Ситуация в Сомали: январь 2007 года

В январе в ход событий внутрисомалийского конфликта все активнее вмешивалось новое действующее лицо — США, которые стали рассматривать эту страну как один из фронтов в войне против терроризма. Подтверждение тому — быстрое развертывание американских сил в странах, сопредельных Сомали, с задачей уничтожить уцелевшие после наступления эфиопских войск формирования ВИСС. В начале января американские боевые корабли приступили к патрулированию в водах, омывающих Сомали и Кению. Они должны, в частности, не допустить прибытия в Сомали новых джихадистов, которые могли откликнуться на призыв «Аль-Каиды» поддержать сомалийских исламистов. В Джибути, начиная с 2002 г., находится американская часть спецназначения численностью 1500 военнослужащих.

Но сначала — о ходе боевых действий. К 1 января 2007 г., когда исламисты были выбиты из стратегически важного города-порта Кисмайо на юге страны, стало ясно, что эфиопской армии, вмешавшейся в конфликт между переходным правительством Сомали и Высшим исламским советом Сомали (ВИСС), удалось за 10 дней операции в ходе одного из самых кровопролитных за годы гражданской войны сражений разгромить основные силы исламистов и выбить их из ключевых точек. Исламисты оказались не в силах противостоять мощи огня и брони эфиопской армии, действовавшей при активной поддержке с воздуха. Их потери, согласно эфиопским оценкам, составили до 3 тыс. человек убитыми.

Опять-таки, согласно оценкам, исламисты сделали стратегическую ошибку, начав 20 декабря штурм Байдоа, где тогда находилось переходное правительство. Для этого штурма они сосредоточили в одном месте практически всю имевшуюся у них живую силу и технику, что облегчило задачу эфиопским военным. Одним мощным и концентрированным ударом они разгромили противника и создали условия, затрудняющие исламистам переход к партизанской войне.

Другой ошибкой исламистов было то, что для подготовки штурма Байдоа они были вынуждены отказаться от ставшей привычной для них мобильной войны и перейти к навязанной им позиционной войне с сидением в окопах и прочими ее «прелестями» типа регулярных артиллерийских обстрелов. Деморализованные артиллерийским огнем и действиями авиации, исламисты оказались неспособными противостоять контратаке эфиопских войск, начавшейся 24 декабря.

2 января министр информации переходного правительства Сомали Али Джамаа объявил, что правительственные силы «контролируют центральную и южную части страны», где раньше доминировали исламисты. В тот же день премьер-министр Эфиопии Мелес Зенави заявил, что эфиопские военные, сыгравшие решающую роль в разгроме формирований ВИСС, могут покинуть Сомали в течение ближайших двух недель. «Мы сможем уйти так быстро, как это возможно, — через две недели. Этого времени должно хватить для восстановления стабильности, чего мы требуем от правительства Сомали, — сказал он, выступая в парламенте страны. — Было бы безответственно немедленно уйти из Сомали. Мы останемся там ненадолго, чтобы помочь достичь стабильности».

Военный успех Эфиопии вызвал волну откровенной злобы в соседней Эритрее, которая поддерживала ВИСС. Как утверждал 3 января министр информации Эритреи Али Абду, Сомали станет «могилой» для премьер-министра Эфиопии Мелеса Зенави, названного в заявлении «наемником, находящимся на службе у США».

Предвидя, что рано или поздно ей придется вывести войска из Сомали, 4 января Аддис-Абеба потребовала скорейшего ввода в страну африканских миротворцев, которые должны будут сменить эфиопские войска. Как заявил в Хартеме министр иностранных дел Эфиопии Сейум Месфин, после вывода эфиопских войск в Сомали не должна образоваться пустота, что чревато возвращением к прежней ситуации, когда большую часть страны захватили отряды ВИСС.

4 января госсекретарь США Кондолиза Райс объявила, что Вашингтон окажет срочную помощь Могадишо в объеме 16 млн долларов. 11,5 млн пойдут на закупку продовольствия, 1,5 млн будут реализованы через Детский фонд ООН, 3,6 млн — через Верховный комиссариат ООН по делам беженцев.

В тот же день один из полевых командиров ВИСС Хасан Якуб, с которым корреспондент АФП связался по спутниковому телефону, предупредил, что война в Сомали не завершилась. По его словам, военный успех правительственных сил и эфиопских войск не окажет решающего влияния на обстановку в стране. Он сообщил, что формирования ВИСС меняют тактику и переходят к партизанским действиям по примеру Ирака. По словам Якуба, находившегося в момент интервью на юге страны близ границы с Кенией, под командой ВИСС остаются тысячи бойцов и около 150 джипов, оснащенных легкими артиллерийскими системами и пулеметами. «У нас нет ни малейшего намерения вести переговоры с этими глупцами из правительства Сомали. Наша цель остается прежней — создание в стране исламского правительства. Мы никогда не уйдем из Сомали», — предупредил он.

Похоже, заявление Якуба имело под собой определенную основу. Как признал 4 января вице-премьер переходного правительства Мохаммед Хусейн Айдид, только в Могадишо могли затаиться до 3 тыс. вооруженных боевиков. Тогда же стало известно, что данные о передвижениях джипов боевиков командование сил переходного правительства и эфиопских войск получает с американских разведывательных спутников. Подобная «щедрость» Вашингтона имеет свое объяснение. Согласно американским разведданным, на юге Сомали скрываются высокопоставленные руководители «Аль-Каиды».

7 января войска Эфиопии и переходного правительства выбили исламистов с позиций в районе населенного пункта Рас-Камбони на крайнем юге Сомали близ границы с Кенией. Это позволило представителю сомалийских правительственных сил полковнику Абдулраску Афгебубу сделать заявление о том, что отныне «войска контролируют всю территорию страны».

8 января американские военные впервые после 1994 г. непосредственно вмешались в события в Сомали. В тот день американский боевой самолет АС-130, специально созданный для уничтожения живой силы, нанес удар по району предполагаемого нахождения главарей ВИСС и «Аль-Каиды» на юге Сомали. Два дня спустя удар был повторен с использованием боевых вертолетов. 12 января группа американских спецназовцев прочесала район, подвергшийся ударам, с задачей оценить их эффективность.

Позднее высокопоставленный американский представитель пояснил в Найроби, что американцы «охотились» за тремя неназванными представителями руководства «Аль-Каиды». Всем троим удалось скрыться. В частности, речь шла о выходце с Коморских островов Фазуле Абдулле Мохаммеде и кенийце Салехе Али Салехе Набхане, которых США подозревают в причастности к терактам против американских посольств в Кении и Танзании в 1998 г. Третьим в этом списке был близкий к Усаме бен Ладену суданец Абу Талха ас-Судани. Тем не менее в результате ударов погибли до десяти боевиков.

По американским данным, гражданское население не пострадало. В то же время свидетели атак утверждали, что погибли по меньшей мере 100 гражданских лиц. Тут же многочисленные наблюдатели предрекли, что американское военное вмешательство в Сомали фактически исключило возможность поиска политического решения кризиса. Многие из них утверждают, что Вашингтон якобы преувеличивает степень влияния «Аль-Каиды» на ВИСС с тем, чтобы решить свои геополитические задачи в зоне Африканского рога. К этому времени к группе кораблей, осуществлявших блокаду побережья Сомали, присоединился американский авианосец «Эйзенхауэр».

В начале третьей декады января Пентагон объявил, что продолжит операции в Сомали до тех пор, пока не нейтрализует главарей «Аль-Каиды». Тем временем 22 января стало известно, что второе лицо в руководстве ВИСС, Шейх Шариф Шейх Ахмед, сдался кенийским властям. Он пользовался репутацией умеренного исламиста и рассматривался в качестве возможного посредника для организации переговоров по внутрисомалийскому урегулированию. Однако сама идея таких переговоров умерла после того как неделей раньше переходное правительство сместило аналогичную фигуру в другом лагере — спикера переходного парламента Шарифа Хасана Шейха Адена. Ранее он несколько раз без ведома переходного правительства пытался наладить контакты с ВИСС.

22 января американская авиация повторила удар по целям на юге Сомали. Для этого вновь использовался АС-130, группа которых базируется в Джибути.

23 января начался поэтапный вывод эфиопских войск из Сомали. Однако тут же было объявлено, что костяк эфиопского контингента останется в Сомали вплоть до прибытия африканских миротворцев. Это событие ожидается в ближайшие шесть месяцев. Для ускорения их доставки США готовы использовать свою военно-транспортную авиацию, а также зафрахтовать самолеты из других стран. ВИСС со своей стороны тут же заявил, что атакует миротворцев немедленно после их появления в Сомали.

30 января временный президент Сомали Абдуллахи Юсуф Ахмед объявил о созыве «национального конгресса примирения». На него планируется пригласить всех без исключения «руководителей традиционных кланов» и «религиозных деятелей». Пока неясно, где состоится конгресс, однако объявлено, что он пройдет до конца февраля. Сможет ли глава переходных властей уложиться в им же самим установленный график — покажут ближайшие дни.

52.25MB | MySQL:103 | 0,453sec