О деятельности компании «Роснефть» на Ближнем Востоке

Нефтяная компания «Роснефть»  представляет собой  государственное предприятие, включенное в перечень стратегических объектов России. «Роснефть» является признанным лидером нефтяной отрасли страны, а после вхождения в ее состав компании ТНК стала крупнейшей публичной нефтегазовой корпорацией мира. Ее штаб-квартира находится в Москве. «Роснефть» — государственное предприятие, которое  было создано в 1993 году на базе активов бывшего Министерства газовой и нефтяной промышленности СССР, переданных в 1991 году госкомпании «Роснефтегаз». В 1995 «Роснефть» была акционирована по Указу президента Б.Н. Ельцина.

По состоянию на начало ноября 2018 года, пакеты акций в процентном соотношении распределялись следующим образом: ведущую роль играла «Роснефтегаз» с 50% акций из основного количества (контрольный пакет). Около 19,7% владела компания BP Russian Investments Limited, а еще 19,5% распределялись между другими собственниками (Qatari QH Oil Investments LLC — 18,93%, Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» — 10,39%, другие юридические и физические лица — соответственно 0,58% и 0,34%, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом — 0,01%)[i].

Основной деятельностью компании является поиск и добыча углеводородов: нефти и газа, их переработка и реализация. Деятельность предприятия в основном сосредоточена на территории Российской Федерации, но имеются подразделения и в других странах. Эксперты считают, что во многом своим ростом «Роснефть»  обязана Игорю Ивановичу Сечину, который с 2012 года является главой холдинга, обеспечив весомый рейтинг в списке добывающей отрасли. Этот амбициозный и обладающий организаторскими способностями руководитель сделал все, чтобы под его началом «Роснефть» не только продолжала успешно функционировать, но также заключила самые прибыльные и масштабные сделки.

Проекты на Ближнем Востоке являются одним из стратегических направлений развития «Роснефти». Одним из ярких примеров успешной стратегии компании является газовое месторождения «Зохр» (Zohr) на глубоководном шельфе Египта. В октябре 2017 года «Роснефть» закрыла сделку по приобретению у итальянской Eni S.p.A 30% в концессионном соглашении на разработку месторождения «Зохр» —  крупнейшего газового месторождения в Средиземном море. Стоимость приобретения доли «Роснефти» составила 1,125 млрд долларов, а также компания обязалась  компенсировать Eni свою долю в понесенных исторических затратах по проекту. Вместе с «Роснефтью» в этом проекте задействованы соотвественно Eni (60%) и BP (10%). В 2018 году добыча газа на месторождении достигла 12,2 млрд куб. м. Как сказал Игорь Сечин, комментируя сделку по приобретению доли в концессионном соглашении на разработку газового месторождении «Зохр», ««Роснефть»” вошла в проект мирового уровня. Это открыло перед компанией возможности по укреплению своих позиций в перспективном и стратегически важном регионе, расширило потенциал нашего трейдингового подразделения и позволило укрепить взаимовыгодное сотрудничество с Египтом»[ii].

Осенью 2017 года «Роснефть» подписала соглашения с Иракским Курдистаном о вхождении в пять блоков по добыче углеводородов на территории региона. Начало геологических разведочных работ было намечено на начало 2018 года, старт добычи — на 2021 год. Запасы нефти в залежах оцениваются в 670 млн баррелей.  Договоренности были заключены на условиях раздела продукции после того, как Иракский Курдистан провел референдум о своей независимости от Ирака. Багдад сначала назвал контракты, подписанные без его согласия, незаконными. После этого стороны провели переговоры, чтобы урегулировать ситуацию с проектами «Роснефти», и затем, в конце февраля 2018 года иракские власти заверили, что не будут препятствовать работе российской компании, если она будет координировать свои действия с британской BP[iii].
В мае 2018 года из пресс-релиза компании стало извесно о том, что дочерняя компания «Роснефти» — Bashneft International B.V. — открыла новое месторождение нефти в Ираке, которое получило название «Салман»[iv]. Месторождение было открыто после бурения первой поисковой скважины на юго-западе Ирака на слабо изученной специалистами части Аравийской тектонической платформы. Глубина скважины составляет 4,277 тыс. м. Однако объем запасов месторождения компания пока не раскрыла, ограничившись заявлением о том, что  «в результате испытаний получен приток нефти, дающий основание рассчитывать на открытие промышленных запасов»”.

«Роснефть»  также подписала ряд документов с ведущими энергетическими компаниями Турции на полях встречи на высшем уровне между президентом России В.Путиным и главой Турции Р. Т.Эрдоганом. «Роснефть» и Demiroren Group Companies подписали Соглашение о поставках нефтепродуктов в период 2018 – 2020 гг. Новое соглашение определило намерение сторон подписать дополнительный контракт на поставку до 4,6 млн т нефтепродуктов до 2020 года, в том числе до 3,6 млн т дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы 10 ppm и до 1,0 млн т сжиженного углеводородного газа. В результате реализации условий подписанного соглашения «Роснефть» обеспечит более половины годовых потребностей Demiroren в нефтепродуктах[v].
Данное соглашение в значительной степени способствует укреплению взаимовыгодных отношений между российскими и турецкими партнерами. Последующее подписание контракта позволит «Роснефти» существенно укрепить свои позиции на рынке Турции – компания сможет обеспечить поставки дополнительных 11,3% импортируемого и около 6% всего потребляемого дизельного топлива в стране. Кроме того, “Роснефть” и BA Gas Enerji Sanayi ve Ticaret A.S. подписали Соглашение о сотрудничестве с целью организации поставок до 6 млн т нефтепродуктов в год, в том числе производства компанией, конечным потребителям в Турции.

В феврале 2019 года министр иностранных дел Южного Судана Ньяль Денг Ньяль сообщил СМИ о том, что представители ряда российских нефтяных компаний в ближайшее время посетят Южный Судан обсудить инвестиции в нефтяной сектор республики. По его словам, «возможность вложений в энергетический сектор Южного Судана рассматривают «Роснефть» и другие российские компании»[vi]. Ньяль Денг Ньяль подчеркнул, что на территории Южного Судана имеются ряд богатых нефтью залежей, для разработки которых пока не привлекались инвесторы. Эти поля, указал министр, «готовы для инвестиций».

С Катаром у «Роснефти» особые отношения, поскольку, как упоминалось выше, Qatari QH Oil Investments LLC владеет  18,93% акций российской компании[vii]. Также идет активное  сотрудничество с Катарским фондом образования, науки и общественного развития (Qatar Foundation). Последний является некоммерческой организацией, основанной в 1995 году бывшим эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифой Аль Тани и шейхой Мозой бинт Насер.  В конце марта 2018 года «Роснефть» открыла в Катаре центр исследований и разработок, результаты работы которого могут быть использованы на судостроительном комплексе «Звезда»[viii]. Этот российский центр Международного центра исследований и разработок в Катаре стал полномасштабным представительством компании, который выполняет наряду с научно-технической деятельностью функции по продвижению различных бизнес-направлений НК в регионе. Соглашение об открытии центра было подписано в рамках визита главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина в Доху. Его оффис находится  в Катарском парке науки и технологий (Qatar Science and Technology Park), находящимся под патронажем Катарского фонда образования, науки и социального развития (Qatar Foundation). Научный центр «Роснефти» будет разрабатывать новые решения производства конструкционных пластмасс, переработки газа, а также создания новых катализаторов, полимеров, масел и других технологий, отмечается в сообщении. Также известно, что «одним из направлений взаимодействия «Роснефти» с Катарским фондом образования, науки и социального развития станет совместное финансирование приоритетных российских и международных научно-исследовательских разработок, в том числе за счет возможности венчурного финансирования».

Несмотря на то, что в начале ноября 2017 года «Роснефть» и Иранская национальная нефтяная компания (NIOC) подписали дорожную карту по реализации стратегических проектов в сфере добычи нефти и газа на территории Ирана, сотрудничество с этой страной на данный момент приостановлено.  Газета «Ведомости» сообщила в декабре 2018 года со ссылкой на трех человек, знакомых с топ-менеджерами российской госкомпании «Роснефть», что она передумала работать в Иране. Осведомленный источник сообщил о том, что переговоры прекратились летом 2018 года в связи с угрозой санкций США против Ирана. Причиной ухода из Ирана стало в том числе изменение стратегии госкомпании: она теперь намерена сосредоточиться на росте внутри России (по информации другого собеседника «Ведомостей»)[ix].

Национальная нефтяная корпорация Ливии (NOC) и «Роснефть» в феврале 2017 года подписали рамочное соглашение о сотрудничестве, которое закладывает основу для инвестиций российской компании в нефтяной сектор Ливии. Соглашение предусматривает создание совместной рабочей комиссии для оценки возможностей сотрудничества в различных сферах нефтегазовой отрасли, включая разведку и добычу[x]. «Роснефть» и NOC также заключили соглашение о добыче нефти. Президент ливийской компании Мустафа Саналла тогда отметил, что этот документ является шагом на пути к стимулированию иностранных инвестиций с целью увеличения производства нефти в Ливии до уровня 2,1 млн барр / сут. к 2020 году.

В середине 2018 года компания «Роснефть» сообщила, что она и Саудовская Аравия прорабатывают возможность организации своповых поставок тяжелых сортов нефти на нефтеперерабатывающие заводы, а также кросс-поставки нефтепродуктов. По словам И.Сечина, «российско-саудовские отношения получили мощный импульс после визита короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда в Москву в октябре 2017 года». Он также отметил, что «за последние полтора года Россия, Саудовская Аравия и другие производители совместными усилиями восстановили равновесие на рынке, сократив добычу нефти. Однако наибольший вклад внесли Саудовская Аравия и Россия».

В январе 2019 года «Роснефть» заключила соглашение с Министерством энергетики и водных ресурсов Ливана об операционном управлении терминалом по хранению нефтепродуктов в городе Триполи. Соглашение предусматривает, что «Роснефть» будет пользоваться терминалом в течение 20 лет, проведя при этом работы по реконструкции и увеличению пропускной мощности. Комментируя заключение соглашения, глава Роснефти И.Сечин отметил, что компания надеется на дальнейшее расширение сотрудничества с Ливаном и на реализацию других потенциальных проектов в нефтегазовой отрасли страны[xi].

12 апреля с. г.  глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на заседании российско-бахрейнской межправкомиссии сообщил о том, что «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» ведут переговоры с Бахрейном по проектам в нефтегазовой отрасли. Д. Мантуров также отметил успешно реализуемый проект по линии АО «Росгеология», которое осуществляет комплексные геофизические работы на суше и на шельфе Бахрейна в интересах нефтегазового холдинга NOGA Holding.

Подводя итог, можно сказать, что «Роснефть» ведет активную политику на Ближнем Востоке, даже несмотря на то, что международная экспансия российских нефтяных компаний сейчас сильно ограничена из-за геополитических и санкционных рисков.

[i] https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/komu-prinadlejit-rosneft/ Кто владелец «Роснефти»

[ii] https://www.rosneft.ru/press/today/item/188233/ «Роснефть» закрыла сделку по приобретению 30% доли в газовом месторождении Zohr

[iii] https://www.rbc.ru/business/23/05/2018/5b0525b09a7947b6ffca0ab7 «Дочка» «Роснефти» открыла новое месторождение в Ираке

[iv] http://www.iraq-businessnews.com/tag/bashneft/

[v] http://www.ngv.ru/news/rosneft_uvelichivaet_postavki_nefteproduktov_v_turtsiyu/ Роснефть увеличивает поставки нефтепродуктов в Турцию

[vi] https://1prime.ru/oil/20190211/829703375.html Российские компании обсудят инвестиции в нефтяной сектор Южного Судана

[vii] https://www.rbc.ru/business/05/05/2018/5aec97e59a7947f6533d1ea1

[viii] https://rogtecmagazine.com/rosneft-opened-an-office-in-qatar/ Rosneft Opened an Office in Qatar

[ix] https://ria.ru/20181213/1547907547.html «Роснефть» отказалась работать в Иране, сообщили СМИ

[x] http://www.ngv.ru/upload/iblock/6fb/6fbc433a503782705a748b889cef34a6.pdf Новые зарубежные векторы«Роснефти»   ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»

[xi] https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/193439-rossiyskie-kompanii-gotovy-podumat-ob-organizatsii-postavok-spg-v-livan/

52.3MB | MySQL:103 | 0,620sec