Ядерная программа Пакистана в свете дела А.К.Хана

Администрация П. Мушаррафа неоднократно заявляла, что Исламская Республика Пакистан, являющаяся де-факто ядерной державой, осознает ответственность, налагаемую на страну в соответствии с этим статусом. Вместе с тем в начале мая 2006 г. в Пакистане было заявлено о закрытии дела Абдул Кадыр Хана — «отца пакистанской ядерной программы», обвиненного в создании подпольного синдиката торговцев ракетно-ядерными технологиями и материалами, хотя все, что ему первоначально инкриминировалось, было подтверждено в ходе расследования, проведенного пакистанскими властями. Прекращение этого получившего широкую международную огласку дела (как утверждают некоторые источники, по сути, не доведенного до конца) незамедлительно получило весьма резкую и недвусмысленно отрицательную реакцию в западном мире, в первую очередь в США. Американские конгрессмены, рассматривавшие этот вопрос в профильном подкомитете (май 2006 г.), публично озвучили требование об оказании максимального давления на Исламабад, побудив его как можно скорее вернуться к более скрупулезному расследованию «сети пролиферантов» и оказать содействие в доступе представителей соответствующих служб США к А.К. Хану. Крайне неоднозначно была оценена политика Пакистана в ракетно-ядерной области также в ходе пленарного заседания Группы ядерных поставщиков, состоявшегося в г. Бразилиа (май 2006 г.). Среди его участников (западники были настроены весьма решительно) превалировал общий настрой в пользу сохранения жестких международных ограничений на ядерное сотрудничество с ИРП.

Внешнеполитическое ведомство Пакистана (явно не без санкции высшего руководства страны) тогда тотчас отреагировало на эти весьма болезненные для него заявления, весьма экспрессивно и лаконично заявив, что о каких-либо контактах с ученым или о его допросе представителями зарубежных государств не может быть и речи. Особый акцент был сделан на том обстоятельстве, что вся необходимая информация по существу вопроса уже целиком доведена до сведения как МАГАТЭ, так и всех других проявлявших к этому вопросу интерес сторон, не исключая, естественно, и соответствующих американских ведомств.

В ходе дебатов в конгрессе США вплотную затрагивалась тема возможных контактов членов сети А.К. Хана с аль-каидовцами и талибами, а также непосредственного участия отдельных пакистанских военных в деятельности этой нелегальной организации торговцев ракетно-ядерными технологиями и материалами. В тот момент многие открыто выражали свою обеспокоенность и тревогу в связи с наличием в Пакистане ядерного оружия, заявляя о высокой потенциальной вероятности его попадания в руки религиозных фанатиков, в том числе в случае их прихода к власти в результате выборов. Как считают независимые эксперты, в США к настоящему времени уже разработана и в принципиальном плане одобрена программа экстренных действий по уничтожению силами американских спецслужб пакистанских ядерных объектов в случае возникновения в Пакистане чрезвычайной или неконтролируемой властями Исламабада ситуации.

Некоторые из американских экспертов не без веских на то оснований высказывают предположения о том, что механизм распространения ядерных технологий, запущенный А.К. Ханом, так и не был до конца демонтирован, и что существует высокая опасность повторения подобной ситуации в будущем. При этом подчеркивается, что пакистанцы по-прежнему проявляют повышенную заинтересованность в получении современного оборудования и приобретении чувствительных технологий для совершенствования своей ядерной и ракетно-ядерной программ. Реальным же и, по сути, единственным источником таковых остается международный «черный рынок», поскольку официальные пути более тесного приобщения к ядерным технологиям сильно лимитированы. В этой связи стоит особо отметить, что в Пакистане очень тщательно отслеживают все перипетии американо-индийской сделки о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, однако не надеются на подписание подобного документа с США, которые на все запросы пакистанской стороны ранее ответили решительным отказом. Сигнал из Вашингтона был достаточно четким и ясным — «случай с Индией — исключение». Вместе с тем пакистанцы, видимо, все же подспудно рассчитывают на то, что реализация данной сделки, которая сама по себе создает прецедент, все-таки даст возможность и им найти партнеров, готовых к сотрудничеству в этой чувствительной области, пусть не с американцами, но с другими странами, обладающими соответствующими продвинутыми технологиями. В частности, за последний год были отмечены соответствующие предложения французам и китайцам.

Как явствует из заявлений пакистанского министра иностранных дел Х.М. Касури, его страна старается не сосредоточиваться на прогнозировании возможных последствий вступления американо-индийской ядерной сделки в силу, однако в целом требует симметричного учета и своих интересов. В том числе Исламабад продолжает настаивать на принятии в Группе ядерных поставщиков недискриминационных критериев по сотрудничеству со странами, не подписавшими ДНЯО, в сфере мирных ядерных технологий. Это могло бы придать дополнительный мощный импульс и ускорить дальнейшую реализацию собственно пакистанской ядерной программы, которая и сама по себе имеет неплохие перспективы.

Самостоятельные наработки Исламабада в ядерной области довольно значительны. Об этом сообщает авторитетная неправительственная организация «Институт науки и международной безопасности» (Institute for Science and International Security, ISIS), которая опубликовала информацию о программе Пакистана по наращиванию производства оружейного плутония. Обнародованы сравнительные анализы снимков ядерного центра в Хушабе (провинция Пенджаб), сделанные в 2005-2006 гг. коммерческими спутниками. Сообщается также о строительстве там второго реактора, производящего оружейный плутоний на тяжелой воде. Мощность этой установки может составить порядка 1000 тепловых МВт, что позволит ежегодно производить до 200 кг оружейного плутония, которого вполне хватит для изготовления до 50 ядерных боезарядов.

Новый объект в Хушабе находится рядом с пущенным еще в 1998 г. мини-реактором на тяжелой воде мощностью 50 МВт (вырабатывающим около 10 кг плутония в год). Неподалеку расположен завод по производству тяжелой воды, поставляющий около 13 т конечной продукции.

Строительство нового реактора, которое было начато в 2000 г., ведется не столь быстро. По свидетельству специалистов, для его окончательного пуска потребуется еще несколько лет. Причины этого – недостаток необходимых комплектующих, куда входит и тяжелая вода (потребности в которой составляют до 150 т), не хватает также необходимых мощностей для выделения плутония из топливных стержней, поскольку имеющаяся установка репроцессинга в пригороде Исламабада Равалпинди рассчитана только на обслуживание действующего мини-реактора.

Комментируя доклад ISIS, глава пакистанского внешнеполитического ведомства Х.М. Касури заявил, что «каких-либо новых фактов» документ не содержит, а международная общественность хорошо осведомлена о сооружении второго реактора в Хушабе. Вместе с тем министр намеренно не стал затрагивать вопрос о том, будет ли задействован новый реактор в военных целях.

В то же время в своем очередном докладе (январь 2007 г.) аналитики упомянутого НПО, ссылаясь на имеющиеся данные спутниковой съемки, сообщили о существовании на территории комплекса атомной электростанции «Чашма» (возведена с помощью специалистов из Китая и находится под контролем МАГАТЭ) практически уже достроенного объекта, который очень похож на производство по химической переработке облученного топлива. Если данная информация соответствует истинному положению дел, то уже в самое ближайшее время масса производимого Пакистаном плутония может быть увеличена на порядок, и Исламабад в состоянии будет перейти к производству собственного термоядерного оружия. В таком случае значительно вырастут и его амбиции, которые и сейчас довольно велики.

62.84MB | MySQL:102 | 0,553sec