Реакция Ирана на решение США о включении КСИР в список террористических организаций

Ирано-американское противостояние продолжает набирать обороты. Президент США Дональд Трамп 8 апреля официально провозгласил Корпус стражей исламской революции (КСИР) иностранной террористической организацией (FTO — Foreign Тerrorist Оrganization). Ранее со стороны Белого дома звучали предупреждения о подобном решении, но, судя по реакции в американских СМИ, воспринимались эти заявления в качестве угрозы и давления, но реализации их мало кто ожидал. В частности, одно из ведущих информагентств CCN считает, что «решение Д.Трампа не только не ограничит деятельность КСИР, но может криминализировать действия миллионов иранцев по всему миру, и создать прецедент, о котором Вашингтон может пожалеть».

Решение Дональда Трампа действительно беспрецедентно. США впервые определили вооруженные подразделение иностранного правительства в качестве «террористической организации».

КСИР является частью Вооруженных сил ИРИ, с учетом ее особого государственного строя. Силы КСИР были учреждены в 1979 году лидером Исламской революции Имамом Хомейни в качестве параллельной армии под своим личным командованием. В КСИР вошли около 400 000 военных, которые за годы службы в шахской армии научились эксплуатировать передовые американские и европейские вооружения.

В настоящее время КСИР насчитывает 120000-125000  личного состава, а учитывая, что  мобилизационные силы «Басидж» (около 90 000) входят в юрисдикцию КСИР, то общая численность  доходит до более чем 200 000. КСИР включает в себя объединенный штаб, наземные и аэрокосмические силы (100 000),  военно-морской флот (20000-25 000), спецподразделение «Аль-Кудс», которое проводит военно-разведыватльные операции за пределами ИРИ, и силы «Басидж». Точное число сил «Аль-Кудс» неизвестно. Различные источники сообщают о 2000-5000, другие утверждают, что численность доходит до 10000-20000 человек. Главнокомандующим КСИР является генерал Мохаммад Али Джафари.

КСИР не ограничивается только военной деятельностью. КСИР контролирует наиболее крупные экономические отрасли страны. Основной доход приносит, конечно, нефтяная сфера, а также различные предприятия — от строительных фирм до судоходных компаний, торговых центров и базаров, на некоторые из которых распространяются санкции США. КСИР контролирует большое количество неправительственных фондов — боньяд, подчиняющиеся верховному лидеру, которые имеют широкие полномочия и ведут активную экономическую деятельность. На фоне столь многостороннего влияния КСИР, особенно примечателен пункт заявления президента США, согласно которому, каждый, кто будет вести дела с КСИР, будет финансировать терроризм. Таким образом, любое сотрудничество с иранскими компаниями, фирмами и даже обычными отелями или торговыми центрами, ставят каждого человека под угрозу оказаться обвиненным в пособничестве  финансированиию терроризма, т.к. каждое из этих структур может оказаться подконтрольной или связанной с КСИР.

Против заявления Д.Трампа выступили и некоторые сотрудники Государственного департамента и министерства обороны США. Дело в том, что силы КСИР, в частности подразделение «Аль-Кудс» под командованием генерала Касема Сулеймани, имеют весомое влияние в Сирии и Ираке. Американские дипломаты и военные, находящие на территории этих стран, так или иначе вынуждены контактировать и договариваться с командованием КСИР о военных действиях. Члены организованного под патронажем «Аль-Кудс» за годы войны с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) шиитского ополчения «Аль-Хашд-аш-Шааби» на сегодняшний день интегрированы в иракское правительство, которое не может не сотрудничать с КСИР, поэтому его включение в список террористических организаций усложнит деятельность как американских военных в этих ближневосточных странах, так и местных политиков,  тесно сотрудничающих с Ираном во всех сферах.

Реакция Тегерана последовала незамедлительно. Глава Судебной власти ИРИ Эбрахим Реиси в понедельник призвал Министерство иностранных дел и Высший совет национальной безопасности «противодействовать» действиям США. В свою очередь Высший совет национальной безопасности немедленно объявил, что в ответ на действия США Центральное командование ВС США, известное как СЕNТCOM, и все связанные с ним силы, признаются «террористическими группами». «Осуждая незаконные и опасные действия режима США по включению Корпуса стражей исламской революции в список «иностранных террористических организаций», заявляем, что эти действия представляют серьезную угрозу региональному и международному миру и безопасности, и грубым образом нарушают нормы международного права и Устава ООН».

Верховный лидер ИРИ (рахбар) аятолла Сейед Али Хаменеи на встрече с группой сотрудников КСИР и их семьями в Тегеране назвал Корпус стражей — главной силой на линии фронта в борьбе с врагами, заявив, что «враждебные попытки США против КСИР и Ирана ни к чему не приведут и получат такой же ответ». Приветствуя КСИР как ведущую силу в противостоянии с противниками, рахбар сказал, что эти силы являются «предвестником оперативных действий против врагов вдоль границ и даже в местах за тысячи километров — до Дамаска, в том числе в политической конфронтации с врагами».

Президент Ирана Хасан Роухани, выступая на церемонии, посвященной Национальному дню ядерных технологий в Тегеране, выразил полную поддержку КСИР, заявив, что никто не поддержит такой шаг со стороны США, которые совершают террористические акты по всему миру. Несмотря на наличие внутренних разногласий правительства с КСИР, президент подчеркнул значительные заслуги КСИР перед иранской нацией после победы Исламской революции и заявил, что США и Израиль обижены на элитные силы, которые за последние 40 лет сорвали целый ряд враждебных заговоров против Ирана.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф назвал решение президента США еще одним «ошибочным» подарком премьер-министру Израиля накануне выборов. Отметим, что премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху сразу после заявления Д.Трампа написал на своей странице в социальной сети Твиттер: «Спасибо, мой дорогой друг, президент Дональд Трамп, что ответил на еще один мой важный запрос».

Замминистра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи в интервью иранскому телевидению назвал решение Д.Трампа «серьезным изменением» в отношениях двух стран, отметив, что США перешли очередную «красную линию», обозначенную Ираном, включив КСИР в список террористических организаций.   Ссылаясь на передвижение американских войск в Персидском заливе, А.Аракчи сказал: «За охрану Персидского залива несет ответственность Корпус стражей исламской революции, и могут произойти новые события».

Генерал М.А.Джафари также отреагировал на решение США. В заявлении отмечается, что реакция КСИР будет «противодействующей». Командующий КСИР пригрозил, что «при таких обстоятельствах военные США и американские силы в регионе Западной Азии с сегодняшнего для не будут в состоянии покоя». М.А.Джафари добавил, что КСИР увеличит свои оборонительные и наступательные возможности в наступившем году.

Начальник Генштаба ВС ИРИ генерал Мохаммад Багери также опубликовал заявление, в котором говорится: «Решение правительства США представить КСИР террористической группой на самом деле является отчаянной попыткой отомстить и скрыть свои неудачи в регионе, что, конечно, не имеет никакого операционного значения и фактически обречено на провал. Учитывая это «неразумное действие» США, Генеральный штаб Вооруженных сил Ирана будет относиться к силам СЕTNCOM как к террористам и не пожалеет никаких усилий для борьбы с террористической группировкой».

Решение США признать КСИР террористической организацией влечет за собой ряд серьезных угроз и вызовов. В первую очередь, это заявление означает массированные санкции против Исламской Республики. Фактически, санкции коснулись около 11 млн человек, организаций и компаний, связанных с КСИР или «Басидж», сотрудничающих с этими структурами в экономической сфере. Возможно, главная цель этой меры и есть усиление экономического давления на Иран.

Напомним, что после тракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне Соединенные Штаты приняли доктрину, согласно которой США имеют право вести превентивные войны на чужой территории для свержения диктаторских режимов, если, по мнению Вашингтона, от них исходит угроза безопасности Соединенных Штатов или их союзников. Доктрина предусматривает также поддержание демократии на Ближнем Востоке в качестве составной части борьбы с терроризмом и защиту военных интересов в одностороннем порядке. Именно в рамках этой доктрины США вели борьбу с «Аль-Каидой» и ИГ (обе организации запрещены в России). С признанием КСИР такой же террористической организацией, США узаконивают свое право на военные действия против него не только за пределами Ирана, но и на территории самой Исламской Республики. Очевидно, что военная напряженность в регионе, где американские военные базы расположены вокруг иранских границ, резко возрастет. С другой стороны, такие движения и группы, как «Хизбалла», ХАМАС и «Исламский джихад» уже на протяжении долгого времени находятся в том же списке, в который был включен КСИР, однако прямых военных действий против этих групп Вашингтон не предпринимал.

Своим очередным антииранским решением Дональд Трамп продемонстрировал свою дипломатическую недальновидность. В своем стремлении оказать поддержку союзникам на Ближнем Востоке, американский президент загоняет ситуацию в регионе в тупик. Ирано-американское противостояние уже переживало серьезное обострение, особенно в 2011-2012 гг. Но, если в прошлый раз бескомпромиссную позицию занимал иранский президент Махмуд Ахмадинежад, не готовый вести диалог с Западом, то на сей раз отдаляет решение многолетнего конфликта американский лидер. С последствиями подобных неконструктивных шагов Д.Трампа столкнутся последующие правительства США и ИРИ, но окажется ли у них достаточно политической воли, которую в свое время продемонстрировали Хасан Роухани и Барак Обама, заключив историческое ядерное соглашение?

52.22MB | MySQL:103 | 0,488sec