккани чаще всего действуют путем минирования дорог, нападают на правительственные и иностранные войска, а также совершают похищения политических деятелей, которые считаются соперниками Хаккани в регионе.

«Аль-Каида» в целом ряде случаев вступает в роли координатора действий афганской вооруженной оппозиции, оказывает ей помощь путем вербовки иностранных боевиков, подготовки военных и идеологических кадров, поставками оружия, предоставлением финансовых средств. Число боевых и террористических акций, совершаемых собственно боевиками «Аль-Каиды» в Афганистане, сравнительно невелико.

В целом усилившаяся в 2006 г. боевая и террористическая деятельность вооруженной оппозиции серьезно подрывает усилия афганского правительства и международных организаций в деле восстановления страны, стабилизации внутриполитической обстановки, снижает и без того не очень высокое доверие населения к кабульскому правительству. Вооруженные формирования исламистской оппозиции в состоянии еще в течение длительного времени вести партизанскую войну против коалиционных сил и афганской правительственной армии, препятствуя тем самым продвижению страны по пути государственного и экономического строительства. Причем в случае продолжения полноценной и многоплановой помощи афганскому правительству со стороны международной коалиции, вооруженная оппозиция не сможет достичь своей главной цели — захвата власти в Афганистане.

52.35MB | MySQL:103 | 0,632sec