О проведении общенационального референдума по изменению конституции Египта

Общенациональный референдум по изменению конституции Египта пройдет 20-22 апреля. Об этом сообщил в среду на пресс-конференции в Каире глава Национальной избирательной комиссии страны Ляшин Ибрагим. По его словам, «на территории страны референдум состоится 20, 21 и 22 апреля». «Для египтян, проживающих за рубежом, определены даты с 19 по 21 апреля». В связи с проведением волеизъявления эти дни объявлены в Египте нерабочими. Во вторник парламент страны утвердил разработанные поправки к основному закону. Они предусматривают увеличение срока президентских полномочий с четырех до шести лет, введение должности вице-президента, восстановление верхней палаты законодательного органа страны, введение квот для женщин, рабочих и крестьян, молодежи, христиан и людей с ограниченными возможностями на представительство в парламенте, а также вносят изменения в некоторые статьи о судебных органах власти.   В частности, изменению подлежит 140-я статьи конституции 2014 года, ограничивающая мандат главы государства двумя сроками по четыре года. Президент, как и в действовавшей при главе государства Хосни Мубараке конституции 1971 года, получит теперь право избираться на шестилетний срок вместо четыре лет. «Президент республики избирается сроком на шесть лет, начиная со дня, следующего за истечением срока полномочий его предшественника, и может занимать пост не более двух последовательных сроков», — говорится в статье. Как заявил накануне спикер парламента Али Абдель Аль, «срок полномочий президента Абдель Фаттаха ас-Сиси истечет через шесть лет с момента объявления о его избрании (т. е. в 2024 году)». При этом он отметил, что «действующий глава государства имеет право переизбираться на еще один срок». Это стало возможным благодаря принятию «переходной статьи», которая гласит, что «срок действующего главы республики заканчивается через шесть лет после его избрания в 2018 году, и ему разрешается переизбираться на следующий раз». Таким образом А.Ф.ас-Сиси сможет руководить Египтом до 2030 года. Кроме того, депутаты проголосовали за восстановление в стране поста вице-президента, который в истории страны неоднократно то вводился, то отменялся. Согласно утвержденным поправкам, глава государства сможет назначать себе одного и более заместителей. Вводится также Сенат — верхняя палата парламента с ограниченными полномочиями. Ранее при Х.Мубараке уже существовала верхняя палата Шура, которая выполняла консультативные функции. В измененной конституции прописывается, как и раньше, независимость судебных органов власти. При этом новые поправки предполагают некоторое расширение полномочий главы государства. Так, они позволят президенту назначать судей, в том числе Верховного конституционного суда, и генерального прокурора, который в настоящее время определяется Верховным судебным советом. Кроме того, планируется создать Высший совет судебных органов во главе с президентом. Задача этого органа — контролировать деятельность судов. Кроме того, предлагается расширить юрисдикцию военных судов. Как указал глава избиркома на пресс-конференции, «избиратели будут голосовать по каждой статье отдельно». Первоначально референдум намечался на 24-26 апреля. 16 апреля египетский парламент одобрил ряд поправок к конституции страны, которые, среди прочего, продлят президентский срок до шести лет, что означает, что нынешний срок президента Абдель Фаттаха ас-Сиси закончится в 2024 году. Затем он может баллотироваться на переизбрание и занимать этот пост до 2030 года. Другие поправки предусматривают восстановление Совета Шуры-консультативного органа, который функционирует в качестве верхней парламентской палаты; создание должности вице-президента; и введение квот для представительства женщин и меньшинств в нижней палате. Если мы рассмотрим суть этих поправок в целом, то становится очевидным, что речь в данном случае о дальнейшем усилении полномочий президента с одновременным продлением его мандата практически пожизненно. Собственно произошло то, что и должно было произойти, исходя из всей природы самого военного переворота: это возвращение страны собственно в политические реалии режима Х.Мубарака со всеми соответствующими экономическими и политическими последствиями. И естественным финалом рано или поздно у президента Алжира А.Бутефлики или того же Х.Мубарака. Собственно произошло консервация прежнего положения вещей, что собственно и привело к «арабской весне» в Египте и приходу к власти исламистов.
Возвращаясь к сути предлагаемых поправок отметим, что из всех поправок, которые должны получить одобрение на всенародном референдуме, прежде чем они смогут войти в Конституцию, возможно, наиболее важными являются те, которые касаются политического мандата, переданного Вооруженным силам АРЕ. Эти меры дадут Верховному совету вооруженных сил (ВСВС) последнее слово при назначении министра обороны в гражданском правительстве Египта. И, что самое примечательное, формулировки этого мандата, возложенного на армию страны, претерпели тонкую, но значительную корректировку: Вооруженные силы АРЕ определяется теперь как «институт народа, которому поручено защищать Землю, Конституцию, демократические и личные права, государство, гражданское правление и достижения народа». Теперь, основываясь на формулировке этой поправки, определяющей полномочия армии, она теперь может закономерно утверждать, что любые действия, которые она предпринимает, могут быть оправданы как шаг по «защите» Египта. Важность поправок заключается не в том, насколько вероятно их принятие парламентом или насколько вероятно их одобрение египетской общественностью. Эти два момента не играют никакого значения в современном Египте. Как собственно смешно говорить о какой-то независимой судебной власти. Их принципиальная важность заключается в двух моментах.

  1. А.Ф.ас-Сиси фактически монополизирует власть в стране.
  2. Политическая власть военных над гражданским правительством закрепляется в законе. Она отныне самостоятельна в своих действиях вне зависимости от позиции гражданского правительства. Одновременно такая поправка статьи 200 Конституции АРЕ, как представляется, полностью снимает с гражданского государства контроль за действиями армии.
    Этот момент принципиально важен для армии, в том числе и в связи с продолжающейся военной операции на Синае. Как мы уже говорили ранее, ее суммарные успехи очень скромны на сегодня. Если проще, то все предыдущие действия армии и военной разведки на Синае в рамках подавления исламистской герильи на полуострове в конце прошлого года были признаны президентом А.Ф.ас-Сиси «неудовлетворительными». При этом аппарату военной разведки было поручено разработать «новую стратегию» действий с привлечением к этому процессу ряда аналитических центров ведущих египетских университетов. На заседании Высшего совета Вооруженных сил (ВСВС) 8 апреля, в котором принял участие президент Абдель Фаттах ас-Сиси, генерал Халед Маджавар, глава военной разведки Египта «Мухабарат Аль-Харбия», представил основной проект это новой стратегии, которая в целом предусматривает более широкую вербовку лоялистов из числа уроженцев местных бедуинских племен. Отметим, что подобную инициативу уже ранее предпринимал опальный ныне глава Управления общей разведки Халед аль-Фаузи, но безуспешно. Несмотря на существенную внешнюю поддержку, особенно со стороны Израиля, Каиру по-прежнему не хватает реального прогресса и координации усилий всех силовых ведомств на этом направлении. При этом сами структуры безопасности и армии на Синайском полуострове не отличаются излишней решительностью, и к тому же самым серьезным образом поражены коррупцией. В частности, на указанном совещании ВСВС было сообщено, что военная разведка недавно ликвидировала сеть продаж оружия террористам, которая действовала с позиций армейских арсеналов на Синае.
51.6MB | MySQL:101 | 0,328sec