О выборах президента Украины и перспективах для Израиля

Тема украинских выборов, равно как и сами украино-израильские отношения в целом, заметно ушли в тень, уступая место гораздо более популярным вопросам, варьирующимся от признания США Голанских высот израильской территорией, до голосования в самой ближневосточной стране, где лидер партии Ликуд Б.Нетаньяху максимально приблизился к тому, чтобы возглавить 4-е правительство подряд и 5-е в политической карьере. Вместе с тем Украина по прежнему существует не только сама по себе, но и как направление израильской внешней политики. Пусть роль его заметно снизилась на фоне спада интереса к пространству бывшего СССР, после того, как лидер партии «Наш дом – Израиль» А.Либерман ушел  с поста главы МИДа, но все же этот аспект продолжает иметь практическое значение для нескольких сфер, среди которых режимы свободной торговли с участием Израиля, оценка последствий заключенных некогда соглашений о безвизовом режиме, а также, к примеру, поддержка в адрес ближневосточной страны на международных форумах, которая никогда не бывает лишней.

Любопытным образом главный «прорыв» президентской гонки в Украине В.Зеленский с точки зрения Израиля, а точнее местных СМИ, гораздо больший еврей, чем для самой республики. Особенно интересен этот факт потому, что многие поколения «русских» в Израиле не могут преодолеть штамп, когда в Израиле они «русские», а в странах рождения – евреи. Израильские СМИ, освещая президентскую кампанию, в свою очередь, охотно писали об успехах «еврейского комика». Еще перед первым туром президентских выборов Times of Israel потратило достаточно сил для того, чтобы выяснить, а действительно ли В.Зеленский имеет еврейское происхождение. Причем энергозатраты журналистов были связаны преимущественно с тем, что они попытались опросить представителей еврейских организаций, которых в Украине даже больше, чем нужно среднестатисческому еврею для удовлетворения двух базовых потребностей – в одну ходить, а в другую «чтоб нога не ступала». Так, по мнению Объединенной еврейской общины Украины (ОЕОУ) кандидат на ключевой пост еврей по матери, однако активную общинную жизнь не ведет. С другой стороны, Еврейская община ХАБАД в Одессе утверждает, что он вообще крестился, правда, вывод сделан по косвенным признакам. Более того, не совсем понятно, почему издание обратилось именно в эти структуры, не пообщавшись с еврейскими организациями Кривого Рога, где родился актер, а теперь и политик.

Сам В.Зеленский и его представители от комментариев на этот счет отказываются, ссылаясь на то, что страна свободная и демократическая, а национальная принадлежность для президента никакого значения не имеет. Впрочем, можно связать это нежелание и с некоторыми особенностями общинной жизни в Кривом Роге. Как отмечал главный раввин города Л.Эдери, в начале 2000-х гг., активной и отрытой еврейской жизни в городе не было, а деятельность организаций была сосредоточена или на социальной помощи (Хэседы) или на содействии репатриации.

Как бы там ни было, если сравнивать с освещением украинских политических кризисов или, к примеру, президентскими выборами 2014 г., когда всех радовал ограниченный успех президента Всеукраинского еврейского конгресса В.Рабиновича, вылившийся в рекордные 2,5 % голосов, на нынешних выборах еврейской темы, во всяком случае широко обсуждаемой, все же нет. Хотя, по мнению некоторых, могут быть «еврейские» последствия. С одной стороны, те, кто рассматривает В.Зеленского именно как кандидата еврейского происхождения, делая свой вывод, к примеру, на основе фото его с мероприятия, посвященного памяти жертв Холокоста,  полагают, что он сможет  сдержать национализм и прославление героев, причастных к уничтожению евреев Украины в годы войны. Так рассуждает, глава ОЕОУ М.Ткач. С другой стороны, А.Шнабель из Makor Rishon, посвятивший этой теме серию статей, говорит, что есть и обратная сторона медали. Усугубляющийся экономический кризис, при отсутствии возможности выбраться из которого сделает виноватой власть, а если власть состоит из евреев, то в конечном итоге во всем обвинят их.

Помимо еврейской темы Израиль, прежде всего, волнует израильская, и в том, что касается деятельности Украины во главе с П.Порошенко, можно обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, январское соглашение о зоне свободной торговли. Несмотря на то, что оно несет в себе определённую угрозу с точки зрения продовольственной безопасности (серьезно рассчитывать на поставки из Украины в условиях политической нестабильности нельзя), а также то, что оно не охватывает все сферы, к примеру торговлю услугами, и еще нуждается в успешной ратификации, замедлившейся на фоне выборов, важное значение у документа все же есть. Например, касается это работы над либерализацией торговли между Израилем и ЕАЭС. А последний одновременно пытается решить аналогичную задачу с Ираном. В таком случае Израиль, надеявшийся добиться прорыва в отношениях еще с «таможенной тройкой» России, Беларуси и Казахстана, нуждается в противовесах. Д.Трамп с его протекционизмом в таком качестве подходит мало, а вот Украина вполне. Она пусть и нуждается в экономическом смысле в Израиле больше, чем он в ней, но все же лучше с точки зрения правительства ближневосточной страны, чем Армения или Киргизия.

Другой вопрос –  голосования на международных форумах. Если взять для примера СПЧ ООН, который в марте провел очередной раунд принятия антиизраильских резолюций, то заметно, что Украина оказалась в числе стран, поддержавших Израиль. Более того, представители Киева не побоялись проголосовать против резолюции о т.н. «оккупированных территориях», выступив единым фронтом с Австрией, Чехией и Венгрией. Израиль, в свою очередь, поддержал Украину в ООН в ноябре 2018 г. на голосовании по резолюции «Ситуация с правами человека в Автономной республике Крым и Севастополе», также открыто отдав свой голос «за». Таким образом, в данном качестве Украина  и при нынешней власти относительно перспективна, поскольку готова соблюдать принцип симметричного ответа, а также демонстрирует, что может быть полезна с точки зрения своей интеграции в ЕС или поддержки американо-израильского партнерства по примеру Венгрии. С другой стороны у этого направления есть и потенциальные ограничители в виде периодически появляющегося у Киева желания обсудить признание голодомора актом геноцида.

Что предложит В.Зеленский пока сказать сложно. Попытки установить его связи с Израилем сводятся к публикациям о нескольких посещениях страны, которые объясняют необходимостью лично пообщаться с И.Коломойским, проживающим в Герцлии. Именно он, как считают многие, продвигает предвыборную программу В.Зеленского, что может следовать из желания поквитаться с П.Порошенко за национализацию Приватбанка. Как бы там ни было, Израиль эти подковёрные интриги затрагивают мало. Интереснее другое, а именно связи, которыми удалось обзавестись И.Коломойскому. Тот же  А.Шнабель в Makor Rishon приводил цитаты из интервью с олигархом, где он упоминал о дружбе с ныне покойным директором «Моссада» М.Даганом и о якобы существовавшем плане задержать в Украине иранцев, которые в обход санкций пытались через республику продавать нефть. История это, надо сказать, несколько напоминает слухи, распространившиеся некогда в ивритоязычных израильских СМИ о том, что готовность России все же признать Западный Иерусалим столицей Израиля, пусть и по итогам урегулирования, связана с появлением в Москве Я.Кедми.

В целом, если говорить о том, какими будут итоги президентских выборов в Украине для Израиля, то можно отметить, что сильной зависимости от личности победителя второго тура, который состоятся 21 апреля, как кажется, нет. Объясняется это тем, что ближневосточное государство с довольно сильной экономикой и все же существующим интересом к пространству бывшего СССР, для Киева, скорее, инструмент сближения с США, чем отдельная дипломатическая цель. С другой стороны, несмотря на желание иметь противовесы в ООН или в том, что касается отношения с Россией, особенно по темам, относящимся к территории, которую Москва считает сферой своего особого влияния, просто так помогать Украине Израиль не готов. В этой связи можно ожидать, что Иерусалим сохранит по отношению к стране максимально прагматичный и выгодный для себя курс, включая особое внимание к украинцам, прибывающим в государство с туристическими целями, а потом желающим остаться, не имея разрешения на работу. А вот ожидать от Киева заметных политических шагов по образцу Д.Трампа все же кажется маловероятным, поскольку украинская власть сохранит свой «европейский выбор» в более или менее жесткой форме, а значит ей необходимо быть ближе к позиции центра ЕС, а не его отдельных участников. Кроме того, четкая линия по поводу того, как именовать действия Израиля суверенитетов или оккупаций, может напрямую отразиться на территориальной целостности Украины.

52.29MB | MySQL:103 | 0,460sec