О военно-техническом сотрудничестве Франции и Катара в области военной авиации

Как сообщают китайские источники, 6 февраля 2019 г. на авиационной базе «Мариньяк» ВВС Французской Республики прошла церемония передачи первой партии легких двухмоторных истребителей «Рафаль» (в одноместной модификации) для ВВС Катара. Достоверно известно, что на церемонии с французской стороны присутствовали госсекретарь Министерства обороны Франции Женевьева Дарьесек и Председатель совета директоров компании Dassault Эрик Трапье.

Руководитель французского авиастроительного предприятия в своем официальном выступлении отметил, что на протяжении 40 лет компания Dassault сотрудничает с ВВС Катара и всегда поставляет свои лучшие боевые самолеты, которые гарантированно обеспечивают защиту независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ этого государства Персидского залива.  Как известно, за указанный период ВВС Катара приняли на вооружение истребители «Мираж-Ф1», «Мираж-2000-9» и ряд других самолетов учебно-боевого назначения.

С катарской стороны на мероприятии присутствовали министра обороны Катара Халед бен Мухаммед аль-Аттыя, посол эмирата во Французской Республике Али бен Джасем Аль Тани, Начальник штаба ВВС Катара (ведущий пилот) генерал-майор Мубарк бен Мухаммед аль-Хаярин, Начальник инженерной службы ВВС Катара генерал Мухаммед Мубарак аль-Шахвани.

Как известно, ВВС Катара и французская компания Dassault еще в мае 2015 г. подписали контракт на поставку 24 истребителей «Рафаль», а именно 18 одноместных (бортовое обозначение ОА, производственное обозначение EQ) и 6 двуместных (бортовое обозначение DA, производственное обозначение DQ) общей стоимостью 6,3 млрд.долл.США.  Однако, спустя полтора года – в декабре 2017 г. было подписано дополнительное соглашение на поставку еще 12 одноместных боевых машин, однако стоимость дополнительной партии самолетов не разглашается в рамках соглашения о коммерческой тайне.

Большинство специалистов отмечает, что французские «Рафаль» остаются самыми дорогостоящими боевыми самолетами западного производства – средняя цена около 240 млн долл. США за единицу. Всего в срок до 2021 г. ВВС Катара получат  36 истребителей «Рафаль» из которых будет сформировано три эскадрильи .

Одновременно с самолетами катарские военные приобрели партию управляемых ракет класса «воздух-воздух» малой дальности типа Mica-IR Mica-EM и УР большой дальности Meteor (пр-во европейского оружейного концерна MBDA). Основное отличие УР первых двух моделей состоит в том, что фактически один достаточно легкий и компактный боеприпас (длина 3,1 м, диаметр 0,16 м, масса 112 кг)  можно при необходимости оснащать, либо двуканальной тепловизионной, либо стандартной радиолокационной головной частью наведения в зависимости от характера поступившей задачи.

Следует учитывать, что за счет двустороннего  канала связи, пилоты «Рафаль», равно как «Мираж-2000-5 или 2000-9» могут осуществлять пуск данных УР до захвата цели. Максимальная дальность пуска УР ВВ серии Mica составляет 60 км.

В отношении УР Meteor достоверно известно, что это первая сверхзвуковая ракета европейского производства, которая обладает эффективной дальностью пуска 100 км и при этом на протяжении всего полета устойчиво сохраняет высокую скорость – более 4 МАХа. Подобное стало возможным за счет прямоточного воздушно-реактивного двигателя, который при необходимости может обеспечивать даже гиперзвуковую скорость, однако данная ракета не располагает необходимыми линейными размерами – длина всего 3,65 м, диаметр 0,178 для размещения достаточного количества твердого топлива.

Большинство европейских специалистов отмечают, что активная радиолокационная головная часть наведения позволяет уверенно захватывать практически любые аэродинамические цели. Известно, что данную ракету можно достаточно просто интегрировать в номенклатуру авиационных средств поражения таких истребителей как: «Еврофайтер Тайфун», «Гриппен» и F-35.

Кроме этого катарские военные приобрели партию корректируемых авиационных бомб средней дальности под обозначением AASM (также известны под аббревиатурой HAMMER, сокращение от Highly Agile Modular Munition Extended Range). Фактически французские оружейники разработали серию универсальных авиационных оперенных бомб, которые могут быть оснащены гироскопом, инерциальным блоком наведения, приемником сигнала системы глобального позиционирования GPS, активным лазерным элементом.

Достоверно известно, что компания-производитель Sagem серийно выпускает три основные модификации, а именно: SBU-38(масса 125 кг, инерциальная система наведения — КВО 10 м) SBU-64 (масса 250 кг комплексная система наведения – КВО около 1 м) и SBU-56 (масса 1000 кг, комплексная система наведения – КВО менее 1 м). Вполне вероятно, что также осуществляется выпуск модели массой 500 кг, однако установить обозначение не представляется возможным.

Анализ фото- и видеоматериалов позволяет утверждать, что один истребитель типа «Рафаль» может быть вооружен 6  бомбами типа SBU-64, для размещения которых необходим специальный кронштейн, позволяющий на одной точке внешней подвески фактически поместить три авиационных средства поражения. Французские специалисты разработали бомбу AASM для борьбы со стационарными и подвижными целями, а также в рамках конкуренции с американскими производителями, выпускающими тяжелые бомбы GBU-50 с боевой частью проникающего типа BLU-109 (для поражения укрепленных, подземных объектов ). Минимальная дальность пуска бомбы AASM составляет 15 км при сбросе с малых высот, тогда как максимальный показатель достигает 60 км при сбросе с высоты 10000 м.

Кроме указанных боеприпасов, ВВС Катара получат в свое распоряжение крылатые ракеты воздушного базирования под обозначением Scalp-EG. Представляется возможным указать некоторые ключевые характеристики КРВБ Saclp-EG, а именно при стартовом весе ракеты 1300 кг масса боевой части проникающего действия с последующим подрывом  внутри укрепленного объекта может достигать 450 кг.

Дальность пуска по разным данным составляет от 250 до 972 км Известно, что стоимость ракеты Scalp-EG составляет 900 тыс. евро (по другим данным 930 тыс. долл. США).

Следует отметить, что КРВБ французского производства также известны под обозначениями APACHE AP, Storm Shadow, SCALP Naval, Black Shaheen и кроме ВВС Франции приняты на вооружение ВВС Великобритании, Италии, Греции, Королевства Саудовская Аравия и Объединенных Арабских Эмиратов. Достоверно известно, что впервые ВВС Французской Республики применили КРВБ  Scalp-EG в рамках совместного авиационного удара по сирийским военным объектам в апреле 2018 г.

Применение перечисленных АСП обеспечивает новейший летный шлем Targo-II (пр-во компании Elbit Systems, Израиль), который предоставляет пилоту всю необходимую техническую, летную и тактическую информацию, сохраняет работоспособность даже при отказе панели приборов и «практически создает дополненную трехмерную реальность».

Подготовку первой группы летного и наземного технического состава ВВС Катара, суммарной численностью 250 человек осуществляют французские специалисты на 118-й авиационной базе в районе Mont-de-Marsan (юго-запад Франции) и в Объединенном учебном разведывательном центре в Страсбурге. Первой учебной эскадрильи присвоено обозначение 04.030, тогда как в составе ВВС Катара она получит наименование «Аль-Адият».

Подготовка личного состава ВВС эмирата в рамках программы SOUTEX (информация практически не доступна по причине высокой секретности) была начата 1 октября 2017 г. Проверку учебного процесса министр обороны Катара Халед бен Мухаммед аль-Аттыя провел еще 06.07.2018.

Руководитель военного ведомства эмирата лично наблюдал за контрольными мероприятиями пилотов национальных ВВС, которые выполняли воздушную дозаправку от самолета-заправщика А-330 MRTT (в ВВС некоторых стран принят на вооружение под обозначением KC-30A «Voyager») ВВС Французской Республики. Следует отметить, что официальная Доха еще в 2014 г. разместила заказ на два таких самолета-заправщика, которые будут обеспечивать топливом самолеты оперативно-тактической авиации.

42.61MB | MySQL:87 | 0,875sec