О перспективах отношений Израиля и Армении

В последнее время появилось довольно много публикаций, утверждающих, что настал момент для потепления отношений Израиля и Армении. Пожалуй, главным в их числе можно назвать апрельский материал французского Intelligence Online, сообщающий о росте заинтересованности Еревана в продукции израильского ВПК, прежде всего это касается беспилотников и средств радиоэлектронной разведки. Ранее в марте заместитель министра иностранных дел Армении Г.Ованнисян в интервью Jerusalem Post сообщил, что страна рассматривает возможность открытия посольства в Израиле для того, чтобы продемонстрировать переход двухсторонних отношений на новый уровень. Названные свидетельства далеко не единственные из тех, что можно обнаружить в СМИ. Вместе с тем  при кажущейся попытке преодолеть давний тупик в полной мере они не отражают всего происходящего на армяно-израильском треке.

В частности, Г.Ованнисян дважды отметил нежелание давить на Израиль. Во-первых, это касается обеспечения равноценного дипломатического представительства, исходя из чего Ереван не называет в качестве необходимого условия открытие посольства, аналогичный шаг Иерусалима (в настоящий момент Израиль представлен в Армении послом-нерезидентом, а консульские услуги оказываются через посольство Израиля в Тбилиси). Во-вторых, выражая недовольство тесными азербайджано-израильскими отношениями в военно-технической сфере, заместитель главы МИД Армении также не считает возможным использовать этот пункт как инструмент воздействия на Израиль в вопросе о посольстве. Таким образом, по сути, для Еревана важно лишь одно – резиденция дипломатической миссии может быть расположена только в Тель-Авиве.

Г.Ованнисян объясняет последнее довольно простыми соображениями, заключающимися в сложности кардинальной смены курса для небольшой внерегиональной страны, не обладающей достаточным влиянием на ближневосточные дела. Также было отмечено, что Ереван не будет стремиться увязывать политико-дипломатические процессы с вопросом признания геноцида армянского народа, отдавая дань интересам Израиля. При этом в интервью израильской прессе Г.Ованнисян сослался исключительно на турецкую составляющую этой проблемы.

Вместе с тем после признания США израильского суверенитета над Голанами Ереван явно пытается использовать этот факт для того, чтобы добиться изменения американского подхода к статусу геноцида, что может повлечь и трансформацию израильских взглядов. К примеру, почетный консул Армении во Фресно (Калифорния) полагает, что президент Д.Трамп, известный своими нестандартными шагами может сделать еще один в пользу Армении. Кроме того, с его точки зрения, способствовать этому должно недовольство Вашингтона Анкарой в связи с ситуацией вокруг приобретения Турцией российских ЗРК С-400.

Немаловажно и то, что непростыми остаются отношения на уровне еврейских и армянских лоббистских структур в США. Представители последних увидели в шаге Д.Трампа возможность разрешить вопрос с суверенитетом Нагорного Карабаха, на который претендует Азербайджан, настаивая на необходимости соблюсти принцип его территориальной целостности. Вместе с тем в их позиции подчеркивается, что, несмотря на схожесть ситуаций, Иерусалим предпочитает оставаться на стороне Баку, руководствуясь такими соображениями, как закупка нефти, сотрудничество в сфере ВПК и близость Ирана. При этом на фоне недовольства азербайджано-израильскими контактами Ереван пытается использовать Тегеран как противовес.

Таким образом, отношения между государствами остаются неоднозначными в силу различных причин. Однако есть фактор, все же подталкивающий Израиль к тому, чтобы продолжать активность на данном направлении – это идея создания зоны свободной торговли с ЕАЭС. По мнению израильского юриста Ц.Кантора, работающего над этой темой, Армения является «входной дверью» в ЕАЭС, а это, в свою очередь, означает развитие торговли и упрочение позиций на рынках региона. Израиль, по данным того же эксперта, в начале текущего года находился на 3-м из 4 этапов согласования ЗСТ. Впрочем, не совсем понятно, кому этот шаг будет более выгодным. Израиль во многом подталкивают дипломатические соображения, показывающие закрепление страны в различных регионах. А вот в ЕАЭС довольно много внутренних проблем, связанных с барьерами на границах России и Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, а также разным уровнем экономического развития государств. В результате собственный интеграционный потенциал в полной мере развиться пока не может, исходя из чего, есть большая потребность во внешних инвестициях. Иран при этом, каким бы важным партнером он не казался, возможностями вкладывать особенно в условиях санкций не обладает, а значит, и не будет способствовать развитию ЕАЭС, чего не скажешь об Израиле.

В целом, армяно-израильские отношения по-прежнему обладают большим количеством ограничений. Частичного улучшения можно добиться путем продвижения ЗСТ между Израилем и ЕАЭС. Кроме того, определенную роль может сыграть и назначение нового главы МИД ближневосточной страны, поскольку, к примеру, А.Либерман воспринимается в Ереване как сторонник сотрудничества с Баку, создающий препятствия в отношениях с Арменией. Вместе с тем полного устранения противоречий ожидать все же не стоит, основываясь на стратегических интересах Израиля.

62.81MB | MySQL:102 | 0,556sec