Ситуация в Турции: февраль 2007 года

Усилия турецкой дипломатии в феврале были сосредоточены прежде всего на американском направлении и предусматривали в основном решение двух задач. Одна из них связана с Северным Ираком. Она заключается в реализации требований к Вашингтону принять жесткие силовые меры в отношении Рабочей партии Курдистана (РПК), боевики которой базируются на севере Ирака и регулярно совершают теракты на турецкой территории, а также перенести дату проведения референдума по вопросу о статусе Киркука — нефтяной столицы Иракского Курдистана. Цель решения второй, не менее важной задачи была определена Анкарой как «снятие Вашингтоном с обсуждения в конгрессе США резолюции о геноциде в отношении армян со стороны Османской империи в 1915 году, принятие которой, в связи с нынешним раскладом сил в высшем американском законодательном органе, стало в этом году вполне реальным».

Примечательно, что одна из этих проблем, а именно курдская, стала в феврале и причиной отчетливого размежевания в вопросе о путях ее решения на олимпе политического и военного руководства Турции. Приближение в Турции выборов президента страны и всеобщих парламентских выборов также продолжает существенно влиять на внутриполитическую ситуацию в стране.

В области российско-турецких отношений эксперты обратили внимание на высказывание президента В.В. Путина на большой пресс-конференции в Москве о сотрудничестве двух стран в энергетической сфере, а также на очередное заседание Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», состоявшееся 2–3 февраля в Стамбуле. Представляют интерес и итоги двухдневного заседания в Анкаре 12–13 февраля стран — участниц Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. В заседании приняли участие представители 13 стран — России, США, Турции, Великобритании, Австралии, Франции, Германии, Китая, Казахстана, Италии, Канады, Марокко и Японии. В качестве наблюдателей на встрече присутствовали представители Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Российскую делегацию возглавлял заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк. Москва и Анкара, как отметили в турецких дипломатических кругах, продемонстрировали взаимодействие в ходе подготовки и проведения данного мероприятия, что говорит о хорошем потенциале сотрудничества двух стран в рамках решения глобальных проблем.

По итогам заседания было принято совместное заявление. В документе особо подчеркнуты обеспокоенность растущим риском ядерного терроризма и решительный настрой на совместные действия против этой глобальной угрозы. Участники заседания, выразив удовлетворение проделанной работой, констатировали уверенность в том, что к Глобальной инициативе по борьбе с ядерным терроризмом будут присоединяться многие другие государства.

Страны — участницы заседания в Анкаре, подчеркивается в совместном заявлении, утвердили также конкретный план действий на 2007–2008 годы по реализации принятой на предыдущем заседании в Марокко Декларации о принципах Глобальной инициативы по борьбе с ядерным терроризмом. Среди положений плана — согласованные действия стран-участниц по всесторонней защите ядерных объектов, проведение научно-исследовательских разработок в этой области, совместные мероприятия по предотвращению попадания ядерных материалов в руки террористов. Особое внимание будет уделено совместным мероприятиям по ликвидации источников финансирования ядерного терроризма, совершенствованию национальных законодательств в этой области, налаживанию регулярного обмена информацией для принятия упреждающих мер по пресечению возможных терактов.

Участники заседания в Анкаре выразили признательность России и США, президенты которых своевременно выступили на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге с Глобальной инициативой по борьбе с актами ядерного терроризма, которая направлена на развитие сотрудничества в такой жизненно важной сфере. Достигнута также договоренность о проведении следующей встречи стран-участниц в Казахстане в июне текущего года.

Ведущие средства массовой информации Турции активно цитировали слова президента России В.В. Путина на большой пресс-конференции в Москве о надежных поставках российского газа в Турцию. «Мы хорошо знаем, что происходит в регионе. Так, Иран сократил в значительных объемах ранее оговоренные поставки газа в Турцию. В связи с этим турецкие друзья обратились к нам с просьбой существенно увеличить поставки российского «голубого топлива», и мы удовлетворили эту просьбу», — констатировал российский президент. Газета «Заман», цитируя В.В. Путина, отметила, что планы Москвы предусматривают осуществление второго проекта «Голубой поток» для транспортировки газа европейским потребителям. Это значит, делает вывод газета, что Москва рассматривает Турцию как транзитную страну и видит в ней партнера для сотрудничества в энергетической области.

Москва и Анкара продемонстрировали региональный аспект своего сотрудничества и в ходе третьей встречи Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в Стамбуле. В заседании приняли участие представители 18 исламских государств. Российскую делегацию возглавлял президент Татарстана Минтимер Шаймиев, турецкую – бывший министр иностранных дел страны, депутат парламента Яшар Акыш. Представители турецких дипломатических кругов особо указывают на тот факт, что в работе стамбульского заседания принял участие генеральный секретарь организации «Исламская конференция» (ОИК) Экмеледдин Ихсаноглу (представитель Турции. – Прим. автора). Это, по их мнению, свидетельствует о том большом значении, которое ОИК – одна из самых авторитетных в исламском мире международных организаций – придает развитию сотрудничества с Россией.

Влиятельная в местных политических кругах газета «Тюркие» выделяет слова генсека ОИК, который, давая оценку расширению на нынешнем этапе сотрудничества между Россией и исламским миром, констатировал, что «в период раскола, конфликтов и усиливающейся исламофобии у нас с Россией есть взаимопонимание и искреннее стремление к налаживанию взаимодействия и сотрудничества между различными цивилизациями».

Именно на достижение этой цели и направлены три проекта, о реализации которых договорились участники заседания в Стамбуле. Это создание интернет-журнала «Россия — исламский мир. Партнерство цивилизаций», учреждение комиссии по присуждению ежегодной премии за лучшую работу по вопросам исламо-христианского диалога и толерантности, а также издание книги о толерантности и взаимодействии различных цивилизаций, которую составят 15 экспертов, представляющих разные вероисповедания и национальности.

Участники заседания Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в Стамбуле особо отметили тот факт, что Россия, где проживают более 20 млн мусульман, имеет большой опыт налаживания сотрудничества между различными конфессиями. Этот опыт и политический ресурс, по их мнению, необходимо использовать в ходе реализации стамбульских проектов. В связи с этим в турецких политических кругах перспективным и своевременным называют предложение главы российской делегации Минтимера Шаймиева о налаживании контактов и объединении усилий группы «Россия – исламский мир» с европейскими и американскими центрами, которые хотят найти общий язык и взаимопонимание с мусульманским миром.

Именно несколько американских центров стратегических исследований стали в феврале местом активных дискуссий по острым проблемам турецко-американских отношений. Одна из них – признание конгрессом США факта геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Президент Джордж Буш направил письмо в конгресс США с призывом не принимать такую резолюцию. Как известно, демократическое большинство палаты представителей конгресса США намерено принять ее в апреле с.г. Анкара и Вашингтон серьезно обеспокоены таким развитием событий, так как понимают, что это может серьезно обострить и без того напряженные турецко-американские отношения.

Высшее военно-политическое руководство Турции, чтобы предотвратить принятие этого документа, высадило в США мощный турецкий десант, участники которого провели ряд встреч и переговоров с высокопоставленными представителями американской администрации, включая вице-президента США Д. Чейни. Заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Турции А. Гюль, начальник Генерального штаба вооруженных сил страны Я. Бююканыт, руководители представительных турецких парламентских делегаций Т. Чемез и В. Эрдем пытались во время пребывания в США и выступлений в различных центрах стратегических исследований убедить Белый дом в непоправимых негативных последствиях принятия в конгрессе США резолюции о геноциде армян в 1915 году для стратегических отношений двух союзников. Глава правительства Турции Реджеп Тайип Эрдоган поддержал их с турецкой территории. Выступая в Стамбуле на заседании Общества американских предпринимателей, премьер-министр заявил в связи с этим о своей серьезной озабоченности перспективой дальнейшего развития турецко-американских отношений.

Тем не менее, несмотря на все эти усилия, в политических и дипломатических кругах указывают на слабость влияния в этом вопросе нынешней администрации во главе с Бушем на демократов и мощное армянское лобби, что делает указанную резолюцию вполне проходимой через палату представителей конгресса США. Подтверждают такой вывод и участившиеся в последнее время заявления американской администрации о том, что «конгресс США – это независимая структура власти, повлиять на которую в вопросе резолюции по геноциду армян сложно».

Ее принятие будет настоящим шоком для турецко-американских отношений, считает глава турецкого дипломатического ведомства Гюль. Ведь общественное мнение Турции и без того сегодня крайне негативно оценивает внешнюю политику Вашингтона. Более 90% турецких участников различных независимых опросов называют «двойным стандартом и обманом» действия США при решении региональных проблем и сложных вопросов в сфере двусторонних отношений с Турцией. В случае прохождения резолюции о геноциде армян в Османской империи через конгресс США будет нанесен ощутимый урон региональному взаимодействию Анкары и Вашингтона, прежде всего, считают эксперты, на Ближнем Востоке, в Афганистане и Центральной Азии.

В феврале Турция вновь успешно продемонстрировала многовекторность своей внешней политики. Турки успешно провели в Анкаре переговоры с главой правительства Израиля Эхудом Ольмертом и двумя высокопоставленными представителями политического руководства Ирана, председателем меджлиса Голам-Али Хаддад-Аделем и министром иностранных дел Манучехром Моттаки.

Встреча с глазу на глаз Э. Ольмерта и турецкого премьера Р. Эрдогана продолжалась около двух часов вместо запланированных 45 минут. Это был один из самых закрытых для СМИ визитов. Интерес к нему подогревался и разразившимся накануне скандалом, связанным с реализацией масштабного проекта по возведению пешеходного моста на Храмовую гору. Как известно, старый мост разрушился три года назад в результате оползня, вызванного проливными дождями. Сооруженная тогда временная конструкция пришла в негодность и стала угрожать безопасности туристов, желающих подняться на Храмовую гору. Однако проект нового моста вызвал резкую критику со стороны палестинцев и всего мусульманского мира. Они полагают, что работы угрожают фундаменту мечети Аль-Акса, расположенной на вершине горы. С жесткими высказываниями в адрес Израиля буквально за день до переговоров в Анкаре с израильским премьером выступил в парламенте Турции и глава турецкого правительства.

Тем не менее неблагоприятный фон накануне турецко-израильских переговоров, вызванный строительством моста, ведущего к воротам Муграби, не повлиял на их деловой и конструктивный характер. Стороны сумели не только урегулировать проблему со строительством моста (его ход по взаимному согласию будет контролировать прибывшая в Израиль турецкая экспертная комиссия), но и обсудить ряд двусторонних и региональных проблем.

Обе стороны констатировали взаимную заинтересованность в реализации проекта модернизации для ВС Турции 60 танков М-60, положений Протокола о намерениях, подписанного 14 декабря 2006 года в Израиле, в котором зафиксирована принципиальная договоренность двух стран о совместном строительстве энергетического коридора, который соединит Черное и Красное моря. Как известно, в соответствии с этим документом, данный энергетический коридор включает трубопроводы для транспортировки в Израиль нефти, газа и воды, а также соединение двух морей линиями электропередачи и волоконно-оптическим кабелем.

Наряду с этим, в ходе переговоров в Анкаре достигнута договоренность о расширении процесса подготовки израильского спецназа в условиях горных районов Турции, проведении учений израильских ВВС с использованием авиабазы в районе турецкого города Конья. Учения предусматривают, в частности, отработку полетов с дозаправкой в воздухе, бомбометания в условиях сложного рельефа, маневров на низкой высоте.

Эти позитивные результаты переговоров позволили израильскому премьеру после завершения визита заявить, что «Турция, как современная мусульманская страна, может сыграть роль моста между Израилем и исламскими странами, у которых отсутствуют на нынешнем этапе отношения с еврейским государством». Анкара положительно относится к такой посреднической миссии.

Вместе с тем следует констатировать, что одна из основных задач визита израильской делегации, а именно убедить Анкару в необходимости ужесточить турецкую позицию в отношении иранской ядерной программы и предпринять экономические санкции в отношении Тегерана, осталась невыполненной. Анкара вновь подтвердила необходимость решения проблемы иранского ядерного досье лишь дипломатическим путем и право Тегерана на использование атома для развития своей экономики, подчеркнула значимость своего сотрудничества с Ираном в экономической сфере, прежде всего в энергетике.

Это и было продемонстрировано спустя несколько дней в турецкой столице в ходе серии переговоров на высшем уровне председателя меджлиса Ирана Голам-Али Хаддад-Аделя и министра иностранных дел Манучехра Моттаки. Их повестка дня включала вопросы углубления сотрудничества двух стран в области энергетики, в том числе атомной, в сфере безопасности и урегулирования ситуации в соседнем Ираке. Глава иранского внешнеполитического ведомства, как сопредседатель межправительственной турецко-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, принял также участие в ее заседании в Анкаре, по итогам которого был подписан протокол, реализация которого позволит увеличить товарооборот между двумя странами к 2010 году с нынешних 5 млрд долларов до 10 млрд.

Эксперты особо выделяют договоренность двух стран о проведении совместных работ на территории Ирана, связанных с поиском месторождений нефти и газа. Турция впервые за всю историю своих отношений с Ираном получает такое предложение. Наряду с этим на турецко-иранской границе будут сооружены работающие на «голубом топливе» электростанции, которые обеспечат электроэнергией приграничные районы двух стран. Тегеран также предложил Анкаре сотрудничество в атомной энергетике, а также участие в совместном проекте по транспортировке туркменского газа через территорию Ирана и Турции в Европу. В середине марта в Турцию прибудет представительная делегация во главе с министром нефти Ирана, которая планирует обсудить конкретные направления работы по реализации этих принципиальных договоренностей.

К удовлетворению иранской стороны, Анкара вновь подтвердила свою позицию по иранской ядерной программе, заявив, что проблема ядерного досье может быть решена только дипломатическим путем за столом переговоров. Однако турки предупредили Тегеран о необходимости открытого диалога с мировым сообществом с целью избежать принятия им экономических санкций в отношении Ирана. Турецкая сторона подчеркнула, что хотя в Анкаре и придают особо важное значение развитию торгово-экономического сотрудничества с Тегераном, тем не менее, в случае принятия соответствующего решения СБ ООН, Турция будет все же вынуждена рассмотреть этот вопрос и присоединиться к санкциям.

В ходе переговоров в Анкаре обсуждался также блок вопросов, касающихся сотрудничества двух стран в области безопасности. Их участники отметили, что турецко-иранская граница протяженностью 529 километров является сегодня самой безопасной границей в регионе. Это стало возможным благодаря взаимодействию двух стран в этой сфере, которое, как было заявлено в Анкаре, будет и далее расширяться. При этом особое внимание обе стороны уделят согласованным действиям для решения курдской проблемы и урегулирования ситуации в Ираке в целом.

В турецких политических и дипломатических кругах, анализируя итоги переговоров в Анкаре, отмечают тот факт, что турецко-иранские контакты на высшем уровне приобрели сегодня регулярный характер. Более того, они начали заполняться конкретными совместными проектами в таких стратегически важных сферах, как энергетика и безопасность, что делает отношения Турции и Ирана весомым элементом региональной политики. Это подтверждает и скоординированная подготовка двух стран к запланированной на 10 марта международной конференции по вопросам национального примирения, восстановления экономики и безопасности в Ираке. Попытки США воспрепятствовать этому процессу не увенчались успехом.

В сфере внутренней политики в Турции важнейшими остаются вопросы подготовки в стране к выборам президента и всеобщим парламентским выборам. Главная интрига предстоящих в мае президентских выборов заключается в вопросе, выставит ли для участия в них свою кандидатуру нынешний премьер-министр Р. Эрдоган. В феврале, как ожидалось, должен был прозвучать ответ на этот вопрос. Однако глава правительства сохраняет верность ранее данному слову о том, что будущий кандидат от правящей Партии справедливости и развития (ПСР), располагающей большинством в парламенте, будет назван лишь в апреле. Эксперты не исключают, что от ПСР будет все же выдвинута кандидатура Р. Эрдогана. При таком развитии событий нынешний заместитель премьера и министр иностранных дел А. Гюль возглавит ПСР и правительство страны. Однако этот сценарий не устраивает президента А.Н. Сезера, военные круги, а также оппозиционные политические партии, что, как полагают специалисты, может стать причиной существенного обострения внутриполитической ситуации в стране накануне президентских выборов.

52.37MB | MySQL:103 | 0,487sec