Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 февраля – 4 марта 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важными событиями в регионе стали визит президента Ирана М. Ахмадинежада в Саудовскую Аравию (предпринят по инициативе иранской стороны) и развитие ситуации в Ираке и вокруг него. Состоявшийся 3 марта визит иранского президента в Эр-Рияд и его переговоры с саудовским королем Абдаллой продемонстрировали стремление руководства двух соседних государств путем диалога искать приемлемые для обеих сторон подходы к урегулированию имеющихся между ними противоречий. Правительство Ирака на минувшей неделе сообщило о созыве 10 марта в Багдаде международной конференции для обсуждения вопросов стабилизации обстановки в стране.

В ходе официального визита в Саудовскую Аравию президент Ирана М. Ахмадинежад обсудил с саудовским королем Абдаллой широкий круг вопросов, связанных с положением дел в исламском мире и на Ближнем Востоке. Особое внимание при этом было уделено развитию ситуации в зоне Персидского залива, в Ираке, Ливане и на палестинских территориях, т. е. там, где напрямую сталкиваются интересы Эр-Рияда и Тегерана. По окончании переговоров было сообщено о схожести саудовской и иранской позиций по Ираку и обстановке на палестинских территориях. Стороны также заявили о своем намерении противостоять вражде между суннитами и шиитами, бороться с попытками расколоть исламский мир, расширять двустороннее сотрудничество. Конечно, в ходе однодневных переговоров Эр-Рияд и Тегеран не смогли договориться по всем спорным проблемам, преодолеть имеющиеся между ними серьезные разногласия и развеять существующее обоюдное недоверие. В этой связи главное значение визита президента ИРИ в саудовскую столицу, как видится, заключается в том, что руководство обоих государств продемонстрировало свое стремление не углублять, по возможности, существующие между ними противоречия, а попытаться найти подходы к их смягчению, что позволило бы не допустить дальнейшего обострения саудовско-иранского соперничества. При этом саудовцы и иранцы отдают себе отчет в том, что усиление противостояния может самым негативным образом сказаться не только на общей ситуации в ближневосточном регионе (а в этом сегодня не заинтересованы ни в Эр-Рияде, ни в Тегеране), но и на внутриполитической обстановке в Саудовской Аравии и Иране. Насколько эффективными окажутся достигнутые договоренности, уже в ближайшее время можно будет судить по тому, как станут развиваться события в Ливане, на палестинских территориях и, отчасти, в Ираке. Отметим, что по итогам визита М. Ахмадинежада ни одна из сторон не стала комментировать результаты обсуждения вопросов, касающихся иранской ядерной программы и возможного обострения обстановки вокруг Ирана в связи с его отказом от прекращения работ по обогащению урана.

Между тем ситуация вокруг Ирана реально имеет тенденцию к осложнению. США все более настойчиво заявляют о своем намерении добиваться принятия «дополнительных» мер помимо дипломатического давления с целью принудить Тегеран отказаться от расширения ядерной деятельности. Совет министров Евросоюза 2 марта одобрил введение санкций в отношении ИРИ в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1737 от 23.12.2006 г. В частности, решено запретить поставки в Иран технологий и оказание ему материальной помощи, которые можно использовать для разработки и производства оружия массового уничтожения и средств его доставки. И хотя на минувшей неделе страны «шестерки» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) не смогли договориться по основным параметрам новой резолюции Совета Безопасности по Ирану, эта работа продолжается и есть основания предполагать, что уже в скором времени текст данного документа будет согласован, причем, по всей вероятности, санкции в отношении Тегерана могут быть в нем лишь усилены.

Иран, со своей стороны, прилагает усилия по возобновлению многосторонних переговоров по его ядерной программе, причем без каких-либо предварительных условий. Иранцы также не собираются отказываться от главного требования международного сообщества – прекращения работ по обогащению урана. Вместе с тем в Тегеране заявляют о готовности «устранить возможные обеспокоенности противоположной стороны относительно отклонения от мирного характера иранской ядерной программы», подчеркивая, что «необходимые механизмы для снятия таких опасений существуют». Так, для этого предлагается создать ядерный консорциум на иранской территории с участием государственных и частных компаний из других стран.

Внутри страны М. Ахмадинежад все чаще подвергается жесткой критике со стороны многих политических и общественных деятелей, журналистов, которые недовольны бескомпромиссностью и агрессивностью заявлений президента по ядерной тематике. Осложняется и внутриполитическая обстановка в Иране, откуда все чаще стала поступать информация о вооруженных и террористических акциях боевиков различных оппозиционных группировок. О трудностях в экономической сфере свидетельствует недавнее принятие парламентом ИРИ закона об ограничении продажи бензина.

На минувшей неделе в Ираке произошли два важных события. Правительство страны сообщило о созыве в Багдаде 10 марта с. г. международной конференции по вопросам стабилизации обстановки в стране. Кабинет министров также подписал законопроект об основах деятельности в нефтяной отрасли, который вскоре должен быть передан на рассмотрение парламента.

Для участия в международной конференции по Ираку правительство страны пригласило пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, соседние с Ираком ближневосточные государства. Первый этап конференции намечено провести на уровне послов и, если он пройдет успешно, то второй этап форума планируется организовать в апреле, но уже на уровне министров иностранных дел. На сегодняшний день США, Иран и Сирия подтвердили свою готовность участвовать в багдадской конференции. Таким образом, Вашингтон фактически согласился на участие Тегерана и Дамаска в решении проблем иракского урегулирования, чему он прежде всячески препятствовал.

Разработанный правительством проект закона о нефти предполагает, что доходы от ее продажи будут направляться на единый счет, после чего их будут распределять между всеми провинциями Ирака в зависимости от численности их населения. Планируется создать Федеральный совет по нефти и газу, который станет разрабатывать политику для топливно-энергетического комплекса. В нем «будут представлены все провинции и регионы». Учитывая особую значимость и сложность нефтяного вопроса в современном Ираке, можно говорить о том, что обсуждение правительственного законопроекта в парламенте будет проходить весьма трудно и займет много времени.

В целом же обстановка в Ираке остается очень сложной и напряженной. В различных районах страны не прекращаются теракты, вооруженные нападения, похищения и убийства людей, другие насильственные действия. Проводимая американскими войсками и иракскими правительственными силами крупномасштабная операция по наведению порядка в Багдаде пока не привела к существенным позитивным результатам.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. В течение прошедшей недели израильские войска проводили крупную антитеррористическую операцию в Наблусе на Западном берегу реки Иордан. В ходе мероприятия было задержано значительное число лиц, подозреваемых в террористической деятельности, обнаружено и изъято большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатки. Операция завершилась 2 марта, однако уже на следующий день подразделения ЦАХАЛа вновь вошли в Наблус. Палестинские боевики продолжают эпизодически обстреливать ракетами израильскую территорию из сектора Газа.

Руководитель политбюро ХАМАСа Х. Машааль 27 февраля посетил Москву. В ходе состоявшихся переговоров глава МИД РФ С. Лавров посоветовал Машаалю признать Израиль и выполнить другие требования международного сообщества. Лавров также заявил, что Россия поддерживает создание палестинского правительства национального единства.

3 марта движение ХАМАС передало исполняющему обязанности главы палестинского правительства И. Хание список своих кандидатов на министерские посты в правительстве национального единства. Ожидается, что 4 марта свои кандидатуры в правительство представит движение ФАТХ. Как считают эксперты, наиболее сложным вопросом при формировании кабинета министров явится вопрос о кандидатах на пост главы МВД и вице-премьера.

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт в очередной раз заявил, что намерен бойкотировать палестинское коалиционное правительство, включая представителей ФАТХа, если оно не выполнит требований международного сообщества (признание Израиля, отказ от террора, подтверждение прежних соглашений). Глава израильского МИДа Ц. Ливни считает, что арабская мирная инициатива, предложенная Саудовской Аравией в 2002 г., в ее нынешнем виде не удовлетворяет Израиль, особенно в части, касающейся возвращения палестинских беженцев на прежние места проживания.

Вице-президент США Д. Чейни 26 февраля совершил незапланированную поездку в Пакистан. На встрече с президентом П. Мушаррафом Чейни заявил, что Вашингтон продолжает считать Исламабад своим важным союзником в борьбе с терроризмом, но ожидает от пакистанцев существенно большей поддержки в этом деле. Политические наблюдатели отмечают, что Чейни дал понять руководству Пакистана, что США могут сократить размеры своей помощи, если оно не активизирует действия против террористов из «Аль-Каиды» и экстремистов из афганского движения «Талибан», часть сил которых, как небезосновательно считают, находится на пакистанской территории. Ежегодная американская помощь Пакистану составляет 850 млн долларов, из которых примерно 300 млн идет на военные нужды, в первую очередь на антитеррористическую деятельность. В конгрессе США считают, что общий объем помощи Пакистану можно сократить до 350 млн долларов.

Пакистанские власти 3 марта опровергли информацию о том, что коалиционные силы, действующие в Афганистане, получили право преследовать боевиков «Талибана», пересекая при этом границу Пакистана. МИД страны заявил, что никаким иностранным войскам не будет позволено действовать на национальной территории.

Правительство Пакистана выделяет 600 млн долл. на программу по разведке и разработке месторождений урана на территории страны с тем, чтобы обеспечить топливом атомные электростанции. Данное решение в Исламабаде обосновывают тем, что «никто из развитых стран не демонстрирует готовности поставлять необходимое количество топлива для пакистанских реакторов».

3 марта в Пакистане произведено очередное испытание ракетного оружия. На этот раз был произведен пуск баллистической ракеты «Абдали» оперативно-тактического назначения с дальностью стрельбы до 200 км. Сообщается, что ракета может нести ядерный заряд.

В ходе визита в Афганистан вице-президент США Д. Чейни заверил президента Х. Карзая в неизменности курса Вашингтона на поддержку кабульского правительства. Во время нахождения Чейни на военной базе в Баграме, там был совершен теракт, однако американский политик не пострадал.

Правительство Марокко разработало план урегулировании проблемы Западной Сахары. Документ предусматривает предоставление спорному региону широкой автономии – собственное правительство и парламент, который сможет принимать законы, не противоречащие марокканскому законодательству. В ведении местного правительства будут находиться вопросы образования, туризма, социального обеспечения. Рабат при этом сохранит контроль над внешними сношениями, обороной, финансами и пограничной охраной, а король Марокко останется высшим религиозным авторитетом. Ожидается, что этот документ будет представлен в Совет Безопасности ООН в апреле с. г.

Алжир заявил, что его развивающееся сотрудничество с США в войне с терроризмом вовсе не означает, что американцы могут создавать на территории страны свои военные базы.

Приложение

Йемен: проблемы национальной безопасности

В настоящее время Йеменская Республика (ЙР) находится на трудном этапе своего развития. Происходящие в стране сложные процессы становления современного государства, экономического строительства, формирования единой нации и консолидации общества сталкиваются с многочисленными внутренними трудностями, активным сопротивлением консервативных сил, а также интенсивным воздействием внешних факторов, причем далеко не всегда позитивным. Главным образом это относится к исламскому радикализму и экстремизму.

Роль и место ЙР в современных международных и региональных отношениях в значительной степени определяется ее выгодным географическим и важным военно-стратегическим положением на перекрестке морских путей из Европы в Азию через Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив. Страна также находится на стыке Африки и Аравийского полуострова и недалеко от крупнейших в мире нефтяных месторождений Аравии.

Основные угрозы национальной безопасности Йемена во внешней сфере исходят из сложной военно-политической обстановки в зоне Персидского залива и сохраняющейся нестабильности в районе Африканского Рога.

Сложно развиваются йеменско-саудовские отношения. В 2006 г. Сана и Эр-Рияд подписали соглашение об окончательной демаркации границы между двумя странами. Вместе с тем, саудовцы, не доверяя Йемену, возводят вдоль границы с ним заградительную стену с целью предотвращения проникновения на свою территорию экстремистских элементов, контрабандистов, нелегальных иммигрантов и пр. В целом йеменско-саудовские погранично-территориальные противоречия все еще до конца не урегулированы. К тому же Эр-Рияд опасается упрочения йеменского государства, видя в нем серьезного потенциального соперника на Аравийском полуострове, а в Сане по-прежнему опасаются саудовского вмешательства во внутренние дела ЙР. Все это не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций между двумя странами.

На сегодняшний день йеменско-оманские отношения развиваются в позитивном русле. Вместе с тем с территории Йемена в Оман продолжают проникать группы исламских экстремистов. Это вносит определенную напряженность в отношения между Саной и Маскатом.

Йемен проводит активную политику в районе Африканского Рога. Руководство страны постоянно работает по урегулированию многолетнего конфликта в Сомали. Сана поддерживает переходное сомалийское правительство. Одновременно одну из сложных проблем для Йемена представляет постоянный приток беженцев из Сомали, где ситуация все еще далека от стабильной.

Республика расширяет связи с США и другими странами Запада в политической, экономической и военно-технической сферах. В 2001 г. было подписано соглашение о сотрудничестве с США в области безопасности. Пентагон имеет виды на использование Адена в качестве порта снабжения своего 5-го оперативного флота. Сюда уже совершают периодические заходы корабли и суда американских ВМС. В то же время в стране отмечаются устойчивые антиамериканские и антизападные настроения.

Поступательно развиваются российско-йеменские отношения, в том числе в военно-технической сфере.

В целом внешнеполитическое положение Йемена в последние годы заметно укрепилось. Внешние угрозы безопасности страны имеют тенденцию к уменьшению, хотя о полном их устранении говорить еще рано.

К наиболее важным внутренним проблемам, оказывающим влияние на стабильность и безопасность в стране, следует отнести незавершенность процесса национальной интеграции (племенной фактор, отношения Север – Юг), возрастание потенциала сторонников исламского фундаментализма, а также усиление социальной напряженности в результате проводимых экономических реформ.

Серьезную угрозу безопасности ЙР представляет исламистская ветвь международного терроризма, которая пытается использовать слабую охрану йеменских границ и все еще ограниченные возможности центрального правительства по контролю над рядом территорий на севере и северо-востоке республики, где, как достоверно известно, расположены лагеря исламских экстремистов, в которых осуществляется военная и идеологическая подготовка боевиков.

Наличие в стране экстремистских группировок вызывает серьезную обеспокоенность у йеменского руководства, поскольку они представляют собой один из наиболее значимых факторов, привносящих напряженность и нестабильность во внутриполитическую обстановку в республике. Ряд исламистских группировок встало на путь открытой вооруженной борьбы с правящим режимом. Правительственные силы безопасности при широкой поддержке армии периодически проводят войсковые операции по ликвидации бандформирований исламских экстремистов. В целом же правительство, учитывая высокую степень религиозности населения и значительное влияние исламистов в стране, действует по отношению к ним достаточно осторожно.

Наиболее крупным вооруженным выступлением йеменских экстремистов за последние годы стал мятеж одного из лидеров зейдитской общины шейха Али Хусейна аль-Хоуси аль-Бадруддина летом 2004 г. в провинции Саада на северо-западе ЙР недалеко от границы с Саудовской Аравией. И хотя сам Аль-Хоуси был убит осенью 2004 г. в боях с правительственной армией, его многочисленные сторонники не прекратили борьбу против правящего в ЙР режима. В начале 2007 г. они вновь резко активизировали свои действия, что привело к новому витку вооруженного противостояния, уже приведшему к многочисленным человеческим жертвам. В целом нет оснований полагать, что власти смогут в ближайшее время решить эту проблему, что будет негативно сказываться на общей ситуации в стране.

Йеменские племена имеют многочисленные и хорошо вооруженные военизированные формирования, которые по своей боевой выучке порой не уступают правительственным войскам. Одновременно племена остаются одним из важных источников пополнения личного состава регулярной армии. Племенная верхушка контролирует наиболее прибыльные полулегальные сегменты местного рынка, в частности, продажу оружия. По различным оценкам, на руках у жителей страны (18,9 млн чел.) находится от 50 до 65 млн единиц стрелкового оружия. Правительство не решается прикрыть этот бизнес, а проводимые время от времени кампании по изъятию оружия у населения имеют низкую эффективность. Периодически имеют место вооруженные столкновения отрядов племен с регулярной армией.

Стратегическое направление экономической политики правительства ЙР — форсированное развитие нефтяной отрасли и сельскохозяйственного производства, создание свободных экономических зон, поощрение частного капитала. В районе Маариб и в провинции Хадрамаут обнаружены крупные запасы нефти. Перспективной для Йемена может стать добыча природного газа.

Таким образом, экономические трудности, рост активности исламистов и недовольства населения Юга засильем северян осложняют внутриполитическую ситуацию в Йемене. Вместе с тем, президентские выборы 2006 г. показали в целом прочные позиции в стране правящего режима во главе с А. А. Салехом.

Военно-политическое руководство Йемена рассматривает вооруженные силы (ок. 67 тыс. чел.) в качестве основной опоры в деле защиты национальных интересов и территориальной целостности страны, важного инструмента для проведения внешнеполитической деятельности и обеспечения внутренней стабильности. ВС ЙР на современном этапе находятся в сложном положении. В войсках много устаревшей и выслужившей свой срок техники. Слабым остается уровень подготовки личного состава. Медленно реализуются планы перевооружения армии. В настоящее время основной упор в деле военного строительства делается на укрепление и развитие ВВС и ПВО.

Сохраняющиеся финансовые и экономические трудности, сложное внутриполитическое положение страны, фактически полное отсутствие собственной научно-технической и военно-промышленной базы не позволяют йеменскому руководству в короткие сроки поднять боеспособность национальной армии до уровня, обеспечивающего надежное обеспечение безопасности и неприкосновенности границ государства. Слабость национальных вооруженных сил во многом обусловливает внешнеполитический курс ЙР, направленный на недопущение крупных конфликтов в отношениях с соседями, на политическое урегулирование спорных территориально-пограничных вопросов. Внутри страны армия по-прежнему будет играть роль силы, укрепляющей все еще недостаточно прочное национальное единство.

52.27MB | MySQL:103 | 0,485sec