О влиянии американского фактора на политическую ситуацию в Судане

По меньшей мере один человек погиб (по уточненным данным два – авт.) во время субботних антиправительственных протестов во втором по величине городе Судана Омдурмане. Об этом в воскресенье 7 апреля сообщает агентство Рейтер со ссылкой на медиков и полицию. Согласно его информации, во время демонстраций, прошедших в Хартуме, ранения получили несколько протестующих и сотрудников сил безопасности. В субботу телеканал «Аль-Хадас» сообщил, что массовые акции протеста с требованием отставки президента Судана Омара аль-Башира проходят в столице государства. По призыву суданских профсоюзов тысячи жителей вышли на улицы столицы и направились к зданию Министерства обороны и штаб-квартире главного командования армии. Полиция применила против протестующих слезоточивый газ, задержаны десятки человек. С декабря в Судане не стихают массовые волнения, вызванные недовольством жителей значительным повышением цен на топливо, хлеб и муку, а также острым дефицитом основных продуктов питания. 23 февраля О.аль-Башир распустил центральное правительство, отправил в отставку глав всех провинций и объявил в стране чрезвычайное положение сроком на год для принятия экстренных мер по выходу из тяжелого экономического кризиса. Парламент позднее сократил срок действия режима ЧП до полугода. Профсоюзы отвергают инициативу президента о запуске диалога с оппозицией, считая эти меры ограниченными и неполными. Они настаивают на отставке О.аль-Башира и требуют передачи власти переходному правительству. В этой связи отметим, что нынешние волнения (а демонстрации прошли не только в Хартуме, но и по всей стране) получили новый импульс с своей активизации на фоне предстоящих дебатов в Конгрессе США по суданскому досье. Предварительно в середине марта в Судане находилась с визитом делегация Конгресса США. Они прибыли в страну для оценки ситуации и определения перспектив дальнейших действий американской дипломатии на суданском направлении. Если еще проще, то надо ли и далее поддерживать нынешний режим или взять более осмысленный курс на замену Омара аль-Башира, как скомпрометированного лидера страны. В этой ситуации призыв лидера партии «Умма» Садыка аль-Махди 5 апреля к проведению демонстраций и его личное участие в них (впервые за все время протестов) не случайно. Надо понимать, что между О.аль-Баширом и оппозицией идет постоянная борьба «за перетягивание одеяла» в рамках убеждения Вашингтона в том, что именно каждая из сторон кризиса может обеспечить США необходимую преемственность курса на стратегическое сотрудничество. Прежде всего, конечно, в сфере безопасности. И неким маркером позиции США по этому вопросу становится тема исключения Судана из списка государств-спонсоров терроризма. В сложившейся ситуации мнение Конгресса США не стоит рассматривать как истину в последней инстанции: окончательное решение принимает в данном случае администрация президента США. Но очевидно вместе с тем, что суданское досье уже используется (пусть пока не активно) оппонентами Д.Трампа в качестве рычага давления на него в контексте исключительно межпартийной  внутренней американской борьбы. Что же сформулировали американские законодатели в самом Вашингтоне на фоне визита своих коллег в Хартум? Видные конгрессмены США 4 апреля призвали Госдепартамент разъяснить свою позицию по исключению Судана из списка государств-спонсоров терроризма после недавнего жестокого подавления мирных протестов в этой стране. Именно вот в такой увязке — терроризм и массовые волнения, что есть вещи по сути далеко не одинаковые. Напомним, что в октябре 2017 года США отменили 20-летние экономические санкции в отношении Судана, после чего две страны договорились в ноябре 2018 года начать второй процесс, направленный на исключение Судана из американского списка государств-спонсоров терроризма и нормализацию двусторонних отношений. Помимо сотрудничества в борьбе с терроризмом и гуманитарного доступа, в соглашении второго этапа подчеркивается, что Судан должен обеспечить свободы и права человека, как это предусмотрено международным правом, и внести поправки в свои репрессивные и принудительные законы. Собственно сейчас этот пункт и пытаются использовать противники Д.Трампа. В письме, направленном госсекретарю Майку Помпео в четверг 4 апреля, семь конгрессменов указали на продолжающиеся репрессии в Судане против мирных протестов, которые происходят по всей стране с декабря 2018 года, Они констатировали, что продолжение участия в рамках второго этапа, вероятно, будет истолковано суданским правительством как означающее, что чрезмерное использование насилия против протестующих и жестокие репрессии будут проигнорированы, если они продолжат заниматься вопросами терроризма. «Борьба с терроризмом является необходимым предварительным условием, но недостаточным для оправдания взаимодействия с суданским режимом», — говорится в письме, подписанном сенаторами: Робертом Менендесом, Тедом Крузом, Крисом Ван Холленом, Кристофером Кунсом, Марко Рубио, Джеффри Меркли и Кори Букером. собственно все они не принадлежат к симпатизантам Д.Трампа и его политики. В двухпартийном письме указывалось на слушания по Судану, которые состоятся в ближайшее время, и содержалась просьба к М.Помпео ответить на ряд вопросов, включая вопрос о том, планирует ли Государственный департамент продолжать процесс исключения Судана из этого списка. «Какова позиция администрации в отношении продолжения осуществления этапа II в свете введения чрезвычайного положения и создания военного правительства?». В дополнение к вопросам, касающимся гуманитарной ситуации в Судане, сенаторы просили Государственный департамент объяснить свои усилия, помимо публичных заявлений, с тем чтобы продемонстрировать поддержку Соединенными Штатами права суданского народа на мирные демонстрации для выражения своих требований. Кроме того, они просили проинформировать их о плане Государственного департамента разработать общий дипломатический подход к урегулированию политического кризиса в Судане совместно с государствами Европейского союза, странами «тройки» и американскими партнерами в Африке и на Ближнем Востоке. Ранее Государственный департамент США совместно со странами «тройки», Соединенным Королевством и Норвегией выступил с рядом заявлений, осуждающих чрезмерное применение насилия, и настоятельно призвал правительство президента О.аль-Башира обеспечить свободу и мирные демонстрации. В заявлении, опубликованном 26 февраля после введения чрезвычайного положения, страны «тройки» и Канада предупредили, что реакция правительства на мирные протесты определит судьбу отношений с Суданом. «Страны  «тройки» и Канада будут продолжать внимательно следить за ситуацией и подчеркивать, что ответ правительства Судана на эти протесты и действия возглавляемого военными правительства будут определять будущее участие наших стран»,- подчеркивается в заявлении. Иными словами суданский кризис становится одной из форм очередного инструмента давления на администрацию США в рамках требования четкого определения своей позиции в отношении О.аль-Башира.
Теперь о некоторых нюансах визита американских конгрессменов в Хартум, которые в принципе дают нам понимание, какими конкретно причинами был вызван нынешний коллективный антибашировский залп в самом Конгрессе. Оппоненты Д.Трампа в данном случае старались работать на опережение, поскольку уже примерно знают темы визита своих коллег и его итоги. Делегация Конгресса США во главе с республиканцем Гасом Билиракисом приготовила суданскому режиму сюрприз на встречах, состоявшихся в Хартуме 16 и 17 марта со спикером парламента Ибрагимом Ахмедом Омаром. Согласно ряду источников, американцы подняли вопрос об атаках на посольства США в 1998 году. Признанный виновным судьей Джоном Д.Бейтсом в марте 2016 года в причастности к бомбовым атакам на посольства США в Найроби и Дар-эс-Саламе режим Омара аль-Башира сейчас сталкивается с американским требованием компенсации в размере $10 млн. При этом американцы четко дали понять О.аль-Баширу, что Вашингтон пока не пытается добиваться его скорейшей отставки. Согласие Хартума на выплату компенсации таким образом должно будет сыграть свою роль в рамках убеждения американских конгрессменов на предстоящих слушаниях поддержать нынешнюю линию Вашингтона на продолжение косвенной поддержки суданского президента. Отсюда и столь резкая реакция оппонентов Д.Трампа в самих США. Стремление администрации пока не делать резких движений на суданском направлении обусловлено рядом факторов, и не в последнюю очередь тем фактом, что, похоже, ЦРУ США поддержало не ту персону в качестве возможного и вероятного преемника О.аль-Башира в случае наступления форм-мажорных обстоятельств. В такой роли там видели прежде всего главу Национальной службы разведки и безопасности (НСРБ) генерала Салаха Абдаллаха Мухаммеда Салеха (известный как Салах Гош). Но его кандидатура в этом качестве была проигнорирована правящей Партией национального конгресса (ПНК) в пользу бывшего губернатора Южного Кордофана Ахмеда Мухаммеда Харуна. В данном случае О.аль-Башир вновь переиграл американцев в том плане, что смешал их карты в рамках подготовки плавной смены власти. При этом решение американской администрации по итогам предстоящих слушаниях в Конгрессе также уже очевидно. Там будет констатирован некий осторожный прогресс в рамках деятельности Хартума на пути отказа от поддержки мирового терроризма, но с списках государств-спонсоров такового Судан пока останется. Но в данном случае для самого О.аль-Башира важнее другой момент: американцы пока не будут делать осмысленных движений по его смене в рамках открытой ставки на его конкурентов в  самой правящей элиты.

51.55MB | MySQL:101 | 0,379sec