Российско-турецкие отношения: интервью чрезвычайного и полномочного посла А.В.Ерхова и повестка встречи двух президентов в Москве

8 апреля с.г. в Москву прибывает президент Турецкой Республики Р.Т.Эрдоган с представительной делегацией, с целью принять участие в очередном заседании двустороннего Совета сотрудничества высшего уровня, а также открыть вместе с президентом РФ В.В.Путиным 2019 год, как перекрестный Год российско-турецкой культуры. Церемония открытия состоится в Большом театре Москвы, где известная турецкая танцевальная труппа «Огонь Анатолии» выступит с балетом «Троя».

На этом фоне, а также на фоне событий, происходящих вокруг муниципальных выборов в Турции, 5 апреля Чрезвычайный и Полномочный посол России в Турции Алексей Владимирович Ерхов дал интервью самому тиражному турецкому изданию – газете «Хюрриет».

Коль скоро, им был затронут широкий круг вопросов и по ним озвучена официальная российская позиция, имеет смысл к этому интервью обратиться (перевод приведенных ниже цитат посла с турецкого языка – авторский, неофициальный).

  1. (Относительно начала поставки российских систем С-400 в Турцию в июле месяце этого года и о возможности изменения графика поставки).

«Есть некоторые вопросы и я думаю, что по этим вопросам надо сохранять «конструктивную неопределенность». Это могут быть некоторые вопросы, связанные с безопасностью и с торговлей, а также военные вопросы. Я не могу вам назвать конкретные условия и цифры, связанные с тем или иным соглашением. И это действительно для систем С-400. Это – ситуация, по которой я, со все определенностью, предпочитаю воздержаться от комментария. Я не думаю, что было бы очень хорошо обнародовать данные по условиям соглашения, срокам, цифрам. Однако, я могу вот вам что заявить: особенно в связи с этим вопросом, были сделаны некоторые заявления со стороны президента Эрдогана. По-моему, вам стоит к ним прислушаться и стоит им доверять. Когда президент Эрдоган мне что-то говорит, я ему верю, и вы поступайте также».

  1. (Относительно повестки дня на встрече между президентами В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом).

«Наши президенты сами определяют свою повестку. Естественно, когда встречаются два руководителя государств, традиционным образом, рассматривается очень широкий круг вопросов повестки. Они рассматривают происходящее в разных регионах мира, в частности Ближневосточные события. Естественным образом, Сирия будет на повестке дня. Сирия – это тот регион, разбором ситуации в котором нам нужно заниматься постоянно. Снова, естественно, торговые вопросы: такие проекты как атомная электростанция «Аккую» и «Турецкий поток» — ход их реализации будет на первом плане».

  1. (Относительно того, как соотносятся интересы России и Турции в Сирии и какое место занимает Астанинский процесс в процессе мирного урегулирования в Сирии)

«В вопросе Сирии мы с Турцией, со всей очевидностью, — на одной «странице». И даже более того, мы на одной стороне истории, мы – в одной лодке. В Сирии российско-турецкое сотрудничество оказалось очень продуктивным. Вместе с Ираном, в качестве стран-гаранторов, через достигнутое нами вплоть до настоящего дня, мы явили очень важный пример, для тех стран, кто думает также, того, как надо, сотрудничая вместе, останавливать льющуюся кровь и приносить мир страдающим людям. Это — именно то, что мы сделали, когда создали районы с Сирии, которые получили название зон деэскалации. Конечно же, есть ещё много того, что нам предстоит сделать. Сегодня в Идлибе продолжаются провокации, организованные со стороны «Хайят Тахрир аль-Шам» (связанной с «Аль-Каидой»), в которых она играет главенствующую роль. И это открывает путь к росту жертв как со стороны военных, так и мирных жителей. В настоящее время, в Сирии, действительно, наблюдается тревожная ситуация. Это – вероятность осуществления провокаций с применением химического оружия. Есть отчеты, свидетельствующие об использовании джихадистскими террористическими организациями химического оружия к северу от Хамы. Такую ситуацию надо срочно урегулировать. Наши вооруженные силы начали скоординированные усилия, когда начали реализовывать подписанное в сентябре прошлого года в Сочи Соглашение по Идлибу. Однако, мы все это хорошо знаем: настоящего, устойчивого и долгосрочного мира можно достигнуть только политическим способом. Не стоит недооценивать вклада России, Турции и Ирана, в качестве архитекторов Астанинского процесса».

  1. (Относительно текущего состояния российско-турецких торгово-экономических отношений)

«Двусторонняя торговля между Турцией и Россией возрастает. В прошлом году, эта цифра превысила 25 миллиардов долларов. Это значит, что, по сравнению с 2017 годом, есть рост на 16%. Однако эта цифра всё ещё меньше цели, поставленной главами двух стран, увеличения в четыре раза. Следовательно, надо продолжить расширять торговые связи между регионами. Россия состоит не только из Москвы, из Петербурга и из Казани – она охватывает огромные территории, богатые ресурсами. Я приглашаю турецких предпринимателей работать в других регионах, в том числе, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму, который за пять лет (после возвращения полуострова в состав России – В.К.) продемонстрировал быстрый рост».

  1. (Относительно церемонии открытия перекрестного Года культуры между Россией и Турцией)

«Церемония открытия состоится в одном из старейших культурных учреждений России – в Большом театре, где первым показанным мероприятием станет турецкая опера «Троя» (неясно: или танцевальная постановка? – В.К.). В течение этого года, российские театры планируют принять участие во многих фестивалях и показать свои постановки в таких городах, как Стамбул, Адана и Трабзон».

Итак, какие выводы можно сделать из интервью Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Турции  А.В.Ерхова? – Разумеется, за рамками того, что, он — как профессиональный дипломат, по целому ряду вопросов, интересующих публику предпочитает, по своему собственному выражению, хранить «конструктивное молчание». На самом деле, прочитать можно довольно много, если делать это между строк и улавливать те акценты, которые сделал в своем интервью высокопоставленный российский дипломат.

Следуя примеру скульпторов, которые отсекают все лишнее, поступим аналогичным образом, то есть, уберем все те вопросы, которые являются проходными и, похоже, не слишком интересуют российскую сторону.

Начнем, в этом смысле, с конца – с перекрестного российско-турецкого Года культуры, который, очевидным образом – если посмотреть на тот проект программы, который подготовила российская сторона, её не интересует. Специального бюджета на Год культуры Министерством культуры не было выделено — все мероприятия России в Турции реализуются без поддержки и исключительно на коммерческой основе. Более того, они все – в достаточной степени, классические, повторяющиеся в Турции из года в год. Допустим, выступление хора им. Александрова – турки из года в год забивают зрительные залы и уже сделали это и в 2019 году (мероприятие уже состоялось).

Понятно, что Турция на Россию «культурные бюджеты» выделяет. Оно и понятно: Турция умеет конвертировать культуру в туризм, а туризм – в деньги. Поставлена же турками задача: увеличить число туристов из-за рубежа с 38 млн человек до 50 млн человек (это – никак не менее 50 млрд долл. Дохода — В.К.) и Турция к этой цели идет. Россия, в туристическом смысле, к массовому туризму не готова, а потому и в экспорт культуры не вкладывается. Возможно, что и разумным образом. Хотя, конечно, выглядит эта её разумность не слишком хорошо в глазах партнёра по году — Турции.

Взаимная торговля Россию не то, чтобы не интересует. Однако, нынешние 25 млрд долларов – это пока потолок. Ну, можно эту цифру превратить в 30 млрд долларов. Но достичь, в нынешних условиях трудной экономической ситуации, как в России, так и в Турции, заявленной президентами двух стран цели в 100 млрд долларов – это абсолютно нереально. Однако, в очередной раз, напомнить туркам про инвестиционно и экономически привлекательный Крым, в ряду прочих регионов России, – это – даже не «произвольная», а «обязательная программа» для всех российских дипломатов.

Сделка по С-400 Россию не то, чтобы не интересует – понятно, что до последнего момента в России были и будут оставаться сомнения относительно того, не «прогнется» ли Турция под давлением США. Однако, за столом переговоров – это, вряд ли, будет долго обсуждаться. И если Турция попробует преподнести факт своей принципиальной позиции в качестве «подвига», то для России это подвигом совсем не выглядит, скорее просто следованием своим контрактным обязательствам. Когда Турция подписывала соглашение, она, со всей отчетливостью, понимала на что идет.

Однако, вопрос Идлиба, похоже, всерьез заботит российскую сторону – и это четко прочитывается в выступлении А.В.Ерхова. Именно то, что происходит в этой, последней по счету зоне деэскалации в Сирии занимает в его интервью самый большой объем времени. Российская сторона, до сих пор, давала Турции одну отсрочку за другой, однако, все сроки уже сорваны. И заметим, что ни слова А.В.Ерхов не сказал про, допустим, формирование конституционного комитета — это трудная, но все же рутинная работа. Так что, можно сделать вывод о том, что перед Турцией будет поставлен по Идлибу вопрос ребром и интригу составляет лишь то, с чем стороны встанут из-за стола.

Что же до заявлений президента Р.Т.Эрдогана о том, что Турция может, «в любой момент», начать свою военную операцию в Сирии к востоку от реки Евфрат, так это – заявление для внутриполитических баталий, для поддержки воинственного духа нации и ничего больше. Ясно, что условий ни внешних, ни внутренних, для того, чтобы повторить «Щит Евфрата» и «Оливковую ветвь» у Турции нет. Внешнеполитическая повестка, в условиях, когда экономическое положение – не очень, а во внутриполитической жизни случился «большой Стамбул», логичным образом, в риторике выходит на первый план. И здесь турецкому руководству важно показать своим избирателям свою принципиальность (С-400) и решительность (операция в Сирии). Не более того…

62.86MB | MySQL:102 | 0,410sec