О гуманитарном кризисе вокруг сирийского лагеря Аль Хол

Обострившаяся с начала 2019 года гуманитарная ситуация вокруг сирийского лагеря беженцев Аль Хол отчетливо сигнализирует международному сообществу о том, что сирийский вооружённый конфликт пока далёк от завершения. Несмотря на  победу над «Исламским государством» (запрещено в России) и последовавший вслед за этим перелом военной-политической ситуации, гуманитарный кризис в Сирии пока далёк от завершения. Существенное сокращение в 2018 году острой фазы боевых действий официального Дамаска против различных террористических организаций не привело к ожидаемому облегчению бедственного положения внутренних беженцев.

Особенно это касается ситуации на северо-востоке Сирии,  где большая часть  контролируется курдской коалицией и ведомым ею «Сил демократической Сирии» (СДС). Именно на линии противостояния курдов с остатками «Исламского государства» регулярно вспыхивают все новые гуманитарные кризисы.

Одним из таких проявлений стало резкое обострение гуманитарной ситуации вокруг лагеря беженцев Аль Хол, располагающегося в зоне курдского контроля на границе с Ираком. Ситуацию можно расценивать неоднозначно. С одной стороны, с точки зрения военно-политических перспектив, налицо позитивные тенденции: по мере выдавливания курдами террористов «Исламского государства» и сокращения территории, подконтрольной террористам, гражданское население получает свободу выхода из этих некогда заблокированных террористкам регионов. Речь идёт в первую очередь о женщинах, детях и пожилых, то есть социально уязвимых групп населения, которые стремятся уйти из под «гнета» исламистов в соседние, более безопасные регионы Сирии, с курдским контролем.

С другой стороны, с точки зрения гуманитарных перспектив, в результате таких массовых переселений нуждающегося населения возникает угроза новых гуманитарных кризисов. Ввиду слабого присутствия гуманитарных партнеров и донорских в этих регионах, в том числе ввиду отсутствия эффективной логистической цепочки, ограниченного доступа и высоких угроз безопасности, внутренние беженцы оказываются незащищенными и по сути в критическом положении. В итоге возникают ситуации подобно гуманитарному кризису вокруг лагеря Аль Хол, который вспыхнул буквально в начале 2019 года. С февраля по апрель текущего года численный состав этого лагеря увеличился вдвое и сегодня составляет почти 75 тысяч человек.

Как отмечалось, социальный состав беженцев в лагере характерен: 70% составляют дети до 18 лет, при том что 65% всей группы представляют дети в возрасте младше 12 лет.

К концу апреля гуманитарные организации системы ООН на местах констатируют некоторую стабилизацию и сокращение интенсивности потоков новых беженцев в лагерь Аль Хол. В середине апреля в течение недели в лагерь прибыло лишь 1700 человек (что составит 8-9 тысяч в месяц). В итоге в апреле нагрузка на социальные услуги и службы срочной гуманитарной помощи — от размещения до питания и медицинской помощи — стала менее ощутимой. Это обстоятельство позволило гуманитарным организациям взять паузу и перестроить систему распределения гуманитарной помощи населению лагеря, чтобы инвестировать в дополнительные работы по расширению территории лагеря и сооружению новых жилых помещений для размещения семей беженцев (15 тысяч из них по-прежнему размещены вместе, в общих временных палаточных поселениях).

Сравнительный анализ гуманитарной ситуации в лагере Аль Хол в марте и апреле текущего года показал некоторые позитивные изменения. Побывавшие в лагере в марте журналисты сигнализировали о бедственном положении населения, в частности, отмечая дефицит медикаментов и продовольствия, а также полное отсутствие доступа к образованию у детей лагеря. Ещё более тревожным фактом стала поступающая из лагеря (но не подтверждённая окончательно) информация о том, что в отношении жителей лагеря, в первую очередь детей, регулярно применяются меры насилия вплоть до их избиения. В прессе приводились даже факты гибели нескольких детей в результате таких избиений со стороны курдских сил, контролирующих лагерь. Даже, если факты гибели детей, документированное подтверждение которых отсутствует, и окажутся в итоге неким «преувеличением» со стороны журналистов, думается, что сам факт плохого обращения с беженцами не вызывает сомнения. Достаточно сказать, что беженцы в Аль Хол в принципе лишены свободы выбора своей дальнейшей судьбы, особенно что касается детей младше 12 лет.

В апреле доклады международных гуманитарных организаций наполнились сдержанным оптимизмом.

По оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), в медицинском кластере гуманитарные партнеры смогли стабилизировать ситуацию и, в частности, организовать срочную эвакуацию тяжело раненых в городские госпитали. 350 человек было доставлено по линии Организации Курдского Красного Креста в больницы городов Аль Хасеке и Камышлы.

Кроме того, с середины апреля, наконец возобновилось планирование добровольной репатриации иракских беженцев лагеря Аль Хол в соседнюю страну. Ранее, в январе, оно было приостановлено курдской администрацией по неназванным причинам. По мере стремительного роста числа беженцев в лагере в течение последних месяцев проблема актуализировалась. Сегодня, число иракцев в лагере составляет 30 000 человек, что составляет 40%  его численного состава. 1800 семей (порядка 8-9 тысяч человек) уже зарегистрировалось в администрации лагеря как добровольцы в рамках первого этапа эвакуации. Также наметились положительные тенденции в сфере распределения продовольственной помощи и санитарно-гигиенических средств.

Финансово-ресурсное обеспечение гуманитарных усилий в северо-восточной Сирии в контексте обострения ситуации вокруг лагеря Аль Хол довольно стабильное. Для финансирования дополнительных мер гуманитарного содействия, доноры в апреле с.г. одобрили выделение в срочном порядке из резервов Сирийского гуманитарного фонда 16 млн. долларов США.

Тем не менее, несмотря на ряд положительных индикаторов, гуманитарный кризис в лагере Аль Хол пока не имеет устойчивого решения. Отсутствие обозримых перспектив полного вытеснения разрозненных террористических группировок «Исламского государства2 сводит к минимуму шансы добровольного возвращения этих беженцев обратно в свои дома, что «подвешивает» их пребывание в лагере на неопределённое время. В то же время, ситуация в лагере, несмотря на явные симптомы улучшения, далека от нормализации. Самые больные точки — обеспечить защиту и права детей, в особенно от физических наказаний от администрации лагеря, а также решить проблему их доступа к образованию путём открытия школ на территории лагеря.

В более стратегическом плане, гуманитарный кризис вокруг лагеря Аль Хол вновь продемонстрировал шаткость ситуации в Сирии, особенно в районах, контролируемых не правительством, а другими силами (курды, протурецкая оппозиция), где перманентное возникновение очагов гуманитарного кризиса пока представляется неизбежным.

52.22MB | MySQL:103 | 0,803sec