Повлияет ли на политическую репутацию Реджепа Эрдогана перенос сроков сдачи Стамбульского канала – 2025 год?

16 ноября 2018 г. министр транспорта и инфраструктуры Турции Мехмет Джахит Турхан заявил, что «строительство Стамбульского канала не должно быть отложено до 2020 года, мы надеемся начать его в 2019 году», исключив тем самым предыдущие сообщения о том, что проект президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана будет отложен из-за мер жесткой экономии[i]. В начале февраля 2019 г. министр подтвердил, что срок сдачи Стамбульского канала  остается неизменным —  проект  предполагалось осуществить в течение ближайших пяти лет. Было произведено географическое зонирование маршрута Стамбульского канала[ii]. Однако 22 марта 2019 г. в интервью редакции турецкого информационного агентства Anadolu министр объявил, что правительство планирует реализовать «эту услугу» в 2025 г.[iii] 23 марта заявление Турхана было опубликовано на турецком сайте недвижимости Emlakta Sondakika под заголовком  «Мы подарим нашей стране канал Стамбул в 2025 году»[iv], а 12 апреля на сайте газеты Railly News (в статье «Последние новости о проекте Стамбульского канале»)[v]. Означает ли это окончательный перенос сроков и может ли исключение личного проекта турецкого президента из  «Стратегии (Hedef) – 2023» повлиять на политический рейтинг самого Эрдогана?

2025 год ранее уже озвучивался как возможный перенос сроков окончания строительства Стамбульского канала. До начала 2018 г. канал «Стамбул» просто значился в официальных инвестиционных планах. В своих бюджетных докладах парламенту министры ограничивались ссылками на этот проект. Турецкий политолог Мустафа Сонмез подчеркивал в связи с этим, что канал «Стамбул» не выходил «за рамки мечты, не имея ни технико-экономического обоснования, ни планов строительства на бумаге»[vi]. Другие эксперты полагали, что строительство спроектировано, но временно отложено[vii]. 2023 год рассматривался в качестве «идеальной» конечной даты. Более подходящим казался год 2025-й. Тем не менее, как показало время, президент Турции  не намерен был отказываться от своей инициативы. На бизнес-форуме «Турция-Сербия» в Белграде 10 октября 2017 г. он анонсировал очередной перенос сроков строительства канала на конец 2017 – начало 2018 г. «Канал «Стамбул» — это моя мечта», — подчеркнул   Эрдоган[viii]. 15 января  2018 г. проект Стамбульского канала формально получил дальнейшее развитие. Стамбульский канал рассматривался как важная составная часть предвыборного концепта Эрдогана в канун муниципальных выборов 31 марта. Независимый исследователь Джейхан Байсал заявила в связи с этим, что «экономика Турции работает только с помощью секторов строительства и недвижимости. Властям нужен канал, чтобы «включить» экономику, особенно перед предстоящими выборами. Это проект века, и Эрдоган вписывает в него свое имя и идеологию роста и развития»[ix].  Сам Эрдоган  ничего не заявлял о переносов сроков (во всяком случае автору статьи не удалось найти подобных высказываний). На турецком портале Haberturk, где изложена информационная история главного турецкого мегапроекта, о заявлении Турхана нет ни слова[x].  Тем не менее, заявление министра (конечно же, согласованное с президентом Турецкой Республики) похоже готовит почву для официального заявления правительства о переносе сроков «безумного и блистательного» (и уже изрядно набившего оскомину) мегапроекта. В условиях ползучего кризиса турецкой экономика это, скорее всего, сыграет даже на руку Эрдогану, ибо, во-первых,  речь идет всего лишь о переносе сроков (Стамбульский канал стоит на первом месте в планах правительства), а во-вторых демонстрирует готовность турецкого лидера, исходя из экономических интересов страны, наступить на горло собственной песне. На политическую репутацию Реджепа Эрдогана отказ от ранее анонсированной даты, конечно же, не повлияет. Вопрос, переживет ли это политическое самолюбие самого президента.

[i] Министр транспорта Турции Кахит Турхан заявил, что строительство мега-проекта канала «Стамбул», 45-километрового канала, соединяющего Черное и Эгейское моря и идущего параллельно Босфору, начнется в следующем. URL:https://mk-turkey.ru/economics/2018/11/16/stambul-nachnyotsya-v.html

[ii] URL:http://emlak.haber7.com/emlak/haber/2821265-kanal-istanbulda-onemli-gelisme-onaylandi

[iii]URL:https://emlakkulisi.com/kanal-istanbul-2025te-tamamlanacak/602117 На цитируемом сайте  интервью  Мехмета Джахита Турхна вышло под заголовком «Канал Стамбул будет завершен в 2025 году!»

[iv] URL:https://www.emlaktasondakika.com/haber/ulasim/kanaldan-ilk-gecis-2025te/143650

[v] What is the latest in the Channel Istanbul Project? URL:https://raillynews.com/2019/04/What-is-the-last-situation-in-the-channel-istanbul-project/

[vi] URL http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2017/02/turkey-canal-istanbul-project-lots-of-dreaming.html. (дата обращения 2.10.2017).

[vii] URL: http://www.newropeans-magazine.org/en/2015/12/21/kanal-istanbul-within-7-years-us-aircraft-carriers-will-enter-the-black-sea/

[viii] URL: http://www.hurriyetdailynews.com/groundbreaking-for-kanal-istanbul-project-to-be-held-in-late-2017-or-early-2018-erdogan-120676 (дата обращения 18.11.2017).

[ix] https://www.scmp.com/news/world/europe/article/2149028/erdogans-kanal-istanbul-may-save-ships-crashing-critics-say-its

[x] См.: https://www.haberturk.com/haberleri/kanal-istanbu

42.32MB | MySQL:92 | 1,116sec